Может ли очерк быть в стихах
Обновлено: 04.11.2024
При написании очерка должны использоваться яркие, говорящие, зримые детали в строгом соответствии с выбранной концепцией. Все лишнее в тексте должно решительно исключаться, как бы оно не было интересно само по себе. Умелое композиционно-языковое оформление различных деталей в соответствии с ракурсом повествователя и обеспечивает наглядность очеркового письма.
К какой бы разновидности ни принадлежал очерк ( путевой, проблемный, портретный, судебный), основу его содержания составляет образ героя, характер и действия которого обуславливают развитие событий и появление той или иной авторской концепции. Как и в художественном произведении, образ героя очерка складывается из изображения его поступков, портрета, речи, внутреннего мира. Полноценным и интересным для читателя оказывается лишь тот образ, который обладает целостностью. А целостность – это результат того, что, во-первых, у очеркиста есть оригинальная концепция жизненного явления, о котором он пишет, а во-вторых, все детали образа подчинены выражению концепции, а не являются излишествами или украшающими подробностями.
Итак, очерк – это художественно-публицистический текст, характеризующийся изобразительностью письма и подробно разработанной категорией «позиции носителя речи». Первой задачей очеркиста является выбор лица, в форме которого будет вестись изложение, способа общения с читателем и выбор времени. Основное время очеркиста, как и художественного прозаического произведения, - прошедшее. О читателе в тексте может не упоминаться, и, напротив, может быть организовано открытое общение с ним. А лицо избирается первое или третье. Второе лицо в принципе возможно, но используется крайне редко.
Повествование в форме первого лица
Изложение может вестись от лица автора и от лица героя. В последнем случае автор в начале или в конце текста объясняет, что он встретился с героем, выслушал его рассказ и передает читателю. Таким образом, в таких текстах авторское «я» выполняет вспомогательную роль – вводится речь героя-рассказчика. Наиболее распространенным является изложение в форме авторского «я».
Применимо может быть несколько ракурсов: ракурс рассказчика, повествователь -участник события, размышляющий повествователь и повествователь-исследователь.
Повествователь-исследователь - когда пишущий тем или иным образом узнает о происшедшем, прибывает на место события, знакомится с его участниками, изучает документы и таким образом исследует причины происшедшего. На глазах читателя вырабатывается публицистическая концепция.
Таковы наиболее популярные ракурсы повествователя в очерках с изложениями от авторского «я». Примечательно, что приведенные термины обозначают технические приемы очеркового письма, но не реальное положение дел. Каждый журналист, пишущий очерк, может участвовать в событии, каждый исследует материал, размышляет над ним и затем рассказывает читателю об увиденном, услышанном, пережитом и передуманном. Но далеко не каждый, кто пишет очерк, введет в тект все эти ракурсы. Используя ракурс «участника события», он может отказаться от семантики «рассказывания». Повествуя о событии, в котором НЕ участвовал, автор может представить себя как рассказчика. Очеркист может говорить о событии, в котором он НЕ участвовал, как о вспоминаемом, тогда перед нами предстанет ракурс «размышляющего повествователя». Таким образом, в данном случае говорится только о технике очеркового письма, где все зависит от творческих задач, мастерства и фантазии пишущего.
Повествование в форме третьего лица
Используются два основных ракурса повествователя – закадровый наблюдатель и закадровый комментатор. Авторское «я» в обоих случаях полностью отсутствует. Событие развивается как бы само собой, все оценочные элементы входят в описание героев, в повествование и чужую речь. Большое место занимает в таких текстах диалог, выступающий как движущая сила сюжета, то есть, из него мы узнаем о развитии действия.
Закадровый комментатор вносит в текст семантику рассказывания, и не прибегая к открытому появлению в виде авторского «я», он вмешивается в ход событий двумя способами, меняя хронологию и прерывая события своими рассуждениями, хотя и выполненными в форме третьего лица, но явно принадлежащими повествователю.
Повествователь этого типа часто приостанавливает свое изложение, чтобы оценить уже известные факты, обобщить их, и это является важнейшим средством введения оценок в текст.
В целом изложение в форме третьего лица интересно своей живописностью, возможностью создать впечатление самодвижения, саморазвития события, чуть приглушаемое при появлении семантики рассказывания, но все-таки присутствующее в любом тексте, написанном в подобной манере.
Читайте также: