Гжели поэт м г аверьянов посвятил такие стихи егэ
Обновлено: 23.12.2024
(1) В конце XIX века в большинстве стран мира, в том числе в России, была введена метрическая система мер, однако по традиции и в настоящее время иногда пользуются старыми единицами. (2) Моряки измеряют расстояние милями и кабельтовыми, а скорость в узлах; массу алмазов — в каратах; объём нефти — в баррелях; а программисты измеряют диагональ монитора в дюймах. (3) Особенно любят свои старые названия англичане: общепринятую метрическую систему, и сегодня в Англии применяют футы, дюймы, ярды и мили — такова сила традиции.
1) Англичане до сих пор измеряют расстояние милями и кабельтовыми, а скорость — в узлах; массу алмазов — в каратах; объём нефти — в баррелях; а английские программисты измеряют диагональ монитора в дюймах.
2) В настоящее время в большинстве стран мира, в том числе в России, закреплена общепринятая метрическая система, что не мешает в отдельных случаях использовать старые единицы измерения исходя из силы традиции.
3) По традиции в России применяют футы, дюймы, ярды и мили, потому что это в большей степени соответствует общепринятой метрической системе.
4) Хотя в большинстве стран мира, в том числе в России, была введена единая метрическая система мер, но люди по инерции продолжают пользоваться названиями, принятыми в Англии.
5) Сила традиции такова, что, даже вопреки принятой в большинстве стран мира, в том числе в России, метрической системе, иногда продолжают применять старые названия единиц измерения.
2. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот предлог.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТАРЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СТАРЫЙ, -ая, -ое.
1) Проживший много лет, достигший старости; противоп. молодой. С. человек.
2) Свойственный такому человеку; стариковский, старческий. Лицо было такое взрослое, почти старое.
3) Давно существующий, возникший, появившийся задолго до настоящего времени. С. парк. Старая рана.
4) Давно занимающийся каким-л. делом; опытный, бывалый. Но отец твой с. воин.
5) Давно находящийся в употреблении, давно сделанный и утративший от времени свои качества. Старое платье. Старые учебники.
6) Давно приготовленный и имеющий большую крепость, остроту (о некоторых напитках). Старое вино.
7) только полн. ф. Давно прошедший, давно минувший (о времени); давний, прежний. Старое время.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
нАчав занятА призЫв налилА закУпорит
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Иногда он сидел в своём кресле, глядя в пустоту и порой даже не ОТКЛИКАЯСЬ на собственное имя.
Прочие семь недель я просидел дома, занимаясь ОРГАНИЧЕСКОЙ химией.
Это видение напоминало ОТРЫВОК старой и плохо сохранившейся фотографии. Волчонка ОХВАТИЛ ужас, но он лежал без звука, без движения, застыв, окаменев. Получалось, что весь ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ пафос обращён на самого Иванова.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В правильном выборе жизненного пути выпускника важное значение играют родители.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
добавить к пяти ДЕВЯТЫМ
горит более ЯРКО
СОХНУЛ под навесом
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
B) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) 29 марта 1890 года Фёдор Шаляпин дебютировал с партией Зарецкого в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин», поставленный Казанским обществом любителей сценического искусства.
2) В 1895 году дирекция Петербургских оперных театров приняла Ф. Шаляпина в состав труппы Мариинского театра, где он пел партии Мефистофеля в опере «Фаусте» Ш. Гуно и Руслана в опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
3) Меценат С.И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, заметив в Фёдоре Шаляпине выдающееся дарование, уговорил его перейти в свою труппу.
4) Разнообразное дарование Ф. Шаляпина выразилась и в комической опере Д. Чимарозы «Тайный брак», но не получила должной оценки.
5) Ф. Шаляпин признавал, что «у Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры».
6) В 1915 году состоялся дебют Фёдора Шаляпина в кино, он исполнил роль Ивана Грозного в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный».
7) В 1917 году при постановке на сцене Большого театра оперы Дж. Верди «Дон Карлос» Ф. Шаляпин выступал не только как певец, исполняющий партию Филиппа, но и как режиссёр.
8) После революции новая власть назначает руководителем Мариинского театра и присуждает Ф. Шаляпину звание народного артиста РСФСР.
9) Фёдор Шаляпин был замечательным рисовальщиком, пробовал себя в живописи и в скульптуре.
1) мед..каменты, возг..рание, просв..щение
2) сокр..тить (сроки), зак..ченелый, п..чатный (станок)
3) л..боратория, прож..вать (пищу), ф..рватер
4) созр..вать, обл..гчить, запл..тить (за услугу)
5) зав..зался (спор), обл..чать (ложь), др..жать (от холода)
1) пр..поручить, пр..землился, пр..станище
2) от..скать, вз..скательный, раз..гранный
3) ра..пустить, в..пыхнуть, бе..тактный
4) залес..е, подол..ёт, медал..он
5) о..гадать, на..ломиться, по..говорить
1) дол..вое (участие), ноч..вать
2) двухколенч..тый, доверчив.. (смотрел)
3) уч..ба, пересеч..нный
4) размал..вать (листок), мил..нький
5) тбилис..кий, швед..кий
1) (она) карка..т, заменя..мый
2) выстав..в (на продажу), постро..нный
3) картав..щий (голос), жар..щий
4) опьяня..щий (запах), (дом) перестро..т
5) адресу..шь, наруш..в
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Когда они с мужем подъехали к замку, уже стемнело, и она прошла прямо в свою комнату, (НЕ)ПОВИДАВШИСЬ с братом.
На подступах к привалу мы обнаружили (НЕ)КРУТОЕ, но бугристое место.
(НЕ)ЗРЯ считают, что глаза — визитная карточка характера человека.
Из окна виден двор, (НЕ)ЗАПУШЁННЫЙ снегом.
Человек, впервые попавший на Сахалин, (НЕ)ПЕРЕСТАЁТ удивляться сказочной красоте дальневосточной природы.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Вы увидите старичков бегущими ТАК(ЖЕ), как молодые коллежские регистраторы, с тем, ЧТО(БЫ) проводить взглядом прекрасных дам.
Он разделся (НА)СКОРО и лёг в постель, желая (НА)МИГ отвлечься от невесёлых мыслей.
До (ПОЛУ)ДНЯ они бродили (ПО)ОДИНОЧКЕ, но к вечеру встретились в парке.
ТО(ЖЕ) выражение лица наблюдали мы, глядя на этого артиста (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ выступления.
Отец был большим любителем чтения, читал много, (БЕЗ)РАЗБОРА, ЗА(ТО) фамилии авторов вспомнить не мог.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Когда совсем рассветёт, песча(1)ая базарная площадь вся будет заставле(2)а
полуторками, груже(3)ыми капустой, картофелем, возами, завале(4)ыми мешками яблок и груш.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Жена ласково заглядывала мне в глаза и лицо её было необыкновенно мило в эту минуту и вся она казалась такой женственной в серой шали.
2) Из гостиной виден был весь сад и белоснежная равнина под звёздным небом.
3) Я был совершенно равнодушен к Новому году и к пустому полю и к своей и к нашей участи.
4) Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин и сучья сквозят на бирюзовом небе.
5) Сад у тётки славился соловьями и горлинками яблоками и грушами.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мальцев (1) пройдя через страдания (2) и (3) ощутив поддержку других людей (4) рождается заново (5) видя теперь «весь свет» (6) а не себя одного. Это чудо прозрения совершает человек (7) осознающий свою особенность человека.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
И, полно(1) Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы (2) согнала со света
Меня покойница свекровь. —
«Да как же (3) ты (4) венчалась (5) няня?»
— Так (6) видно (7) Бог велел. Мой Ваня (8)
Моложе был меня(9) мой свет(10)
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне(11) и (12) наконец (13)
Благословил меня отец.
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Малыш спрыгнул с кровати и уставился на окно (1) которое выходило в сад (2) и (3) за которым поверх занавески (4) играло ночное яркое небо.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Такой порядок вещей совсем нельзя было бы считать разумным (1) и (2) несмотря на то что по натуре он был добрым человеком (3) это могло бы испортить его (4) если бы ребёнку не приходилось проводить по нескольку часов с матерью.
21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Гжели поэт М.Г. Аверьянов посвятил такие стихи: «Русская жемчужина, нас чаруешь ты, синяя фантазия — море красоты!» (2)Сегодня гжелью называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры. (3)Но всё это — белоснежная керамика с синей росписью. (4)Всего два цвета используют мастера: белый и синий. (5)Сам гжельский промысел возник в подмосковном регионе неслучайно: в тех местах издавна жили искусные гончары. (6)А знаменитый русский учёный М.В. Ломоносов писал: «Едва ли есть земля самая чистая и без примесей. какова у нас гжельская. » (7)Особенно славились гжельские кувшины: у них была необычная круглая форма с отверстием в центре, куда клали мешочек со льдом. (8)Как приятно в жаркий летний день отведать прохладный и вкусный квас! (По М.Б. Ахундовой )
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
(1)Старые люди спят мало. (2)В молодости время кажется неразменным рублём, время пожилого человека — медная мелочь. (3)Морщинистые руки бережно складывают в стопочки минуту к минуте, час к часу, день ко дню: сколько ещё осталось? (4)Жаль каждой ночи.
(5)Он проснулся в половине шестого. (6)Не было нужды вставать так рано. (7)Если бы даже он совсем не встал со своей постели, а рано или поздно так и должно было случиться, этого никто не заметил бы. (8)Он мог совсем не вставать. (9)Тем более, так рано. (10)В последние годы ему всё чаще хотелось однажды не проснуться. (11)Но не сегодня. (12)Сегодня был особенный день.
(13)Алексей Павлович Родин поднялся со старой скрипящей кровати в однокомнатной квартире в старом Таллинне. (14)В ванной комнате стал приводить себя в порядок. (15)Умылся, почистил зубы и долго соскребал щетину с подбородка и щёк видавшим виды бритвенным станком. (16)3атем ещё раз умылся, смывая остатки мыльной пены, и освежил лицо лосьоном после бритья.
(17)Пройдя в комнату, Родин встал перед платяным шкафом с треснутым зеркалом. (18)Зеркало отразило его поношенное тело в застарелых рубцах, одетое в выцветшие трусы и майку. (19)Родин открыл дверцу шкафа и сменил бельё. (20)Ещё пару минут он смотрел на свой парадный китель с орденами и медалями. (21) Затем достал выглаженную накануне сорочку и облачился в форму.
(22)Сразу как будто бы двадцать лет спало с плеч. (23)В тусклом свете помутневшей
от времени люстры ярко горели капитанские погоны.
(24)Да, это был особенный день. (25)Шестидесятая годовщина победы.
(26)Шестьдесят лет — это вся жизнь. (27)Даже больше. (28)Для тех, кто не вернулся с войны, кто остался двадцатилетним, это три жизни. (29)Родину казалось, что он живёт эти жизни за тех, кто не вернулся. (30)Нет, это не просто метафора. (31)Иногда он думал: вот эти двадцать лет я живу за сержанта Савельева, который подорвался на мине.
(32) Следующие двадцать лет я буду жить за рядового Талгатова, погибшего в первом бою.
(33) Потом Родин думал: нет, так я не много успею. (34)Пусть лучше по десять лет. (35)Ведь дожить до тридцати — это уже не так плохо. (36)Тогда я успею пожить ещё за трёх своих погибших бойцов.
(37)Да, шестьдесят лет — это много! (38)Целая жизнь или шесть довесков к оборванным жизням мёртвых солдат
(39) И всё же это. если не меньше, то, наверное, столько же, сколько четыре года войны.
(40) Я не знаю, как это объяснить, другие до меня уже объясняли это гораздо лучше.
(41)Человек живёт четыре года на войне, или полгода на арктической зимовке, или год в буддистском монастыре, потом он живёт ещё долго, ещё целую жизнь, но тот отрезок времени остаётся для него самым длинным, самым важным. (42)Может, из-за эмоционального напряжения, из-за простоты и яркости ощущений, может, это называется как-то иначе. (43)Может, наша жизнь измеряется не временем, а движением сердца.
(44)Он будет всегда вспоминать, будет сверять своё настоящее с тем временем, которое никогда не превратится для него в прошлое. (45)И товарищи, которые были рядом с ним тогда, останутся самыми близкими, самыми верными.
(По Г.У. Садулаеву* )
* Герман Умаралиевич Садулаев (род. в 1973 г.) — российский писатель, публицист и политик.
1) Время в юном возрасте кажется медной мелочью, а в преклонном возрасте — неразменным рублём.
2) Надев форму, Алексей Павлович Родин почувствовал себя на двадцать лет моложе.
3) Когда Родин вспоминал войну, ему всегда представлялось, что он должен прожить по двадцать лет за тех, кто не вернулся.
4) Самым важным для человека остаётся тот отрезок времени, когда человек испытал сильное эмоциональное напряжение.
5) Жизнь измеряется только категорией времени.
1) В предложениях 1-4 представлено рассуждение.
2) В предложениях 13-16 представлено повествование.
3) Предложение 25 поясняет содержание предложения 24.
4) В предложениях 32-35 представлено описание.
5) В предложении 41 содержится указание на следствие того, о чём говорится в предложении 40.
24. Из предложений 44-45 выпишите антонимы (антонимическую пару).
25. Среди предложений 1-12 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Повествуя о жизни одинокого человека, автор обращается к такому синтаксическому средству, как (А)___(предложения 4, 6, 10), а также приёму — (Б)___(предложения 8—9, 10—11, 26—27). Приём — (В)___(«кто», «жизни» в предложениях 28, 29) — помогает почувствовать боль рассказчика. Задуматься о смысле жизни позволяет читателю и такой приём, как (Г)___(предложения 42, 43)».
Список терминов:
1) парцелляция
2) определённо-личные предложения
3) сравнение
4) ряды однородных членов предложения
5) эпитет
6) анафора
7) безличные предложения
8) метафора
9) лексический повтор
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Читайте также: