Психологический стих и его анализ

Обновлено: 04.11.2024

Для начала предлагаю вам прочитать саму статью из психологической газеты No 10(36) 1900 г:

«МАСТЕРСКАЯ ОДИНОЧЕСТВА
В. Е. Каган: «К одиночеству лепятся эпитеты: беспомощный, несчастный, подавленный, безысходный, покинутый, отчаявшийся, отчужденный, затерянный, тревожный, ужасный, тоскливый, смертельный. ». Если пошутить с этимологией, то одиночество или одноочество: один-ок; одно око. И у Маяковского недаром же: Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека. Одиночество Ч тема, которая в психологии присутствует всегда, но далеко не всегда принимается в ее полноте и многогранности. О нем говорят как о причине психических нарушений и расстройств, как о внутреннем мотиваторе суицидального поведения, как о ядре некоторых психиатрических синдромов и т. д. Психотерапия, работая с чувством одиночества, делает это преимущественно в ключе его преодоления либо направляет свои усилия на преодоление состояний, вызванных внезапным или хроническим одиночеством как фактом жизни. В целом, одиночество и уединение противопоставляют как негативное и позитивное, травмирующее и успокаивающее, навязанное и свободное. Ресурсы одиночества при таком противопоставлении остаются не-увиденными, не-востребованными и, в конечном итоге, не-понятыми. Не в том смысле не-понятыми, что-де психиатры и психотерапевты не в состоянии или не дают себе труда понять. Но в том смысле не-понятыми, что одиночество не-принято (как заметила М. Цветаева, принятие и есть понимание, и что не принято - то не понято).
Между тем, в одеждах одиночества всегда выступает Одиночество. О нем в Затмении Бога писал М. Бубер: Всякая религиозная действительность начинается с того, что библейская религия называет Страх Божий, т. е. с того, что бытие от рождения до смерти делается непостижимым и тревожным, с поглощения таинственным всего казавшегося надежным. Через эти темные врата. верующий вступает в отныне освятившийся будний день как в пространство, в котором он будет сосуществовать с таинственным. Тот, кто начинает с любви, не испытав сначала страха, любит кумира, которого сотворил себе сам, но не действительного Бога, который страшен и непостижим. То, что верующий, прошедший через врата страха, получает указания и руководство в отношении конкретной ситуационной связности своего бытия, означает именно следующее: что он перед лицом Бога выдерживает действительность своей проживаемой жизни.
Совсем в другой системе мировоззрения, но, по существу, о том же говорит Дон Хуан, выводя Кастанеду на путь воина, пролегающий в безмолвии, через принятие своего одиночества. То есть, я вдруг открываю, что я перед бесконечной и непостижимой тайной один, когда даже те, кого я люблю, как говорят, больше себя и в ком я растворен или с кем сплавлен, не могут перед этой тайной встать рядом со мной, но каждый лишь в своем одиночестве перед ней. Это тяжкий путь от одиночества к Одиночеству, от порабощенности к свободе, которая суть личная, персональная, не-переложенная ни на кого и ни на что вне меня самого ответственность: . человек сам по себе, пользуясь своим разумом и умом, знает, что есть добро и что есть зло, и поступает как желает, и нет никого, кто может помешать ему, так писал М. Маймонид.
Иными словами, за комплиментарными декларациями уникальности каждого человека скрывается его особость как об-особленность, единичность и единственность, его единение с миром как диалог одиночества с тайной, его совладание с жизнью как единоличная проблема. А без этого и свободы нет: . свобода - это когда свобода одного упирается в свободу другого и имеет эту последнюю своим условием (М. Мамардашвили). Свобода одного возможна и вне свободы, но свобода без свободы одного невозможна. И эта свобода одного измеряется принятостью человеком своего Одиночества. Но принимать его самая трудная в жизни работа. Куда как легче сбиться в компанию, группу, толпу и начать войну против других: психотерапевтических школ, взглядов на искусство или способов планирования семьи, партий, религий, расцветок кожи да всего, чего угодно, лишь бы без остатка растворить Страх Божий в единстве, а с чем и кем не так уж важно. И здесь в мире насилия, войн, ксенофобии психотерапия уже не властна, она рекрутируется в ряды воинства, ее обувают в испанский сапог идеологии или просто охолащивают, что нам так трагически знакомо по еще, к сожалению, не миновавшей недавней нашей истории.
Стало быть, мы можем говорить, как минимум, о двух одиночествах. Одиночество как переживание инсайта персональности своего диалога с тайной мира диалога Твари и Творца, Абсолюта и преходящей Единичности. И одиночество как вынужденность, понужденность в явном мире тварной жизни прерывающее тварную соединенность с другими. Вот тут-то как раз предельный выбор моей свободы выбирать. И либо объявлять одиночеству войну на уничтожение, стать победителем в которой шансов у человека практически нет. Либо принять одиночество и вступить с ним в диалог; набравшись мужества, вступить на путь воина и совершать свое восхождение от одиночества к Одиночеству.
Одиночество, заметил Иосиф Бродский, это человек в квадрате. Человек замкнутый и возведенный. Замкнутый в возведенность и возведенный в замкнутость. Но не выведенный из мира и не замкнувшийся в мирке. Напротив, одиночество в отличие от уединения наполнено страхом и ужасом необычайной и ничем уже не защищенной открытости одновременно вовне и внутрь себя открытости тому, чему нет названия, что несказуемо, непредставимо, невообразимо и, вместе с тем, более реально, чем привычная реальность. Более чем условно можно сказать открытости угадываемому за существованием бытию, в котором, собственно, никаких границ между внешним и внутренним, кроме тебя самого, не существует, ибо ты и есть эта самая граница.
Психиатр и психолог, видящие в человеке носителя мозга, психики или черт характера, легко транскрибируют все сказанное в схему тревога =>депрессия => деперсонализация или во что-то еще в этом роде. Такую транскрипцию я воспользуюсь формулировкой М. С.Кагана “можно отвергнуть, но опровергнуть невозможно. Да и надо ли? В конечном итоге, к встрече с Одиночеством можно прийти разными путями, в том числе и через переживания болезненные как в смысле причиняемой ими душевной боли, так и в смысле их природы. Но путь, каков бы он ни был, не сама встреча, а лишь путь. По нему даже толпой можно двинуться. Но в момент встречи человек предельно одинок или. встреча не состоялась. Собственно говоря, одиночество не факт, но переживание оказывается единственно надежным знаком приближающейся или происходящей встречи человека с фундаментальными и универсальными архетипами, во время которой происходит или не происходит инсайд индивидуации, самоопределения, обретения самости, которая не дается раз и навсегда обретением как приобретением».
И тогда прежде, чем я стану собеседником пришедшему ко мне человеку, прежде, чем он сможет, и для того, чтобы он смог уединиться со мной в терапевтическом процессе, я должен принять его одиночество Ч это Alter Ego его идентичности. Но для этого я должен уметь принимать свое одиночество. И здесь важно мое внутреннее творчество в мастерской одиночества.
На одиночестве, я уже говорил в начале, и в обыденном, и в психологическом сознании стоит печать негативности. Печать столь же незаслуженная, сколь подталкивающая психотерапию вместо помощи в интеграции архетипа одиночества как матрицы порядка (К.Юнг) и личностной индивидуации как результата момента интеграции к борьбе с этой интеграцией. И тогда я и/или мой клиент так и останемся обреченными на вечную борьбу с масками одиночества, с призраками одиночества вместо конструктивного диалога с Одиночеством. Ибо, по моему глубочайшему убеждению, к психотерапевту приводит, в конечном итоге, не проблема, не симптом, не оторопь от приоткрывшейся тайны мира, а одиночество перед лицом проблемы, симптома, тайны мира. Не знаю Ч умышленно ли, но очень точно это передал Е.Евтушенко (цитирую по памяти): В человека вгрызлась боль, Раздирает коготками, Разъедает, будто соль, Где-то между позвонками.
Если встречаются два непринятых одиночества, костер встречи не разгорается. Встреча в том смысле, в каком она понимается в психотерапии происходит лишь там, тогда и в той мере, где, когда и в какой мере психотерапевт принимает собственное одиночество и оттачивает свою способность обращаться к его ресурсам. Тогда состоявшаяся встреча с терапевтом может стать тем фоном, из которого вырастает фигура встречи пациента с собой.
Метафизика, Ч фыркнет читатель, ориентированный на методику, средство, результат. Возможно. Напомню только слова великого физика: Когда мы объясним все, останется некий метафизический остаток, который на самом деле все и объясняет.».

При выборе статьи для анализа, пришлось не мало почитать. Но все что попадалось на глаза совсем не привлекало. Затем, я решила, что стоит посмотреть статьи из старых психологических газет. Как-то сразу получилось, что мой взгляд упал на статью с необычным названием «Мастерская одиночества». Два клика мышкой и я принялась читать. Очень скоро на бумаге появились первые наброски анализа. И то, как бы я сама сформулировала тему, поднятую автором статьи.
На самом деле, читая статью, я видела в ней свои убеждения. Общество постоянно твердит: «Это правильно, а это - не правильно». Общество прививает нам эти представления с раннего детства. Мы их повторяем, придерживаемся чужого мнения. Однако это не истина. Наше собственное сознание – вот единственная реальность. В нем нет готовых суждений о том, что правильно, а что ложно.
Теперь же возьмем тему из статьи – Одиночество. Чувство Одиночества. Я убеждена, что любые эмоции имеют право быть. Ведь в нашем мире все относительно. Я не говорю, что если у тебя эмоция Гнева, значит ты имеешь право ее вылить на кого-то, обидеть и т.д. Нет. Эту эмоцию необходимо осознать. Тогда будет легче с ней справляться в будущем. Эмоции возникают. Хорошие они или плохие. Этот процесс не мы придумали и не нам его останавливать. А если человек будет еще и подавлять в себе эмоции страха, гнева, агрессии, то хуже он сделает в первую очередь себе, а потом уже и родным, и близким. Ведь эмоцию нельзя выкинуть, как фантик от конфеты. Они накапливаются в организме человека. А потом начинаются болезни. Неврозы, нервные тики, судороги. А что говорят врачи? Нехватка чего-то? Витаминов? Возможно. Но в первую очередь болезни возникают из-за нервов, из-за неумения осознавать и чувствовать самих себя.
Но представим для сравнения человека, у которого всегда исключительно положительные эмоции. Такие как доброта, вера, любовь. Что будет с ним? Сперва кажется, будто он должен быть счастлив. Но если посмотреть не прямо у себя под носом, а немного дальше, то какое будущее будет у этого человека? Не правда ли, что есть риск того, что он перестанет ценить эту радость? Мое мнение - совершенно точно, что он перестанет ценить свою жизнь. Начнется апатия (удивительное состояние, к которому можно прийти как от негативных эмоций, так и от переизбытка положительных эмоций). Натура человека такова, что ему надо что-то потерять, чтобы понять, что это «что-то» действительно для него что-то значит. Человеку нужен контраст, сравнение, маятник. Именно поэтому человек может быть счастлив только, если принимает Абсолютно всё, что ему преподносит жизнь.
А если взять отношения? Радость любви невозможна, если вы не познали радость одиночества. Потому что только тогда вам есть чем поделиться. В противном случае встречаются двое нищих. Они сделают друг друга еще более несчастными, так как каждый надеется, что другой сможет наполнить его. Оба слепы; они не смогут помочь друг другу. Поэтому надо быть в первую очередь искренним по отношению к себе.
Единственная проблема печали, отчаянья, гнева, безнадежности, страданий заключается в том, что вы хотите избавиться от них. В этом единственное препятствие. Невозможно избежать этих проявлений жизни. Нужно научиться жить с ними. Именно в этих ситуациях жизнь находит свое развитие. Это поворотные, трансформирующие переживания. Примите их. Способны ли вы по-настоящему испытывать благодарность за страдания и удовольствия, не различая, не выбирая, - просто быть благодарным за все, что приходит? Ведь если ситуация дается Вам, значит для этого есть причина. Да, ситуация может нравиться, может не нравиться, но именно такая ситуация необходима для нашего роста. Для развития одинаково нужны и зима, и лето. Как только вы свыкнетесь с этой мыслью, каждое мгновение жизни наполнится счастьем.
Попробуйте очень сильно сжать кулак и подержать его в таком напряжении минуту-две. А потом отпустите. Какие ощущения? Расслабленности? Именно! Таким образом, чтобы человек расслабился – ему необходимо напрячься до предела. Жизнь так и поступает с нами. Почему у одних есть многое в жизни, а у других – ничего. Это зависит не от того в какой стране родился, или в какой семье (хотя это тоже имеет определенное влияние), это в первую очередь зависит от самого человека. Одни принимают жизнь и она делает им подарки. Другие сопротивляются. Далее можно догадаться.
Эта тема актуальна для многих людей, но не все задумываются над ней. Меня заставили задуматься об этом именно жизненные ситуации. Не могу сказать, что как только это все понимаешь – сразу жить легче!. Нет. Возьмем даже литературу о том «Как сохранить семью?». Не доверяю тем авторам подобных книжек, у которых уже несколько разводов, не дружеские отношения с бывшими женами. Разве что, если это рассматривать, что он с собственного опыта написал книгу… Но я не считаю, что на несчастье можно построить счастье. Я считаю, что люди перестали друг друга слышать. Они слушают, кивают головой, но не слышат. Многие говорят: «Я тебя понимаю». Можно сказать утверждают, что понимают. Но как может человек понять другого человека, если у них разное мышление, восприятие, разный жизненный опыт? Очень хочется сопереживать по-настоящему человеку, а не просто об этом говорить.
Проблема одиночества. Разве это проблема? Люди не хотят никого впускать в свой внутренний мир. Закрываются. Так кто виноват в том, что он одинок? Только сам человек. Потому что люди боятся, что им сделают больно. И таким образом лишают себя прекрасной возможности испытывать "Сострадание и Прощение" по отношению к другому человеку (если уж вдруг обидят). Страх перед болью держит нас. И в итоге мы лишаем себя положительных эмоций. Но жизнь коротка. И одновременно бесконечна. Ведь смерть – это продолжение жизни, но уже в другой плоскости. Иногда есть такое безумное желание, как «Чтобы все люди в один миг перестали бояться, чтобы ни у кого даже не возникало мысли кого-то обидеть». Спросите вы – Тогда зачем отрицательные эмоции? Ведь не желая кого-то обидеть, значит и отрицательных эмоций не должно быть, а тогда все были бы наполнены счастьем, что мы рассматривали выше. Замкнутый круг? Не сказала бы. Потому что в любом случае каждый человек уникален. Нет плохих людей, нет хороших. Но я не хочу сказать, что все равные! Все просто уникальны. И это естественный процесс, когда с одними человеком есть контакт, с другим нет.
Сам автор очень хорошо изложил эту тему. Мне понравились ссылки на слова М. Цветаевой «принятие есть понимание, и что не принято – то не понято», а так же слова Евтушенко «В человека вгрызлась боль, Раздирает коготками, Разъедает будто соль, Где-то между позвонками». Я считаю, что некоторые предложения можно было бы написать более доступно. Ведь эта статья предназначена на широкий круг людей, и многие могли просто не воспринять эту информацию. Хотя сам материал очень хороший.
Не могу предложить конкретные психологические приемы. Все, что я хотела – изложено выше. Аргументирую это тем, что размышлений у меня много. Необходимо просто формулировать правильно и доступно. Потому что, когда пишешь от души - а не загоняя под какие-то конкретные рамки – легче воспринимается. Это происходит абсолютно ненавязчиво. Единственное что, иногда стоит просто расслабиться и получать от жизни удовольствие, а не пытаться понять все тайны жизни. Ведь не зря появилось такое выражение как «Горе от ума»…

© Copyright: Алёна Мишкина, 2009
Свидетельство о публикации №209060500697 Рецензии

Алена, я создаю науку о человеке. Раз ты интересуешься этой темой, найдешь в моих статьях много интересного и полезного для себя. Можешь задавать вопросы, я отвечу. Предварительно, посмотри видеозаписи, тогда будешь знать, на что обращать внимание.

Читайте также: