Протоиерей андрей алексеев стихи

Обновлено: 04.11.2024


Хочу поделиться с вами небольшой историей, связанной с двумя стихотворениями, к каждому из которых у меня есть своё сугубое отношение, имеющее прямую связь с теми образами, которые мы вкладываем в понятие «красота»: красота мужчины и красота женщины, красота юноши и девушки.

Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский как-то написал о том, что красота спасёт мир. Комментируя эти его слова, профессор Московской духовной академии, доктор богословских и филологических наук, автор уникального шеститомника «Православие и русская литература» Михаил Михайлович Дунаев отметил, что Достоевский здесь рассуждает о Христе, ибо источником красоты является Господь. То есть спасёт мир Красота-Христос, и это правда…

…14 лет назад, когда мой сын после четырёх лет домашнего обучения пошёл в пятый класс общеобразовательной школы, он как-то раз, вернувшись домой после занятий, обратился ко мне с просьбой помочь ему в одном деле. Речь шла о том, что ему, сыну священника, учительница, классный руководитель (теперь – прихожанка нашего храма), поручила подготовить и прочитать поздравление девочкам с 8 марта. Дело в том, что Коля к тому моменту уже был лауреатом московского конкурса чтецов, занимался выразительным чтением с замечательным педагогом, и у них действительно хорошо получалось. Я оказался в необычном положении, и первой мыслью было: «Что за ерунда? Конечно, нет!». Вы же понимаете – международный женский день, Клара Цеткин, Роза Люксембург, борьба за равноправие, «свобода, равенство, братство» – в общем, не наш формат… А потом я остановился, помолился и задумался: зачем Господь дал мне пройти это испытание и как правильно поступить в этой ситуации? Я позвонил духовнику и, посоветовавшись с ним и взяв благословение, принял решение – написать стихи не с поздравлением, имеющим отношение к известному дню, а с пожеланием для девушек. Ведь что мешает священнику обратиться в любой день, независимо от внешних событий, ко внутреннему человеку как к тому образу Божиему в личности каждого, в котором должен отражаться Христос.

В течение этих лет ко мне неоднократно обращались разные люди с такой просьбой – написать стихотворение о том, что красит юношу. Я думал об этом, но всё оставлял на потом. А тут как-то так сложилось – проснулся ночью и стал писать. Потом вернулся к этой теме днём, потом ещё ночью, а затем – после сегодняшней Литургии. И вот, когда всё с Божией помощью сложилось, решил поделиться с вами этой новостью – сразу, как говорится, с пылу с жару.


Позвольте передать всем вам низкий поклон и благословение с Крымской земли: последние штрихи к этому портрету завершаю, находясь на территории Ливадийского дворца, бывшей южной резиденции российских Императоров. Сегодня служил в храме Воскресения Христова в Форосе, причащался и проповедовал, общался с духовенством и прихожанами. Храм удивительный, красивый, построенный в честь избавления от смерти Императора Александра III при крушении Царского поезда. И вот так, из этих благословенных мест, связанных с жизнью дорогой и почитаемой мною Царской семьи, делюсь с вами своим сердечным чувством и приглашаю разделить со мною эти глубокие личные переживания.

Испрашиваю ваших святых молитв.

Протоиерей Андрей Алексеев
16 сентября 2018 года
Крым, Ливадия

Пожелание юношам


Что красит юношу? Не стильная наколка,
Не купленное папою авто…
Не брендовая модная футболка,
Не клубный имидж – это все не то.

Кто он – достойный молодой мужчина?
Он не наглец, не хам, не сквернослов.
И для него преграда – не причина
Безвольно отступить. Он не готов
Быть равнодушным, когда мать бесчестят
Или глумятся дерзко над отцом, –
Трусливо он не топчется на месте
И не пасует перед подлецом.

Он должен быть и добрым, и отважным,
И Родину любить не напоказ,
По совести трудиться в деле каждом,
Ведь жизнь – борьба, в ней дорог всякий час!


Прекрасен юноша, который не посмеет
Развратничать, кутить, хитрить и врать.
Красив, кто в юные года уже умеет
Просить прощенья и других прощать,

Кто не слюнтяй, не нытик инфантильный,
Кто не трубит про подвиги свои.
Кто умный, терпеливый, скромный, сильный,
И хочет крепким быть главой семьи.

Красив, кто Бога в помощь призывает
И навыкает верить и любить.
А если что… Готов – он это знает –
За други жизнь и душу положить.

Что красит юношу? Цена и твёрдость слова,
Благая цель, крутой подъём. Полёт…
Упал – вставай! Иди к вершине снова.
Таких к победам Сам Господь ведёт!

Крым, Ливадия, 2018 год

Пожелание девушкам


Что красит девушку? Не яркий цвет помады,
Не золото, не бархат, не шелка.
Что красит девушку? Какою быть ей надо?
Об этом говорят во все века:

Не гордой, а приветливой и скромной,
Не дерзкой, а послушной и простой,
Чтоб, чистотою покоряя мир огромный,
Она бежала бы от болтовни пустой.

Нет скверных слов, нет выкриков хвастливых:
Красавице такое не к лицу,
Нет взглядов неприличных и блудливых,
Но есть почтенье к матери, к отцу…

Красива та, которая умеет
Себя смирить и ближнего простить.
Прекрасна та, которая не смеет
Себе позволить лгать, хамить и мстить.


Блистает ярко красотой чудесной
Та, у которой совесть говорит:
«Будь целомудренной, трудолюбивой, честной:
Такою быть Сам Бог тебе велит».

Сегодня многие желают быть иными
И рабски служат ложной красоте.
Желаю, девушки, я вам не быть такими,
А всеми силами стремиться к чистоте.

Когда любовью, верой, добротою
Наполнен будет жизни каждый час,
Тогда спасительной небесной красотою
Господь чудесно всех украсит нас!

Москва, 2004 год











Проект будущего храмового комплекса
Подробнее Православный календарь Проповедь 11 октября

Евангельские чтения:
Лк. 5:1-11
Лк. 6:17-23

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Каждый из стоящих здесь сегодня, и взрослых, и юных, слышал, знает и воспринимает для себя в той степени, в которой может вместить, что Бог Всемогущ. То есть Он может всё, абсолютно всё. Вместе с тем, есть та степень восприятия человеком Божественного всемогущества, которая отличает каждого из нас по тому, насколько человек имеет живую связь с Богом, глубина которой определяется понятием веры. Веры, о которой апостол Иаков написал, что она мертва без дел, а дела веры – это жизнь по Божиему Закону.

Высоту Божиего Закона определяет Сам Бог, а мы, ощущая собственное несовершенство, всякий раз нарушая этот Закон, тем не менее, вступаем на путь постепенного самосовершенствования. И момент нашей готовности идти в эту сторону очень важен, потому что без принятия этого решения человеку трудно начать основательно и серьезно пытаться исполнить Божии заповеди. Это условие постижения Бога, иначе представление о Нём будет искажённым. И хотя Он всегда будет нас любить, но мы не сможем в полноте ощутить всю степень Его любви, дарующей нам то, что всегда содействует ко благу.

Поэтому рассказ о чуде, произошедшем когда-то в Галилейском море с апостолами, уставшими после бесплодных трудов в их профессиональном деле – а они были рыбаками, и, по слову Христа забросив сети в том месте, где не ловится, вытащили много рыбы, – этот пример потому нагляден, что в любой ситуации маленького или большого испытания мы должны понимать, что Бог может всё. Но это всё, вместе с тем, имеет зависимость от того, насколько сильна наша вера. В зависимости от того, как каждый из нас учится этому искусству, мы можем воспринимать происходящее с нами совершенно полярно: одно и то же событие один воспринимает как радость и милость Божию, а другой считает Божиим наказанием.

Как-то у преподобного Варсонофия Оптинского я прочитал рассказ об одном человеке, о котором много слышал и раньше, но финала его жизни не знал. Речь о светлейшем князе Александре Даниловиче Меньшикове, вышедшем из простых людей и ставшем, по меткому замечанию Александра Сергеевича Пушкина, «полудержавным властелином». А потом отбывшем в ссылку в далёкую глухую деревню. И вы знаете, преподобный Варсонофий приводит интересный факт: оказывается, Александр Данилович достиг высокой духовной жизни и был почитаем как святой в той местности, в которой подвизался, не будучи монахом, – просто он жил благочестиво. И когда его спрашивали: «А как Вам здесь – после Петербурга, посла славы, после власти?», то, крестясь, этот бывший вор, обласканный великим Императором, достигший в своей жизни высоты едва-едва отдалённой от царского престола, с радостью говорил: «Благо ми есть, яко смирил мя еси, Господи!».

Так что же это был за человек? Это большой вопрос. Если мы подключим наше земное разумение, то выставим перед ним многочисленные требования, которым следовало бы отвечать. Но если включим духовное рассуждение, то все требования уложатся в единственное пожелание, до которого надо только дорасти. Оно дано нам как ориентир в жизни, и мы находимся на пути к нему – если, конечно, вообще начали это движение.

И вот рассказ о том, что у Бога есть возможность дать каждому из нас в том месте, где ничего нет, множество улова и плодов, он очень утешителен. Ведь Господу ведомо то, что ждёт каждого из нас, ибо главная цель – искать прежде Царствия Божиего и правды Его, а остальное – всё то, что будет нужно – Господь приложит к этому как естественный довесок. Но вот дойти до этого состояния, чтобы сознательно учиться искусству искать Божиего Царства и Его правды, невозможно без добровольного и свободного стремления в ту сторону, где нередко мы с вами оказываемся перед примерами сугубого благочестия, которое в Священном Писании обильно представлено в жизни людей, стремившихся к праведности.

Одним из ярчайших примеров этого движения к правде Божией и к свету является жизнь праотца Авраама. Бог сказал ему безумные с точки зрения формальной логики слова: чтобы он взял своего единственного сына, поднялся в гору, взяв с собою дрова, и там на жертвеннике, сложенном из дров, заклал бы своего сына и принёс его в жертву Богу. Более жестокого и безумного предложения и не представить… А он пошёл. Он, как и мы, был всего лишь человеком, и он переживал и мучился по пути, но он пошёл. Пошёл потому, что слышал не только то, что ему сказано, а то, Кем сказано, осознавая, что если это Бог сказал, то оно будет во благо и на пользу и для него, и для его сына Исаака. И когда Господь убедился, что Авраам готов идти до конца, когда он дошёл до последнего рубежа, до черты, когда уже и сын был связан и положен на дрова, и всё было готово для принесения жертвы, и даже нож был занесён – вот тут Господь останавливает Авраама. Но понять это нормальному человеку невозможно, даже пытаться не стоит, если не войти в другую систему координат – в ту, которая сразу делает человека ненормальным для всего остального мира.

И вот сегодня мы тоже слышали рассказ о ненормальности. В этом месте не ловится! Более того – в этот день не ловилось даже там, где ловится всегда. Всю ночь не ловилось. Представьте: уставшие апостолы, конечно, раздражённые, как и всякий человек, не получивший того, чего искал. А они ведь не просто вышли половить ради себя, ради удовольствия – улов нужно было продать, семьи накормить. И вот такие удручённые мужчины возвращались домой после напрасно проведённой ночи, ничего не поймав. И Бог обращается к ним с тем, чтобы они забросили.

– Это невозможно, здесь не ловится…

Но они забрасывают – и оказываются не в состоянии поднять сеть от количества пойманной рыбы. И тогда Пётр, обращаясь к Богу, говорит о своём недостоинстве. И вот этот очень важный момент сегодняшнего чтения нужно для себя в сердце положить. Ведь никто из нас не достоин Его милости, но, независимо от этого, Он безмерно, абсолютно одинаково – о, чудо! – каждого из нас любит. Но степень Его любви испытать может только тот, кто пытается быть к Нему ближе. Тогда он и сам входит в это состояние, и с другими может им поделиться, отражая Божественную любовь. Преподобный Паисий Святогорец пишет: «Я только старая ржавая консервная банка, на которую падает свет, и я отражаю это солнце даже в своей худости. И в этой малости отражая его, оказывается, кого-то могу согреть – не своим светом, а Божиим». Накормить не своей рыбой, а Божией. Отдать не своё, а Божие, осознавая, что не ты даёшь, а Бог, но через тебя. Накормить, утешить, посетить, поделиться…

К этому искусству призван каждый человек. И чем серьёзнее испытание, посылаемое нам в жизни, тем ближе Бог. Чем страшнее последствия от него, тем острее чувствуется присутствие Христа. Чем опаснее и тревожнее звучат призывы, тем Бог всё больше и больше приближается к человеку, по степени обращения к Нему с нашей стороны, которого Он ожидает, потому что Им победа уже одержана, и каждому из нас уже уготовано место в Небесном Царстве. Но занять его сможет только сумасшедший, готовый идти дальше к безумию. И вот этот посыл, который прозвучал совсем недавно здесь же, в храме, когда мы читали слова из Евангелия: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), он и сегодня из этой лодки звучит в наше настоящее. Так интересно, потому что всякий день приближает нас к вечности и даёт ощущение, что Бог близко и что домой скоро.

Мы здесь с вами привязываемся к тому, что есть, а Он нас тревожит:

– Не привязывайся! Ну, поживи немного, попользуйся всем этим, посмотри: Я же о тебе позаботился. Но ты про главную свою квартиру-то не забыл? Про свой небесный дом ты помнишь? Ты к нему идёшь, стремишься? Чтобы ты не привязался к этому, временному, дай-ка Я ещё немного потревожу тебя. Смотри, как всё зыбко, как ненадёжно, как всё тревожно вокруг в этом мире, где про Меня забывают. Но вот со Мною даже в любой буре, даже при плохом улове, при дурной погоде, при больных руководителях, при тебе нездоровом всё равно всё будет хорошо, если ты позовёшь Меня и будешь управлять свою жизнь со Мною вместе. Тогда ни дня, ни ночи, ни утра, ни вечера не будет – будет то самое состояние вечности, которое начнётся уже здесь, сейчас. И ты со Мной встретишься и будешь радоваться этому. Я накормлю тебя, Я дам тебе ощутить, насколько на самом деле безумен этот мир, но Я – Свят и Всемогущ.

Хорошее, удивительное евангельское слово только что мы с вами слышали. Мы живём в потрясающе благодатное время. Какое счастье! Это время невероятных возможностей и глубокой радости от того, что мы можем ощутить себя в значительной степени зависимыми от Того Небесного Отца, про Которого часто забываем, не осознавая своего недостоинства даже в Его присутствии. Помните, как у классика: «Перед кем стоишь?!». Но Бог-то не этого желает, а того, чтобы ты осознал, кто ты при Его величии. Он-то спустился с Неба, чтобы, опустившись перед тобою на колени, умыть тебе ног, но ты-то сам где? Ты Ему чем-то подобным отвечаешь? Ты Ему доверяешь? Или только тогда, когда чувствуешь, что тебе очень хорошо в своей скорлупе? Так всё хорошо стало – есть, что терять. Так удобно, так комфортно, что всё другое кажется странным, страшным… Но Он же манной небесной питал в пустыне Свой народ – это же было. Или это закончилось? Нет. Оно всегда есть, просто ты слишком далеко отошёл от этой манны, сам себя пытаешься кормить, но на Его харчи всё равно взираешь.

Какое замечательное евангельское чтение в удивительно благодатное время нашей жизни. Оно такое интересное, оно такое назидательное, перспективное – и, вместе с тем, солнечное. Давайте это заметим, давайте внимание на это обратим и порадуемся тому, что мы Богом любимы, что Он уже забросил сети в сердце каждого из нас. И там такой улов! Там такая рыба! И даже можно поднять её, но сил вытащить её не хватит – придётся делиться с окружающими. Хотя это непросто, но пытаться надо. Аминь.

Читайте также: