Город золотой стихи автор

Обновлено: 04.11.2024

-------------------
9 апреля 2017. Печальное известие об уходе Анри Волохонского, автора песни "Город золотой".
Перепубликация с дополнениями моей статьи, разошедшейся в сетевом пространстве. Написана в 2012г.
Памяти поэта, философа Анри Волохонского посвящаю. Илл.:стилизованный под старинный портрет Анри Волохонского.
-------------------

" Песня становится популярной, когда вы слышите ее впервые, но вам кажется, что она
существовала всегда. " Из монографии о Битлз.

История одной песни. Детектив.

Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И с яркою звездой.

Вариант первый:
Борис Гребенщиков - это самое распространённое мнение.

Вариант второй:
Алексей Хвостенко-ответ тех, кто неплохо разбирается в отечественной рок-музыке. Первым исполнителем был именно он. Хотя, как это нередко случается, песня находит своего исполнителя, и это не всегда первый исполнитель. В данном случае, Город золотой-визитная карточка Б.Гребенщикова, вокалиста группы "Аквариум".

Вариант третий:
Это перевод древнееврейского или библейского текста, на музыку Франческо да Милано, итальянского композитора средневековья.Так ответят очень немногие.
И я так полагала.
Но ни один из этих вариантов не верен!
.
Бесчетно прокрутили эту песню. Она оказывает прямо-таки мистическое воздействие. Говорят, что когда на демонстрации х/ф »Асса» начинала звучать в фильме эта песня, то, как по команде, публика в залах кинотеатров подымалась, и стоя слушала эту песню. Понятно, что Гимны слушают стоя, и то в официальной обстановке. Но лирическая песня чтобы поднимала залы. Поразительно. Узнав теперь, что Город золотой вошел в список 100 лучших песен русского рока в 20 веке, я была и удивлена, и обрадована. Причем в этой почетной сотне "Город золотой" занимает третью строчку! Первая тройка это все равно, что одно. Не зря же при вручении медалей на Олимпиадах, призеры в конце часто становятся на первый золотой помост и, обнимаясь, машут трибунам.

Значит, Город Золотой-одна из трех лучших песен русского рока!

Самое невероятное в этой истории это как одной из лучших песен русского рока, жанра, агрессивно отвергающего наследие классики и даже эстрадно песенный жанр(«попса») стала песня с библейско-мифологическими образами текста и с мелодией далеко не роковой по характеру, даже не привычно-эстрадно-песенной. А какой? Старинный лютневый напев. Аж 16 века. Бывает же так. Как могли такие строки и такая архаичная мелодия запасть в душу миллионам? Чего не удается всей мировой музыкальной классике, ценителями которой по подсчетам ЮНЕСКО является не более пяти процентов населения Земли, включая в эти пять процентов и профессионально причастных к классике(исполнителей и т.д.), и меломанов.
Это сам по себе феномен, требующий специального и углубленного исследования. Что выходит за рамки нашей статьи. Отметим лишь, что песня группы Аквариум «Город золотой» появилась в эпоху крушения устоев и массового обращения к религии и духовности, пребывавшей под грубым запретом десятилетия. Правда, это объяснение не может считаться исчерпывающим, поскольку песня переведена на множество языков:английский, немецкий, испанский, иврит, украинский, белорусский и т.д.
Исполнялась разными исполнителями и группами в разных странах. Так что песня приобрела интернациональное значение и размах, очевидно затронув что-то глубинное в человеческих душах вообще вне социальных систем и наций.

Кроме того, в песне нет непосредственных библейских мотивов, которые легко узнавались бы советской аудиторией ввиду ее в массе незнания религиозных текстов. Содержание песни просто кажется суть фантастичным, сказочным, притчево — философским. Не думаю, что библейские аллюзии поднимали залы кинотеатров. Так что даже с некоторым удивлением узнаешь, что любимая песня насыщена таковыми:
«В ноябре 1972 года поэт Анри Волохонский сочинил на мелодию с пластинки Вавилова стихотворение «Над небом голубым…», озаглавленное в его сборнике произведений как «Рай». В стихотворении использованы библейские образы из ветхозаветной Книги пророка Иезекииля (Иез. 1:10), на эту книгу, как на источник, указывает и сам А. Г. Волохонский». Образный ряд лев-вол-орел присутствует в видениях Иезекииля.

Итак, автором слов является Анри Волохонский, поэт, прозаик и философ.
А кто автор музыки? Вот здесь начинается настоящий детектив.
Советская фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила в 70-е пластинку «Лютневая музыка XVI—XVII веков». Первая композиция на ней была озаглавлена «Сюита для лютни: канцона и танец», а в качестве автора был назван Франческо Канова да Милано, известный итальянский композитор и виртуоз-лютнист XVI века. Однако авторство этого композитора было подвернуто сомнению музыковедами-знатоками старинной музыки. Среди опубликованных до выхода пластинки произведений Франческо да Милано данной композиции не обнаружено, как и в полном собрании сочинений да Милано.
В 2005 году появилась интернет-публикация Зеева (Владимира) Гейзеля с обширным исследованием вопроса авторства данного произведения — как музыки, так и текста. Прелюбопытнейшее исследование! Это стоит почитать. Вывод автора:автором музыки является Владимир Вавилов (1925—1973), советский гитарист и лютнист, прибегший по определённым причинам к мистификации. Пластинка Вавилова получила значительную известность в Советском Союзе и выдерживала несколько переизданий. Первая часть сочинения «Канцона и танец» легла в дальнейшем в основу знаменитой песни.

Итак, автор музыки "Города золотого" это Владимир Вавилов, советский гитарист и лютнист, исполнитель-виртуоз старинной и современной гитарной и лютневой музыки. Зачем он мистифицировал авторство? Приписав свое сочинение старинному итальянскому композитору? Но это не единственная его мистификация.
Первым исполнителем песни стал Алексей Хвостенко, друг и соавтор Анри Волохонского. Песня стала известной в бардовской среде. В своей версии со строчками "Над твердью голубой" ее уже исполняла Елена Камбурова. В 1975 году песня использовалась в спектакле «Сид» ленинградского театра-студии «Радуга», где её и услышал Борис Гребенщиков. Он впервые исполнил песню в марте 1984 года на концерте в Харьковском государственном университете. При этом самый известный в будущем исполнитель этой песни, для которого она стала «визитной карточкой» , извинился перед слушателями за то, что даже не знает, кто написал это произведение.

Песня была записана группой «Аквариум» в январе 1986 года в Ленинградском Доме Радио. Под именем «Город» она вошла в альбом «Аквариума» «Десять стрел».
В варианте Гребенщикова имеется несколько отличий от оригинального текста, главное из которых — замена в первой строчке «Над небом голубым…» на «Под небом голубым…». Это существенно. Ведь в оригинале у Волохонского песня называется «Рай». И город золотой у него «над небом голубым», а у Гребенщикова - »под небом голубым», то есть, на Земле.

В песне то ли сознательное заимствование, то ли бессознательная аллюзия с пушкинским "Под небом голубым страны своей родной. ". Да-да, Пушкин он не зря-наше всё! Начальные слова и размер рифмуется так же в пушкинском стихотворении. Есть и романс, написанный в 30-егг 20в. известным композитором Ю.Шапориным на стихи Пушкина "Под небом голубым".

И наконец впечатляющая деталь популярности этой песни:в 2011 году в городе Щелково построена звонница Серафимо - Саровской церкви, где каждый день на колоколах исполняется полуденный перезвон с мелодией В.Вавилова «Город золотой».

Приведем аутентичное стихотворение Анри Волохонского:
Сборник "Анри Волохонский. Стихотворения" 1983, HERMITAGE USA (сохранена пунктуация автора):

Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И яркою стеной
А в городе том сад
Все травы да цветы
Гуляют там животные
Невиданной красы
Одно как рыжий огнегривый лев
Другое – вол, исполненный очей
Третье – золотой орел небесный
Чей там светел взор незабываемый
А в небе голубом
Горит одна звезда
Она твоя о Ангел мой
Она всегда твоя
Кто любит тот любим
Кто светел тот и свят
Пускай ведет звезда твоя
Дорогой в дивный сад
Тебя там встретят огнегривый лев
И синий вол исполненный очей
С ними золотой орел небесный
Чей так светел взор незабываемый
А вот текст известной песни:
Слова Анри Волохонского, музыка Владимира Вавилова.
Город золотой(«Рай»)
Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой,
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы:
Одно, как желтый огнегривый лев,
Другое вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
А в небе голубом горит одна звезда.
Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.
Кто любит тот любим
Кто светел тот и свят
Пускай ведет звезда твоя
Дорогой в дивный сад
Тебя там встретят огнегривый лев
И синий вол исполненный очей
С ними золотой орел небесный
Чей так светел взор незабываемый

В этой моей статье я продолжила осмысления феномена этой песни в более широком культурологическом контексте, поставив в ряд такие песни, как "Michelle" и "Yesterday" Пола Маккартни, коммунистического гимна "Интернационал" и др. всемирно известные и легендарные песни, как проявления платоновой концепции вечных эйдосов.

Читайте также: