Рифма это яркая особенность стиха которая строится на фонетических возможностях
Обновлено: 22.11.2024
Рашид Цисар перейти к странице
Рашид Цисар запись закреплена
Рифма — это яркая особенность стиха, которая тоже строится на фонетических возможностях русской звуковой системы — на звуковых повторах.
С середины XIX в. в литературе начались интенсивные поиски новой рифмы, новых резервов созвучий. В первую очередь подверглась разработке составная рифма.
Что такое рифма составная? Ее особенность в том, что созвучие складывается из двух слов (иногда даже из трех), при этом второе обычно теряет ударение. Чаще всего она строилась путем присоединения к словам основных частей речи частиц, предлогов и даже местоимений:
Надвинув, держит пред собой
Стакан недопитый иной
И рассуждает: «надлежало б . »
Нужно сказать, что составная рифма использовалась в то время довольно редко. Специалисты объясняют это тем, что в ней хорошо ощутим оттенок насмешки, иронии, а это, разумеется, не всегда уместно.
Истинным виртуозом, царем рифмы был Дм. Дм. Минаев — популярнейший поэт-сатирик XIX в. Один из его современников писал: «Минаева знала вся читающая публика. Его пародии, экспромты, эпиграммы облетели всю Россию и повторялись и повторяются, переходя из уст в уста».
В арсенале художественных средств Минаева особое значение имеет рифма. Да он и сам говорил об этом в своем знаменитом стихотворении:
Область рифм — моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
Каламбурная рифма Дм. Дм. Минаева — отличительная черта его творчества. Каламбурная рифма – рифма, созданная ради языковой шутки, построенная на игре слов-омонимов и созвучных сочетаний.
В ХХ веке мастерами каламбурной рифмы были В. Брюсов:
Сказал раз медник, так куя,
Своей жене, тоскуя:
- Задам-ка детям таску я,
И разгоню тоску я.
Как известно, эта рифма была одной из любимых рифм Маяковского. Убедиться в этом нетрудно: стоит просто взять томик произведений поэта, и почти на каждой странице вы найдете такие рифмы: ввысь поведи – в исповеди, о детях – одеть их, паутинами – по-утиному, до канала – доканала, лет до ста расти вам до старости.
Теперь обратимся к так называемой усеченной рифме. Ее разработка в литературе началась в начале XX в. Чем отличается эта рифма? Особенность ее в том, что при рифмовке не учитываются конечные согласные звуки: крыше — слышен, парча — свечах.
По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях.
В начале XX в. получила распространение еще одна рифма — неравносложная, когда рифмуются слова с неравным числом послеударных слогов. Употреблять же ее начали еще в XIX в. Как считают специалисты, впервые это сделал Валерий Брюсов:
Свищет вполголоса арии,
Блеском и шумом пьяна,—
Здесь, на ночном тротуаре,
Вольная птица она!
Детски балуется с локоном,
Вьющимся дерзко к глазам,
То вдруг наклонится к окнам,
Смотрит на радужный хлам.
Побледневшие звезды дрожали,
Трепетала листва тополей,
И, как тихая греза печали,
Ты прошла по заветной аллее.
Неравносложную рифмовку очень широко использовал В. Маяковский: вечернею — чернью, прерии — перья, многие — ноги, можно — наложена, парии — барыне, лбов — голубого, нерв — революционеров, манишь — Ламанш, нарах — монарх.
В XX в. была придумана разноударная рифма. Суть ее в том, что для рифмовки берутся слова с созвучными окончаниями (или полностью созвучные), но не совпадающим ударением.
Я — под синим пологом
На холме пологом.
Живет щегол здесь — первый щеголь,
Ему сбивает гоголь-моголь.
В зависимости от расположения ударения в окончании слова рифмы бывают:
мужские — ударение падает на последний слог:
Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор какой.
женские — ударение на предпоследнем слоге:
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор —
Я просто русский мещанин.
дактилические — ударение на третьем слоге от конца стиха:
Тучки небесные, вечные странники .
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники .
гипердактилические — ударение на четвертом или пятом слоге:
Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывавший.
По расположению в строках различают рифмы:
смежные — рифмовка соседних стихов:
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
перекрестные — первый стих рифмуется с третьим, второй — с четвертым:
Спят во тьме ночной;
Полны свежей мглой.
кольцевые — первый стих рифмуется с четвертым, второй — с третьим:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Разговор о русской рифме в поэзии будет неполным, если не сказать о таких стихах, которые вообще не имеют рифмы. При этом у них есть стихотворный размер. Такие стихи называются белыми. Белым стихом, например, написаны маленькие трагедии и «Борис Годунов» Пушкина:
Клянусь тебе, что сердца моего
Ты вымучить одна могла признанье.
Клянусь тебе, что никогда, нигде,
Ни в пиршестве за чашею безумства,
Ни в дружеском, заветном разговоре,
Ни под ножом, ни в муках истязаний
Сих тяжких тайн не выдаст мой язык.
И, наконец, еще одно свойство стихотворной речи, основанное на фонетических созвучных концовках,— строфа. Это повторяющееся в стихотворении сочетание двух или нескольких строк, объединенных системой рифм и общей интонацией.
В зависимости от количества стихов в строфе различают:
Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил.
Да, ранят все, последний убивает,
Вам мой привет, бесстрастные часы,
Моя душа вас набожно считает!
Тот — острым жалом вдумчивой осы
Язвит мечты; тот — как кинжалом режет,
Тот грезы косит с быстротой косы.
Что вопли, стоны, что зубовный скрежет
Пред тихим вздохом, данником часов!
И на гулких сводах мостов,
И на старом Волковом поле,
Где могу я плакать на воле
В чаще новых твоих крестов.
Давно стихами говорит Нева,
Весь Летний сад — Онегина глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
Сижу задумчив и один,
На потухающий камин
Сквозь слез гляжу.
С тоскою мыслю о былом
И слов в унынии моем
Четырехстопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
И в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучьем. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.
Могут быть строфы из 9, 10 стихов и т. д. Особый вид организации стихотворной речи представляет собой строфа в «Евгении Онегине», так называемая онегинская строфа. Она состоит из 14 строк.
Стихотворные размеры
ДВУХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Ямб — двухсложный стихотворный размер, стопа которого состоит из безударного и ударного слога.
Первоначально в Древней Греции ямбическим размером сочинялись только сатирические (ругательные) стихи. Вот почему и поэзия разделялась на два основных рода — героическую и ямбическую.
Мороз и солнце: день чудесный! и/и/и/и/и
Еще ты дремлешь, друг прелестный. и/и/и/и/и
Впервые возможности русского четырехстопного ямба были показаны в полную меру в ломоносовской «Оде на взятие Хотина». Этим размером были написаны и многие другие гениальные поэтические произведения: поэмы Пушкина и Лермонтова, знаменитое «Я помню чудное мгновенье. » и «Смерть поэта»; «Незнакомка» Блока.
Хорей — /и . Слово образовано от греческого «круговой танец». Так же, как и ямб, хорей очень популярен в русской поэзии.
В дымке-невидимке /и/и/и
Выплыл месяц вешний, /и/и/и
Цвет садовый дышит /и /и /и
Яблонью, черешней. /и/и/и
Хорей — второй по популярности стихотворный размер в русской поэзии.
Дактиль —/ии. Слово образовано от греч. Дактилос - «палец» (ср. дактилоскопия). Свое название эта стопа получила именно потому, что строением она напоминает фигуру пальца, у которого три фаланги (три слога), из них большая фаланга (долгая, ударная) равна по длине двум коротким.
Ритмическое великолепие (ритм вальса) дактиля поразило слух древних греков, и они приписывали изобретение этой стопы богу Дионису, который беседовал с людьми стихами («языком богов»), построенными по законам этого поэтического ритма, размера.
Буря на небе вечернем, /и и /и и /и
Моря сердитого шум — /и и /и и /
Буря на море и думы, /и и /и и /и
Много мучительных дум. /и и /и и /
Амфибрахий — и/и . От сочетания двух греческих слов амфи- «с двух сторон» + брахус - «краткий». Буквальный перевод слова становится понятным, стоит взглянуть на графическое изображение стопы: ударный (сильный) слог находится между двумя безударными (краткими).
Большое развитие амфибрахий получил в поэзии русских символистов, в частности у К. Бальмонта, А. Блока, хотя этот размер был весьма популярен уже в пушкинскую эпоху.
Шумела полночная вьюга и/и и/и и/и
В лесной и глухой стороне. и/и и/и и/
Анапест — и и /. Греческое анапестос буквально значит «отраженный назад». Когда-то эту стопу назвали «обратно ударяемая», потому что она противоположна дактилю. При произнесении анапестических стихов в Элладе исполнители приплясывали, отбивая ногой такт на последнем слоге стопы, а не на первом, как это имеет место в дактиле. Вот почему анапестическая стопа носит еще одно название — антидактиль. Стремительность этого ритма дала основание для античной легенды о хромоногом поэте Тиртее, со стихами-песнями которого древние воины шли в бой.
Я тебе ничего не скажу, и и/и и/и и/
Я тебя не встревожу ничуть, и и /и и/и и/
И о том, что я молча твержу, и и/и и/и и/
Не решусь ни за что намекнуть. и и/и и/и и/
Меткая и образная характеристика, тонкие наблюдения над использованием двух- и трехсложных размеров в русской поэзии содержатся в статье К. Бальмонта «Русский язык». Вот только несколько фрагментов из этой работы.
Ямб — «стих выразительный, живописный, я бы сказал, сабельный, ударный. Весь явный и завершенный, совсем не таинственный».
Хорей — «стих гораздо более выразительный и включающий в себя таинственность. В нем есть пляска, в зависимости от чтения торжественная или буйная. Слог с ударением, за которым следует слог без ударения, отвечает великорусской наклонности к полногласию. Конец стиха не
Амфибрахий — «пленительный размер, в нем есть качание старинного вальса и морской волны. Ударный слог, предводимый и сопровождаемый неударными, движется так мягко, что чаровывает плавностью».
Анапест — «размер, полный угрюмой выразительности, тяжелого и рассчитанного удара. Стих, как рука с мечом, которая медленно приподнимается, замахивается и сражает. Обратный лик дактиля, обратный ток чувств».
Дактиль — «трехслоговая замедленность. Размер самый таинственный. Стих глянет на тебя, и кажется, что он посмотрел на душу полным взором, и в полвзора, и в четверть взора. Песня спелась, еще не хочет конца, и еще поется, и все не хочет конца, и допевается. Русский дух, полюбивший в веках широкое пространство, своей географией так спутавший свою историю, любящий найденную новую целину, и вот уже тянущийся к новой, что подальше, и еще к новой, должен был полюбить в своей речи дактилическую напевность, трехслоговую замедленность».
И наконец, еще одно наблюдение К. Бальмонта, выраженное в поэтической форме:
Читайте также: