Мотивы детства в стихах и а бунина пейзажная лирика в круге детского чтения

Обновлено: 04.11.2024

1. Раскрыть идею и смысл стихотворения И.А. Бунина «Детство».

2. Показать любовь поэта к природе, ее неразделимую связь с миром детства;

формировать навыки выразительного чтения.

3. Прививать любовь к русской поэзии, к природе.

Образовательные задачи:

формирование навыка анализа поэтического текста, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, обогатить словарный запас учащихся;

развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Оборудование.

Репродукция картины И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»; Толковый словарик русского языка; портрет И. А. Бунина, эпиграф к уроку « Ты раскрой мне, природа, объятья, чтоб я слился с красою твоей…», наглядный материал; презентация.

I Организационный момент

Будем отвечать активно, хорошо себя вести,

чтобы гости дорогие захотели вновь прийти!

II Актуализация опорных знаний . Вопросы учащимся по биографии И.Бунина «Микрофон». Факты биографии. Нобелевская премия.

Знаете ли вы, что такое айсберг?

Выясняем, что это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ними и его героями. Французский писатель Антуан де –Сент Экзюпери писал: «Все мы родом из детства!» Посмотрите на эти картинки: детство – самое лучшее время!» Послушайте песню и вспомните: с чем связано ваше детство! Ответы учащихся и гостей.

II . Цели учебной деятельности.

На этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя.

Нам предстоит встреча с удивительными стихами замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина. Слайд

Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое. И в глаза – удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает и чувствует, стараясь понять мир, который он так любит.

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе,

И счастьем простым дорожить…

Кажется, тоже могли бы сказать и мы. Ведь так все просто. И порой это создает обманчивые чувства, что все это нам известно, все это мы легко можем увидеть и без посторонней помощи. На самом деле стихи поэта дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат нас видеть, слышать, наблюдать. А самое важное – мы учимся у него ценить Слово. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания, мысли, душа.

Но для начала представьте, что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе, пока одинаковое у всех .

У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с четырьмя лучиками, лучи белые.

На столах лежат конверты с заданием для каждой группы.

Предлагаю вам открыть конверты и прочитать задания

Ребята, работаем, помогая друг другу.

Карточка с заданиями для художников:

Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово?

У вас на столах цветные карандаши, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство.

Рисуйте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны, вы можете их не использовать.

Задание: (решите, кто будет отвечать)

Почему вы выбрали именно эти цвета?

Какие цвета не использовали, почему?

Карточка с заданием для поэтов

Вспомните, что такое эпитет?

А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет становиться всё больше.

Художники, несите свои солнышки, прочитайте соё задание всем.

А теперь я приглашаю поэтов, читайте своё задание.

– Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём!

Показываю рукой на солнышки: Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?

III . Работа по теме урока

1) первичное восприятие текста (слушание в записи) И А. Бунин

Стихотворение «Детство». У каждого на столе оно лежит. Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение? (слайд)

2) вторичное восприятие текста

(Чтение детьми текста «про себя»)

3) словарная работа

- Какие непонятные слова вы встретили?

(вывешиваются карточки на доске)

- Ребята, у вас на столах лежат толковые словарики, найдите в них значения вот этих слов

4 ) работа с толковым словариком (слайд)

-Аромат. Это приятный запах.

-Зной. Это очень жарко, когда трудно дышать.

-Бор. Это лес, в котором растут сосны.

-Палаты. Это помещение. Палаты бывают: в больнице, царские палаты, красивые, расписные, светлые.

Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.

IV . Обеспечение осознанности формируемых знаний.

О чем это стихотворение?

-Это стихотворение о самом авторе, когда ему было десять лет. О жарком летнем дне в сосновом бору, где любил гулять герой стихотворения.

Чтение стихотворение по частям

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом…

Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат?

-Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу.

-Верно, слово здесь эмоционально окрашено, передает чувства поэта.

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

-Ребята, а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?

-Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.

-Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чем не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора.

Ученики отмечают, что и слова весело, сладостный, тоже отражают авторское восприятие мира.

А теперь мы посмотрим на репродукцию И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».

Я предлагаю «войти» в этот лес и окунуться в его красоту.

Посмотрите на сосны, какие они?

Что мы еще видим на картине?

Почувствуйте аромат этого леса, вдохните его.

-Почему картина называется «Сосны, освещенные солнцем»?

-Потому что с одной стороны они желтые. Значит, на них падает солнечный свет.

-От сосен падают тени. Это бывает в солнечный день.

Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. ---Кто создает палаты солнечные?

-Солнечные палаты никто не создает, их нельзя создать.

Их создает природа.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шелк…

-Что необычного в этих строчках?

-Во-первых, повторяется дважды слово повсюду.

-Почему? Ведь можно бы его можно употребить только один раз, предположим, так: «Повсюду блеск и яркий свет…»

- Это помогает усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь – везде, повсюду разлит солнечный свет.

- «Песок - как шелк…». Красивое сравнение. Необычное.

-В чем его необычность? Думаем все вместе.

-Шелк – мягкий, нежный.

-Если перебирать его руками, он струиться переливается, блестит. Может, и песок блестеть на солнце?

Обратить внимание детей на многоточие:

-Автор в этом месте как бы останавливает нас, чтобы мы представили эту картину, пережили ее, ощутили этот песок и даже услышали, как он струиться: «Песок - как шелк…».

-Обычно мы не обращаем на песок под ногами. Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует только радостный, счастливый человек.

Прильну к сосне корявой…

- Подберите к этому слову синонимы. Прильнуть – прислониться.

-В чем разница? Убеждаемся, что опять в особой эмоциональности, в «душе» слова: прильнуть – с лаской, нежно прислониться даже к корявой сосне. На примере следующего четверостишия, еще раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И, кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

-Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем И.И.Шишкина? Почему?

-Совпадает. Пейзаж красивый и стихотворение красивое.

- И картина, и стихотворение вызывают радостное настроение.

-Какими вы представляете себе людей, которые могут так воспринимать природу?

- Поэт зорко видит, тонко чувствует и точно, образно передает свои впечатления!

V . Обеспечение прочных формируемых знаний.

(Чтение несколькими учащимися)

VI . Контроль усвоения.

- Сегодня на уроке познакомились со стихотворением И.А.Бунина «Детство».

-В этом стихотворении говорится о солнечном свете в сосновом бору, свет как бы смешался со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его.

-Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное.

-В стихотворении много сказано о природе, хотя оно называется «Детство», это говорит о том, что пейзаж становится картиной душевной жизни человека.

-Тесное общение с природой делает его молодым, возвращает его в детские годы, когда воспринимается все ярче, зримее, острее.

-Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.

-Бунинское слово теперь распахивает свою неповторимую «душу».

VII Рефлексия:

Итогом нашего с вами урока будет ваше настроение.

Ребята, у нас с вами появилось солнышко в начале урока, а к концу выросло и дерево, но только на нём чего-то не хватает.

У нас сейчас зима, а так хочется, чего- то яркого и радостного. Я предлагаю вам выразить своё настроение после нашего урока при помощи, вот таких ярких листочков, которые в данный момент опали с деревьев. Ответы учащихся.

-Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой - красный листочек.

- Я считаю, что научился читать стихи – но только глазами - жёлтый.

- Я считаю, что было трудно на уроке - зелёный листочек.

-А теперь покажите своё настроение.

Ребята, мне очень понравилось, как вы работали.

– А закончить урок я хочу словами писателя Александра Блока.

«Так знать и любить природу,
как умеет Бунин, мало кто умеет…

И я очень надеюсь, что и мы с вами этому научились. Всем гостям в память о нашем уроке открытки с текстом стихотворения И. Бунина «Детство» .

VIII . Домашнее задание. Домашнее задание каждый выберет себе сам.

Читайте также: