И шарик вернется стих
Обновлено: 23.11.2024
Девочка плачет: шарик улетел.
Ее утешают, а шарик летит.
Девушка плачет: жениха все нет.
Ее утешают, а шарик летит.
Женщина плачет: муж ушел к другой.
Ее утешают, а шарик летит.
Плачет старушка: мало пожила.
А шарик вернулся, а он голубой.
Казалось бы, на первый взгляд, совершенное непритязательное стихотворение из четырёх строф, написанное белым стихом, не должно привлекать к себе столь пристального внимания, чтобы читателю, допустим, в моём лице, захотелось его проанализировать, остановиться и поразмышлять над ним. Но у Булата Окуджавы нет непритязательных стихов.
Буквально первые строки, написанные уже достаточно зрелым тридцати трёхлетним поэтом, рождают ряд ассоциаций, заставляющих пересмотреть свою собственную прожитую жизнь от раннего детства до нынешних лет. А год, когда было создано это стихотворение, 1957-й, как раз год моего семилетия, когда и от меня мог улететь мой первый шарик ( в переносном смысле, конечно ), ведь именно в этом возрасте мы уже остро ощущаем потери.
Первое двустишие: " Девочка плачет: шарик улетел. " напоминает классические строчки Агнии Барто:" Наша Таня громко плачет - уронила в речку мячик". Мячик плывёт по волнам, шарик, как ему положено, летит по воздуху. Обе героини, и с именем, и без имени, - плачут. Обеих утешают. Правда, вспоминается ещё один классический образ: М.Ю. Лермонтов - " Ночевала тучка золотая На груди Утёса-великана.Утром в путь она умчалась рано. ", и ". тихонько плачет он в пустыне. " Вот его, Утёс, никто не утешает. Вечная тема. Вечные образы.
" Не утонет в речке мяч", -говорят Тане. Как отвлекают от переживаний малышку, потерявшую шарик, нам не сообщается: каждый читатель додумывает сам. Тема безвозвратной потери: шарик взмыл в небо - его не достать, мячик уплыл - надо покупать новый, Тучка не вернётся к Утёсу.
Всем, кто в движении, весело: золотая Тучка умчалась, " по лазури весело играя"; беспечно уносится в небо шарик; прыгает по реке, омытый свежими волнами мячик, - и только оставшиеся на земле плачут. И дети, и взрослые: Утёс, девушка, женщина, старушка.
Утёс - олицетворение человека, мужчины. Редкий в литературе плачущий мужской образ, тем сильнее его эмоциональное воздействие на читателя. Подобны шарику, мячику и Тучке и два героя мужского пола в стихотворении Булата Окуджавы: "жених" ( он словно "улетел" или его потеряли, как мячик ) и "муж", ушедший к другой женщине. Правда, если шарик и мячик в воздушной и водной стихии ещё никому не достались, то "другая", к которой ушёл чей-то муж, наверное, счастлива приобретением. И того жениха, которого " всё нет", видимо, уже и ждать не стоит. А Тучка - она может ещё переночевать на груди какого-нибудь нового Утёса, но и от него умчится, умножив тем самым понятие горя.
Совершенно очевидно, что ни в одном из стихов авторы не корят тех, кто вырвался из рук. Поэтам ясна стихия воздушного шара, упругой, но выскальзывающей резины и тем более Тучки, гонимой ветром. Такова их лёгкая суть, и что-то же подталкивает их к движению, к уходу.
Коллективистское мышление, характерное для советского общества, нашло у поэта отражение в собирательном образе утешающих: " утешают" (глагол дан в третьем лице во множественном числе) девочку, девушку, женщину. Старушку же и утешить некому - тем, кто моложе, не понять её проблем.
Конечно, вся тяжесть переживаний для автора и читателя приходится на третью строфу: " муж ушёл к другой". Там, где " жениха всё нет", - нет и мысли о предательстве, а есть указание на социальный дисбаланс в обществе ( мужчин меньше, чем женщин ). А вот " муж ушёл к другой" - это уже глубокая проблема. Что предшествовало этой трагедии? Способна ли женщина оценить данную ситуацию и свою роль в ней? Готова ли она к новым обстоятельствам? Она переживает открыто, " на зрителя", и есть, кому её утешить. Поэтому, наверное, обманутая жена всё-таки утешится , только старушка не нужна никому. Совсем одна. Хотя вроде бы причина её слёз - "мало пожила". То есть жизнь промелькнула, как один миг. Всё ждала чего-то хорошего, а оно так и не пришло. Но если принять за действительное, что эта старушка в прошлом и была той девочкой, от которой когда-то улетел шар, потом - её позднее замужество и предательство мужа, если рассматривать все составляющие, как одну судьбу, - то какой иронией и насмешкой кажутся последние строки: " А шарик вернулся, а он голубой".
Девочке, ребёнку, был нужен этот, казалось бы, бессмысленный предмет - шарик как символ красоты, счастья. А старушке теперь он зачем? В девушках и женщинах она про него и думать забыла, хотя, если бы подняла голову к небу, увидела б, что он всё "летит" и "летит" ( эти слова-рефрен присутствуют в первых трёх строфах). Но то, что шарик не лопнул, а летит, знает только автор, только ему виден этот полёт длиной в человеческую жизнь.
Думается, что в образе летящего шарика автор представил нам символ мечты, которую люди теряют где-то очень рано и погрязают в житейских заботах, не поднимая глаз к небу. Из художественного контекста " Голубого шарика" не трудно понять главную мысль Окуджавы: мечта не может исчезнуть бесследно, она существует независимо, сама по себе, и может много лет спустя вернуться в прежнем образе. Не случайно советский бард сделал свой шарик голубым. Есть же выражение - " голубая мечта", то есть самая воздушная, лёгкая и задушевная. И, может быть, возвращение шарика и сам его образ подсказывают нам, как стоит относиться ко всем печалям, сопровождающим нас на протяжениие всей нашей жизни. Ведь, пожалуй, кроме самой жизни, прожитой нами, каковой бы она ни была, и нет ничего более значимого.
Свидетельство о публикации №210042500290 Рецензии
У меня тоже есть своя интерпретация этой песни Окуджавы, причем возникла она от неправильного восприятия последней строчки на слух. – Пел ее «А шарик вернулся, Фавн он голубой».
Признаться даже слегка разочаровался, когда узнал о более прозаичном варианте знаменитого автора.
Фавн и предсказывал людям их судьбы во сне, и выводил заблудившихся из леса, и помогал человеку избавиться от злых деяний. Словом с этим вариантом ваш анализ еще более точен, - упустила девочка Фавна и жизнь прошла не так.
Спасибо Вам большое, Михаил, за то, что обратили внимание на моё эссе и сами провели своеобразный анализ окуджавского "шарика".
Всего Вам самого доброго,
Кира.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Читайте также: