Синтаксический параллелизм примеры в стихах

Обновлено: 22.11.2024

Параллелизм в лите­ра­ту­ре — это тож­де­ствен­ное или оди­на­ко­вое син­так­си­че­ское постро­е­ние отрез­ков тек­ста или предложений.

В худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях для созда­ния образ­ной, яркой, при­вле­ка­ю­щей вни­ма­ние чита­те­лей речи широ­ко исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные при­е­мы и сред­ства. К образно-выразительным сред­ствам худо­же­ствен­ной речи отно­сят­ся, в первую оче­редь, тро­пы и сти­ли­сти­че­ские (рито­ри­че­ские) фигу­ры. Укажем неко­то­рые из них:

Рассмотрим одну из фигур образ­ной речи и узна­ем, что такое парал­ле­лизм в худо­же­ствен­ной литературе.

Параллелизм — это…

Понятие «парал­ле­лизм» было извест­но древним гре­кам, кото­рые исполь­зо­ва­ли эту фигу­ру речи в рито­ри­ке, где она обо­зна­ча­ла при­ем повто­ре­ния или сопо­став­ле­ния сход­ных эле­мен­тов речи.

В пере­во­де с гре­че­ско­го язы­ка сло­во parallelos бук­валь­но зна­чит «иду­щий рядом». Этот тер­мин зна­ком мно­гим есте­ствен­ным нау­кам. Его исполь­зу­ют мате­ма­ти­ки, физи­ки, био­ло­ги. В лите­ра­ту­ре им обо­зна­ча­ют один из при­е­мов поэ­ти­че­ской речи, состо­я­щий в сопо­став­ле­нии двух явле­ний путем парал­лель­но­го изоб­ра­же­ния. Такое сопо­став­ле­ние под­чер­ки­ва­ет сход­ство или раз­ли­чие реа­лий дей­стви­тель­но­сти и в то же вре­мя сооб­ща­ет поэ­ти­че­ской речи осо­бен­ную выра­зи­тель­ность, кото­рая воз­дей­ству­ет на чита­те­ля соот­вет­ству­ю­щим обра­зом. В зави­си­мо­сти от кон­тек­ста про­из­ве­де­ния эта фигу­ра речи име­ет самое раз­но­об­раз­ное при­ме­не­ние, назна­че­ние и смысл.

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое парал­ле­лизм в лите­ра­ту­ре, дает­ся в Википедии:

Параллелизм — рито­ри­че­ская фигу­ра, пред­став­ля­ю­щая собой рас­по­ло­же­ние тож­де­ствен­ных или сход­ных по грам­ма­ти­че­ской и семан­ти­че­ской струк­ту­ре эле­мен­тов речи в смеж­ных частях речи, созда­ю­щих еди­ный поэ­ти­че­ский образ.

В худо­же­ствен­ной речи парал­лель­ны­ми эле­мен­та­ми могут быть отдель­ные зву­ки, сло­ва, сло­во­со­че­та­ния, пред­ло­же­ния или части предложений.

Параллелизм тематический

В лите­ра­ту­ре наи­бо­лее рас­про­стра­нен парал­ле­лизм тема­ти­че­ский, в осно­ве кото­ро­го лежит прин­цип сопо­став­ле­ния двух явле­ний, близ­ких по сво­е­му содер­жа­нию. Например, пона­блю­да­ем, как мастер­ски его исполь­зу­ет поэт М.Ю. Лермонтов в сти­хо­тво­ре­нии «Тучи»:

Тучки небес­ные, веч­ные странники!
Степью лазур­ною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, буд­то как я же, изгнанники
С мило­го севе­ра в сто­ро­ну южную.

В этом худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии автор про­во­дит образ­ную парал­лель «туч­ки небес­ные — стран­ни­ки» и изгнан­ник, странник-поэт.

Синтаксический параллелизм

Синтаксический парал­ле­лизм свой­стве­нен тек­сту или его отдель­ным смеж­ным частям, в кото­рых пред­ло­же­ния, сле­ду­ю­щие друг за дру­гом, автор стро­ит по одно­му и тому же син­так­си­че­ско­му прин­ци­пу, напри­мер, соблю­дая один и тот же поря­док чле­нов предложения:

Совсем ско­ро сой­дет вода , пока­жет­ся мок­рая зем­ля . Засияет солн­це . Расцветут цве­ты . Распустятся моло­дые листи­ки (Г. Ветрова).

Полный син­так­си­че­ский парал­ле­лизм харак­те­ри­зу­ет­ся тем, что что в его соста­ве две и более син­так­си­че­ские еди­ни­цы име­ют рав­ное коли­че­ство оди­на­ко­во рас­по­ло­жен­ных компонентов:

В лоб цело­вать — забо­ту стереть.
В лоб целую.
В гла­за цело­вать — бес­сон­ни­цу снять.
В гла­за целую.

Синтаксический парал­ле­лизм быва­ет непол­ным, например:

В огром­ном горо­де моём — ночь.
Из дома сон­но­го — прочь.

Примеры синтаксического параллелизма в литературе

Когда вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая нива,
И све­жий лес шумит при зву­ке ветерка,
И пря­чет­ся в саду мали­но­вая слива
Под тенью сла­дост­ной зеле­но­го листка.

Тогда сми­ря­ет­ся души моей тревога,
Тогда рас­хо­дят­ся мор­щи­ны на челе, —
И сча­стье я могу постиг­нуть на земле,
И в небе­сах я вижу бога.

М. Ю. Лермонтов. Когда вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая нива

Я был вам зве­ня­щей струной,
Я был вам цве­ту­щей весной,
Но вы не хоте­ли цветов
И вы не рас­слы­ша­ли слов.

Как мы шли в ноч­ную сырость,
Как бежа­ли мы сквозь тьму —
Мы не ска­жем командиру,
Не рас­ска­жем никому.

М. А. Светлов. В разведке.

И молить­ся не учи меня. Не надо!
К ста­ро­му воз­вра­та боль­ше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне неска­зан­ный свет.

С. Есенин. Письмо матери.

Мы любим всё — и жар холод­ных числ,
И дар боже­ствен­ных видений,
Нам внят­но всё — и ост­рый галль­ский смысл,
И сумрач­ный гер­ман­ский гений…

Параллелизм в народной песне

Параллелизм раз­лич­ных видов харак­те­рен для уст­но­го народ­но­го твор­че­ства — народ­ной пес­ни, частуш­ки и т. д. Наиболее рас­про­стра­нен­ным видом парал­ле­лиз­ма в народ­ном твор­че­стве явля­ет­ся сопо­став­ле­ние явле­ний при­ро­ды с собы­ти­я­ми чело­ве­че­ской жизни:

Как све­тил да све­тил месяц по полуночи,
Светил в половину;
Как ска­кал да ска­кал один доб­рый молодец
Без вер­ной дружины…

Здесь син­так­си­че­ский парал­ле­лизм соче­та­ет­ся с ана­фо­рой. Понаблюдаем за исполь­зо­ва­ни­ем парал­ле­лиз­ма в народ­ной песне:

Раскудрявая берез­ка,
Ветра нет, а ты шумишь;
Ретиво моё сердечко,
Горя нет, а ты болишь…

Отрицательный параллелизм

Наряду с пря­мым парал­ле­лиз­мом в сво­ем твор­че­стве поэты исполь­зу­ют парал­ле­лизм отри­ца­тель­ный, вос­при­няв этот при­ем из народ­ной пес­ни. Отрицательный парал­ле­лизм стро­ит­ся так, что пер­вый ряд в поэ­ти­че­ском срав­не­нии начи­на­ет­ся с части­цы «не».

Например, чита­ем у А. С. Пушкина:

Не стая воро­нов слеталась
На гру­ды тле­ю­щих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шай­ка собиралась…

Не ветер бушу­ет над бором,
Не с гор побе­жа­ли ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит вла­де­нья свои.

Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос.

Не напрас­но дули ветры,
Не напрас­но шла гроза.
Кто-то тай­ным тихим светом
Напоил мои глаза.

Читайте также: