Пушкин о декабристах стихи

Обновлено: 05.11.2024

«Декабристы» – тексты короткого цикла моих радиопрограмм рубрики "Душа поэта" на одесском радио "Гармония мира", плавно выросших из другого радиоцикла – «Современники Пушкина». Очерк о Кюхельбекере «остался» в «пушкинском».

Здесь:
1. Декабристы в поэзии Пушкина
2. Жены декабристов в русской литературе
3. Кондратий Рылеев. Я не Поэт, а Гражданин
4. Бестужев-Марлинский, первый русский романист
5. Александр Одоевский. Сердце бросил в море жизни шумной…
6. Просветитель Владимир Раевский
7. Гавриил Батеньков. Авантюрист, безумец, мудрец?
8. Федор Глинка. Публицист, пропагандист, лирик
9. Павел Катенин – рыцарь классицизма

Последовательность и нумерация, разумеется, весьма условны.

ДЕКАБРИСТЫ В ПОЭЗИИ ПУШКИНА

В декабрьском календаре есть одна дата, одинаково значимая как для истории, так и для отечественной культуры, поскольку событие, о котором пойдет речь, навсегда вошло в память не одного поколения, и является точкой отсчета в формировании многих общественных процессов, гражданской мысли, да и личной ответственности каждого за то, что он делает…

14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание, инициаторами которого стали представители русского дворянства. Тогда ими была предпринята попытка изменить существующий государственный строй – в надежде установить свободные, справедливые отношения в российском обществе:

Витийством резким знамениты,
Сбирались члены сей семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи,
И в рассуждении свободном
Об управлении народном
Они ценили выше слов
Резон отточенных штыков,
Но Робеспьерово наследство
Их не смущало потому,
Что просвещенному уму
Дано ж избрать и цель, и средство.
И русских правд неверный рой
Уже кружился над Невой.

Это – одна из строф десятой – зашифрованной – главы из романа Пушкина «Евгений Онегин», восстановленной пушкинистом и поэтом Андреем Черновым. А пушкинский современник Юзефович в своих поздних воспоминаниях писал, что в десятой главе Онегин должен был попасть в число декабристов. По сохранившимся фрагментам этой сожженной главы видно, что Пушкин хорошо знал многих декабристов – бунтовщиков, заговорщиков, как называла их не только власть, но и те, кто были искренне возмущены поступком своих знакомых и приятелей.

Пушкин же, всей душой разделяя идеи, которые обсуждались в кругу тайных обществ, выражал их в своих стихотворениях, не опубликованных, ходивших по рукам в списках, и ставших своеобразными программными сочинениями для декабристов. Именно у будущих декабристов – «беспокойного Ильи» – Долгорукова и «осторожного Никиты» – Муравьева Пушкин часто бывал на дружеских собраниях, где читал свои вольнолюбивые стихи. Прежде всего – всем известную «Вольность», написанную им в восемнадцать лет:

<…> Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

Увы! Куда ни брошу взор –
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела – рабства грозный гений
И славы роковая страсть.

Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит.

<…> и днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари –
Неверные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

Пушкин не был членом ни одного из тайных обществ – слишком несерьезным и вспыльчивым воспринимали его многие, но именно ода «Вольность» стала причиной высылки Пушкина на юг. В ней выражена романтическая надежда на то, что российский самодержец добровольно проведет государственные реформы, отказавшись от неограниченной власти и отменив крепостное право. Отмена самодержавия и крепостничества и была основной целью и декабристов.

Первое тайное общество – «Союз спасения» – возник уже в 1816 году, и создали его гвардейские офицеры – братья Александр и Никита Муравьевы, Иван Якушкин, братья Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы. Из-за разногласий союз был распущен, но впоследствии были сформированы и действовали «Союз благоденствия», «Северное» и «Южное тайные общества». Однако и в их кругах не было ни единомыслия, ни единодушия: многочисленные лидеры Кондратий Рылеев, Никита Муравьев, Сергей Трубецкой, Павел Пестель слишком по-разному смотрели на способы достижения целей.

Но всех их объединяло главное – благородные идеи преобразования общества и процветания государства. И стихи Пушкина лучше всего выражали эти идеи. Например, послание «К Чаадаеву» 1818 года, в котором поэтом переданы настроения, царившие в кругах заговорщиков:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман.
Исчезли юные забавы
Как сон, как утренний туман.
Но в нас горит еще желанье
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Здесь кстати вспомнить еще и стихотворение Пушкина «Деревня» ,1819 года. Начинается оно с элегического описания природы его родового Михайловского «Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Эта первая часть была опубликована в те же годы под названием «Уединение». Зато вторая часть ходила исключительно в списках, поскольку выражала крамольные настроения просвещенных дворян:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
<…> Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Эти прекрасные порывы, это страстное желание создать идеальное общество стали «звездой пленительного счастья» не только для декабристов, но и для многих последующих поколений, восхищавшихся их самоотверженностью и мужеством. Задумываться о преобразованиях будущие декабристы начали после Отечественной войны 1812 года: многие воевали, и, с одной стороны, им открылся потенциал народа, а с другой – побывав в Европе, познакомившись с общественным и политическим строем западных государств, поддавшись революционным настроениям, они пришли к выводу, что самодержавие и крепостное право – основные причины отсталости и российского общества, и государства в целом: «Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России», – писал декабрист Александр Бестужев.

Восстание не было подготовлено: заговорщики решили воспользоваться случаем – периодом междуцарствия после смерти Александра I, и 14 декабря, в день присяги армии новому императору Николаю I, на Сенатскую площадь вышло около 3 тысяч солдат и офицеров. Целью их был захват Зимнего дворца, арест царской семьи и оглашение «Манифеста к российскому народу», отменявшего крепостное право. Вооруженное восстание спустя шесть часов было жестоко подавлено. Следствие над декабристами превратилось в первый в России политический процесс. Верховный суд признал 121 декабриста виновными и осудил их на каторгу и поселение в Сибирь, а пятерых – Рылеева, Пестеля, Муравьева-Апостола, Бестужева-Рюмина, Каховского – к казни.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина не могло быть опубликовано, да и писалось не для широкого читателя: он адресовал эти строки непосредственно своим ссыльным друзьям-декабристам, для чего и передал их Александре Григорьевне Муравьевой, которая в начале января 1827 года отъезжала из Москвы к мужу на каторгу. Этот ее поступок, как и решение еще десятерых женщин следовать за ссыльными мужьями, – особая страница в истории русского общества. Пока же скажем, что эти и другие стихи Пушкина очень поддерживали каторжан. Известно ответное стихотворение Александра Одоевского:

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
Но лишь оковы обрели.
Но будь спокоен, бард: цепями,
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И вновь зажжем огонь свободы,
И с нею грянем на царей,
И радостно вздохнут народы.

Справедливости ради необходимо сказать, что отношение к восстанию в нашем сознании чересчур романтизировано, а реальная история декабристов трагична: предприняв отчаянную попытку воплотить свои мечты в жизнь, они не смогли изменить существующий строй – но сломали и свои жизни, и судьбы своих близких. Однако, стремясь к возвышенному идеалу, никто из них не думал о подобных последствиях.

По-разному восприняли этот шаг недавние друзья бунтовщиков, многие из декабристов сами раскаялись и разочаровались, но назад вернуть ничего уже было невозможно. И задача каждого из них состояла в том, чтобы с достоинством принять свою новую судьбу. Нетрудно представить, как это было непросто. Но пройдя все испытания, они занимались педагогической, просветительской деятельностью, изучали сибирские земли, писали стихи. Их жизни посвящены многие исследования, о них написаны книги, стихи, песни, сняты фильмы. И какую бы оценку восстанию и деятельности каждого из них ни давали их современники или историки, бесспорно одно – попытка декабристов воплотить в реальность благородные идеи справедливости и процветания, их трагическая судьба, их мужество по-прежнему восхищают и вдохновляют нас.

Читайте также: