Левит глава 18 стих 21
Обновлено: 22.11.2024
Здесь приводится (I) основной закон против подражания порочным обычаям язычников (ст. 1-5).
(II) Определенные законы (1) против греха кровосмешения (ст. 6-18).
(2) Против животных похотей и варварских обычаев идолопоклонства (ст. 19-23).
(III) Принуждение к выполнению этих законов, глядя на гибель народов, проживавших в Ханаане (ст. 24-30).
Стихи 1-5. После различных церемониальных постановлений Бог вновь возвращается к выполнению нравственных заповедей. Первые все еще остаются в силе для нас как прообразы, а последние все еще связывают нас как законы. Здесь представлен (1) священный авторитет, издавший эти законы: «Я Господь, Бог ваш (ст. 1,4,30), Я Господь (ст. 5,6,21)». «Господь, имеющий право управлять всем; ваш Бог, который обладает особым правом руководить вами». Иегова – источник существования, а следовательно, и источник силы, которому мы принадлежим, которому обязаны служить и который способен наказать непокорных. «Ваш Бог, которого вы одобряете, в котором вы счастливы, которому вы в высшей степени обязаны и которому вам придется дать отчет».
(2) Строгое предупреждение остерегаться, чтобы не сохранились пережитки египетского идолопоклонства, которому научились, когда там жили, и не заразиться идолопоклонством Ханаана, куда они теперь направлялись (ст. 3). Сейчас, когда Бог через Моисея учил их Своим постановлениям, было также aliquid dediscendum – то, чему нужно было отучиться, что они впитали в себя с молоком Египта – страной, известной своим идолопоклонством: «Не поступайте по делам земли Египетской». Было бы величайшим абсурдом сохранить подобную привязанность к дому рабства и руководствоваться в своем поклонении их обычаями; это было бы величайшей неблагодарностью Богу, который чудесным образом освободил их. Более того, руководствуясь духом противоречия, даже после того, как получили Божьи постановления, они могли оказаться в опасности приобщиться к нечестивым обычаям хананеян и наследовать безнравственность их земли. Об этой опасности их здесь предупреждают: «…по установлениям их не ходите». Обычаи являются таким тираном, что их называют установлениями и они соперничают даже с Божьими постановлениями, а исповедующий Бога народ оказался в опасности принять от них закон.
(3) Торжественный призыв к ним соблюдать Божьи законы и постановления (ст. 4,5). Похоже, на этот и многие другие призывы ссылается Давид во многих своих молитвах и исповеданиях, когда упоминает Божьи законы в Псалме 118. Обратите внимание:
[1] великое правило нашего послушания – Божьи законы и постановления. Мы должны соблюдать их, поступая по ним. Мы должны хранить их в своих книгах, держать в своих руках, чтобы практиковать в своем сердце и в своей жизни. Помни заповеди Его, чтобы исполнять их (Пс 102:18). Мы должны хранить себя в них, как на своем пути во время путешествия, придерживаться их, как основного правила в работе, хранить их, как свое богатство, как зеницу ока, с величайшей заботой и оценкой.
[2] Великие преимущества в случае нашего послушания: исполняя их, человек будет жив, то есть будет счастлив и здесь, и в ином мире. У нас есть повод благодарить Бога, во-первых, за то, что это обетование еще в силе, и за очень благоприятную формулировку условия. Если мы искренно соблюдаем Божьи заповеди, то хотя и не достигаем безгрешного совершенства, но увидим, что путь исполнения долга приносит утешение и является путем к блаженству. Благочестие имеет обетование жизни (1Тим 4:8). Премудрость сказала: «Храни заповеди мои и живи»; и если через Дух мы умерщвляем дела плоти (которые для нас все равно что традиции египтян для израильтян), то будем жить. Во-вторых, у нас есть повод благодарить Бог за то, что, согласно природе завета, это постановление сейчас не в силе и малейшее согрешение не лишит нас жизни. Апостол дважды цитирует этот стих как противоположность вере, которую являет Евангелие. Это описание праведности от закона: исполнивший его человек жив будет ev autois – им (Рим 10:5), и пытается доказать, что закон не по вере (Гал 3:12). Изменение, внесенное Евангелием, содержится в последних словах: исполнивший его человек жив будет, но не им, ибо закон не может дать жизнь, так как мы не можем абсолютно исполнить его. Он ослабленный плотию, но не сам по себе; и теперь исполнивший его человек жив будет верою в Сына Божьего. Он будет иметь жизнь благодаря благодати Христа, а не своим собственным заслугам (см. Гал 3:21,22). Праведный жив будет, но будет жив верою, благодаря союзу с Христом, который есть его жизнь.
Стихи 6-18. Эти законы связаны с седьмой заповедью и обязательны для нас, живущих во время Евангелия, ибо они согласуются со светом и законом природы. Об одной из его статей, где говорится о мужчине, имеющем жену отца своего, апостол говорит как о грехе, какого не слышно даже у язычников (1Кор 5:1). Хотя некоторые виды кровосмешения, запрещенные здесь, практиковались у отдельных язычников, тем не менее они не были позволительны и вызывали отвращение, кроме варварских и нецивилизованных народов, подверженных низменным страстям. Обратите внимание:
I. То, что в этих стихах запрещено родственниками, здесь определено словами «приближаться с тем, чтобы открыть наготу» (ст. 6).
1. В основном имеется в виду запрет жениться на этих родственниках. Брак – божественное постановление; супружество и суббота являются самыми старыми из всех; они появились одновременно с человеком на земле и предназначались для утешения человека в жизни, а также для благопристойного и славного воспроизведения рода человеческого – такого, которое превозносило бы достоинство человеческой природы выше природы тварей. Брак у всех да будет честен, и эти законы предназначались для поддержания его славы. Необходимо, чтобы божественное постановление сопровождалось божественными принципами и ограничениями, особенно на том основании, что оно касается вопроса, в котором порочная природа человека склонна (как и в других вопросах) быть своевольной и импульсивной в своих желаниях, не терпящей ограничений. В то же время эти запреты, кроме того, что они изречены неоспоримой властью, в своей сути являются чрезвычайно благоразумными и объективными.
(1) В браке двое становятся одной плотью, поэтому те, которые ранее по своей природе и так фактически были одной плотью, не могли без великого абсурда стать одной плотью по постановлению, ибо это постановление предполагало союз тех, кто ранее не были объединены.
(2) Брак вносит равноправие между мужем и женой. «Разве она не твоя помощница, взятая из твоего бока?» Поэтому если вступают в брак те, чьи взаимоотношения характеризовались как главенствующее и подчиненное (каковой и является большая часть изложенных здесь ситуаций), то установленный природой порядок нарушается из-за этого постановления, чего ни в коем случае нельзя допускать. Неравенство между хозяином и слугой, благородным и человеком незнатного происхождения основано на согласии и обычаях, и нет ничего плохого, если равенство в браке стирает его. Но неравенство между родителями и детьми, дядями и племянницами, тетями и племянниками, по крови или по браку, обосновано природой и поэтому является вечным, и поэтому без путаницы его нельзя отменить равенством в браке, постановление о котором, хотя оно и древнее, подчиняется порядку природы.
(3) С любыми другими родственниками, которые являются равными, разрешено вступать в брак, за исключением братьев и сестер по крови или наполовину по крови или по браку. В данном случае не наблюдается природная нелепость, как в предыдущем, ибо сыновья Адама были вынуждены жениться на своих сестрах, но впоследствии возникла необходимость в законе, который сделал бы это противозаконным и отвратительным, чтобы предотвратить греховную близость между теми, кто во дни юности жил в одном доме, и в случае вступления в брак нарушалось одно из его намерений: возрастание дружбы и взаимной заинтересованности. Если бы каждый мужчина женился на своей сестре (что скорее всего передавалось бы из поколения в поколение, если бы разрешалось), то каждая семья стала бы отдельным миром, и вскоре люди забыли бы, что являются членами друг другу. Безусловно, что на подобную связь более благоразумные язычники смотрели как на особо позорное и отвратительное явление, и те, у кого не было такого закона, тем не менее сделали это законом для себя. Использование постановлений о браке для покровительства кровосмесительных связей не только не оправдывает и не смягчает их вину, но и добавляет вину за осквернение заповеди Божьей и извращение для самых низменных целей того, что было учреждено для самых благородных целей. Но:
2. Грех нечистоты, совершенный с кем-либо из этих родственников вне брака, несомненно, также был запрещен и подразумевался не меньше, чем предыдущее, наряду с похотливым поведением, распутной болтовней и всем, в чем проявлялось это зло. Родственники должны любить друг друга, иметь близкие и доверительные разговоры, но все это должно сопровождаться целомудрием; и чем меньше зла другие ожидают от нас, тем более осторожными должны быть мы, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо он очень коварный враг и ищет повода навредить нам.
II. Родственники, связь между которыми запрещена, четко описываются; также излагается основное правило, повелевающее мужчине воздерживаться от вступления в брак не только со своими родственниками, но и с такими же родственниками со стороны жены, ибо они двое – одна плоть. Закон, запрещающий жениться на жене брата (ст. 16), имеет исключение, присущее лишь иудейскому государству: если муж умирал, не оставив после себя потомства, то его брат или ближайший родственник должен жениться на его вдове, чтобы восставить потомство умершего (Втор 25:5);
это совершалось для поддержания благополучия в государстве. А сейчас, когда оснований для этого нет, исключений также не существует, а в силе остается закон, гласящий, что мужчина ни в коем случае не должен жениться на вдове своего брата. Статья закона (ст. 18), которая запрещает мужчине брать жену вместе с сестрою ее, предполагает потакание полигамии наравне с некоторыми другими законами (Исх 21:10; Втор 21:15), но запрещает мужчине жениться на двух сестрах, как Иаков, так как сестры, которые раньше были равны, будут более склонны к ревности и враждебности, чем жены, не состоящие в родстве. Если сестра жены будет взята как наложница или вторая жена, то этот факт более всего остального будет раздражать ее всю жизнь.
Стихи 19-30. В этих стихах приводится:
I. Закон, сохраняющий славу брачного ложа, чтобы оно не использовалось несвоевременно (ст. 19) и на него не посягали прелюбодеи (ст. 20).
II. Закон против обычая, который представлял собой самый бесчеловечный акт идолопоклонства, когда родители заставляли своих детей проходить по огню к Молоху (ст. 21, англ.пер.). Молох (как считают некоторые) был идолом, которому и с помощью которого люди поклонялись солнцу – великому огню мира; и поэтому во время поклонения ему они то ли приносили своих собственных детей в жертву, сжигая их до смерти перед ним, то ли посвящали их ему, заставляя пройти между двумя огнями (как считают другие), то ли бросали через костер, во славу этого ложного божества, воображая, что, посвящая одного из своих детей подобным образом Молоху, они обеспечат благополучие для всех остальных. Раз идолопоклонники подобным образом отдавали своих детей лжебогам, то неужели мы посчитаем что-либо слишком дорогим, чтобы расстаться с ним ради истинного Бога или посвятить Ему? Посмотрите, как этот грех Израиля (в котором впоследствии они оказались виновны, несмотря на этот закон) усугубился отношением, которое установилось между ними и их детьми и Богом (Иез 16:20). Ты взяла сыновей твоих и дочерей твоих, которых ты родила Мне, и приносила в жертву на снедение им. Поэтому подобные действия здесь называются осквернением имени их Бога, ибо это выглядело так, словно они большим были обязаны Молоху, а не Иегове, так как Ему они приносили в жертву лишь животных, а Молоху – своих детей.
III. Закон против противоестественных похотей, содомизма и развращенности, о которых нельзя говорить и думать, не испытывая в высшей степени отвращения (ст. 22,23). Другие грехи ставят человека на одну ступень с животными, а эти – намного ниже. Как только появился повод для издания этих законов и с того момента, как они были опубликованы, подобные случаи заслуживают вечного порицания и позора для человеческой природы; а пристрастие людей к этим низменным похотям часто становилось наказанием за их идолопоклонство; именно так говорит об этом апостол (Рим 1:24).
IV. Аргументы против этих и подобных им мерзких порочных практик. Тот, кто имеет неоспоримое право повелевать нами, в то же время обращается с нами, как с людьми, и влечет нас узами человеческими, снисходя, дабы увещевать нас.
1. Грешники оскверняют себя подобными мерзостями: не оскверняйте себя ничем этим (ст. 24). Любой грех оскверняет совесть, но эти грехи содержат в себе особую порочность. Наш небесный Отец из милости к нам требует, чтобы мы хранили себя в чистоте и не валялись в грязи.
2. Души делающих это истреблены будут (ст. 29), и справедливо, ибо, если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1Кор 3:17). Плотские похоти враждуют против души и несомненно погубят ее, если только Бог милости и благодати не помешает этому.
3. Земля осквернилась (ст. 25). Если подобная порочность войдет в практику и ей начнут потакать, то земля станет непригодной, чтобы на ней стояла Божья скиния, а чистый и святой Бог лишит ее знаков Своего милостивого присутствия. Это приносит вред остальным жителям, которые заражаются грехом и подвергаются казням; это также отвратительно и омерзительно для всех благочестивых людей, каковой и была порочность Содома для праведного Лота.
4. Эти мерзости были распространены среди предыдущих обитателей этой земли (ст. 24,27), поэтому было необходимо издать эти законы, как противоядие и превентивные средства от эпидемии необходимы, когда вы идете в зараженную местность. Они не должны были заниматься подобными вещами, так как народ, практиковавший их, теперь был под проклятием Божьим, и вскоре им предстояло пасть от меча израильского. Они должны были осознать, какими отвратительными сделали себя люди, вывалявшиеся в этой грязи, и какое зловоние они издают для ноздрей благочестивых людей. И разве мог народ, освященный и почтенный, такой, как Израиль, стать таким низменным? Когда мы обращаем внимание на то, как отвратительно смотрится грех в других, то должны использовать это как аргумент для себя и с особой тщательностью и осторожностью хранить свою чистоту.
5. За эти и подобные грехи хананеяне были уничтожены; это также переполнило меру беззаконий аморреев (Быт 15:16) и привело к гибели много населенных царств, а израильтянам вскоре предстояло не только наблюдать за их гибелью, но и стать ее инструментом. «Поэтому я воззрел (посетил, англ.пер.) на беззакония их» (ст. 25). Отметьте: страшные суды Божьи, совершенные над теми, кто дерзко оскверняет и отрицает Бога, предназначены для предупреждения тех, кто исповедует религию, чтобы они остерегались всего, что отдаленно напоминает этот грех и ведет к нему, к обмиршвлению или атеизму. Даже гибель хананеян была предостережением для израильтян, чтобы они не поступали так же. Более того, дабы показать, что подобные мерзости не только раздражают Творца, но и обременяют творение, здесь добавлено (ст. 25): «…и свергнула с себя земля живущих на ней». Сама земля, по которой они ходили, стонала от них и болела и не успокоилась, пока сама не освободилась от противников Господа (Ис 1:24). Это говорит о чрезвычайной отвратительности греха; греховный человек действительно пьет беззаконие, как воду, а невинная часть творения страдает и восстает против него. Многие дома и города извергли из себя нечестивых жителей с отвращением (Отк 3:16). Поэтому, говорит Бог, остерегайтесь, чтобы и вас не свергнула с себя земля (ст. 28). Она была сохранена для них, и они владели правом на нее, но в то же время должны быть готовы к тому, что если сделают пороки хананеев своими собственными, то их земля поступит с ними так же. Отметьте: нечестивые израильтяне так же отвратительны для Бога, как и нечестивые хананеи, и даже больше, и рано или поздно они будут извергнуты. То же предостережение, которое здесь дается израильтянам, приводится апостолом для обращенных язычников со ссылкой на отвергнутых иудеев, чье место они заняли (Рим 11:19). Они должны были остерегаться, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность (Евр 4:11). Используйте это в более общем смысле, и пусть мысли о том, как много людей из-за этого погибло, удерживают нас от всех греховных путей. Приложите ухо веры к вратам бездонного рва и услышьте страдальческие вопли и крики осужденных грешников, которых земля извергла и поглотил ад, которые погибли, погибли навечно из-за греха; и трепещите, чтобы в конце ваша участь не была такой же. Божьи угрозы и суды должны отпугнуть нас от греха.
V. Глава заканчивается суровым противоядием против этой инфекции: «Итак соблюдайте повеления Мои, чтобы не поступать по гнусным обычаям» (ст. 30). Это – предписанное средство. Отметьте:
(1) греховные обычаи омерзительны, а то, что многие так поступают и они кажутся современными, ни в коей мере не делает их менее омерзительными, а даже более, так как чем более обыденными они становятся, тем более опасны.
(2) Если мы позволим и допустим хоть один из этих греховных обычаев, то нас ожидают губительные последствия, так как один грех открывает путь многим. Uno absurdo dato, mille sequuntur – допустите одну нелепость, и тем самым вы пригласите тысячу. Путь греха ведет вниз.
(3) Тщательное и постоянное соблюдение Божьих постановлений является самым надежным средством, предохраняющим от заразы страшного греха. Чем больше мы вкушаем сладость и ощущаем силу святых постановлений, тем менее склонны к запретным удовольствиям греховных мерзких обычаев. Лишь Божья благодать сохранит нас, и эту благодать мы можем ожидать, лишь используя средства благодати. Бог никогда никого не предавал похотям собственного сердца, пока люди сами вначале не оставили Его и Его постановления.
Читайте также: