План анализа 9 класс стиха

Обновлено: 01.06.2024

4. Тема (о чём говорится, как раскрывается в каждой строфе). Основная мысль.

5.Какие чувства, настроение (светлое, радостное, грустное, тоскливое, восторженное, печальное) вызывает настроение.

6. Чем вызвано это настроение.

7.Какие размышления возникают по поводу данного настроения.

8. Какие изобразительные средства используются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, градация, гротеск и др.)

9. Речевые особенности в плане синтаксических фигур: повтор, анафора, эпифора, параллелизм предложений, инверсия, однородные члены и (их особенность употребления), союзные и бессоюзные предложения; многосоюзие, антитеза…

10.Стихотворный размер (двустопные: ямб, хорей; трёхстопные: анапест, амфибрахий, дактиль).

11.Рифма (мужская, женская, дактилическая); способы рифмовки (парная (смежная), перекрёстная, кольцевая(опоясывающая).

По качеству и количеству совпадений слогов рифмы принято разделять на точные и неточные. По специфике ударения – на мужские (ударение на последний гласный звук), женские (ударение на предпоследний гласный звук), дактилические и гипердактилические (ударение на 3-й и 4-й гласный звук с конца). Если строки, помимо гласного, совпадают по предударному (опорному) согласному звуку, то такую рифму определяют как богатую. Если этого нет – рифма называется бедной.

Свободные виды рифмовки имеют место в том случае, когда закономерность в чередовании рифм отсутствует.

12.Звукопись (аллитерация (согласные звуки), ассонанс (повторяются гласные звуки).

13. Графическое изображение (делится ли на строфы, какие: двустишие, трехстишие и т.д.)

14.Общее впечатление о стихотворении.

Анализ стихотворения

1. Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).
2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).
3. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте).
4. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).
5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).
6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении:
• фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.);
• лексических (тропы: эпитет, метафор, сравнение, градация и т.д.);
• синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др.)
7. Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворения для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли по этому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о его взглядах на жизнь, на искусство и т.д.).
8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии, почему).

Анализ стихотворения Весна, весна! как воздух чист Баратынского

Баратынский Евгений Абрамович написал много прекрасных произведений. Одним из лучших его творений стало стихотворение «Весна, Весна! как воздух чист!», написанное в 1832 году.

Весна была любимым временем года поэта. Своё восхищение этим сезоном он выразил в письме матери в апреле 1815 году, где написал, что видеть, как весна преображает природу - «великая радость».

Тема произведения - приход весны.

Идея стихотворения состоит в том, чтобы показать, как удивительно вступает в свои законные права красавица - весна, как просыпается после суровой зимы природа, а вместе с природой происходит пробуждение души поэта.

Стихотворение состоит из восьми строф. Каждая строфа – четверостишие. Произведение написано ямбом с неодинаковым количеством стоп в строках. Автор использует перекрёстную рифмовку.

Стихотворение можно поделить на две связанные между собой части.

В первой части поэт описывает приход весны. Чарующую картину пробуждения природы автор изображает при помощи эпитетов: «воздух чист», «ясен небосклон», «лазурию живой», «солнечным лучам», «ветхий лист…и шумен и душист», «яркой вышине», «заздравный гимн». Природа радуется наступлению долгожданных тёплых дней.

Автор оживляет природу, используя метафору «крылья ветерка» и олицетворения: «река несёт», «шумят ручьи», «летают облака». Глаголы создают впечатление движения, приближения весны.

Мастерски подобранная поэтом аллитерация придаёт стихотворению особую красочность: звук [л] добавляет напевность, плавность произведению, звук [р] позволяет услышать шум реки и треск льдин, звук [ш] передаёт шёпот «ветхих» листьев.

Вторая часть начинается с вопроса автора самому себе: «Что с моей душой?» Она тоже пробуждается с приходом тепла, сливаясь воедино с природой: с ручьём она весело бежит по проталинам, с птичкой поднимается высоко к солнцу. Душа поэта «ликует» и «забвенье мысли пьёт». Это говорит о том, что с приходом весны он испытывает такую великую радость, что не может думать ни о чём, кроме красоты природы. Автор способен только любоваться и наслаждаться окружающим его великолепием.

В произведении много восклицательных знаков. Так поэт показывает своё очарование и восхищение любимым временем года.

Стихотворение читается на одном дыхании. Оно написано просто, без сложных речевых оборотов. При этом произведение торжественное и лишено вычурности.

В своём стихотворении поэт сумел не только воссоздать великолепную картину прихода весны и передать звуки первых тёплых дней. Автор показал, что вместе с природой от зимнего сна пробуждается и его душа, которая поёт, радуется и приветствует весну.

Читайте также: