Пушкин царское село стих анализ
Обновлено: 22.11.2024
Анализ стихотворения Ахматовой «Я гибель накликала милым»
Картинка Анализ стихотворения Ахматовой Я гибель накликала милым № 1
«Я гибель накликала милым…» — стихотворение, входящее в сборник «Anno Domini MCMXXI». Написано оно осенью 1921 года, во времена, трудные для Ахматовой. В конце лета Анна Андреевна похоронила хорошего друга и величайшего поэта Серебряного века Блока. Практически сразу после его смерти стала известна еще одна ужасная новость — по обвинению в заговоре против советской власти расстрелян Гумилев, бывший муж Ахматовой. С ним после развода поэтесса сохранила хорошие отношения, поэтому трагическая его гибель произвела на нее сильнейшее впечатление.
Главный мотив произведения «Я гибель накликала милым…» — мотив утраты. Раскрывается он на уровне лексики — «могилы», «кровь», «вороны». Кроме того, важнейшую роль играет звукопись. Посредством обилия «всхлипывающих» слогов в первых двух строках поэтесса будто воспроизводит плач. Так рождается атмосфера боли, отчаяния.
Есть в стихотворении и еще одна важная тема. Речь идет о могуществе поэтического дара. По мнению лирической героини, любовь ее может наслать «дикие песни», погубить. Здесь возникает очень сильный образ, заключенный в паре строк: «Как вороны кружатся, чуя горячую дикую кровь…». Перед читателями на ассоциативном уровне появляются впечатляющие картины: ведьма, кружащая на метле, валькирия, которая реет над полем боя на крылатом коне. Любовь становится причиной возникновения стихотворных откровений, способных принести смерть.
В середине произведения происходит своеобразное переключение. Мотивы утраты и могущества поэтического дара отходят на второй план. Лирическая героиня обращается к своему новому поклоннику, заставляя мужчину отказаться от ее губительной любви. При этом выбирается повелительный тон. В речи преобладают императивные глаголы: «дай», «слушай», «уйди».
В стихотворении «Я гибель накликала милым…» стоит обратить внимания на мотив предчувствия, который нередко встречается и в других произведениях Ахматовой. В его разработке Анна Андреевна остается верна традициям, заложенным русскими классиками. Согласно этой традиции, у поэта есть способность видеть сквозь время и пространство, чувствовать вещи, скрытые от обычных людей. Такой дар пугает Ахматову. Анна Андреевна не желает, чтобы ее тягостные предчувствия накликали беду на близких и родных. Таким образом мотив предчувствия перекликается с мотивом могущества поэтического дара.
AlinaАнализ стихотворения «Проводила друга до передней» Ахматовой
Брак Н. Гумилева и А. Ахматовой претерпел множество испытаний. В произведении «Проводила друга до передней» поэтесса повествует о своих переживаниях.
Стихотворение написано в 1913 году. Поэтессе в эту пору 24 года, она замужем за Николаем Гумилевым, воспитывает сына, издала свою дебютную книгу стихов. Молодая семья живет в Тучковом переулке. Однажды, когда Н. Гумилев был в своем длительном африканском путешествии, она была в гостях в доме его матери, помогала разбирать бумаги. Среди них обнаружилась стопка писем от поклонницы поэта. И, похоже, они не были безответны. За полгода А. Ахматова не написала мужу ни одного письма. По жанру – любовная лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, деления на строфы нет. Рифмы мужские и женские, открытые. Интонация, сам строй стихотворения напоминает зарисовку, прозаическую миниатюру. Лирическая героиня – сама автор. Ее бросил любимый человек. С нарочитым спокойствием она перечисляет: проводила, постояла. «Друг»: у этого слова здесь двойной смысл. «Другом» звал своих любимых в переписке и стихах А. Пушкин, чье творчество занимало А. Ахматову всю жизнь. Наконец, возможна и горькая ирония: герои могли договориться расстаться цивилизованно, оставшись «друзьями». Передняя – это прихожая. Колоколенка: чувствуется оттенок умаления. «Звуки важные»: сердце героини бунтует. Колокольный звон ей диссонансом, издевкой, равнодушием звучит. Восклицание: брошена! Ошеломленная, она уже не знает, как относиться ей к самой себе. С ней неожиданно попрощались, не считаясь с ее чувствами. Само это слово кажется ей искусственным. Как можно «бросить» человека? Вместе с тем, именно такой, застигнутой врасплох, брошенной в пыль, потерянной и ощущает себя героиня. Даже в зеркале как будто не она. Героиня изучает свое лицо, оно кажется ей другим, чужим. «Глаза уже сурово»: глаза учатся жить с этим фактом, горечь, пустившая корни в ее сердце, прорастает холодом в глазах. Она дает себе слово больше не быть столь доверчивой, хочет стать такой же буднично-безжалостной, как он – «друг». В стихотворении нет особых средств выразительности, разве что инверсия в начале, эпитет «важные», метафора «звуки текли». Трюмо – большое зеркало. Этот образ – типичный для творчества поэтессы.
Раннюю лирику А. Ахматовой часто сравнивают с новеллистикой, только поэтесса раскрывает не развитие событий и действий, а историю собственной души.
AlinaВторое стихотворение – «…А там мой мраморный двойник». Его сюжет прост: в заброшенном царскосельском парке героиня находит разбитый мраморный памятник. В этой находке, в этом поверженном мраморном бюсте Анна Андреевна видит себя. Её двойник лежит под старым кленом, созерцая зелень трав и гладь воды в покое и умиротворении. В последней строке стихотворения автор говорит о том, что рано или поздно тоже станет такой: холодной, белой, но тихой и безмятежной. Эти последние слова – констатация смертности всех людей, в том числе и героини. Констатация смертности и забытьи.
Читайте также: