Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет ахматовой кратко
Обновлено: 05.11.2024
В названных книгах Ахматова в основном осталась автором любовной лирики. Важно содержание личности, заложенное в стихах, глубина чувства, новое понимание его. Как сказал А. Твардовский о ее творчестве: "оно отличается необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала". Любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном ожидании. Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту и необычайность, появляясь в предельном кризисном выражении - взлета или падения, первой пробуждающейся встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смертной тоски.
И все же уже тогда Ахматова слышала не только голос любовного чувства. В стихотворении "Июль 1914" есть услышанное ею пророчество:
Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.
Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелит
Над скорбями великими плат.
Образ Богородицы, церковная символика и лексика литургии являются одним из признаков поэтической системы Ахматовой тех лет. В том сказывается народное ощущение приближающегося Апокалипсиса.
В 1922 году она в третий раз вышла замуж, за искусствоведа и музейщика Николая Николаевича Пунина. Осенью 1923 года переселилась к нему, во внутренний (садовый) флигель Шереметевского дворца - Фонтанного Дома, но продолжала бывать и в Мраморном дворце, у Шилейко, заботясь и о нем, и о его собаке. Весной 1925 года - новая вспышка туберкулезного процесса в легких. В этом же году Ахматова начала изучать Пушкина и архитектуру Петербурга; ее исключили из Ленинградского отделения Всероссийского Союза писателей как непролетарского поэта.
Сама Анна Андреевна писала об этом периоде так:
"Примерно с середины двадцатых годов я начала очень усердно и с большим интересом заниматься архитектурой старого Петербурга и изучением жизни и творчества Пушкина. Результатом моих пушкинских штудий было - о "Золотом петушке", об "Адольфе" Бенжамина Костана и о "Каменном госте". Все они в свое время были напечатаны.
Работа "Александрина", "Пушкин в 1928 году", "Пушкин и Невское взморье", которыми я занимаюсь двадцать последних лет, по-видимому, войдут в книгу "Гибель Пушкина".
С середины двадцатых годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые - перепечатывать".
Читайте также: