Гиппиус зинаида стихи анализ

Обновлено: 04.11.2024

Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный, на берегу…
Стою над пропастью – над небесами, –
И улететь к лазури не могу.

Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить…
Мне близок Бог – но не могу молиться,
Хочу любви – и не могу любить.

Я к солнцу, к солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков…
Мне кажется, что истину я знаю –
И только для нее не знаю слов.

Дата создания: 1894 г.

Анализ стихотворения Гиппиус «Бессилье»

Стихотворение «Бессилье» было написано в 1893 году в период поиска З. Н. Гиппиус своей творческой манеры. Возможно, оно отражает трагическое несоответствие амбиций двадцатичетырехлетней поэтессы реальным условиям жизни и творчества. Преследующие ее болезни, материальные трудности, семейные разочарования не могли не сказаться на мироощущении честолюбивой талантливой женщины, желающей быть в центре внимания.

Миниатюрное стихотворение включает следующие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «жадные очи», «бледные облака», которые можно трактовать и как олицетворения;
  • антонимы – «на море – на берегу» (контекстуальные), «умереть – жить», «восстать – покориться», «знаю – не знаю»;
  • антитеза – «хочу – и (но) не могу…»;
  • многочисленные троеточия оформляют умолчания – «Смотрю на море…», «нет смелости…», «я руки простираю (протягиваю)…» – поэтесса размышляет сама и призывает к этому читателя;
  • метафоры – «улететь к лазури (в небо)», «полог (занавес) облаков»;
  • многосоюзие – «ни умереть, ни жить» – отражает крайнюю степень безразличия лирического героя;
  • лексический повтор – «к солнцу, к солнцу» – делает акцент на духовных устремлениях, которым следовать невозможно – это и создает интригу произведения;
  • лексику высокого стиля – «очи», «простираю», «небеса», «не ведаю», «истина»;
  • инверсию – «к земле прикованный», «улететь … не могу», «руки простираю», «истину я знаю», «для нее не знаю слов» – обусловленную необходимостью рифмовки.

Оборот «не знаю слов» имеет значение «не нахожу (нужных) слов», «стою … над небесами» – то есть так высоко, что облака оказываются у ног.

Стихотворение пронизано меланхолией, оно создает атмосферу безысходности, подавленности и полной опустошенности – обороты «не могу, не знаю, нет смелости» – отражают пассивную позицию лирического героя. Его представления о самом себе нечетки, зыбки – «мне кажется, что знаю», как пресловутый «полог бледных облаков» – аллегория препятствий, ограничивающих его свободу и которым нужно покориться, но что это за препятствия, автор ответа не дает.

Большинство предложений не имеют подлежащих – автор будто прячется за вязью слов, уходит от ответственности, не давая готовых решений. Показательно, что поэтесса, которая проповедовала свободные нравы, упоминает о Боге и признает, что чувствует потребность в молитве.

Читайте также: