Песня моя россия автор музыки и композитор георгий струве стихи слова песни написала нина соловьева
Обновлено: 04.11.2024
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
Академик Д. С. Лихачёв пишет «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своей Родине. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к своей родине, к родной природе, к родному дому и семье, к матери, к истории и культуре страны.
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.
В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.
Необходимость целенаправленной работы по нравственно-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов:
Национальная доктрине образования Российской Федерации. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственной культурой».
Детский период – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, для которого характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений, детские образы восприятия очень яркие и сильные и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Потому-то всё, что усвоено в детском периоде жизни, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и связывают маленького человека со своим народом, со всей страной.
Настоящих патриотов своей Родины лучше всего воспитывать с детства. И этот процесс формируется с раннего возраста воспитанием любви к своей Родине.
Поэтому нравственно-патриотическое воспитание в детском возрасте является фундаментом дальнейшего развития и становления личности юного гражданина.
Красоту России во все времена воспевали и воспевают поэты, художники, композиторы. Песня-самая простая наиболее распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.
1. Сведения об авторах песни
Георгий Александрович Струве - выдающийся педагог, более полувека
проработавший с детьми воспитавший за эти годы более 10 тысяч учеников. Более 400 его учеников стали профессиональными музыкантами, многие из них стали заслуженными артистами, заслуженными работниками образования, культуры, лауреатами международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов. Многие из них продолжают дело Г. А. Струве и работают с детьми.
Г. А. Струве был учеником и верным продолжателем дела Д.Б. Кабалевского по всеобщему музыкальному воспитанию детей и молодёжи. Он создал уникальную систему музыкального воспитания. Его методика хорового сольфеджио стала настольным пособием для педагогов, работающих в области музыкального воспитания, принята и утверждена Министерством образования для 1-4 классов.
Струве написал более 200 произведений, большей частью для детей и юношества. Его песни пели и продолжают петь дети России и других стран, многие из них («Моя Россия», «Школьный корабль», "Янтарный вальс», «Матерям погибших героев» и десятки других) стали уже классикой и входят в программы детских садов, общеобразовательных и музыкальных школ в России и за рубежом.
Со своим хоровым коллективом «Пионерия» им записано около 30 пластинок общим тиражом несколько сот тысяч экземпляров, сделано более 300 записей на ВР десятки передач по ЦТ, написана музыка к нескольким художественным фильмам и многим телепередачам.
О нём и о его авторской методике сняты научно-популярные фильмы и телепередачи («Улитка в лабиринте», Леннаучфильм, 1978 г.; «Здравствуй, школа», «Музыка для тебя», ряд передач из цикла «Очевидное — невероятное» и др.) В 2010 году снят документальный фильм «Воспитание песней»(«Студия 19»). Его хоровой коллектив «Пионерия» объехал с концертами более 100 городов Советского Союза, представлял страну в Бельгии, Болгарии, Венгрии, Италии, Германии, Голландии, Франции, Финляндии и других странах, а также выступал с лучшими государственными оркестрами страны.
Струве был главным хормейстером на многих фестивалях и крупнейших музыкальных форумах страны: Всесоюзного фестиваля детского творчества («Орлёнок», 1967), Всероссийского слёта детских хоровых студий ("Орлёнок, 1969), Дней молодёжного музыкального искусства СССР в Польше (1969), Сводного детского хора на Большом хоровом Соборе у Храма Христа Спасителя в Москве (1997 и 1999), сводного хора России на Фестивале, посвящённом 200-летию А. С. Пушкина (Псков, 1999), Большого хорового Собора в Краснодаре (2002), певческих полей в Московской области (Балашиха, Дубна, Железнодорожный,Красногорск) и многих других.
Им написаны книги по проблеме музыкального воспитания детей и молодёжи, методические и репертуарные сборники, изданные общим тиражом более 1,5.млн экземпляров: «Музыка для всех» (1979), «Школьный хор» (1981), «Музыка для тебя» (1980), «Хоровое сольфеджио» и др.
Струве возглавлял и входил в состав жюри десятков крупнейших национальных и зарубежных конкурсов в Австрии, Германии, Италии, Украине и др. Он провёл более тысячи семинаров, мастер-классов и авторских концертов в сотнях городов и районов России и других странах (Австрия, Вьетнам, Германия, Индия, Италия, Франция, Южная Корея, Япония и др.).
Соловьёва Нина Васильевна родилась 8 ноября 1935 года в г. Пушкино Московской области. В годы войны семья никуда не выезжала, жили в Пушкино. Закончила 8 классов. Много училась на разных курсах, а также в Мытищинском машиностроительном техникуме, который закончила в 1970 году. Работала телеграфистом Бодо на Центральном телеграфе, чертежником-картографом в военной части, начальником отдела снабжения отраслевого института.
Стихи стала писать с 1980 года. Каждое стихотворение Н. Соловьёвой - это исповедь души и сердца: в этих стихах боль, открытия природы, жизнь, любви, человеческих отношений.
2.Анализ литературного текста
Поэтесса Н.В. Соловьёва воспевает всю красоту русской природы сравнивая Россию с образом мамы ,очеловечивает, называя её реки, озёра и небо глазами, поля и просторы с длинными косичками.
У моей России длинные косички,
Песня носит светлый, ласковый, плавный характер, напоминающий русскую народную песню. Восходящие нисходящие ходы мелодической линии подчёркивают проникновенность и чувствительность. В ней поётся о любви к родной природе, исполняется с особым воодушевлением. Георгий Александрович Струве вложил всю свою душу в каждое слово песни «Моя Россия», пытаясь донести до слушателя все эмоции, которые он переживал в момент написания песни.
Тональный план
Тональности в которой написано музыкальное произведение придаёт мелодии музыкальную выразительность. Основная тональность соль минор.
Темп, метр, ритм.
Лирический темп песни вытекает из содержания поэтических строк, из общего эмоционального состояния музыки.
Песня «Моя Россия» написана в четырёхдольном размере. Вступлению и припеву характерен пунктирный ритм. В аккомпанементе используется аккордовая поддержка для удержания мелодического строя. Встречаются в мелодии распевы слогов, что позволяет усилить распев долгой ноты, что придаёт выразительность мелодии. Соединив в себе отчётливую смену звуков разной высоты и длинное дыхание.
Для правильного усвоения слитного пения между музыкальными фразами можно использовать упражнения на дыхание «Воздушный шарик».
Сделать медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх («надуваем шарик»). Задерживаем дыхание, а затем «сдуваем шарик» - выдыхая воздух, говорим : «Ха-ха-ха». Руки опускаем вниз с остановками.(Выполнить 2-3 раза).Упражнение «Кошка». Кисти рук сжаты в кулак. На выдох произносим звук «Ш» и резко разжимаем пальцы («Когти кошки»).Упражнение «Флейтист».
Представим, что вы музыканты, играете на флейте. Вдохните воздух и на выдохе дуйте в музыкальный инструмент (показ педагога).
По жестам педагога дети выполняют упражнение.
Для правильного произношения слов провести артикуляционную разминку. Упражнение. Пожевать воображаемую жевательную резинку. Упражнение. Проговорить слоги: бра-брэ-бру, гра-грэ-гру, дра-дрэ-дру.
Упражнение. Проговорить скороговорку. «Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, зубы сразу же сломали» Голосовая разминка. Пропеваем один звук а-о-у-и-е. Распевка на одной ноте: « Самолет летит, самолет гудит, у-у-у-у, я лечу в Москву.» Распевка по терциям: ма-ме-ми-мо-му. (сначала поём легато, а затем стаккато).
Все эти упражнения помогут правильному произношению текста и воспроизведению мелодии песни.
«Московские учебники», 2012 Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р-Т — М.: ОАО
Читайте также: