Васильев олег из стихов всеволода некрасова

Обновлено: 16.05.2024

Это часть большого текста, собиравшегося-рассыпАвшегося больше 10 лет - ритмические ряды, один большой ряд повторов п о х о ж и х слов - по идее - вроде словаря. П о х о ж и х между собой по-разному, по разным причинам и основаниям - и переход, перемена этих причин, на мой взгляд, и может давать движение, жизнь всему ряду. Как показу, демонстрации слов, раскрывающей разные стороны их характера в особом, не синтаксическом взаимодействии. Мой словарь: словарь слов, нажитых, какими пользуюсь сам или мог бы пользоваться - не то чтобы активный словарь, но и не пассивный, а скажем так - потенциальный. По крайней мере слова, чей характер я знаю настолько, чтобы предлагать им то или иное соседство. Хотелось найти соответствия как бы объективные, но не рассудочные - очевидные, но задним числом. На самом деле многие мои стихи 60-70-х - как бы фрагменты этого ряда:

Вообще за основу берется двукратный повтор - дающий все-таки возможность чуть распробовать слово на звук-вкус, - которому никто не запретит переходить в сколько-угодно-кратный - по обстановке. Но и единичность не возбраняется. Отсюда и та же "Свобода", "Малый сухумский вариант поэмы" - для себя этот текст я называл "поэма". Отсюда же и "Петербург Петербург. " или длинный ряд "Вообще конечно/наверно верно" и т.д., хотя самый интерес был не показать частные возможности, а доказать одну большую общую - но вот насколько большую.
Наверно, лет 10 мне казалось, что вот-вот закончу. (Первый раз показалось у Валерия Стигнеева в Сухуми - я туда и поехал-то, помню, как бы наполовину для этого). Это 62-й. В 71-72-м очень живо интересовавшиеся этим моим занятием Эрик Булатов и Олег Васильев тоже создавали условия - Эрик запустил меня в свою мастерскую, и я там развернул хозяйство из резаных, как на телеграмме, обрезков бумаги, складываемых в столбцы и непрерывно шевелящихся - требовались большие поверхности. Я попросился на вечер, на день, на ночь, провел-прожил-проночевал в мастерской сейчас не помню - неделю, больше - но закончить так и не закончил. Заканчивать волевым решением не хотелось крайне - самому же этому "словарю", как выяснилось по ходу дела, хотелось чересчур многого. И сразу всего: быть и объективным текстом (не то зачем он и словарь), и авторским, поэтическим - не словарь же он, в самом-то деле. Произвольно кончить - это было неубедительно и как-то недобросовестно, сами же ряды, чуть дай им волю (а в этом и смысл), не кончались, а только разрастались. Потенциальный словарь все расширялся-обогащался, но реальная работа теряла очертания. И постепенно сама собой отодвинулась и отложилась.
Компьютер для такого занятия удобней, чем ножницы, да и время много чего может прояснить и привести в порядок. Но может и подносить сюрпризы. И решив подойти к своим запасам (в виде кассет-гнезд из склеенных картонных планок пошире и поуже, высотой в А 4, заполненных полосками-словами) уже с компьютером, я увидел, что непонятно куда девались почти все ряды слов кроме ямбических: живот живот/футбол футбол. иногда с выходами к амфибрахию: понятно/понятно. (как повтор хорея выводит к дактилю: кукуруза кукуруза/камбала/камбала и т. д.)
В таком монотонном состоянии залежи этих слов, боюсь, особенно рискуют быть скучноватыми - ни наука, ни искусство. Просто нечто из биографии автора: подбор слов, которые он пробовал некогда пробовать на язык - назад лет 30 и больше.
Остается, наверно, отобрать более-менее распробованное - а что-то все-таки попробовать и восстановить - и этим поделиться уже как образцами - очевидно, с объяснениями вроде этого. Достаточно же большой, представительный текст - как бы на все типы, случаи слов - обошелся бы, думаю, и без таких объяснений. А чего не понимал никогда - выражения э к с п е р и м е н т а л ь н о е и с к у с с т в о.
Во всяком случае, хотелось бы сказать, что на самом деле это текст в принципе не притязательный - дело не в каких-то шифрах и тайнах соответствий и связей слов - такие связи текучи, неизбежно возникают и сникают сами собой - дело в движении, жизни слова в каждый отдельный момент - в связи со следующим и предыдущим. Или так сказать - дело в живом - когда оно найдено - равновесии между каждым отдельным словом и всем рядом. В том, чтобы находить такое движущееся равновесие. И если читатель согласен его находить - без лишних специальных усилий, войдя просто в состояние деятельного (не слишком) отдыха - дело автора сделано. А семантика, окраска, репутация слов и т.п. в их взаимодействии будут себе делать свое. Сами собой, без напряга.
А можно сказать и проще - задача была насыпать слов побольше так, чтоб слова эти минимально друг дружке мешали. Насколько решена задача - судить не автору. Автору бы только хотелось заметить, что оказалась задача не такой легкой.

Читайте также: