Ктулху спит и видит сны стих

Обновлено: 25.12.2024

Ктулху. По своему месту в пантеоне -среднестатистический Древний. Вот Йог-Сотот, например, это само время и пространство. Его даже вообразить невозможно. А Ктулху? Это исполин высотою в милю (прим. – 1,61 км), имеющий вполне определенный внешний вид. Вот Азатот, например, отец всего сущего, центр и начало мириады миров. А Ктулху? Он спит в своем городе на дне океана. Спит и видит сны. Однако именно его имя знают даже те, кто не знает имени Говарда Филлипса Лавкрафта. Именно его имя встречается в названиях фильмов, видео и настольных игр и сборников рассказов. Он вдохновляет художников, является героем картин, комиксов и множества мемов. И именно его именем озаглавлены Мифы. Мы с вами имеем не Мифы Азатота или Йог-Сотота, и, уж простите, не Мифы Хциоулквоигмнзхаха. Мы имеем Мифы Ктулху. Он рок-звезда.

Когда я начал собирать материал про Ктулху, я понял, что одной статьей дело не ограничится. По крайней мере, этот Древний достоин большого внимания, и поэтому я планирую выпустить цикл посвященных ему статей. И в первой из них мы поговорим о самом Ктулху.

«Проявлением наибольшего милосердия в нашем мире является, на мой взгляд, неспособность человеческого разума связать воедино все, что этот мир в себя включает. Мы живем на тихом островке невежества посреди темного моря бесконечности, и нам вовсе не следует плавать на далекие расстояния».

Г.Ф. Лавкрафт, «Зов Ктулху».

Ктулху (Cthulhu, Ктулу, Цтулху) впервые упоминается в рассказе Г.Ф. Лавкрафта «Зов Ктулху», 1928 года. В данном произведении главный герой получает в наследство архивы своего двоюродного деда, заслуженного профессора в отставке, Джорджа Геммела Эйнджелла. Архивы эти по большей части состояли из бумаг: книг, рукописей, вырезок из газет и заметок, сделанных самим дедом. Но среди них была и еще одна интересная вещица – необычная статуэтка. Приведу ее описание:

«Над этими иероглифами располагалась фигура, которая явно была плодом фантазии художника, хотя импрессионистская манера исполнения мешала точно определить ее природу. Это было некое чудовище, или символ, представляющий чудовище, или просто нечто рожденное больным воображением. Если я скажу, что в моем воображении, тоже отличающимся экстравагантностью, возникли одновременно образы осьминога, дракона и карикатуры на человека, то, думается, я смогу передать дух изображенного существа. Мясистая голова, снабженная щупальцами, венчала нелепое чешуйчатое тело с недоразвитыми крыльями; причем именно общий контур этой фигуры делал ее столь пугающе ужасной. Фигура располагалась на фоне, который должен был, по замыслу автора, изображать некие циклопические архитектурные сооружения».

Эта статуэтка – изображение самого Ктулху. Другими словами, вы только что прочитали первое описание внешнего вида этого Древнего.

Ктулху. Набросок, сделанный Г.Ф. Лавкрафтом. Обратите внимание на глаза — их три пары. В тексте этого нет.

Главный герой рассказа, изучая архивы деда и читая его заметки, узнает все больше и больше информации. Например, в одно время художники и другие творческие личности начали «сходить с ума». Кто-то в прямом смысле, а кто-то просто вел себя очень странно. Один из скульпторов в это время и сделал ту самую статуэтку. Также, герой узнает, что в определенный период по всем миру стали проявлять свою активность всевозможные культы. За несколько лет до этого действия одного культа привели к тому, что были привлечены полицейские и последовали массовые задержания. Так как этот культ начал практиковать жертвоприношения. При задержании была найдена статуэтка: «Фигурка, медленно переходившая из рук в руки и подвергавшаяся тщательному осмотру, имела семь-восемь дюймов в высоту. Она изображала монстра, очертания которого смутно напоминали антропоидные, однако у него была голова осьминога, лицо представляло собой массу щупалец, тело было чешуйчатым, гигантские когти на передних и задних лапах, а сзади – длинные, узкие крылья. Это создание, которое казалось исполненным губительного противоестественного зла, имело тучное и дородное сложение и сидело на корточках на прямоугольной подставке или пьедестале, покрытом неизвестными иероглифами. Кончики крыльев касались заднего края подставки, седалище занимало ее центр, в то время как длинные кривые когти скрюченных задних лап вцепились в передний край подставки и протянулись под ее дно на четверть длины. Голова монстра была наклонена вперед, так, что кончики лицевых щупалец касались верхушек огромных передних когтей, которые обхватывали приподнятые колени. Существо это казалось аномально живым и, так как происхождение его было совершенно неизвестным, тем более страшным».

На допросах задержанные представители культа поведали интересную для нас информацию:

«… эскимосские колдуны и болотные жрецы из Луизианы пели, обращаясь к внешне сходным идолам, следующее – «Пх'нглуи мглв'нафх Ктулху Р'льех вгах'нагл фхтагн… некоторые из захваченных полицией людей сообщили смысл этих звукосочетаний. По их словам, текст означал: «В своем доме в Р'льехе мертвый Ктулху спит, ожидая своего часа».

Также можно встретить другой перевод этого ритуального напева - «В своем доме в Р'льехе мертвый Ктулху спит и видит сны». Данный вариант встречается в поздних переводах этого и других произведений. В оригинале же этот напев звучит так: «In his house at R'lyeh dead Cthulhu waits dreaming». Так что, первая версия «ожидая своего часа», на мой взгляд, правильная, а поздняя просто красивее звучит. Здесь же стоит сделать еще одно уточнение, связанное с переводом: Великие Старейшины, в оригинале звучат как «Great Old Ones», что позже переводили как «Великие Древние».

Идем дальше по показаниям задержанных: «Они поклонялись, по их собственным словам, Великим Старейшинам, которые существовали еще за века до того, как на земле появились первые люди, и которые пришли в совсем молодой мир с небес. Эти Старейшины теперь ушли, удалились вглубь земли и под дно моря; однако их мертвые тела рассказали свои секреты первому человеку в его снах, и он создал культ, который никогда не умрет. Это был именно их культ, и пленники утверждали, что он всегда существовал и всегда будет существовать, скрытый в отдаленных пустынях и темных местах по всему миру, до тех пор, пока великий жрец Ктулху не поднимется из своего темного дома в великом городе Р'льехе под толщей вод, и не станет властелином мира. Наступит день, и он, когда звезды будут им благоприятствовать, их призовет».

«Великие Старейшины не целиком состоят из плоти и крови. У них есть форма – ибо разве эта фигурка (прим. – фигурка, которая была найдена при задержании) не служит тому доказательством? – но форма их не воплощена в материи. Когда звезды займут благоприятное положение, Они смогут перемещаться из одного мира в другой, но пока звезды расположены плохо. Они не могут жить. Однако, хотя Они больше не живут, но Они никогда полностью не умирали. Все Они лежат в каменных домах в Их огромном городе Р'льехе, защищенные заклятиями могущественного Ктулху, в ожидании великого возрождения, когда звезды и Земля снова будут готовы к их приходу. Но и в этот момент освобождению Их тел должна способствовать какая-нибудь внешняя сила. Заклятия, которые делают Их неуязвимыми, одновременно не позволяют Им сделать первый шаг, поэтому теперь они могут только лежать без сна в темноте и думать, пока бесчисленные миллионы лет проносятся мимо. Им известно все, что происходит во вселенной, поскольку форма их общения – это передача мыслей. Так что даже сейчас Они разговаривают друг с другом в своих могилах. Когда, после бесконечного хаоса, на Земле появились первые люди, Великие старейшины обращались к самым чутким из них при помощи внедрения в них сновидений, ибо только таким образом мог Их язык достичь сознания людей».

«В прежние времена, избранные люди могли говорить с погребенными Старейшинами во время сна, но потом что-то случилось. Великий каменный город Р'льех, с его монументами и надгробиями исчез под волнами; и глубокие воды, полные единой первичной тайны, сквозь которую не может пройти даже мысль, оборвали и это призрачное общение. Но память никогда не умирает, и верховные жрецы говорят, что город восстанет вновь, когда звезды займут благоприятное положение. Тогда из земли восстанут ее черные духи, призрачные и забытые, полные молвы, извлеченной из-под дна забытых морей».

Далее, наш герой натыкается еще на одну информацию, на записи о путешествии корабля «Эммы», во главе с капитаном Йохансеном. Экипаж корабля, сначала пережил шторм, затем наткнулся на судно, наполненное командой из людей разных рас, потребовавших «Эмму» покинуть здешние воды. После полученного отказа они без предупреждения открыли огонь. Экипаж «Эммы» победил в стычке, но в своем дальнейшем путешествии наткнулся на остров, не отмеченный ни на одной карте.

Делая определенные выводы и сопоставляя, данные главный герой приходит к следующему умозаключению: в определенный день (1 марта 1925 года) было землетрясение и шторм. В это время поэты и художники начинают видеть во снах свои образы, культы начинают свою активную деятельность, а экипаж «Эммы» отправляется в плавание. Позже, 26 марта, экипаж, находясь в 47 градусах 9 минутах южной широты и 126 градусах 43 минутах западной долготы, наткнулся на «береговую линию, где посреди липкой грязи и ила обнаружили поросшую тростником каменную кладку, которая была не чем иным, как материализованным ужасом той планеты – кошмарным городом-трупом Р'льехом, построенном в незапамятные доисторические времена гигантскими отвратительными созданиями, спустившимися с темных звезд. Там лежали великий Ктулху и его несметные полчища, укрытые в зеленых осклизлых каменных усыпальницах, посылавшие те самые послания, которые в виде ночных кошмаров проникали в сны чутких людей, а верных слуг призывали в поход с миссией освобождения и возрождения своих повелителей».

Дальнейшие события, которые произошли после того как капитан Йохансен и его команда открыли двери сооружения на острове, я приведу в виде цитаты:

«Зеленое, липкое порождение звезд, пробудилось, чтобы заявить свои права. Звезды вновь заняли благоприятное положение, и то, чего древнему культу не удалось добиться всеми своими ритуалами, было по чистой случайности осуществлено кучкой совершенно безобидных моряков. После миллиардов лет заточения великий Ктулху был вновь свободен и жаждал насладиться этой свободой.

Трое были сметены гигантскими когтями прежде, чем кто-то из них пошевелился. Упокой Господь их душу, если где-нибудь в этой Вселенной есть место для упокоения. Это были Донован, Гуэрера и Энгстром. Паркер поскользнулся, когда оставшиеся в живых, потеряв голову от страха, неслись к лодке по гигантским ступеням, покрытым зеленой коркой, и Йохансен уверял, что Паркер был словно проглочен каменной кладкой. В конце концов до лодки добежали только Брайден и сам Йохансен: они отчаянно начали грести к «Бдительной», а чудовище шлепнулось в воду и теперь, теряя время, барахталось у берега.

Несмотря на явную нехватку рабочих рук им удалось запустить «Бдительную» и отплыть. Медленно набирая ход, яхта начала вспенивать эту мертвую воду, а между тем, возле каменных нагромождений гибельного берега, который никак нельзя было назвать землей, титаническое Существо что-то бормотало и пускало слюни, как Полифем, посылающий проклятия вслед удаляющемуся кораблю Одиссея. Затем великий Ктулху, многократно более мощный, чем легендарные Циклопы, начал преследование, поднимая гигантские волны своими космическими гребками. Брайден потерял рассудок».

Йохансену удалось выжить в стычке с Ктулху. А 2 апреля случился второй шторм, и все прекратилось, как и сны творческих личностей, так пропал сам остров.

Так, из «Зова Ктулху», мы узнали о существовании самого Древнего, его описание и место, где он сейчас покоится.

В повести «Шепчущий во тьме» (1931 года), посвященной разумной расе пришельцев Ми-го: «Возможно, и для этих созданий тот мир представлялся ужасным, когда они прибыли туда в незапамятные времена. Они были здесь задолго до окончания сказочной эпохи Цтулху и помнят скрывшийся под водами Р'льех, когда он еще возвышался над океаном».

В рассказе «Ужас в музее» (1933 года): «Другие (прим. - речь идет о восковых фигурах) вели свое происхождение из куда более темных и загадочных, передаваемых лишь из уст в уста, тайных легенд древности - таковы были, например, черный, бесформенный Тсатхоггуа, обладающий множеством щупалец Ктулху, снабженный ужасным хоботом Чхаугнар Фаугн и прочие чудовищные создания…».

Таким образом, Ктулху, наряду с другими Древними, все прочнее обосновывался в пантеоне. А следующее произведение не просто его упоминает, как одного из Древних, а немного рассказывает о его истории. Это роман «Хребты безумия» (1936 год). Из него мы узнаём следующее:

«Из космоса прилетели новые пришельцы, напоминавшие формой осьминогов – их то, возможно, и нарекли в древних мифах потомством Ктулху; они развязали жестокую войну, загнав Старцев надолго под воду. Это нанесло последним страшный урон - к тому времени число поселений на суше постоянно росло. В конце концов, обе расы заключили мирный договор, по которому новые земли переходили к потомкам Ктулху, за Старцами же оставалось море и прежние владения. Стали возводиться новые города, и самые величественные из них - в Антарктике, ибо эта земля, место первых поселений, стала считаться священной. И впредь Антарктика оставалась центром цивилизации Старцев, а города, которые успели там основать потомки Ктулху, стерлись с лица земли. Потом часть суши в районе Тихого океана вновь опустилась, и с ней ушел на дно зловещий Р'лай, город из камня, и все космические осьминоги в придачу. Так Старцы вновь стали единственными хозяевами планеты…».

Таким образом, что мы узнали от Г.Ф. Лавкрафта? Многое. Это и внешний вид Ктулху, и место где он покоится – город Р'льех. И то, что он пришел к нам на землю на заре времен, когда еще здесь правили Старцы. И то, что из-за катаклизма город и сам Ктулху – ушли под воды океана, где он сейчас и покоится, в ожидании своего часа.

Далее я перескочу далеко вперед, в 2004 год. Я пока упущу другие произведения Г.Ф. Лавкрафта и произведения его последователей. Сейчас я хочу завершить описание образа и истории Ктулху. Мы рассмотрим, что Дональд Тайсон в своей книге «Некрономикон. Странствия Альхазреда» писал о Ктулху. И его текст во многом совпадает с тем, о чем писал сам Г.Ф. Лавкрафт.

«Великий Ктулху — всегда воин-бог, из всех Древних он является самым грозным, поскольку его главное удовольствие - убивать и разорять все, что лежит у него под ногами… Именно он вместе со своим звездным потомством нанес поражение Старцам, которые давно обладали властью над этим миром, прежде чем он спустился на своих серых и кожистых крыльях через верхние ворота, открытые Йогг-Сототом… Старцы погрузились в море, продолжая лелеять надежду, что судьба изменится и по прошествии веков они снова будут ходить по ледяным камням своего самого большого города на юге, а Ктулху будет лежать в ловушке под волнами моря.

Как мог он не предвидеть катаклизм на земле, который погрузил Р’льех под воду? Воды глубин были единственным барьером, через который его великий ум не мог проникнуть, и именно по этой причине Старцы так много веков назад искали убежища под волнами, чтобы спрятаться от его тирании…

Звезды не всегда остаются неблагоприятными, но на короткие периоды в своих бесконечных вращениях они приобретают углы тех самых лучей, которые они посылали в первый рассвет мира. Затем поднялся Р’льех, так что дом Ктулху появился в воздухе. Ум бога становится сильнее, и он использует его власть, чтобы послать людям, которые подчиняются его влиянию, команду, чтобы они снимали печати, которые скрепляют его могилу, поскольку это его единственная слабость - он не может сам освободиться ото сна, но должен полагаться на руки из плоти, чтобы они разбили печати. Звезды, как будто по злой иронии, никогда не остаются в нужном положении больше чем на пару дней, и так было всегда в прошлом: прежде чем люди, порабощенные богом, могут достичь далекого Р’льеха, фатальное пересечение лучей звезд позволяет городу еще раз погрузиться, разорвав связь между волей Ктулху и плотью тех, кого он поработил, оставив их рыдать в смятении и отчаянии на груди равнодушного моря.

Его рост огромен, как гора, и он ходит на когтистых лапах, похожих на лапы ястреба, так что сами камни земли содрогаются от каждого его шага. Еще у него из спины растут огромные крылья, которые не имеют перьев, но сделаны из кожи, как крылья летучей мыши, и на этих крыльях он летает между звездами. Его тело имеет форму человека, у которого есть две руки и две ноги, но его голову невозможно описать без страха, поскольку она напоминает бесформенную массу обитателя глубины, имеет много веревок или мягких веток, которые висят и извиваются там, где должно находиться лицо, а его темя пульсирует и движется, как водянистая масса, поскольку у него нет черепа. У него маленькие глаза, и по три на каждой стороне головы. Цвет его кожи зеленый, с оттенком серого на конечностях и хоботе, но светло-серый на крыльях, и их он обычно держит сложенными, так что они свисают до земли позади его пяток и возвышаются над его пульсирующей головой…

Его потомство похоже на него, но меньше по размеру, недостаток размера они компенсируют своим количеством, поскольку они летают в сражении как саранча, спускаются на поля спелой пшеницы такими густыми тучами, что от их крыльев меркнет солнце…

Рассказывают историю, что в будущем звезды будут двигаться по своим путям и станут в ряд, как уже было в прошлом, но, наконец, их конфигурация будет устойчивой и мир станет благоприятным для Древних. Ктулху проснется и завоюет мир, поскольку, что может сила богов и людей против его гнева. »

Пожалуй, на этом я закончу свою первую статью. Нас ждет еще много интересного впереди – Дагон, городок Инсмут и глубоководные, Ктулху в произведениях других авторов, а также Хциоулквоигмнзхах.

Как всегда надеюсь, что данная статья была интересной, всем спасибо за уделенное внимание и до новых встреч!

Читайте также: