Времена года в стихах и звуках
Обновлено: 04.11.2024
Оформление: зал оформлен в осеннем стиле, на стенах и специальных стендах рисунки учащихся на осеннюю тему и репродукции известных художников об осени. Стоят столики, на которых лежат произведения поэтов XIX-XX вв. Все участники вечера, гости сидят за столиками.
Слайды об осени.
Вложение | Размер |
---|---|
pogovorim_ob_oseni_v_stikhakh.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Вечерняя(сменная)общеобразовательная школа №2»
Номинация: Сценарий проведения экологических внеклассных и внешкольных мероприятий.
Тема: « Время года в стихах и звуках »
Учитель русского языка и литературы
Краснова Флюра Ахметовна
"Время года в стихах и звуках"
Цели: воспитание любви ,бережного отношения к природе, учить чувствовать и понимать красоту осеннего пейзажа на основе лучших поэтических произведений поэтов 19-20 вв.
Оформление : зал оформлен в осеннем стиле, на стенах и специальных стендах рисунки учащихся на осеннюю тему и репродукции известных художников об осени. Стоят столики, на которых лежат произведения поэтов XIX-XX вв. Все участники вечера, гости сидят за столиками.
Слайды об осени.
Звучит песня «Листья желтые над городом кружатся»
Общий музыкальный фон замолкает и начинает звучать песня группы “ДДТ” “Что такое осень?” (возможно живое исполнение этой песни группой учителей или ребятами).
На последних аккордах этой песни ведущие начинают вечер.
1-й вед . Добрый вечер, друзья ! Золотая Осень пришла в наш город. Та самая «унылая пора», когда мелкий дождик и танец листьев за окном внушают желание почувствовать себя немножко британцем: завернуть ноги в теплый плед и сесть с кружкой черного чая у камина… Любимое время года многих русских поэтов, дававшее им вдохновение. Сколько замечательных, незабываемых поэтических строк посвящено этой красавице – осени! Кто только не любовался её красотой, не воспевал её!
2-й вед . Мы рады приветствовать вас на нашей встрече.
1-й вед . Разговор наш пойдёт сегодня об удивительном времени года – осени.
2-й вед. Действительно, что же такое осень? На этот вопрос мы попробуем отыскать ответ у поэтов 19 и 20 веков. Обратимся к их творчеству.
1-й вед . Начнём, пожалуй, с самого популярного стихотворения А.С.Пушкина “Осень”.
( 1-й учащийся читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Осень” на фоне классической музыки, П.И.Чайковский “Времена года”)
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
2-й вед. Для Александра Сергеевича осень была самым любимым временем года, так говорит он об этом в стихотворении
( 2-й учащийся читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Осень”)
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной . В ней много доброго; любовник не тщеславный . Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
( 3-й учащийся продолжает чтение отрывка из стихотворения А.С.Пушкина “Осень”)
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
1-й вед . “Болдинская осень” называют осень 1830 года, Пушкин в имении Болдино был всего 3 месяца. А сколько замечательных произведений им создано за это время ! . Творчество это настолько огромно, такого многообразия и столь высочайшего художественного совершенства, что его можно считать вершиной созданного великим поэтом за всю жизнь.
2-й вед . Пушкин сам был взволнован невероятным урожаем Болдинской осени, о чем радостно извещал своего друга Плетнёва: “Скажу тебе, что я в Болдине писал, как давно уже не писал”.
1-й вед . Вслед за Пушкиным к этому времени года обращаются и поэты второй половины XIX в. Тютчев Ф.И. и Фет А.А.
2-й вед. Ф.И.Тютчев вошёл в сознание читателей как вдохновенный певец природы. Природа для него является постоянным источником впечатлений и раздумий. У него есть необыкновенная способность улавливать именно те черты, по которым в воображении “читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина”.
1-й вед . Одного, точно найденного эпитета “день как бы хрустальный” и зорко подмеченной детали “паутины тонкий волос” поэту достаточно, чтобы вызвать в нашем зрительном восприятии картину ранней осени во всей её конкретности. Тютчев показывает природу в движении, в непрерывной смене явлений, переходных состояниях от зимы к весне, от лета к осени.
2-й вед . В “кроткой улыбке” увядающей осенней природы, поэт разглядел стыдливую улыбку страдающего “разумного существа”, за беспросветной дождливой завесой разглядел незримые человеческие слёзы. Нам близок и дорог Тютчев – вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть её красоту.
( 4-й учащийся читает стихотворение “Есть в осени первоначальной…”)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серн гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,—
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
1-й вед . А. А.Фет – поэт пейзажной лирики второй половины XIX века
Лирика Фета особенная. В своих стихах он уходит в природу и любовь, ищет красоту и находит её. А.А.Фет – поэт природы в широком смысле этого слова. Свежесть, природность, богатство эмоционального мира сопровождают поэзию Фета. Природа у него одушевлена. Вот стоит только прочитать стихотворение “Тополь”
( 5-й учащийся читает стихотворение “Тополь” А.А.Фета )
2-й вед. А.И.Кольцов выдающийся русский поэт первой половины XIX века.
Вырос среди степи и мужиков. Мечтою, душою, сердцем и кровью любил русскую природу. Тема поздней осени Кольцова отдаёт печалью, тоскою, но сколько ярких красок можно встретить при чтении песен об урожае в его произведениях “Урожай”, “Песня пахаря”. Его радует и умиляет рожь, шумящая спелым колосом. Он не был земледельцем, но осенний урожай был для него, как и для крестьян, был светлым праздником.
( 6-й учащийся читает отрывок из стихотворения А.Кольцова “Косарь”)
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньей, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошенная;
Поклонись, цветы,
Головой земле!
Наряду с травой
Вы засохнете,
1-й вед. Константин Дмитриевич Бальмонт поэт рубежа веков. (годы жизни 1867-1942 г.) Поэзии Бальмонта была свойственна манерность, самолюбование. Но многим его стихотворениям присущи гибкость и музыкальность языка, богатство аллитераций. Искусная рифма, они по- настоящему интересны.
2-й вед . Судьба этого поэта сложна и интересна. Будучи одним едва ли не самым известным среди русских поэтов в период с 1895 по 1905 год. Он в 1921 году эмигрирует во Францию, живёт, сильно нуждаясь. В этот период создаёт цикл ярких стихотворений, полных тоски по России. Умер в городке Нуази-ле-Гран близ Парижа.
( 7-й ученик читает стихотворение К.Бальмонта “Осень”)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
1-й вед. Величава и торжественна поэзия Брюсова В.Я. У неё трубный голос, медное звучание. Его строфа – литая, упругая. Брюсов любит весомую, подчиняющуюся чеканке природу. У него нет пронзительности, певучести и благозвучия Бальмонта. У него своя громоздкая поступь, свой лик, своя стезя. Но даже через всю строгость и торжественность, чеканность поэзии Брюсова передается осеннее настроение, сама осень как нечто холодное, ясное, но и одновременно прекрасное.
2-й вед. Необычная впечатлительность и восприимчивость И.А. Бунина легли в основу его стихов. Яркость и богатство оттенков изображения окружающего мира поражают читателя.
1-й вед . Читая его стихи, ты как будто бы оказываешься в жёлтом осеннем лесу, пылающем как жаркий костёр, чувствуешь себя листком берёзы, летящим на блёклую траву, и ощущаешь, что осень несёт в себе тишину, молчанье и покой.
( 9-й ученик читает стихотворение И.А.Бунина “Не видно птиц..”)
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет темная листва.
А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень
И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном монотонным
Гудит-поет в стволы ружья.
2-й вед. Невозможно не сказать о лирике такого известного поэта XIX века как Сергее Александровиче Есенине. Его поэтическое творчество обладает такой музыкальностью, что хочется не читать его стихи, а петь, что мы и будем сейчас делать.
В исполнении учащихся звучат песни на стихи С.Есенина “Не жалею, не зову, не плачу…”, “Отговорила роща золотая”. Все гости и участники вечера поют песни на слова С.А.Есенина.
Ведущий: Осень - пора сбора урожая, и сейчас вы имеете возможность собрать свой,
Викторина для тех, кто много читает и много знает
- Когда начинается осень в Австралии? (Март)
- Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые)
- Как иначе в России называют баклажаны? (Синенькие)
- У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (Заяц)
- Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель)
- Когда начинался Новый год на Руси? (1 сентября)
- Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы)
- Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
- Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)
1. Сколько дней длится осень? (91 день)
2. Как в России называют период теплой погоды в середине осени? (бабье лето)
3. Какое дерево является символом осени? (клен)
4. Какое универсальное средство от дождя было изобретено в Китае? (зонт)
5. Какие птицы считаются лучшими предсказателями дождя? (ласточки и стрижи)
6. Сколько дней лил дождь, приведший к Всемирному Потопу? (40 дней)
7. Кто из древнегреческих богов управлял громом и молнией? (Зевс)
8. Как по-китайски будет звучать словосочетание «большой ветер»? (тайфун)
9. Чем заканчивается осень? (ноябрем)
Конкурс «Презентация королевы осени» (тихо играет музыка)
Конкурс «Составь пословицу». А сейчас новый конкурс «Составь пословицу»
(на карточках пословицы, начало на одной, а продолжение – на другой). Звучит музыка,
жюри учитывает правильность и быстроту.
1. Весна красна цветами – /а осень – плодами.
2. Что посеешь – / то и пожнешь.
3. Рожь поспела – / берись за дело.
4. Кто землю лелеет – / того и земля жалеет.
5. Осень прикажет – / весна своё скажет.
6. День прозевал – / урожай потерял.
7. В сентябре огонь – / и в поле, и в избе.
8. В сентябре одна ягода – / и та – горькая рябина.
9. Хлеб убирают – / на небо взирают.
10. В осеннее ненастье – / семь погод на дворе.
Конкурс «Ветер». Каждой команде дается по воздушному шарику. Ваша задача — дуть на шарик, продержать его как можно дольше в воздухе.
Конкурс «Приз – сюрприз». Чья команда определит вес этой грозди винограда, та и получит этот приз.
Ведущий: Глазомер у вас хороший, а теперь проверим вашу смекалку.
Глаз нет, а плачет.
Крупно, дробно зачастило,
Всю землю напоило.
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
А всего-то косточка,
Да красненькая кофточка.
Две сестрицы летом зелены,
К осени одна краснеет,
(Смородина красная и чёрная)
Встали в ряд богатыри,
Верно службу служат.
Голова у них внутри,
Росли на грядке
С белым хвостиком,
Не знал пелёнок,
Сто пелёнок на нём.
Стоит он задумчивый
На круглом лице.
Сидит на палочке
В красной рубашке,
В сенокос горька,
А в мороз - сладка.
Стоит дуб на горе,
Никто к нему не подойдёт:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица,
Тот с собой понесёт.
Вместе связаны стоят.
Вёрст не считала,
По дорогам не ездила,
А за морем бывала.
Не зверь, не птица,
Тот свою кровь прольет.
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
А теперь пришло время подвести итоги. Слово для подведения итогов и награждения представляется ЖЮРИ. Звучит музыка.
Пока жюри подводит итоги, зрители и участники просматривают слайды об осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок чтения и изобразительного искусства для учащихся 3 класса.
Сценарий осеннего праздника "Мисс Осень 2011г!Данное мероприятие ежегодно проводится в нашей школе. Претендентки на звание "Мисс Осень" демонстрируют свою смекалку и творческие способности в конкурсно - развлекательной програме.
Методические рекомендации содержат игры и упражнения, которые направлены:- на формирование и расширение словаря;- формирование фраз разной структуры;- формирование навыков связной речи;- обогащение пр.
Сценарий осеннего праздника для детей средней группы ДОУ.Цель: Создать праздничную атмосферу, условия для тёплого, эмоционального общения детей.Задачи:1. Закреплять знания и представления детей о.
Люди-человеки, страны и народыМы теперь навечно должники природы.Н. ЗаболоцкийВсе мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пол.
"Поговорите с ребенком об осени"Буклет "Поговорите с ребенком об осени" - в помощь родителям. Знакомство с сезонными изменениями в природе.
Читайте также: