Времена года в стихах и звуках

Обновлено: 04.11.2024

Оформление: зал оформлен в осеннем стиле, на стенах и специальных стендах рисунки учащихся на осеннюю тему и репродукции известных художников об осени. Стоят столики, на которых лежат произведения поэтов XIX-XX вв. Все участники вечера, гости сидят за столиками.

Слайды об осени.

ВложениеРазмер
pogovorim_ob_oseni_v_stikhakh.docx 27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Вечерняя(сменная)общеобразовательная школа №2»

Номинация: Сценарий проведения экологических внеклассных и внешкольных мероприятий.

Тема: « Время года в стихах и звуках »

Учитель русского языка и литературы

Краснова Флюра Ахметовна

"Время года в стихах и звуках"

Цели: воспитание любви ,бережного отношения к природе, учить чувствовать и понимать красоту осеннего пейзажа на основе лучших поэтических произведений поэтов 19-20 вв.

Оформление : зал оформлен в осеннем стиле, на стенах и специальных стендах рисунки учащихся на осеннюю тему и репродукции известных художников об осени. Стоят столики, на которых лежат произведения поэтов XIX-XX вв. Все участники вечера, гости сидят за столиками.

Слайды об осени.

Звучит песня «Листья желтые над городом кружатся»

Общий музыкальный фон замолкает и начинает звучать песня группы “ДДТ” “Что такое осень?” (возможно живое исполнение этой песни группой учителей или ребятами).

На последних аккордах этой песни ведущие начинают вечер.

1-й вед . Добрый вечер, друзья ! Золотая Осень пришла в наш город. Та самая «унылая пора», когда мелкий дождик и танец листьев за окном внушают желание почувствовать себя немножко британцем: завернуть ноги в теплый плед и сесть с кружкой черного чая у камина… Любимое время года многих русских поэтов, дававшее им вдохновение. Сколько замечательных, незабываемых поэтических строк посвящено этой красавице – осени! Кто только не любовался её красотой, не воспевал её!

2-й вед . Мы рады приветствовать вас на нашей встрече.

1-й вед . Разговор наш пойдёт сегодня об удивительном времени года – осени.

2-й вед. Действительно, что же такое осень? На этот вопрос мы попробуем отыскать ответ у поэтов 19 и 20 веков. Обратимся к их творчеству.

1-й вед . Начнём, пожалуй, с самого популярного стихотворения А.С.Пушкина “Осень”.

( 1-й учащийся читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Осень” на фоне классической музыки, П.И.Чайковский “Времена года”)

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

2-й вед. Для Александра Сергеевича осень была самым любимым временем года, так говорит он об этом в стихотворении

( 2-й учащийся читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Осень”)

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной . В ней много доброго; любовник не тщеславный . Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

( 3-й учащийся продолжает чтение отрывка из стихотворения А.С.Пушкина “Осень”)

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

1-й вед . “Болдинская осень” называют осень 1830 года, Пушкин в имении Болдино был всего 3 месяца. А сколько замечательных произведений им создано за это время ! . Творчество это настолько огромно, такого многообразия и столь высочайшего художественного совершенства, что его можно считать вершиной созданного великим поэтом за всю жизнь.

2-й вед . Пушкин сам был взволнован невероятным урожаем Болдинской осени, о чем радостно извещал своего друга Плетнёва: “Скажу тебе, что я в Болдине писал, как давно уже не писал”.

1-й вед . Вслед за Пушкиным к этому времени года обращаются и поэты второй половины XIX в. Тютчев Ф.И. и Фет А.А.

2-й вед. Ф.И.Тютчев вошёл в сознание читателей как вдохновенный певец природы. Природа для него является постоянным источником впечатлений и раздумий. У него есть необыкновенная способность улавливать именно те черты, по которым в воображении “читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина”.

1-й вед . Одного, точно найденного эпитета “день как бы хрустальный” и зорко подмеченной детали “паутины тонкий волос” поэту достаточно, чтобы вызвать в нашем зрительном восприятии картину ранней осени во всей её конкретности. Тютчев показывает природу в движении, в непрерывной смене явлений, переходных состояниях от зимы к весне, от лета к осени.

2-й вед . В “кроткой улыбке” увядающей осенней природы, поэт разглядел стыдливую улыбку страдающего “разумного существа”, за беспросветной дождливой завесой разглядел незримые человеческие слёзы. Нам близок и дорог Тютчев – вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть её красоту.

( 4-й учащийся читает стихотворение “Есть в осени первоначальной…”)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Где бодрый серн гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,—
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

1-й вед . А. А.Фет – поэт пейзажной лирики второй половины XIX века

Лирика Фета особенная. В своих стихах он уходит в природу и любовь, ищет красоту и находит её. А.А.Фет – поэт природы в широком смысле этого слова. Свежесть, природность, богатство эмоционального мира сопровождают поэзию Фета. Природа у него одушевлена. Вот стоит только прочитать стихотворение “Тополь”

( 5-й учащийся читает стихотворение “Тополь” А.А.Фета )

2-й вед. А.И.Кольцов выдающийся русский поэт первой половины XIX века.

Вырос среди степи и мужиков. Мечтою, душою, сердцем и кровью любил русскую природу. Тема поздней осени Кольцова отдаёт печалью, тоскою, но сколько ярких красок можно встретить при чтении песен об урожае в его произведениях “Урожай”, “Песня пахаря”. Его радует и умиляет рожь, шумящая спелым колосом. Он не был земледельцем, но осенний урожай был для него, как и для крестьян, был светлым праздником.

( 6-й учащийся читает отрывок из стихотворения А.Кольцова “Косарь”)

Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньей, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошенная;
Поклонись, цветы,
Головой земле!
Наряду с травой
Вы засохнете,

1-й вед. Константин Дмитриевич Бальмонт поэт рубежа веков. (годы жизни 1867-1942 г.) Поэзии Бальмонта была свойственна манерность, самолюбование. Но многим его стихотворениям присущи гибкость и музыкальность языка, богатство аллитераций. Искусная рифма, они по- настоящему интересны.

2-й вед . Судьба этого поэта сложна и интересна. Будучи одним едва ли не самым известным среди русских поэтов в период с 1895 по 1905 год. Он в 1921 году эмигрирует во Францию, живёт, сильно нуждаясь. В этот период создаёт цикл ярких стихотворений, полных тоски по России. Умер в городке Нуази-ле-Гран близ Парижа.

( 7-й ученик читает стихотворение К.Бальмонта “Осень”)

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

1-й вед. Величава и торжественна поэзия Брюсова В.Я. У неё трубный голос, медное звучание. Его строфа – литая, упругая. Брюсов любит весомую, подчиняющуюся чеканке природу. У него нет пронзительности, певучести и благозвучия Бальмонта. У него своя громоздкая поступь, свой лик, своя стезя. Но даже через всю строгость и торжественность, чеканность поэзии Брюсова передается осеннее настроение, сама осень как нечто холодное, ясное, но и одновременно прекрасное.

2-й вед. Необычная впечатлительность и восприимчивость И.А. Бунина легли в основу его стихов. Яркость и богатство оттенков изображения окружающего мира поражают читателя.

1-й вед . Читая его стихи, ты как будто бы оказываешься в жёлтом осеннем лесу, пылающем как жаркий костёр, чувствуешь себя листком берёзы, летящим на блёклую траву, и ощущаешь, что осень несёт в себе тишину, молчанье и покой.

( 9-й ученик читает стихотворение И.А.Бунина “Не видно птиц..”)

Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет темная листва.

А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень

И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном монотонным
Гудит-поет в стволы ружья.

2-й вед. Невозможно не сказать о лирике такого известного поэта XIX века как Сергее Александровиче Есенине. Его поэтическое творчество обладает такой музыкальностью, что хочется не читать его стихи, а петь, что мы и будем сейчас делать.

В исполнении учащихся звучат песни на стихи С.Есенина “Не жалею, не зову, не плачу…”, “Отговорила роща золотая”. Все гости и участники вечера поют песни на слова С.А.Есенина.

Ведущий: Осень - пора сбора урожая, и сейчас вы имеете возможность собрать свой,

Викторина для тех, кто много читает и много знает

  1. Когда начинается осень в Австралии? (Март)
  2. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые)
  3. Как иначе в России называют баклажаны? (Синенькие)
  4. У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (Заяц)
  5. Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель)
  6. Когда начинался Новый год на Руси? (1 сентября)
  7. Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы)
  8. Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
  9. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)

1. Сколько дней длится осень? (91 день)
2. Как в России называют период теплой погоды в середине осени? (бабье лето)
3. Какое дерево является символом осени? (клен)
4. Какое универсальное средство от дождя было изобретено в Китае? (зонт)
5. Какие птицы считаются лучшими предсказателями дождя? (ласточки и стрижи)
6. Сколько дней лил дождь, приведший к Всемирному Потопу? (40 дней)
7. Кто из древнегреческих богов управлял громом и молнией? (Зевс)
8. Как по-китайски будет звучать словосочетание «большой ветер»? (тайфун)
9. Чем заканчивается осень? (ноябрем)

Конкурс «Презентация королевы осени» (тихо играет музыка)

Конкурс «Составь пословицу». А сейчас новый конкурс «Составь пословицу»

(на карточках пословицы, начало на одной, а продолжение – на другой). Звучит музыка,

жюри учитывает правильность и быстроту.

1. Весна красна цветами – /а осень – плодами.

2. Что посеешь – / то и пожнешь.

3. Рожь поспела – / берись за дело.

4. Кто землю лелеет – / того и земля жалеет.

5. Осень прикажет – / весна своё скажет.

6. День прозевал – / урожай потерял.

7. В сентябре огонь – / и в поле, и в избе.

8. В сентябре одна ягода – / и та – горькая рябина.

9. Хлеб убирают – / на небо взирают.

10. В осеннее ненастье – / семь погод на дворе.

Конкурс «Ветер». Каждой команде дается по воздушному шарику. Ваша задача — дуть на шарик, продержать его как можно дольше в воздухе.

Конкурс «Приз – сюрприз». Чья команда определит вес этой грозди винограда, та и получит этот приз.

Ведущий: Глазомер у вас хороший, а теперь проверим вашу смекалку.

Глаз нет, а плачет.

Крупно, дробно зачастило,

Всю землю напоило.

Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина.

А всего-то косточка,

Да красненькая кофточка.

Две сестрицы летом зелены,

К осени одна краснеет,

(Смородина красная и чёрная)

Встали в ряд богатыри,

Верно службу служат.

Голова у них внутри,

Росли на грядке

С белым хвостиком,

Не знал пелёнок,

Сто пелёнок на нём.

Стоит он задумчивый

На круглом лице.

Сидит на палочке

В красной рубашке,

В сенокос горька,

А в мороз - сладка.

Стоит дуб на горе,

Никто к нему не подойдёт:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица,

Тот с собой понесёт.

Вместе связаны стоят.

Вёрст не считала,

По дорогам не ездила,

А за морем бывала.

Не зверь, не птица,

Тот свою кровь прольет.

Осенью в щель заберётся,

А весной проснётся.

А теперь пришло время подвести итоги. Слово для подведения итогов и награждения представляется ЖЮРИ. Звучит музыка.

Пока жюри подводит итоги, зрители и участники просматривают слайды об осени.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интегрированный урок чтения и изобразительного искусства "Уж небо осенью дышало" А.С. Пушкин", "Изображение осенних листьев различной формы"

интегрированный урок чтения и изобразительного искусства для учащихся 3 класса.

Сценарий осеннего праздника "Мисс Осень 2011г!

Данное мероприятие ежегодно проводится в нашей школе. Претендентки на звание "Мисс Осень" демонстрируют свою смекалку и творческие способности в конкурсно - развлекательной програме.


Лексический материал по теме "Осень. Прогулка в осеннем парке", игры и задания. Обращаем внимание ребёнка на признаки осени, проговариваем, показываем, побуждаем к диалогу.

Методические рекомендации содержат игры и упражнения, которые направлены:- на формирование и расширение словаря;- формирование фраз разной структуры;- формирование навыков связной речи;- обогащение пр.


Сценарий осеннего праздника "Осень, осень, в гости просим"

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы ДОУ.Цель: Создать праздничную атмосферу, условия для тёплого, эмоционального общения детей.Задачи:1. Закреплять знания и представления детей о.


ПРОГРАММА организации отдыха детей во время осенних каникул в осеннем школьном оздоровительном лагере с дневным пребыванием "Оранжевая осень".

Люди-человеки, страны и народыМы теперь навечно должники природы.Н. ЗаболоцкийВсе мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пол.

"Поговорите с ребенком об осени"

Буклет "Поговорите с ребенком об осени" - в помощь родителям. Знакомство с сезонными изменениями в природе.


Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми 7-го года жизни компенсирующей направленности. Тема "Осень. Признаки осени. Деревья осенью."

Читайте также: