Поэты орехово зуево и их стихи

Обновлено: 04.11.2024

Вы посетили архивную версию официального сайта городского округа Орехово-Зуево.

Поэт-философ
25.06.2012 08:58

image003

К 70-ЛЕТИЮ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА-СЕЛИЖАРОВА

23 июня исполняется 70 лет нашему талантливому земляку – поэту Леониду Георгиевичу Андрееву-Селижарову. Он родился в 1942 году в селе Елатьма Рязанской области. Судьба поэта складывалась непросто. Отец и мать были репрессированы, и он воспитывался в Касимовском детском доме. Окончив ремесленное училище в Челябинске, работал на стройках, заводах, в геологических партиях, плавал матросом по Енисею, а затем обосновался на Дальнем Востоке, в Амурской области.

Годы странствий и жизненных испытаний закалили и сформировали характер поэта, позволили ему увидеть своими глазами все уголки нашей Родины, всем сердцем полюбить ее необъятные просторы, завязать литературные знакомства во многих городах России. А вскоре его имя и творчество стали известны миллионам советских читателей: с конца 50-х годов стихи Андреева регулярно появлялись на страницах газет, альманахов, журналов «Юность», «Сельская молодежь», «Дальний Восток» и сразу были высоко оценены критикой, известными мастерами слова, рядовыми слушателями. С восхищением отзывались о них Михаил Светлов, Лариса Васильева, Давид Самойлов. В 1961 году подборка стихов Андреева была опубликована в коллективном сборнике «И снова зовет вдохновенье», где вместе с ним дебютировали Николай Рубцов и другие поэты, впоследствии определившие литературный облик эпохи. В 60–70-е годы Хабаровское книжное издательство выпустило несколько книг поэта – «Смещение плоскостей» (1966), «Камертон» (1971), «Лицо родное» (1974), «Сердцебиение» (1979), а также книги стихов для детей. В 1974 году Леонид Андреев был принят в Союз писателей СССР.

Уже более четверти века поэт проживает в Орехово-Зуеве, активно содействуя развитию литературной жизни нашего края: он – член городского литобъединения «Основа» с момента его возрождения в 2001 году, принимал участие в работе студенческого литературного кружка «Ветви», посещал занятия литературной студии «Созвучие». Его поэзия получила самую высокую оценку руководителя «Основы» Владислава Бахревского. За последние годы Андреевым-Селижаровым были изданы поэтическая трилогия «Берег неба», большие книги стихов «Русская Аватара» (2008) и «Звездный Часослов» (2010), которые вобрали в себя все лучшее, что было создано им за полвека творческого труда. В этом, юбилейном, году увидела свет еще одна книга поэта – «Камертон», куда вошли стихи раннего периода творчества. Сейчас Леонид Андреев по-прежнему занят активным поэтическим трудом: готовит к печати свои новые произведения, вынашивает замысел грандиозной антологии поэзии Мещерского края, которая объединила бы лучших авторов Восточного Подмосковья, части Владимирской и Рязанской областей.

Среди всех поэтов орехово-зуевской «Основы» Леонид Андреев-Селижаров, наверное, самый неординарный и необычный автор. В его арсенале множество разнообразных художественных приемов: наряду с предельно простыми и ясными строчками для детей им созданы уникальные в своем роде настоящие философские трактаты в стихах, где литературный эксперимент и смелое новаторство органично сочетаются с традиционными формами русской классической поэзии.

Накануне юбилея мы задали поэту несколько вопросов.

– Леонид Георгиевич, когда было написано ваше первое стихотворение? Что заставило вас стать поэтом?

– У настоящего поэта нет «первого стихо­творения». Не он рождает стихи, а стихи порождают его. Ритм дыхания и сердечная пульсация в каждом человеке, в каждом Божьем создании уже есть Поэзия. Каждый раз, когда пишется новое стихотворение, поэт рождается снова и снова. Тем не менее первым подлинным стихотворением для меня явилось четверостишие «Береза», написанное в 1959 году, когда мне было семнадцать лет:

Наклонилась, согнулась уныло
С грустью светлой о чем-то родном.
Ей бы тихо стоять над могилой,
А она у меня под окном.

– Какие события творческой биографии способствовали формированию вашего мировоззрения, определили характер вашей поэзии?

– Больше всего на меня повлияла страсть «книгочея». Уже в детдоме у меня была кличка «Ученый» за то, что под матрацем я хранил небольшую библиотеку. Обо мне ходили слухи, что я читаю по ночам. Как только я обзавелся квартирой, стал упорно собирать «Библиотеку поэта» и «Литературные памятники»: но взаимодействие с классикой не только облагораживает человека – к сожалению, оно часто становится дополнительной помехой, так как критерии оценки своих и чужих произведений усложняются, что нередко затрудняет контакт не только с собратьями по перу, но и самым близким окружением – семейным и просто человеческим.

– Судя по вашим стихам и отдельным высказываниям, отношение официальной критики и окололитературной среды к вашему творчеству было неоднозначным, а порой и вовсе уничижительным?

– Пятидесятилетие моего творческого труда для меня далеко не безоблачно. До сих пор меня преследует ореол отщепенчества и изгойства. Какие только ярлыки ко мне не прилипали! Был я и «Кликушей», и «Платоном в квадрате»; Андрей Лядов за мою «Березку» предрекал в самой первой рецензии, что советские рабочие меня хорошенько поколотят и, окажись рядом, он за меня ни за что не заступится. При приеме в Союз писателей Евгений Долматовский задал далеко не риторический вопрос: почему у автора, который работает на комсомольской стройке, нет стихов на производственную тематику? Василий Федоров ответил на этот вопрос другим вопросом: если не Андреева, то кого тогда вообще принимать в Союз писателей? Таким образом я стал «профессионалом» с первой попытки и этим самым разозлил чиновников аппарата СП РСФСР, которым мой прием был почему-то не на руку. Пять лет меня заставляли переделывать очередную поэтическую книгу, которая вышла в 1979 году в куцем изуродованном виде. После нее новых книг не было пятнадцать лет.

– Вы – автор многочисленных поэтических сборников, которые получили высокую оценку профессионалов. Считаете ли вы себя успешным человеком?

– Когда успех становится главной целью писателя, нередко ради успеха ему приходится поступаться своими принципами и даже творческой этикой. В отличие от многих поэтов, я никогда не был нахлебником у государства. Мной издано в общей сложности 12 поэтических книг. Из них 3 детских, которые окупили себя, и изданные в советское время, как правило, убыточные, поэтические сборники. Двумя стотысячными тиражами в Хабаровском книжном издательстве издана антология пейзажной лирики «Очей очарованье» – стихи русских поэтов о природе. Я был инициатором этого издания и его главным составителем. Доход от него равен нескольким годовым бюджетам выше упомянутого издательства. А в последние годы все свои сборники я издаю за свой счет. Но несмотря на то, что доход от моих книг многократно превышал расходы на их издание, я никогда не был преуспевающим человеком, а нередко едва сводил концы с концами.

– Ваша поэзия органично связана с традицией русской философской лирики. Что является духовной основой вашего творчества? Как бы вы определили свое мировоззрение, свое жизненное кредо?

– В русской поэзии философия обозначилась гораздо раньше, чем в прозе. В принципе так и должно быть. Истоки философии всегда уходят в поэзию. Более того, все великие религии насквозь поэтичны. Ригведа, Авеста, Библия, Коран, буддийские сутры без стихотворных текстов немыслимы. Именно на них я опираюсь в первую очередь, медитируя в размер и рифму. Собственно философская поэзия всегда была вторичным продуктом. Но суживать философию в одну конкретную религию, какой бы великой она ни была, нельзя. Жизнь всегда шире любой философской, религиозной или научной концепции. Вот мое кредо:

Не оскверняй Родной Язык
Хулой Земле и Небесам.
Ведь Мир и мелок, и велик
Лишь от того, какой ты сам
.

– Многие слова в ваших стихах пишутся с большой буквы. Чем обусловлена эта особенность ваших текстов?

– Смысловая иерархия слов в тексте существовала всегда. Слова-символы необходимо выделять прописной или заглавной буквой. Не только содержание и смысловая наполненность слова делает необходимой большую букву. Сами иерархии смыслов диктуют нам иную орфографию, пунктуацию и рукописание – возврат к каллиграфии как особому виду искусства:

Когда в Душе струна звенит,
Необходим Словам Зенит.
Вслед за струной на крыльях нот
Летят Слова за горизонт.

– Ваши последние книги изданы в традиционной старой русской орфографии. Насколько значимо для вас именно такое оформление ваших поэтических текстов?

– Почему в старой орфографии писали Пушкин, Тютчев, Фет и Блок, понятно всякому человеку. Вопрос должен звучать так: почему в новой кастрированной орфографии книги классиков печатают до сих пор? Я очень рад, что моя главная итоговая книга стихов «Русская Аватара» издана в дореволюционной орфографии: я – в одном строю с Тютчевым, а не Долматовским и Демьяном Бедным. Большое спасибо Сергею Дмитриевичу Герцеву, тебе и всем, кто содействовал реализации этого проекта.

– Особое место в вашем творчестве занимает Русская тема. Какова, по-вашему, роль России в мировом историческом процессе? Что происходит с Россией и русским народом сегодня? И что, по-вашему, ждет нас в будущем?

– Все, что я пишу, это – о России. Других тем у меня нет. У России нет никаких ролей в мировом процессе, она – сам процесс, без которого все другие процессы немыслимы. Она – закваска, без которой любое тесто прокиснет. Что бы ни происходило в мире, Россия и ее народ принимают главный удар на себя. Если Россия полностью перейдет на Небесный план, Земному плану придет конец. Чего-чего, а пост-истории не будет. Глобализм исчерпал себя. За несколько десятилетий Америка и Запад надорвались, выкорчевывая СССР. Но выкорчевать Россию им не удастся.

– Каковы ваши дальнейшие творческие планы?

– «Камертон» уже вышел, но скоро появится его вторая редакция – с внесенными мной исправлениями и новым дизайном обложки. Сейчас я вплотную приступил к работе над сборником «Лепта». Он будет полностью состоять из восьмистиший. В отличие от «Камертона», основу «Лепты» составят новые стихотворения; далее последует новая редакция серии сборников «Берег неба». Все это вместе с «Русской Аватарой» и «Звездным Часословом» составит основной корпус моей поэзии. И я надеюсь, что рано или поздно будет издана задуманная мной антология поэзии Мещерского края.

– Дорогой Леонид Георгиевич, от лица ваших читателей и участников всех литературных объединений нашего города поздравляем вас с юбилеем, желаем крепкого здоровья, новых творческих замыслов и сил для их реализации!

Читайте также: