Отец и сын стих

Обновлено: 04.11.2024

Быть может, все несчастье
От почты полевой:
Его считали мертвым,
А он пришел живой.

Жена второго горя
Не вынесла. Она
Лежит в больнице. Память
Ее темным-темна.

О, лучше б ты не ездил,
Солдат, с войны домой!
Но он еще собрался
Спросить:- А мальчик мой?

Военная лирика Александра Трифоновича Твардовского – центральная тема его творчества.

Стихотворение написано в 1943 году. Его автору в эту пору исполнилось 33 года, в Великую Отечественную войну он фронтовой корреспондент, за свои патриотические стихи, поднимающие дух бойцов, был не раз награжден. Давно женат, отец двух дочек. По жанру – почти народная песня, по размеру – ямб со смешанной рифмовкой, с присутствием и холостой, 12 строф. Лирический герой – солдат, сумевший ненадолго вырваться к семье с фронта. Композиция сюжетная. События в ней изложены драматические, но для военного времени вполне будничные. В 2 четверостишии выясняется, что на героя пришла похоронка. Спустя время вдова с детьми согласилась выйти за друга покойного, надежного человека. Диалог солдата и местных жителей продолжается. Кажется, ситуация безвыходная, семьи теперь как будто нет. Герой решает поговорить с другом, объясниться. Но и он «погибнул на войне». Жену забрали в психиатрическую лечебницу. «Убита бомбой дочь». После такой черной вести сами люди почти что ропщут: о лучше б ты не ездил домой! Последняя отрада – сын. «И обнялись, как братья». Война делает детей взрослыми, мальчик прочувствовал всю горечь утрат и глубину обретенного счастья быть рядом с отцом. «Не плачь, не смей!» Этот крик ребенка – запрет на слезы не столько отцу, сколько самому себе. «Возьми меня с собою»: видимость мирной жизни его не устраивает, ему хочется настоящего тепла, пусть и среди тягот и опасностей войны. Сиротство, одиночество, невозможность разделить горе с родным человеком пугает его сильнее, чем фронт. «Возьму в наш полк»: за эти несколько лет солдат сроднился со своим полком, он убежден, что мальчика там и примут и, в случае чего, не бросят в беде. Лексика живая, разговорная. Чувствуется желание поэта создать интонацию фольклорную, доверительную. Композиционный стык 1 и 2 строфы: живой. Инверсия: сошлась жена. Сравнение: как братья. Это же сравнение становится лексическим повтором. Уменьшительный суффикс, подчеркивающий беззащитность ребенка: головкой. Просторечия: по-свойски, погибнул, темным-темна, бывалым. Метафора: покрытый славой. Эпитет: горькие друзья. Противопоставление в 3и 4 строках первого четверостишия. Восклицание: порадуйся, семья!

В форме народной песни в стихотворении «Отец и сын» А. Твардовский излагает историю одной семьи.

Читайте также: