Павел барто стихи о птицах

Обновлено: 25.12.2024


О чем поют птицы
песни на стихи Павла Барто
для детей младшего и среднего школьного возраста
в сопровождении фортепиано
"Советский композитор", 1984г.
номер с6849к

В мире птиц

В искусстве есть люди, которые «.выбрали из мира одну какую-нибудь стихию и отдали ей всю жизнь. В живописи — это Айвазовский, посвятивший себя морю, и Шишкин, избравший лес. Могут сказать, что это люди с ограниченным творческим кругозором. Но судить артиста надо не по тому, чего он не умеет и за что даже не берется, а по тому, чем он владеет в совершенстве. В литературе также существует тип художника, ограничившего себя единственной темой. В прозе это Виталий Бианки, в поэзии — Павел Барто» — этими словами поэта Ильи Сельвинского мне хочется предварить сборник песен на стихи П. Барто «О чем поют птицы».
Павел Николаевич Барто родился в январе 1904 года в Москве в потомственной интеллигентной семье с богатейшими культурными традициями. Его родные тетки — знаменитые балерины — Лидия Барто-Нелидова, основательница первой в Москве частной хореографической школы и Екатерина Барто, привлекшая во время заграничных гастролей внимание ценителей балета; старший брат — профессиональный художник. Атмосфера дома, где рос маленький Павел Барто, была полна музыки, в семье знали и любили литературу и живопись. Все это не могло не оказать влияние на формирование творческой личности поэта, именно отсюда, от органической слитности музыки, движения, красок — изящество, образность, выразительность в стихах Барто.

Биолог по образованию и поэт по призванию, он бережно и любовно вводит нас в мир птиц, не только расширяя наши познания: его стихи заставляют читателя взглянуть с любовью и восхищением на пернатых жителей полей и лесов.
Он знает о чем кричат бакланы пеликанам, о чем беседуют коростель и перепел, каковы отношения зяблика и веснички, как проходят весенние игры сорок. Создается впечатление, что поэт сам понимает птичьи разговоры.
В русской поэзии о птицах писали Державин и Пушкин, Туманский и Глинка, Жуковский и Гнедич, Полонский и Фет, Случевский и Асеев, Пастернак и Багрицкий, Исаковский и Заболоцкий. Птичья песня, да и жизнь птицы, ее повадки — все это продолжает привлекать наших поэтов, а для Павла Барто это главенствующая тема. По существу, он — создатель единственной в своем роде поэтической энциклопедии пернатых. Птицы дают возможность поэту сказать об очень важном в жизни человека и души человеческой. «Уметь в музыке птичьего пения ощутить биение общемировой жизни— великое и подлинно поэтическое дело» — писал известный писатель и пушкинист Иван Новиков, обращаясь к Павлу Барто.

Особенностью поэтического языка Павла Барто можно назвать его мастерское умение, не прибегая к звуковому подражанию птичьему пению, воплотить в слове живой образ птицы:

Иволга, иволга,
Песней нас встречай,
Золотая иволга,
Флейтой отвечай.

Вы повторяете эти слова и одновременно слышите голос этой птицы.
Стихи Павла Барто композиторы охотно и часто кладут на музыку. А. Гречанинов и Н. Нолинский, В. Мурадели и М. Раухвергер, М. Бак и Т. Попатенко, Т. Смирнова и В. Кикта, Н. Александрова и В. Пьянков — таков вовсе не полный перечень композиторов, с которыми работал Павел Барто. Но мелодические ресурсы его стихов далеко не исчерпаны.
Птицы возвращают нас к детству, к весне жизни, к началу дней. В светлом поэтическом мире Павла Барто и ребенок, и взрослый чувствуют себя одинаково легко и непринужденно, не замечая разницы в возрасте. Как не ощущает возраста сам поэт, хотя он перешагнул порог своего восьмидесятилетия.
Лее Озеров