Сообщение в форме стихов

Обновлено: 04.11.2024

Многие читателей сайта, натыкаясь на довольно странные по форме стихи своих коллег, с удивлением размышляют: делать им, что ли, нечего? Стоит ли сочинять трудно звучащие и непривычные для слуха стихи, написанные со множеством надуманных ограничений – с однообразной рифмой, с непривычной слуху формой звучания, а часто и с каким-то очень несовременным содержанием. Исписались, что ли? Что за дикие игры на нашем популярном сайте?

Сегодня я попытаюсь разрушить эти предубеждения или хотя бы разъяснить, что и зачем это делается, в своем новом (создаваемом заново) сборнике Ликбеза - «Твердые формы». А вы уж думайте – надо ли вам всё это или нет.

В поэзии, как и во многих других видах искусств, существуют «упражнения на заданную тему». Подобно тому, как в музыке своими особыми признаками построения отличаются этюды, сонаты, концерты и симфонии, так и в поэзии особыми формальными чертами обладают так называемые «твердые формы». Что это такое? Это стихотворения, написанные по особому правилу - канону.

Твердых форм достаточно много. Перечислять их – рука устанет. К тому же, многие из них более присущи Востоку, о стихосложении которого я знаю очень мало. Я хочу поведать вам только о западных твердых формах, зародившихся в Европе и, так или иначе, вошедших в привычную нам современную поэзию. Наиболее известны среди них – секстина, рондо, рондель, вилланель, триолет, ритурнель, терцина, баллада, гекзаметр и, конечно же, – сонет и венки сонетов. Возможно, я что-то упустила или перечислила их не в порядке появления на свет – не суть важно.

Давайте определим, какие признаки позволяют считать стихотворение твердой формой. Как вы уже и сами догадались, это перечень каких-то характеристик стихотворения, ставшими устойчивыми. Каких? Прежде всего, рифмы и порядок расположения определенного вида рифм в строфе, а значит, и структуры самой строфы. Из скольких строчек требует канон (правило написания) писать строфы? Какого вида рифму следует располагать в конце строки в определенном порядке? А еще - какие строки в обязательном порядке необходимо полностью повторять, причем, на совершенно определенном месте стихотворения? (Такие повторы называются рефренами). Иногда твердая форма задает и обязательность применения совершенно определенного ритма, например, пятистопного ямба. Конкретных примеров всяческих ограничений я здесь приводить не буду – вы сможете все их увидеть на странице «Творческая Мастерская Ликбез» в статьях к конкурсам по соответствующим формам. Возможно, именно ваши стихи будут размещены там, как образец наиболее удачных!

А теперь к моему простейшему (на пальцах) разъяснению, я добавлю цитату умного человека и специалиста, Ивана Сергеевича Рукавишникова – русского писателя, поэта-символиста Серебряного века, серьезно занимавшегося вопросами стихосложения. «Форма, введённая одним поэтом или (чаще) группой их, становится твёрдой (канонической) с того времени, когда она, во-первых, принимается другими поэтами (элемент выживаемости) и, во-вторых, изучается специалистами».

От твёрдых форм принято отличать строфы, также обладающие устойчивым набором характеристик, но, при этом, позволяющие свободное комбинирование и умножение в пределах текста. В то же время, устоявшиеся строфы способны постепенно превращаться в твёрдую форму (например, «онегинская строфа»). Иногда бывает и наоборот: устоявшиеся твёрдые формы могут становиться строфами в текстах более сложной структуры, в том числе также являющихся твёрдыми формами (как, например, в «венке сонетов»). О сонетах и о венках сонетов - отдельный разговор, а то, что они из себя представляют, вы также можете увидеть на моей авторской странице «Т. М.Ликбез»

А теперь еще немножко скучной теории – для особых ее любителей (здесь я пользуюсь выдержками из статей Википедии).

ТВЕРДЫМИ СТРОФАМИ могут быть названы:

1) Строфы, каждый стих которых полностью закреплен правилом, где расположение рифм, число и порядок стихов не подвергаются изменениям. (Пушкинская строфа, Державинская строфа).

2) Строфы, в которых соблюдены все перечисленные элементы тождества, кроме рифм: это строфы древних поэтов, почти не употребляемые в современной поэзии.

3) Строфы, в которых частично выполнены некоторые из элементов тождества, причем одна группа таких твердых строф настаивает главным образом на соблюдении одной группы элементов тождества, другая — другой (Терцины, Секстина, Риторнель, Персидская строфа, японские: Танка, Ката-ута, Буссо-кусекитаи, Хаи-каи; Сицилиана, Децима; определенные строфы (стансы) Сонета, строфы Вилланели, Вирелэ). В эту группу можно включить давно ставшие твердыми четверостишия с опоясанными рифмами (abba, baab), назвав их опоясанными четверостишиями, и четверостишия с перекрестными рифмами (baba), назвав их перекрестным четверостишием или пошлой строфой; здесь же - пятистишия по схеме (babba), двустишия и т.д.

4) Твердые строфы, которые построены по принципу цепи и имеют обратную рифмовку каждого звена: (Октава, Спенсерова строфа). Ими принято писать более или менее крупные произведения, хотя могут использоваться и одиночно.

5) Твердые строфы, основанные на повторах строк, частей строк или групп строк: (определенные строфы Рондели, Рондо, Рондо Сложного, Французской Баллады. Здесь же - Триолет, сцепление которого приобретает новые сложные законы).

Обсудив разнообразие Твердых строф, давайте приведем в некоторую систему все ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ. Их удобно разделить на три группы:

1) Одна, или несколько твердых строф, связанных вместе по определенным законам:

а) Ритурнель, Персидская строфа, Танка, Децима;
б) Сонет;
в) Октава, Спенсерова строфа, Пушкинская строфа.

2) Одна или несколько твердых строф, где необходимым условием являются соблюдение повторов:

а) Триолет, Рондель, Рондо;
б) Рондо сложное, Французская Баллада.
Эти формы, имея относительно большую свободу в количестве строф, резко отличается от первой, имеющей в этом смысле строгий канон.

3) Формы, имеющие свойства твердых и свободных вместе, могут быть названными переходными:

Канцона, Газелла, Вирелэ, Вилланель, Рондо сложное, Французская Баллада.

Читайте также: