Опустела без тебя земля кто написал стихи и музыку

Обновлено: 04.11.2024

«Опустела без тебя земля», - с этой строчки начинается известная советская песня, трепетная, трогательная и нежная. Легендарная композиция из далеких шестидесятых прочно ассоциируется сразу с несколькими выдающимися людьми XX столетия. Певица Майя Кристалинская, писатель и летчик А. де Сент-Экзюпери, первый советский космонавт Ю. А. Гагарин, кинорежиссер Татьяна Лиознова, актриса Татьяна Доронин, и, конечно же, её авторы – семейная пара композитор Александра Николаевна Пахмутова и поэт Николай Николаевич Добронравов. Их песни уже становились темой разговора на моём канале, один из первых выпусков рубрики «История великой пени» был посвящен «Надежде». Сегодня вспоминаем «Нежность». В написании текста на музыку Александры Пахмутовой вместе с её супругом принимал участие друг и частый соавтор Добронравова – поэт Сергей Гребенников. Песня создавалась в 1965 году, входит в цикл «Обнимая небо», посвященный советским летчикам.

Авторы песни "Нежность". Композитор Пахмутова А. Н, поэты Добронравов Н. Н. и Гребенников С. Т. Авторы песни "Нежность". Композитор Пахмутова А. Н, поэты Добронравов Н. Н. и Гребенников С. Т.

Именно с фразы «Опустела без тебя земля» всё и началось.

«Когда Николай Николаевич принес мне стихи песни «Нежность» я испугалась, я была потрясена этой строчкой «Опустела без тебя земля», – говорила Александра Пахмутова.

Информация о процессе создания песни расходится, в некоторых источниках указывается, что отталкиваясь от первой фразы, Добронравов и Гребенников писали «остальной текст» уже на готовую мелодию. Возможно, стихи, о которых говорила Пахмутова, были наброском и в дальнейшем дорабатывались.

Уже постфактум авторы сообразили, что в тексте нет ни одной рифмы, но от этого он не перестает быть не просто песенным текстом, а именно стихами. История советской эстрады знает немало выдающихся произведений, написанных верлибром.

Первая исполнительница

Кристалинская Майя Владимировна - советская певица, первая исполнительница песни "Нежность". Кристалинская Майя Владимировна - советская певица, первая исполнительница песни "Нежность".

На календаре был декабрь 1965 года, в Колонном зале Дома Союза проходит концерт. В числе выступающих – певица Майя Кристалинская, в рамках её программы из нескольких песен прозвучала премьера – пахмутовская «Нежность».

«Было несколько вежливых хлопков. Она уходила под стук собственных каблуков», - вспоминает Николай Добронравов, присутствовавший на премьере песни.

После первого исполнения зал её не принял. Майе Владимировне эта песня очень понравилась. Несмотря на провал, певица не сдалась и упорно включала её в свои концертные программы, в конце концов песня полюбилась именно в её исполнении и стала «визитной карточкой» артистки.

«Я считаю, что мне повезло - не каждому артисту доводится получать такую песню, я счастлива, что я первая исполнительница этой прекрасной песни», - говорила певица в последнем в своей жизни интервью, подготовленном журналисткой Мирославой Свердловой в рамках программы «Песня остается с человеком» в 1984 году.

По мысли Пахмутовой исполнительницей этой песни должна была стать вовсе не Кристалинская, а Пьеха, но Эдита Станиславовна отказалась. Согласно распространенной версии, она не поверила в свои силы, засомневалась в возможностях собственного диапазона.

«Испугалась, что не потяну. Кажется, Пахмутова немного обиделась на меня тогда. А зря! Ведь так исполнить эту песню, как сделала это Кристалинская, вряд ли кому еще удастся», - такие слова Пьехи приводятся в ряде интернет-источников.

С Эдитой Станиславовной можно согласиться. Как бы песня прозвучала в её исполнении, мы можем только догадываться, а исполнение Кристалинской оказалось из той серии, когда певец становится соавтором.

Песня из фильма или фильм для песни.

Широкой популярности песни и обретению ею статуса всесоюзного хита способствовал, в том числе, фильм «Три тополя на Плющихе», вышедший на экраны в 1967 году. В одном из эпизодов «Нежность» исполняет героиня Татьяны Дорониной. Режиссер этой картины Татьяна Лиознова оказалась одной из первых поклонниц этой песни. Обычно музыку подбирают под фильм, в данном случае было наоборот. Услышав «Нежность», когда та ещё не была ярким хитом, режиссер решила обязательно использовать её в своём кино и стала подыскивать сюжет, который бы ей подошел. Такой отыскался в рассказе Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке», положенном в основу картины.

Однако, всё оказалось не так просто. Автор песни, Александра Николаевна Пахмутова, выступившая в роли композитора картины и написавшая остальную музыку, именно «Нежность» не хотела отдавать в этот фильм. Лиозновой пришлось долго её уговаривать, уповая на то, что чуть ли не весь фильм задумывался ради этой песни, и в конце концов Пахмутова «дала добро».

Любимая песня Гагарина.

Свидетели эпохи 60-х отмечают, что особенно трепетно и трагично первая строчка песни зазвучала в марте 1968 года, когда весь мир потрясла весть о гибели Юрия Алексеевича Гагарина, человека, который впервые покорил космос и стал кумиром миллионов. Тогда казалось, что земля действительно опустела. Многие воспринимают песню «Нежность» как песню о Гагарине. Юрий Алексеевич действительно имеет некоторое отношение к этому произведению. Известно, что он был близок к творческой семье авторов песни и называл «Нежность» в числе своих любимых произведений. Во многих материалах растиражирована информация о том, что именно Юрий Гагарин стал первым человеком, которому авторы представили своё произведение.

Причем тут Экзюпери?

Трагично оборвалась жизнь французского пилота и литератора Антуана де Сент-Экзюпери, чей образ Добронравов и Гребенников использовали в тексте «Нежности». Именно упоминание француза стало единственным поводом для критики песни. Поэтам говорили, что в песне, обращенной к советским летчикам, стоило упомянуть кого-нибудь из наших летчиков и даже предлагали заменить француза советским человеком, но Добронравов наотрез отказался это делать.

Николай Николаевич не раз обращался в своей поэзии к Экзюпери, позже вместе с Таривердиевым он напишет знаменитую песню «Маленький принц», о которой я уже рассказывал в статье на соответствующую тему. Очевидно, что для Добронравова личность и творчество французского автора имели определенное значение.

Бытует мнение, что именно использование образа французского литература и летчика в тексте песни стало одной из причин изначального провала композиции, мол, текст был не понят слушателями. Николай Николаевич вспоминал слова, которые в день той самой провальной премьеры сказал ему композитор Аркадий Островский:

«Ну что ты пишешь, ну кому это нужно, этот твой Экзюпери».

При этом произведения французского писателя пользовались большой популярностью в СССР, имя и история его жизни нашим соотечественникам хорошо знакома, поэтому не сказать, чтобы Экзюпери был уж прямо чем-то далеким и непонятным.

«Мне Экзюпери нужен, потому что это человек, который взглянул с небес на землю глазами поэта», - объяснял Добронравов, ему удалось -таки отстоять имя писателя в тексте песни.

«Нежность» и «Простая симфония»

Определенная часть аудитории и музыкального сообщества предъявили претензию и к музыке. Есть такая категория меломанов, которых хлебом не корми - дай найти плагиат. Казалось бы, уж Александра Николаевна Пахмутова – великий автор и самодостаточный композитор, но нет, и у неё нашли заимствование, и как раз в песне «Нежность». Обнаружилось некоторое сходство с третьей частью «Простой симфонии» британского композитора Бенджамина Бриттена. Доходило до злых шуток о том, что в 1964 году во время гастролей в Союзе Бриттен «забыл ноты», а Пахмутова их нашла и через год написала «Нежность».

Наличие связи между «Простой симфонией» и «Нежностью» композитор и не отрицала. Александра Николаевна оттолкнулась от одной музыкальной фразы из фрагмента длиннющей симфонии и дала теме своё развитие. Ситуация вполне привычная для разных пластов мировой музыки. Ряд специалистов отмечают, что в данном случае уместнее говорить о творческом переосмыслении, интерпретации и использовании мотивов, что имеет место во всех сферах культуры: и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в музыке. Считать «Нежность» плагиатом «Простой симфонии» - всё равно что считать роман «Мастер и Маргарита» Булгакова плагиатом «Фауста» или «Повелитель мух» Голдинга плагиатом «Робинзона Крузо»: мотивы схожи, но авторы раскрыли их по-своему.

Исполнители и версии песни.

После Майи Кристалинской песню «Нежность» в разные годы пели многие известные советские и российские певицы. Уже в 1967 году на волне популярности композиции на конкурсе в Сочи песню представила Мария Кодряну. С этим исполнением связывают забавный эпизод, хоть Кудряну и спела «Нежность» в конкурсной программе, на финальном концерте эту композицию отдали «главной исполнительнице» - Майе Кристалинской. Вероятно, такое решение было принято по просьбе Пахмутовой. Кудряну вышла на сцену с другим произведением, но публика, скандируя, требовала исполнить именно «Нежность».

Последовательницей Майи Кристалинской можно считать Тамару Михайловну Гвердцители. Именно её версию выделила сама Пахмутова, назвав лучшей, и отдала произведение в репертуар артистки.

Звучала «Нежность» и в мужском исполнении, но с другом текстом. Мужской вариант называется «Твоя нежность», слова от лица летчика были написаны теми же авторами – Николаем Добронравовым и Сергеем Гребенниковым. Известны исполнения Юрия Гуляева и Иосифа Кобзона.

В новом веке к «Нежности» обращались певицы самой разной музыкальной эстетики, поп и рок-исполнительницы. Неоднократно её исполняла Диана Арбенина. Фронтвумен «Ночных снайперов» совместно с Евгением Дятловым выбрала эту песню для одного из выступлений на проекте «Две звезды», сольно она исполнила «Нежность» всё на том же «Первом канале» в программе «Достояние Республики», посвященной Пахмутовой и Добронравову.

Песня, написанная в «космических шестидесятых», считается одной из самых известных песен, связанных с космосом, хотя, по большому счету, это песня о любви и о разлуке, о преданности, о невозможности прожить несколько часов без близкого человека.

Читайте также: