Как хорошо что есть театр стих
Обновлено: 04.11.2024
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!
Развитие младших школьников средствами театральной педагогики
Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал радостным и светлым.
Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой. Он стремится найти новые пути эстетического воспитания и художественного образования детей, ищет приемы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.
Одним из оптимальных способов, универсальной образовательной моделью, на мой взгляд, является театральное искусство. Ведь театр – это синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ребенок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусств. Театр – это коллективное искусство. Ребенок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества. Театральное образование в школе воспитывает основы зрительской культуры обучающихся, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности, дает знания о театре.
Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, потому что игра в общении очень естественна для младших школьников, в ней они чувствуют себя спокойно и комфортно.
Как можно использовать методы и приемы театральной педагогики в начальной школе? Дети разыгрывают сценки, представляют кого-то, читают стихи и прозу, нестандартно, с выдумкой участвуют в классных и школьных праздниках.
Ребенок, окруженный миром искусства в школе, становится духовно богаче, более развит интеллектуально, нравственно. Театральное образование в школе воспитывает основы зрительской культуры обучающихся, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности, дает знания о театре. Создавая собственные пьесы, сказки, дети рисуют эскизы декораций и костюмов, пробуют себя в роли режиссера. Но как можно играть в театральные игры, перевоплощаться на школьной сцене, не зная основ театрального искусства? Именно это наводит на мысль о необходимости изучать азбуку театра. При этом нужно формировать у детей лексические понятия и умения по следующим направлениям:
– этимология слова;
– работа с синонимами и антонимами;
– наблюдение за многозначностью слов;
– подбор рифм к слову;
– сочинение небольших рифмовок, раскрывающих смысл слова.
Например, работа над термином комедия может проходить следующим образом. Из Толкового словаря ученики узнали, что:
Комедия (лат.) – 1) в Древней Греции: представление, развившееся из песен, исполнявшихся во время карнавальных процессий в честь бога Диониса; 2) драматическое произведение веселого, жизнерадостного характера, часто высмеивающее недостатки общественной жизни, быта и людей; 3) забавное событие; 4) притворство.
Как видим, более знакомо нам второе значение этого слова . А в первом значении лишь частично раскрывается его этимология.
Рифмы ребята подобрали следующие: комедия – трагедия, элегия, стратегия. Синонимичные пары: комедия – смех; комедия – забава; комедия – курьез. Гнездо антонимов: комедия – трагедия.
В гнездо родственных слов вошли слова комизм, комичный, комедиант, комедиантка, комедиантство, комедийный. Стихи-рифмовки:
Пьесу-комедию мы написали,
Актеров нашли и в труппу собрали.
Начали роли распределять:
Кого кто в комедии будет играть.Комедия наша веселая, славная,
Все персонажи в ней очень забавные.
В ней Колобок должен Лисоньку съесть,
Съесть, улыбнуться и песенку спеть.
Итогом работы в этом направлении стал Театральный словарь, который был составлен юными театралами. Материал успешно используется и на литературном чтении, и во внеклассной работе.
Актер – исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных, эстрадных, цирковых спектаклях и представлениях, а также в киноискусстве.
Амплуа – термин, определяющий различные виды ролей в русском театре прошлого столетия: герой, трагик, комик, простак, резонер, инженю, травести и др.
Амфитеатр – места в зрительном зале современного театра, расположенные поднимающимися уступами после прохода.
Балет – спектакль, в котором содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Бельэтаж – первый ярус зрительного зала над бенуаром и амфитеатром.
Бенуар – ложи в театре, расположенные по обеим сторонам партера на уровне сцены или несколько ниже.
Бутафория – предметы, которые употребляются в театральных постановках вместо настоящих: части костюма, оружие, мебель, украшения и многое другое.
Водевиль – легкая комедийная пьеса, обычно одноактная.
Грим – искусство изменения внешности актера (его лица) с помощью красок, наклеек, парика в соответствии с требованиями исполняемой роли.
Декорация – оформление сцены художником для определенного спектакля, общий вид места действия.
Диалог (театральный) – основная форма драматической речи, разговор двух актеров на сцене, отличающийся обязательной действенностью.
Дирижер – лицо, руководящее коллективом исполнителей музыкального произведения (оркестром, хором, ансамблем песни и пляски), предлагающее музыкантам трактовку произведения.
Занавес (театральный) – мягкие шторы, закрывающие сцену от зрителей, делающие невидимым процесс смены декораций, создающие ощущение промежутка времени между действиями.
Инсценировка – переделка прозаического произведения для сцены, где используются в большинстве только главные его линии и, как правило, нет места авторскому тексту.
Маска – накладка на лицо с изображением какого-либо персонажа, зверя, головы мифологического существа; применение ее началось в глубокой древности в обрядах, позднее вошло в употребление в театре для создания сценического образа.
Мельпомена – муза, покровительница трагедии, позднее – театра в целом.
Мизансцена – расстановка актеров на сценической площадке.
Монолог – наиболее важное и развернутое обращение одного персонажа к другому или нескольким персонажам либо к зрителю, а также обращение персонажа к самому себе.
Опера – музыкально-драматический спектакль, где актеры не разговаривают, а поют.
Оркестр – группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на разных инструментах.
Партер – места в зрительном зале, расположенные ниже сцены, перед проходом.
Премьера – первое представление спектакля по данной пьесе.
Пьеса – литературное произведение, написанное для исполнения в театре.
Рампа – граница между сценой и зрительным залом, вдоль которой по самому переднему краю сцены устанавливают осветительные приборы, не видимые зрителям.
Режиссер – театральный деятель, работа которого состоит в выборе пьесы, ее художественном толковании, созвучном времени постановки, определении принципов декорационного и музыкального решения (вместе с художником и музыкантом), создании актерского ансамбля в соответствии с трактовкой каждой роли.
Репертуар – список пьес, идущих в том или ином театре в текущем сезоне.
Спектакль – театральное зрелище.
Суфлер – работник театра, обязанность которого на репетициях и спектаклях – подсказывать реплики ролей актерам.
Терпсихора – муза, покровительница танцев.
Трагедия – наиболее насыщенный сильными эмоциями жанр драматургии и театра. В его основе лежит резкое столкновение непримиримых сил, которое может привести героя (героев) к гибели. В древности считалось, что этот жанр очищает зрителей от мелких страстей и пороков.
Фарс – жанр пьесы и спектакля острокомедийного характера с грубоватыми шутками, бесцеремонными насмешками над пороками, слабостями людей, которые сильно преувеличиваются; одним из сценических приемов может быть потасовка. Этот сценический жанр нередко сравнивают с карикатурой в живописи.
«Театр уж полон, ложи блещут. » Что каждый из нас слышит в этой пушкинской сроке? Наверное, мы слышим шелестящее шуршание шелка, мы воображаем гаснущие огни нарядных люстр и сумрак зрительного зала, наполненный затаенным дыханием сотен людей, мы ощущаем радостное ожидание великого чуда, имя которому – искусство сцены.
Кто создает волнующий, удивительный, незабываемый праздник – спектакль, концерт? Артисты – ответит даже ребенок. Да, конечно, и артисты, и режиссеры, и осветители, и рабочие сцены, и те, кто принимает наши пальто, помогает найти свое место в зале, продает минеральную воду в буфете. Не зря известный деятель искусства Константин Сергеевич Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки.
Да ведь и от нас самих тоже зависит, принесет посещение театра радость, оставит равнодушным или вызовет чувство досады. Оказывается, быть зрителем – это тоже великое искусство. Зачастую перед посещением спектакля учитель инструктирует своих подопечных, как нужно вести себя в театре, что они должны увидеть и запомнить, чтобы потом это помогло в написании сочинения-рецензии. И как бывает грустно и обидно, когда дети разговаривают во время спектакля, громко смеются, отвлекаются! Думаю, обычные назидания не смогут воспитать настоящего зрителя, отличающегося строгим соблюдением приличий и сдержанностью манер.
Как же быть? Попробуйте предложить детям самим придумать правила поведения в театре и на концерте. Причем такие, чтобы их было интересно слушать и они запоминались. За образец можно взять "Вредные советы" Григория Остера. Не сомневайтесь, получится весело, а дети еще раз вспомнят о том, как надо себя вести.
Юные зрители моего класса сочинили вот такие правила поведения в театре.
Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьются прекрасные мускулы.
Номерок лучше всего повесить на палец: так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта или спектакля. Именно для этого на номерке сделана дырка.
Если ваше место в середине ряда, не торопитесь занимать его. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, всем придется встать. Эта зарядка полезна для здоровья.
Как только вы устроились на месте, начинайте хлопать. Ведь просто несправедливо, что вы уже готовы, а представление не начинают. Есть предположение, что если бы некоторые зрители не хлопали так настойчиво, спектакль вообще никогда не начали бы.
Купите в буфете шоколад и жвачку, но сразу не ешьте и не жуйте. Идите в зал и, громко шурша фольгой, разверните только тогда, когда артист выйдет на сцену. Знаете, как приятно есть шоколад, конфеты под музыку и тем более смачно жевать жвачку, надувая пузыри!
Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняйтесь, упирайтесь ногами в спинку переднего кресла и спихивайте руки соседей с подлокотников.
Не будьте эгоистом! Если вам известно содержание спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям: Том Сойер и Бекки спасутся из пещеры, тот немец вовсе не фашист, а наш разведчик и т.д.
Такие правила дети обычно хорошо понимают и запоминают.
Первые спектакли, первые любимые персонажи, первое ни с чем не сравнимое свое зрительское восприятие: вот-вот откроется занавес, и оживет удивительная сказка, населенная злыми и добрыми феями, возникнет мир волшебных превращений, счастливых детских историй.
Становясь старше и посещая вечерние спектакли, дети еще по-настоящему не понимают любви, ревности, политических разногласий, ужасов войны, страха одиночества, человеческой боли. Но они смотрят неотрывно. Ведь в детстве ощущаешь, впитываешь драму даже сквозь непонимание.
В театре чаще, чем в жизни, человек способен пережить чужое как свое, совсем личное. А это значит, происходит всплеск человечности в человеке. Через других – тех, кто на сцене, – он может понять себя, окружающих, весь мир.
Но вот спектакль окончен. какое впечатление он произвел на моих учеников? Обсуждая спектакль с детьми, свою главную задачу я вижу в выявлении того образа спектакля, который сложился у ребенка, не навязывая ему авторской концепции или собственного мнения. Вернуть ребенка в тот мир чувств и мыслей, которые им владели во время спектакля, разбудить эмоциональную память, углубить его же впечатления от спектакля помогает беседа на тему «Мои воспоминания о спектакле».
– Закрой глаза. Какая сцена из спектакля возникла самая первая? Почему?
– Вспомни моменты спектакля, когда ты смеялся, улыбался, хлопал в ладоши.
– Вспомни те моменты, когда тебе было грустно или ты боялся, что сейчас заплачешь.
– Были ли моменты, когда было скучно на спектакле или непонятно, что происходит?
– С кем из героев спектакля ты хотел бы дружить, а с кем не хотел бы встречаться?
– Были ли такие моменты в спектакле, когда тебе хотелось вмешаться в действие и что-то изменить?
– Хочется ли тебе еще раз посмотреть этот же спектакль?
– Кому из родных, друзей ты посоветовал бы посмотреть его?
– О чем бы ты спросил автора пьесы, режиссера, актеров?
– Как ты думаешь, почему театр взял именно эту пьесу в репертуар, захотел тебе рассказать именно эту историю?
– Изменились ли герои внутренне и внешне по ходу спектакля? Почему? В какой момент эти перемены произошли?
– Каким образом ты понял, какое место (страна, город или деревня) и какое время (век, время года или суток) представлены на сценической площадке?
– Ваши пожелания, просьбы к коллективу театра.
И традиционно беседу завершают поэтические строки Юлия Кима:
Брызнет сердце то ли кровью,
То ли тертою морковью –
Ах, поверьте, все равно;
Все равно жестокой болью,
То ли гневом, то ль любовью
Наше сердце пронзено,
И слезами плачут куклы,
И огнем пылают буквы,
И взорвался барабан.
И пошла под гром оваций
Перемена декораций.
Здравствуй, новый балаган!
Но сквозь годы и изъяны
Незаметно и упрямо
Никогда не до конца
То ли светлый, то ль румяный
Проступает изначальный
Чистый замысел творца.
Превращенья и обманы,
Лилипуты, великаны.
Кто придумал, чья вина?
Вот опять меняют краски,
Вот опять спадает маска,
А под ней еще одна,
А под ней еще одна,
А под ней еще одна.
Читайте также: