Сравнения в стихах есенина
Обновлено: 22.11.2024
На уроках литературного чтения я узнал, что авторы в своих произведениях часто используют такой литературный приём, как сравнение, и что сравнение – это слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации другой.
Читая стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер», учительница заметила, что благодаря сравнениям, мы ярко представляем себе бурю, которая, словно сказочное живое существо, бушует за окном, слышим её звуки, то жалобные, то страшные, воображаем, каково это - одинокому путнику оказаться ночью в поле в такую бурю. Сравнения помогают понять мысль автора: буря там, за окном, а здесь хоть и печальная, тёмная и бедная лачужка, но это дом, рядом близкий человек – и уже отступает тревога.
Мне захотелось расширить свои знания по этому вопросу и через сравнения лучше понять стихи любимого поэта Сергея Есенина.
Из «Справочника лингвистических терминов» я узнал, что «сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака».
В этом определении мне встретилось незнакомое слово – «троп». Что же это такое?
В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой читаю: «Троп – слово или оборот речи в переносном, иносказательном значении».
В «Справочнике лингвистических терминов» это определение истолковывается подробнее, а потому становится понятнее мне. «Троп (греч. tropos - поворот). Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком–либо отношении. Наиболее распространённые виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет».
Я знаю, что сравнение может быть выражено оборотами с союзами как, словно, будто, как будто, точно. В учебнике «Русского языка» М.Т.Баранова и др. они так и называются – сравнительные.
У Есенина они встречаются очень часто: «заря над полем – как красный тын»; «и берёзы …, как большие свечки», «прошлогодний лист …- как ворох меди», «стрекотуньи – сороки, как свахи», «воробышки игривые, как детки сиротливые», «лиходейная разлука – как коварная свекровь», «как снежинка белая я таю», «виснет темь, как платок», «строен и бел, как берёзка, их внук»; «загрустила, словно голубь, радость лет уединённых», «побледнела, словно саван», «ели, словно копья, упёрлись в небо»; «словно космища кудесниц, звёзды в яблонях висят»; «и стоят за дубровными сетками, словно нечисть лесная, пеньки»; «словно белою косынкой подвязалася сосна»; «снег, словно мёд ноздреватый»; «и летели перья белые, словно брызги, во все стороны»; «принакрылась снегом, точно серебром».
И что уж совсем необычно - Есенин употребляет в сравнительном обороте изъяснительный союз «что»: «…и ветки золотистые, что кудри, завила». Цветущие ветви черёмухи сравниваются с завитками кудрей.
Такие сравнения называются простыми, потому что два предмета, явления сравниваются по одному общему у них признаку.
Мне удалось выяснить, что сравнение может быть выражено и существительным в творительном падеже. Такие примеры я нашёл у Есенина: «солнце златою печатью стражем стоит у ворот»;«с мёдом волосьев и бархатом рук»; «у плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром»; «золотой пролетит сорокой урожай над твоей страной»; «колесом за сини горы солнце тихое скатилось», «со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда». Светлые волосы любимой он сравнивает со снопом.
Также я понял, что в сравнении два предмета: первый, который сравнивается (в данном случае волосы) – это предмет сравнения, второй – с которым сравнивается (в данном случае сноп) – образ сравнения.
Слово, которое служит образом, употреблено в прямом значении (сноп), но говорится-то не о нём, его значение переносится на предмет сравнения (волосы). Это помогает показать наглядно его существенный признак (густота волос и их светлый цвет).
У Есенина мне встретились сравнения, когда существительное выступает в роли именного сказуемого: «ивы – кроткие монашки», «время – мельница с крылом».
В одном из стихотворений я нашёл отрицательное сравнение. Это сравнение, построенное не на сопоставлении, а на противопоставлении: «То не тучи бродят за овином и не холод, то замесила божья матерь сыну колоб». Колоб здесь месяц. Солнце ушло, на землю опустилась ночь. Похолодало.
Выше уже говорилось, что в сравнении есть два члена: предмет сравнения и образ.
У Есенина встречаются примеры, когда не называется предмет сравнения, его как бы надо угадать по значению другого слова, употреблённого вместо него: «люблю, когда на деревах огонь зелёный шевелится»; «Что ж ты смотришь так синими брызгами?» Мы без труда понимаем, что огонь зелёный – это листва, а синие брызги – это глаза. Это скрытое сравнение, иначе его называют метафора.
Часто у Есенина встречаются примеры, которые в словаре названы метафорическим эпитетом: «схимник – ветер», «стрекотуньи – сороки»; «лес – кудесник»; «глаза-озёра».
Вот яркие строки Есенина:
Изба – старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
«Изба – старуха» – метафорический эпитет: изба старая не просто похожа на старуху, она и есть старуха. Ещё метафора: «челюсть порога». Порог избы так же выдаётся вперёд, как подбородок у беззубой старухи с впалым ртом. И как старуха медленно жуёт мягкий хлеб, так же
представляется, что и изба жуёт пахучий мякиш тишины. Все эти метафоры, основанные на сходстве явлений, создают яркий образ тихого осеннего деревенского вечера.
Метафоры довольно часто встречаются у Есенина: «и лунный серп сеть туник прорывал»; «через прясла и овины кажет месяц белый рог»; «дай мне твои волосья гребнем луны расчесать»; «в тёмной роще заряница чешет елью прядь волос». В отличие от сравнения, метафора компактна. Из приведённых примеров видно, что поэт подметил сходство по форме между серпом, рогом и месяцем, а также между луной, елью и гребнем.
Проделанная работа помогла мне понять, что С.А.Есенин был наделён редчайшим даром чувства прекрасного в окружающем его мире. Меня покорила удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа.
Читайте также: