Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет ахматовой кратко

Обновлено: 25.12.2024

В названных книгах Ахматова в основном осталась автором любовной лирики. Важно содержание личности, заложенное в стихах, глубина чувства, новое понимание его. Как сказал А. Твардовский о ее творчестве: "оно отличается необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала". Любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном ожидании. Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту и необычайность, появляясь в предельном кризисном выражении - взлета или падения, первой пробуждающейся встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смертной тоски.

И все же уже тогда Ахматова слышала не только голос любовного чувства. В стихотворении "Июль 1914" есть услышанное ею пророчество:

Сроки страшные близятся. Скоро

Станет тесно от свежих могил.

Ждите глада, и труса, и мора,

И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит

На потеху себе супостат:

Богородица белый расстелит

Над скорбями великими плат.

Образ Богородицы, церковная символика и лексика литургии являются одним из признаков поэтической системы Ахматовой тех лет. В том сказывается народное ощущение приближающегося Апокалипсиса.

В 1922 году она в третий раз вышла замуж, за искусствоведа и музейщика Николая Николаевича Пунина. Осенью 1923 года переселилась к нему, во внутренний (садовый) флигель Шереметевского дворца - Фонтанного Дома, но продолжала бывать и в Мраморном дворце, у Шилейко, заботясь и о нем, и о его собаке. Весной 1925 года - новая вспышка туберкулезного процесса в легких. В этом же году Ахматова начала изучать Пушкина и архитектуру Петербурга; ее исключили из Ленинградского отделения Всероссийского Союза писателей как непролетарского поэта.

Сама Анна Андреевна писала об этом периоде так:

"Примерно с середины двадцатых годов я начала очень усердно и с большим интересом заниматься архитектурой старого Петербурга и изучением жизни и творчества Пушкина. Результатом моих пушкинских штудий было - о "Золотом петушке", об "Адольфе" Бенжамина Костана и о "Каменном госте". Все они в свое время были напечатаны.

Работа "Александрина", "Пушкин в 1928 году", "Пушкин и Невское взморье", которыми я занимаюсь двадцать последних лет, по-видимому, войдут в книгу "Гибель Пушкина".

С середины двадцатых годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые - перепечатывать".

Читайте также: