Рифма это яркая особенность стиха которая строится на фонетических возможностях

Обновлено: 22.11.2024

Рашид Цисар перейти к странице

Рашид Цисар запись закреплена

Рифма — это яркая особенность стиха, которая тоже строится на фонетических возможностях русской звуковой системы — на звуковых повторах.

С середины XIX в. в литературе начались интенсивные поиски новой рифмы, новых резервов созвучий. В первую очередь подверглась разработке составная рифма.

Что такое рифма составная? Ее особенность в том, что созвучие складывается из двух слов (иногда даже из трех), при этом второе обычно теряет ударение. Чаще всего она строилась путем присоединения к словам основных частей речи частиц, предлогов и даже местоимений:

Надвинув, держит пред собой

Стакан недопитый иной

И рассуждает: «надлежало б . »

Нужно сказать, что составная рифма использовалась в то время довольно редко. Специалисты объясняют это тем, что в ней хорошо ощутим оттенок насмешки, иронии, а это, разумеется, не всегда уместно.

Истинным виртуозом, царем рифмы был Дм. Дм. Минаев — популярнейший поэт-сатирик XIX в. Один из его современников писал: «Минаева знала вся читающая публика. Его пародии, экспромты, эпиграммы облетели всю Россию и повторялись и повторяются, переходя из уст в уста».

В арсенале художественных средств Минаева особое значение имеет рифма. Да он и сам говорил об этом в своем знаменитом стихотворении:

Область рифм — моя стихия,

И легко пишу стихи я;

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки,

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром.

Каламбурная рифма Дм. Дм. Минаева — отличительная черта его творчества. Каламбурная рифма – рифма, созданная ради языковой шутки, построенная на игре слов-омонимов и созвучных сочетаний.

В ХХ веке мастерами каламбурной рифмы были В. Брюсов:

Сказал раз медник, так куя,

Своей жене, тоскуя:

- Задам-ка детям таску я,

И разгоню тоску я.

Как известно, эта рифма была одной из любимых рифм Маяковского. Убедиться в этом нетрудно: стоит просто взять томик произведений поэта, и почти на каждой странице вы найдете такие рифмы: ввысь поведи – в исповеди, о детях – одеть их, паутинами – по-утиному, до канала – доканала, лет до ста расти вам до старости.

Теперь обратимся к так называемой усеченной рифме. Ее разработка в литературе началась в начале XX в. Чем отличается эта рифма? Особенность ее в том, что при рифмовке не учитываются конечные согласные звуки: крыше — слышен, парча — свечах.

По-смешному я сердцем влип,

Я по-глупому мысли занял.

Твой иконный и строгий лик

По часовням висел в рязанях.

В начале XX в. получила распространение еще одна рифма — неравносложная, когда рифмуются слова с неравным числом послеударных слогов. Употреблять же ее начали еще в XIX в. Как считают специалисты, впервые это сделал Валерий Брюсов:

Свищет вполголоса арии,

Блеском и шумом пьяна,—

Здесь, на ночном тротуаре,

Вольная птица она!

Детски балуется с локоном,

Вьющимся дерзко к глазам,

То вдруг наклонится к окнам,

Смотрит на радужный хлам.

Побледневшие звезды дрожали,

Трепетала листва тополей,

И, как тихая греза печали,

Ты прошла по заветной аллее.

Неравносложную рифмовку очень широко использовал В. Маяковский: вечернею — чернью, прерии — перья, многие — ноги, можно — наложена, парии — барыне, лбов — голубого, нерв — революционеров, манишь — Ламанш, нарах — монарх.

В XX в. была придумана разноударная рифма. Суть ее в том, что для рифмовки берутся слова с созвучными окончаниями (или полностью созвучные), но не совпадающим ударением.

Я — под синим пологом

На холме пологом.

Живет щегол здесь — первый щеголь,

Ему сбивает гоголь-моголь.

В зависимости от расположения ударения в окончании слова рифмы бывают:

мужские — ударение падает на последний слог:

Смеясь жестоко над собратом,

Писаки русские толпой

Меня зовут аристократом.

Смотри, пожалуй, вздор какой.

женские — ударение на предпоследнем слоге:

Не офицер я, не асессор,

Я по кресту не дворянин,

Не академик, не профессор —

Я просто русский мещанин.

дактилические — ударение на третьем слоге от конца стиха:

Тучки небесные, вечные странники .

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники .

гипердактилические — ударение на четвертом или пятом слоге:

Холод, тело тайно сковывающий,

Холод, душу очаровывавший.

По расположению в строках различают рифмы:

смежные — рифмовка соседних стихов:

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

перекрестные — первый стих рифмуется с третьим, второй — с четвертым:

Спят во тьме ночной;

Полны свежей мглой.

кольцевые — первый стих рифмуется с четвертым, второй — с третьим:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Разговор о русской рифме в поэзии будет неполным, если не сказать о таких стихах, которые вообще не имеют рифмы. При этом у них есть стихотворный размер. Такие стихи называются белыми. Белым стихом, например, написаны маленькие трагедии и «Борис Годунов» Пушкина:

Клянусь тебе, что сердца моего

Ты вымучить одна могла признанье.

Клянусь тебе, что никогда, нигде,

Ни в пиршестве за чашею безумства,

Ни в дружеском, заветном разговоре,

Ни под ножом, ни в муках истязаний

Сих тяжких тайн не выдаст мой язык.

И, наконец, еще одно свойство стихотворной речи, основанное на фонетических созвучных концовках,— строфа. Это повторяющееся в стихотворении сочетание двух или нескольких строк, объединенных системой рифм и общей интонацией.

В зависимости от количества стихов в строфе различают:

Гляжу, как безумный, на черную шаль,

И хладную душу терзает печаль.

Когда легковерен и молод я был,

Младую гречанку я страстно любил.

Да, ранят все, последний убивает,

Вам мой привет, бесстрастные часы,

Моя душа вас набожно считает!

Тот — острым жалом вдумчивой осы

Язвит мечты; тот — как кинжалом режет,

Тот грезы косит с быстротой косы.

Что вопли, стоны, что зубовный скрежет

Пред тихим вздохом, данником часов!

И на гулких сводах мостов,

И на старом Волковом поле,

Где могу я плакать на воле

В чаще новых твоих крестов.

Давно стихами говорит Нева,

Весь Летний сад — Онегина глава,

О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский.

Сижу задумчив и один,

На потухающий камин

Сквозь слез гляжу.

С тоскою мыслю о былом

И слов в унынии моем

Четырехстопный ямб мне надоел:

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву

Пора б его оставить. Я хотел

Давным-давно приняться за октаву.

И в самом деле: я бы совладел

С тройным созвучьем. Пущусь на славу!

Ведь рифмы запросто со мной живут;

Две придут сами, третью приведут.

Могут быть строфы из 9, 10 стихов и т. д. Особый вид организации стихотворной речи представляет собой строфа в «Евгении Онегине», так называемая онегинская строфа. Она состоит из 14 строк.

Стихотворные размеры
ДВУХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Ямб — двухсложный стихотворный размер, стопа которого состоит из безударного и ударного слога.

Первоначально в Древней Греции ямбическим размером сочинялись только сатирические (ругательные) стихи. Вот почему и поэзия разделялась на два основных рода — героическую и ямбическую.

Мороз и солнце: день чудесный! и/и/и/и/и

Еще ты дремлешь, друг прелестный. и/и/и/и/и

Впервые возможности русского четырехстопного ямба были показаны в полную меру в ломоносовской «Оде на взятие Хотина». Этим размером были написаны и многие другие гениальные поэтические произведения: поэмы Пушкина и Лермонтова, знаменитое «Я помню чудное мгновенье. » и «Смерть поэта»; «Незнакомка» Блока.

Хорей — /и . Слово образовано от греческого «круговой танец». Так же, как и ямб, хорей очень популярен в русской поэзии.

В дымке-невидимке /и/и/и

Выплыл месяц вешний, /и/и/и

Цвет садовый дышит /и /и /и

Яблонью, черешней. /и/и/и

Хорей — второй по популярности стихотворный размер в русской поэзии.

Дактиль —/ии. Слово образовано от греч. Дактилос - «палец» (ср. дактилоскопия). Свое название эта стопа получила именно потому, что строением она напоминает фигуру пальца, у которого три фаланги (три слога), из них большая фаланга (долгая, ударная) равна по длине двум коротким.

Ритмическое великолепие (ритм вальса) дактиля поразило слух древних греков, и они приписывали изобретение этой стопы богу Дионису, который беседовал с людьми стихами («языком богов»), построенными по законам этого поэтического ритма, размера.

Буря на небе вечернем, /и и /и и /и

Моря сердитого шум — /и и /и и /

Буря на море и думы, /и и /и и /и

Много мучительных дум. /и и /и и /

Амфибрахий — и/и . От сочетания двух греческих слов амфи- «с двух сторон» + брахус - «краткий». Буквальный перевод слова становится понятным, стоит взглянуть на графическое изображение стопы: ударный (сильный) слог находится между двумя безударными (краткими).

Большое развитие амфибрахий получил в поэзии русских символистов, в частности у К. Бальмонта, А. Блока, хотя этот размер был весьма популярен уже в пушкинскую эпоху.

Шумела полночная вьюга и/и и/и и/и

В лесной и глухой стороне. и/и и/и и/

Анапест — и и /. Греческое анапестос буквально значит «отраженный назад». Когда-то эту стопу назвали «обратно ударяемая», потому что она противоположна дактилю. При произнесении анапестических стихов в Элладе исполнители приплясывали, отбивая ногой такт на последнем слоге стопы, а не на первом, как это имеет место в дактиле. Вот почему анапестическая стопа носит еще одно название — антидактиль. Стремительность этого ритма дала основание для античной легенды о хромоногом поэте Тиртее, со стихами-песнями которого древние воины шли в бой.

Я тебе ничего не скажу, и и/и и/и и/

Я тебя не встревожу ничуть, и и /и и/и и/

И о том, что я молча твержу, и и/и и/и и/

Не решусь ни за что намекнуть. и и/и и/и и/

Меткая и образная характеристика, тонкие наблюдения над использованием двух- и трехсложных размеров в русской поэзии содержатся в статье К. Бальмонта «Русский язык». Вот только несколько фрагментов из этой работы.

Ямб — «стих выразительный, живописный, я бы сказал, сабельный, ударный. Весь явный и завершенный, совсем не таинственный».

Хорей — «стих гораздо более выразительный и включающий в себя таинственность. В нем есть пляска, в зависимости от чтения торжественная или буйная. Слог с ударением, за которым следует слог без ударения, отвечает великорусской наклонности к полногласию. Конец стиха не

Амфибрахий — «пленительный размер, в нем есть качание старинного вальса и морской волны. Ударный слог, предводимый и сопровождаемый неударными, движется так мягко, что чаровывает плавностью».

Анапест — «размер, полный угрюмой выразительности, тяжелого и рассчитанного удара. Стих, как рука с мечом, которая медленно приподнимается, замахивается и сражает. Обратный лик дактиля, обратный ток чувств».

Дактиль — «трехслоговая замедленность. Размер самый таинственный. Стих глянет на тебя, и кажется, что он посмотрел на душу полным взором, и в полвзора, и в четверть взора. Песня спелась, еще не хочет конца, и еще поется, и все не хочет конца, и допевается. Русский дух, полюбивший в веках широкое пространство, своей географией так спутавший свою историю, любящий найденную новую целину, и вот уже тянущийся к новой, что подальше, и еще к новой, должен был полюбить в своей речи дактилическую напевность, трехслоговую замедленность».

И наконец, еще одно наблюдение К. Бальмонта, выраженное в поэтической форме:

Читайте также: