Рисунок к стиху с поляны коршун поднялся тютчева
Обновлено: 22.11.2024
1 слайд Описание слайда:
Дидактический материал к уроку литературы в 6 классе Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся»
2 слайд Описание слайда:
проверить уровень знаний творчества Ф.И.Тютчева, степень понимания стихотворения «С поляны коршун поднялся», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:
3 слайд Описание слайда:
У Фёдора Ивановича Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте пейзажные зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам. Пейзажная лирика Тютчева весьма богата и разнообразна. Истоки создания стихотворения «С поляны коршун поднялся»
4 слайд Описание слайда:
В 1835 году Ф.И.Тютчев создаёт стихотворение «С поляны коршун поднялся…». На написание произведения его подтолкнуло наблюдение за коршуном, который на глазах поэта поднялся в воздух и летел всё выше и выше, пока не растворился в небе. Поэт восхищался птицей и немного завидовал ей, потому что свободная птица может то, что неподвластно человеку. Для Тютчева этот полёт коршуна символизировал внутреннюю свободу человека. История создания стихотворения «С поляны коршун поднялся»
5 слайд Описание слайда:
Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся» С поляны коршун поднялся, Высоко к небу он взвился; Всё выше, дале вьётся он – И вот ушёл за небосклон! Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла – А я здесь в поте и в пыли. Я, царь земли, прирос к земли.
6 слайд Описание слайда:
Какие картины предстают перед внутренним взором во время чтения стихотворения? Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся» В чём особенность композиции стихотворения? Каким настроением проникнуто стихотворение Тютчева? На каком приёме построено произведение?
7 слайд Описание слайда:
Перед внутренним взором читателя предстаёт картина грандиозного полёта коршуна и наблюдающего за ним человека. Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся» Особенность композиции стихотворения в том, что первые шесть строк посвящены свободной птице, а две последние – человеку. Стихотворение Тютчева проникнуто настроением грусти и печали. Произведение построено на антитезе: свободному полёту коршуна противопоставляется приземлённость человека, его земная обречённость.
8 слайд Описание слайда:
С какой целью поэт использовал в стихотворении архаизмы? Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся» Форма «к земли» подчёркивает человеческую слабость по отношению к природе. Форма «дале» делает текст приподнятым, приближает его к высокому стилю. «Природа-мать» – это намёк на связь коршуна-сына и его матери. Какими словами поэт передаёт движение наблюдаемой человеком картины? Глаголы в стихотворении помогают передать динамику картины, её живость.
9 слайд Описание слайда:
Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении? Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся» ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ два мощных, два живых крыла ушёл за небосклон прирос к земли
10 слайд Описание слайда:
Какова основная мысль этого стихотворения? Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся» Мысль о недосягаемости высокого жизненного идеала через антитезу «коршун – человек». Человек – существо мыслящее, он этим и выделен из природы. Человеческая мысль неудержимо стремится постичь неизведанное, однако ей никак невозможно выйти за пределы «земного круга». Для разума человека есть граница, предопределённая и неизбежная. Даже наделённый крылатой мыслью, он остаётся приросшим к земле. Вид коршуна, поднявшегося с поляны и исчезнувшего в небе, наводит поэта на такие думы. Тютчев восхищается природной мощью благородной птицы. «Природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла », — отмечает поэт.
11 слайд Описание слайда:
Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся» С поляны коршун поднялся, Высоко к небу он взвился; Всё выше, дале вьётся он – И вот ушёл за небосклон! Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла – А я здесь в поте и в пыли. Я, царь земли, прирос к земли.
12 слайд Описание слайда:
Стихотворение – размышление о возможностях человека. Он «царь земли», но почему же не может подняться в небо? Мы находим ответ: человек – « царь на земле», а коршун – царь неба. Но человек так хочет покорить и небо. Об этом свидетельствует последняя строчка стихотворения, она звучит и как отчаянное восклицание, и как горечь, осознание невозможности преодолеть земное притяжение и взмыть в небо «выше, далее». Коршун с высоты полёта может «оглядеть» свои владения как настоящий царь, а человек не может окинуть землю взглядом, несмотря на то, что он «царь земли». Что же мешает? А то, что «царь земли» прирос к земле. Человек в поте и пыли вынужден постоянно трудиться на земле, чтобы прокормить себя. Как не вспомнить Библию и изгнание человека из Рая за то, что вкусил запретный плод! Поэтому человек наказан тем, что он «прирос к земле», трудится в поте и пыли и жадно наблюдает за птицами в небе! Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся»
13 слайд Описание слайда:
Проверьте себя Ведущей в стихотворении является тема: Какое изобразительное средство содержится в первом предложении: Стихотворение Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся : НЕПРАВИЛЬНО в 1834 г. Каким размером написано стихотворение: НЕПРАВИЛЬНО дружбы ПРАВИЛЬНО природы НЕПРАВИЛЬНО одиночества НЕПРАВИЛЬНО эпитет НЕПРАВИЛЬНО сравнение ПРАВИЛЬНО ямб НЕПРАВИЛЬНО хорей НЕПРАВИЛЬНО дактиль Какое настроение лирического героя передано в стихотворении: НЕПРАВИЛЬНО спокойствие ПРАВИЛЬНО печаль НЕПРАВИЛЬНО радость НЕПРАВИЛЬНО в 1833 г. ПРАВИЛЬНО метафора ПРАВИЛЬНО в 1835 г.
14 слайд Описание слайда:
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Было много ошибок: нужно быть внимательнее МОЛОДЦЫ! Знания прочные: Как вы оцениваете свою работу на уроке:
15 слайд
Читайте также: