Всеволод вишневский стихи о войне

Обновлено: 22.11.2024

Вишневский Всеволод Витальевич

Дневники военных лет (1943, 1945 годы)

Вишневский Всеволод Витальевич

Дневники военных лет (1943, 1945 гг.)

Так обозначены ссылки на примечания. Примечания после текста.

Аннотация издательства: В этой книге публикуется лишь часть "Дневников военных лет", относящихся к Ленинграду, и полностью - последняя, завершающая глава их, - "Капитуляция Берлина", как единственный в своем роде, бесценный документ и подробное свидетельство окончательного поражения Гитлера и его режима. Взятый период из ленинградских дневников печатается с сокращениями, вызванными ограниченным объемом книги. Но все то, что характеризует жизнь и деятельность писателя в эти дни, строго сохранено.

С о д е р ж а н и е

Подвиг писателя. Предисловие Е. Янковской

Из новогодней речи Вс. Вишневского 31 декабря 1942 г.

Ленинград (1 января 1943 - 10 декабря 1943)

Январь 1943 года

Февраль 1943 года

Апрель 1943 года

Август 1943 года

Сентябрь 1943 года

Октябрь 1943 года

Ноябрь 1943 года

Декабрь 1943 года

"Война пронесется, и от нее останутся лишь легенды, книги, памятники, символы. и могилы. А над полями - вечное необъятное небо, белизна снегов, людские заботы дня, раздумья. И кто-то в зиму 2043 года, может быть, спросит:

- Как и чем жили люди в 1943 году, участники Отечественной войны?

В меру сил своих я об этом и рассказываю. - безвестный потомок мой. Не знаю - чем я тебя смогу порадовать. Я пишу то, что вижу. "

Всеволод Вишневский написал эти строки в дневнике 26 декабря 1943 года, выразив в них суть и назначение поистине подвижнического труда писателя. В день, когда они писались, Вишневский был серьезно болен и находился на излечении в подмосковном санатории: сказались два с половиной года войны, блокадный Ленинград.

Сейчас трудно судить, как бы использовал автор увиденное им и запечатленное на бумаге с наступлением мирных дней, - планов было много, как военную летопись, как материал для последующей работы или как проверку своих убеждений. Известно только, что Вишневский очень дорожил дневниками. "Может быть это - самая дорогая для меня часть моих литературных работ", писал он в своей автобиографии.

Возможно, в обоснованности этих слов кто-то и усомнится, вспомнив, как гремела слава его фильма "Мы из Кронштадта" или его пьесу "Оптимистическая трагедия". И все же такое отношение к дневникам самого Вишневского вполне оправдано. Надо представить хотя бы, как в Ленинграде 1941-1944 гг., в городе, "где Эдгар По показался бы только бытовиком", в обстановке круглосуточной бомбежки, при минусовой температуре в комнате, больной, смертельно уставший человек педантично ведет записи, помня, что он свидетель и участник неповторимых по героизму и исторической важности событий.

"Хочу все видеть и помнить", - писал Вишневский 30 июня 1941 года. Начав их 22 июня, он продолжал свои записи в течение всей войны, до победных дней, то есть до капитуляции Берлина включительно.

Это вступительное слово о Вишневском я начала с его дневников не случайно и не только потому, что они являются содержанием настоящей книги. "Дневники военных лет" - не только летопись Отечественной войны, - они, как ни одна биография, страница за страницей рисуют образ самого писателя - с его критериями, думами, планами на будущее, - мужественного, цельного и упорного человека.

Вишневский нигде, даже в самых сокровенных записях, не говорит о личном подвиге. И толкует он подвиг по-военному, коротко и просто, - как долг, включая сюда долг гражданина, коммуниста и писателя. Но совершать подвиги он начал очень рано.

Всеволод Витальевич Вишневский родился 21 декабря 1900 года в Петербурге, в семье межевого инженера (землемера). Мать его была фельдшерицей. Когда началась первая мировая война, он, 14-летний мальчишка, гимназист 6-го класса, удрал на фронт и стал разведчиком лейб-гвардии Егерского полка. Там, на фронте, он получил, по собственным словам, "три георгиевских награды и настоящий жизненный опыт".

"Я, конечно, не забывал об образовании, - пишет Вишневский в своей автобиографии. - Я все время, - был ли в окопах, или в госпитале, продолжал учиться и, приезжая в отпуск в Петербург, сдавал экзамены и переходил, по возможности, из класса в класс. В начале 1918 года я сдал экзамен на аттестат зрелости. К этому времени я уже был в рядах 1-го морского отряда. "

Шла уже гражданская война, и Вишневский - ее активнейший участник. Бывший солдат становится матросом Волжской флотилии, он - пулеметчик на флагманском корабле "Ваня-коммунист", участвует в боях с белогвардейской флотилией.

Героическая жизнь защитника революции неслась стремительно, бурная, деятельная натура жаждала всюду успеть. После Волги Вишневский попадает в украинские степи, - он командир-пулеметчик в бригаде бронепоездов, затем начальник особого отдела.

На бронепоезде "Грозный" он воюет с петлюровцами, с бандитскими группами.

В самый тяжелый период борьбы с Врангелем Вишневский выполняет особое задание ЦК большевистской партии по подпольной работе в Крыму. В 1919 году он - в Первой Конной Буденного, воюет с деникинцами.

Здесь, на полях сражений гражданской войны, крепнет и обретает силу ею литературный талант, который начал проявляться у Вишневского еще в ранней юности.

Первым серьезным творческим результатом увиденного и пережитого за эти годы явилась пьеса "Первая Конная" (1929г.). С. Буденный написал к ней предисловие - "О пьесе пулеметчика Вишневского". Перечисляя достоинства этого произведения, Семен Михайлович Буденный определил главную его особенность, ставшую отличительной чертой дальнейшего творчества Вишневского, - жизненность материала, его документальность и достоверность.

Постановкой спектакля "Первая Конная" начал свое существование Театр Центрального дома Красной Армии, затем пьеса вошла в репертуар других театров страны.

Данью гражданской войне был и цикл рассказов "Матросы". В них писатель ярко поведал миру о таких фактах и "случаях" бесстрашия, имевших место в Новороссийске, в пору борьбы с Врангелем, перед которыми иногда меркнет современная фантастика. Между тем в основе рассказов этого цикла подлинные события, в них присутствуют реальные люди, в их числе - сам автор.

В 1932 году Вишневским была написана вторая пьеса о гражданской войне - сейчас широко известная "Оптимистическая трагедия". Изображение героики гражданской войны в этой пьесе осталось непревзойденным. По силе эмоционального воздействия ей нет равных в советской драматургии.

Но самую большую популярность из произведений о гражданской войне принес Вишневскому фильм "Мы из Кронштадта", сценарий которого был написан в 1933 году. Этот фильм триумфально прошествовал по экранам всего мира. Вишневский сам выезжал за границу и был свидетелем этого триумфа в Праге, Париже, Лондоне и особенно - в сражающейся с фашизмом Испании, куда он ездил в 1937 году не только как автор фильма, но и как делегат на Всемирный конгресс писателей-антифашистов. За фильм "Мы из Кронштадта" Вс. Вишневский и режиссер Е. Дзиган были награждены орденами Ленина.

Следует отметить, однако, что ни одно из сценических произведений Вишневского не принималось без препятствий: его творческий метод, новый, необычный для сцены и экрана, вызывал непонимание, а следовательно, и неприятие многих постановщиков и критиков,

В мирные 30-е годы Вишневский работает в самых различных жанрах. Он пишет пьесы, сценарий к фильму "Испания", эпопею "Война" (о первой мировой войне), кинороман "Мы - русский народ". Здесь нет возможности даже коротко сказать обо всем, что было написано, я останавливаюсь только на самых значительных его произведениях, в числе которых следует назвать пьесу "Последний решительный" (1930 г.) - о предстоящей неизбежной войне. С прозорливостью опытного военного и историка писатель предсказывает неотвратимость кровавого столкновения двух полярно противоположных систем капиталистической и социалистической.

Читайте также: