Вокальный цикл на стихи цветаевой

Обновлено: 03.07.2024

ТВОРЧЕСТВО: Литература. Музыка. Живопись

ТВОРЧЕСТВО: Литература. Музыка. Живопись вернуться к странице

ТВОРЧЕСТВО: Литература. Музыка. Живопись

ТВОРЧЕСТВО: Литература. Музыка. Живопись запись закреплена

ВОКАЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ ДМИТРИЯ ШОСТАКОВИЧА

В творчестве великого русского композитора Дмитрия Шостаковича камерно-вокальная музыка занимала важное место и шла параллельно магистральному пути его симфонизма. Первый вокальный цикл «Басни Крылова» написан композитором в шестнадцать лет (1922), последний — «Сюита на слова Микеланджело» — в последний год жизни (1975).

Между этими двумя вехами — цикл Д.Шостаковича на стихи японских поэтов (1932), четыре романса на стихи Пушкина (1936), в которых уже слышны отзвуки его симфоний, далее следуют циклы «Шесть романсов для баса» на стихи английских поэтов Р.Бернса, У.Шекспира, У.Ралея (1942) и цикл «Из еврейской народной поэзии», в котором особенно очевидны традиции вокальной музыки Мусоргского.

Вокальные циклы в творчестве зрелого Д.Шостаковича занимают все более важное место. В этот период им написаны «Пять романсов на стихи Долматовского», цикл «Испанские песни», «Сатиры» на слова Саши Черного («Картинки прошлого»), цикл на слова из журнала «Крокодил» и «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» из «Бесов» Достоевского, которые составляют своеобразный сатирический триптих.

Три последних цикла Д.Шостаковича: «Семь стихотворений А.Блока», «Шесть стихотворений Марины Цветаевой» и «Сюита на слова Микеланджело» — высший этап вокального творчества великого мастера. Эти композиции несут на себе отчетливые признаки симфонических циклов, что выражается прежде всего в единой концепции философского характера, контрастности эпизодов, внутренних тональных связях, подчиненности частей единой драматургии.

Читайте также: