Писать стихи для 3 класса

Обновлено: 23.11.2024

КАК НАУЧИТЬ ВАШЕГО РЕБЁНКА ПИСАТЬ СТИХИ
3 КЛАСС

Эта книга – первое руководство для обучения стихосложению третьеклассников.

Поэзия возникла раньше прозы. Самые древние произведения создавались в поэтической форме. Лишь в XVIII-XIX вв. эти области сравнялись по значению.

Во многих развитых культурах умение сочинять стихи считалось обязательным для хорошо образованного человека. Государственные чиновники в Древнем Китае сдавали экзамены по стихосложению. Японские самураи наряду с боевыми искусствами изучали искусство сочинения стихов. «Все они герои, все они таланты, все они поэты», – так характеризует Б. Окуджава блестящих молодых людей из свиты русского царя.

Всё это, разумеется, не случайно. Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и вообще художественного вкуса. Развивается образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень. «Колоссальным ускорителем мышления» назвал поэзию И. Бродский.

Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что, в свою очередь, способствует повышению грамотности. Причём грамотность понимается здесь в широком смысле – не только как орфография и пунктуация, но и как стилистическая грамотность, как умение правильно пользоваться всеми богатствами русского языка.

Есть люди, имеющие к поэзии природное призвание. Они часто (но не всегда) осваивают правила стихосложения интуитивно. Но даже им полезно специально позаниматься теорией стихосложения – чтобы ускорить свой «поэтический рост», чтобы расширить свой сочинительский репертуар. Но не у каждого человека мысли и чувства облекаются в поэтические образы, не всякий может без предварительной подготовки выразить их живописно и музыкально. Как показывает практика, в той или иной степени этому может научиться каждый. Но даже человек, обладающий ярко выраженными поэтическими способностями, ощущающий в своей душе потребность выражать свои мысли и чувства звучным, музыкальным языком, при помощи красивых, неожиданных образов, и тот не сможет быть поэтом, если он тем или иным способом не освоит законы и формы стихосложения. И, как говорится, чем быстрее и надёжнее, тем лучше.

Других практических руководств по русскому стихосложению нет, за исключением двух, написанных очень давно, весьма непрактичных и запутанных и потому вышедших из употребления. В некоторых школах преподается теория поэзии, но обучить детей искусству стихосложения, как правило, не удаётся. Почему? Хотя бы потому, что очень часто всю теорию поэзии сводят к простому перечислению стихотворных метров (хорея, ямба и т. д.). Понятие стопы, чрезвычайно важное для традиционного русского стиха, не вводится. Не даётся, следовательно, и представление о стихотворных размерах (например, четырёхстопном ямбе, трёхстопном амфибрахии и т. д.). В самых продвинутых программах по литературе вводятся, правда, некоторые понятия и кроме стихотворных метров, но очень торопливо и без должной практической отработки. Все виды русских рифм, а также основные схемы рифмовки даются за 4-5 уроков. Овладеть столь сложным материалом в столь краткий срок – это, пожалуй, было бы трудновыполнимой задачей даже для маленького Пушкина. Невозможно за такое короткое время научиться различать мужскую, женскую, дактилическую рифмы, перекрёстную, кольцевую, парную схемы рифмовки, освоить такие понятия, как эпитет, олицетворение, метафора, сравнение и т. д. А уж о том, чтобы научиться использовать полученные знания практически, при написании стихов – об этом и говорить смешно. В данном руководстве мы постарались ясно, очень подробно, пошагово изложить для любого ученика адаптированную программу обучения теории и, главное, практике стихосложения.

Мы все, естественно, понимаем, что Пушкиным, Лермонтовым, Есениным, Бродским, Высоцким надо родиться. Но не стоит недооценивать роль специального обучения (или самообучения) при формировании их гения. Кто знает, стал ли бы Пушкин величайшим русским поэтом, не получи он соответствующую подготовку в Царскосельском лицее. Кто знает, каких ещё творческих высот могли бы достичь Есенин и Высоцкий, если бы они, в свою очередь, закончили подобное учебное заведение? Почти все великие поэты настаивали на том, что хорошее знание теории стихосложения оказывает им огромную помощь, пусть даже она не всегда бывает осознанной. «Правила стихосложения надо знать очень хорошо, чтобы в решительную минуту о них не думать», – утверждал великий французский поэт Т. Готье.

Что же касается тех детей, которых природа наделила не поэтическим, а какими-либо другими талантами, – для них поэзия станет источником высокого, облагораживающего интеллектуального и духовного наслаждения, подобного, например, музыке или шахматам.

Данное пособие ставит своей задачей, кроме обучения школьников теории и практике стихосложения, ознакомление детей с русской поэзией, как классической, так и более или менее современной. Большая подборка стихов, использованных в качестве примеров, научит детей не только писать свои стихи, но и читать, и любить произведения великих поэтов. Кроме того, чтение чужих стихов – лучшая поэтическая школа. По всей видимости, все великие поэты (даже Пушкин и Лермонтов) проходили через этап подражания – вольного или невольного – своим великим предшественникам. В этом нет ничего зазорного, это естественный путь к мастерству.

В конце пособия даны ответы на многие хитрые задания. Пособие можно использовать в государственных и частных школах на уроках литературы, во время факультативных занятий, а также оно является прекрасным материалом для индивидуальных занятий дома с ребёнком.

Как работать с этим материалом?

Читайте также: