Поэзия в стихах некрасова и не ночевала
Обновлено: 04.11.2024
Руслан Богатырёв запись закреплена
Прозаик не судья поэту | Тургенев и Некрасов
Три вопроса из анкеты Корнея Чуковского, посвящённой творчеству Некрасова (1919-1920).
Среди тех, кого не включил: Вячеслав Иванов, Михаил Кузмин, Сергей Городецкий, Николай Асеев, Максим Горький, Михаил Герасимов, Евгений Замятин, Алексей Крайский, Владимир Кириллов.
—
1. Любите ли вы стихотворения Некрасова?
• Александр Блок: Да.
• Зинаида Гиппиус: Те, которые люблю.
• Владимир Маяковский: Не знаю. Подумаю по окончании гражданской войны.
• Анна Ахматова: Люблю.
—
2. Как Вы относитесь к стихотворной технике Некрасова?
• Александр Блок: Не занимался ею. Люблю.
• Зинаида Гиппиус: Его техника в целом гармонирует с духом его произведений, и они были бы хуже, если бы она была совершеннее.
• Владимир Маяковский: Сейчас нравится, что мог писать всё, а главным образом водевили. Хорош бы был в "Роста".
• Анна Ахматова: Некрасов несомненно обладал искусством писать стихи, что доказывают особенно ярко его слабые вещи, которые всё же никогда не бывают ни вялыми, ни бесцветными.
• Николай Гумилёв: Замечательно глубокое дыханье, власть над выбранным образом, замечательная фонетика, продолжающая Державина через голову Пушкина.
—
3. Как Вы относитесь к известному утверждению Тургенева, будто в стихах Некрасова "поэзия и не ночевала"?
• Александр Блок: Тургенев относился к стихам, как иногда относились старые тётушки. А сам, однако, сочинил "Утро туманное".
• Зинаида Гиппиус: Сожалею, что Тургенев это сказал.
• Владимир Маяковский: Утверждения не знаю. Не отношусь никак.
• Анна Ахматова: Мне кажется, что Тургенев говорил это о тех стихах Некрасова, где действительно нет поэзии.
• Николай Гумилёв: Прозаик не судья поэту.
В 1924 г. свой ответ Чуковскому прислал из Царского Села и Максимилиан Волошин.
« Некрасова ценю и люблю глубоко. Любимые стихи: "Вчерашний день в часу шестом. ", "Песня про Якова Верного. ", "Адмирал-Вдовец. ", "Я покинул кладбище унылое. ", "Влас".
Вместе с "Полтавой" и "Веткой Палестины" — некрасовские "Коробейники" были первыми стихами, которые я знал наизусть прежде, нежели научился читать, т.е. до 5 лет.
Некрасовские же стихи ". Чтобы словам было тесно, мыслям — просторно. " были указаньем в личном творчестве. Они же и остались таковыми и до текущего момента, потому что всё остальное вытекло из них. Как это ни странно, Некрасов был для меня не столько гражданским поэтом, сколько учителем формы. Вероятно, потому, что его технические приёмы проще и выявленнее, чем у Пушкина и Лермонтова. Мне нравилась сжатая простота Некрасова и его способность говорить о текущем.
Это вызвало в самом начале моей литературной деятельности лекцию об А. К. Толстом и о Некрасове, прочитанную в 1901 году в Высшей Русской Школе в Париже. В ней я доказывал эстетическую бедность А. Толстого и богатство чисто эстетических достижений и приёмов у Некрасова.
Лекция была встречена крайне несочувственно тогдашней эмигрантской публикой, вызвала прения, тянувшиеся несколько дней, и большинство моих оппонентов всеми силами старалось снять с Некрасова обвинение в новизне и совершенстве художественных приёмов. Мне кажется, что со стороны поэтов моего поколения (т. е. символистов) моя манифестация в честь Некрасова была хронологически первой. Эта лекция не была напечатана, и рукопись её утрачена.
Статье Бальмонта о Некрасове, написанной им года 2 спустя, предшествовали несколько наших бесед о Некрасове, во время которых мы с восторгом цитировали друг другу любимые стихи Некрасова, и помнится, что он впервые от меня узнал стихотворение "Вчерашний день часу в шестом", в те годы ещё не входившее в собрание стихотворений.
Из всего сказанного ясно, какое влияние имел Некрасов на моё собственное творчество.
Тургеневская фраза о том, что "поэзия и не ночевала в стихах Некрасова", меня всегда глубоко возмущала, а после современных разоблачений о порче Тургеневым текста тютчевских и фетовских стихов убедила меня вполне в тайном художественном безвкусии Тургенева, которое я давно предугадывал.
Личность Некрасова вызывала мои симпатии издавна своими противоречиями, ибо я ценю людей не за их цельность, а за размах совмещающихся в них антиномий. »
Читайте также: