Псалом 83 стих 18
Обновлено: 22.11.2024
Пс.83:1 . В конец, о точилех сыном Кореовым. Псалом.
И в этом псалме идет опять речь о церквах; откуда и видно, почему надписывается он о «точилех» .
Пс.83:2 . Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил:
«Селениями» называет по местам основанные святые Божии церкви; к ним-то стремится всякая боголюбивая душа.
Пс.83:3 . Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе.
Как бы так говорит Псалмопевец: и телом и душою посвятил я себя на служение Богу живому и истинному. Сказано же: «Богу живому» в отличие от идолов, как мертвых, сделанных из вещества неодушевленного.
Пс.83:4 . Ибо птица обре́те себе хра́мину, и го́рлица гнездо себе, идеже положи́т птенцы своя: олтари Твоя, Господи .
Под образом птицы разумеет душу человеческую, уловляемую мысленным ловцом, по сказанному: «душа наша яко птица избавися[f] от сети ловящих» ( Пс. 123, 7 ); а под образом горлицы – душу, которая живет в чистоте и целомудрии. Поэтому говорит, что всякая душа найдет это прибежище, т. е. доступ к алтарям.
Пс.83:5 . Блажени живущии в дому Твоем , т. е. небесном.
Пс.83:6 . Блажен муж, ему же есть заступление его у тебе ; восхождения в сердце своем положи .
Избрав Бога заступником своим, ежедневно назидает он в себе благие помыслы, которые в настоящем псалме назвал и «восхождениями» , потому что по ним душа как бы восходит от земного к небесному.
Пс.83:7 . Во юдоль плачевную .
«Плачевною юдолию» называет смертную жизнь. Поэтому говорит: в смертной жизни, назидая их ежедневно, исполнишь благих помыслов; и ощутительно для них стало заступление Твое.
Ибо благословение даст законополагаяй .
Пс.83:8 . По́йдут от силы в силу .
Награду, говорит, за благие помыслы воздаст им Законоположник, т. е. Давший им закон Нового Завета. Какие же это благословения? Не те ли, что «по́йдут от силы в силу?» Разумеет же восхождение от здешнего жития по Богу в горний Иерусалим, по отшествии в который "узр ят Бога, якоже есть» ( 1Иоан. 3, 2 ).
Пс.83:10 . Призри на лице Христа Твоего.
Христом именует здесь народ, призванный в «царское священие» ( 1Пет. 2, 9 ).
Пс.83:11 . Яко лучше день един во дво́рех Твоих паче тысящ.
Под днем единым «во дво́рех» Божиих, т. е. в церквах, разумеется день воскресения Спасителева. А тысячами, или тысячею (ибо так читается в еврейском тексте) называет подзаконное служение, которое имело силу в продолжение тысячи лет, начав со времен Соломона, которым основан Божественный храм, до пришествия Спасителя. Поэтому, показывает великое превосходство евангельского служения пред подзаконным.
Изволих приметатися в дому Бога моего .
Как бы так говорит: лучше желаю быть малым и незначительным в числе принадлежащих Церкви, нежели великим в народе грешном. Это имеет приложение к Иудеям, отведенным в Вавилон, но удобоприменимо и к нам. Ибо как их научала благодать Духа не пренебрегать тем, что лишены они Божия дома, так и мы вразумляемся этим любить всегда посвященные Богу храмы и желать быть в них.
Пс.83:12 . Господь не лишит благих ходящих незлобием ,
потому что имеющие расположение это наслаждаются всеми этими благами. Ибо из Божественных храмов источается милость, и там весьма обильное преподаяние истины. Там приемлем мы учение благих догматов, там из источников Всесвятого Духа почерпаем Божественную благодать, там делаемся славными и по преимуществу знаменитыми. Короче сказать: там приемлем обилие всех благ, освобождаемся от злобы и лукавства, решившись жить в простоте и истине.
Читайте также: