Елена фролова песни на стихи

Обновлено: 22.11.2024

певица, поэт, композитор
Ах, как было бы хорошо, если бы вы послушали эти песни так, как слушала их я. Закрыв глаза,
не спеша, не раздваиваясь на что-либо, по известной причине отсутствия времени «нужного», как нам кажется, «для каких-либо важных дел». Но не проживаете ли вы истинно настоящую жизнь именно в те минуты, когда невидимая нить связывает вас с миром этих песен, с голосом Елены Фроловой, внутри которого вы сумеете расслышать звон маленького колокольчика.
Елена Камбурова, народная артистка России, лауреат Государственной премии (Москва)

Голос Елены Фроловой принадлежит российской и мировой песенной культуре.
Чудо ее голоса состоит в том потрясающем разнообразии, тонкости и виртуозности, с которым певица им пользуется, в тех драматических перевоплощениях, которые он ежесекундно претерпевает.
Не вписываясь в традиционную систему жанров, её творчество соединяет в себе несколько важных линий: поэзию — классическую и современную, музыкальное новаторство, традиции фольклора и русского духовного стиха. В то же время оно открыто мелодиям и ритмам других стран и народов.
Важнейшая линия творчества Елены Фроловой — песни на стихи русских поэтов Серебряного века: Марины Цветаевой, Александра Блока, Анны Ахматовой, Андрея Белого, Осипа Мандельштама, Софии Парнок, Сергея Есенина, Михаила Кузмина, Арсения Тарковского — а также поэтов, которые продолжили эту великую традицию: Иосифа Бродского и Леонида Губанова.
Поэзия такого уровня лишь в редчайших, исключительных случаях поддаётся адекватному переводу на язык песни. Творчество Елены Фроловой как раз являет собой этот редчайший и исключительный случай.
Её музыкальные интерпретации сложных, многоплановых текстов поражают своей смелостью, силой и точностью. Это даже не столько чуткость к слову, сколько чуткость к тому, что по ту сторону слов.
Еще одно серьезнейшее направление в творчестве Фроловой — обрядовые песни и русский духовный стих, увлекающий зрителя в стихию русской народной музыки, причем не в ее лубочном варианте, а идущей от самых древних языческих корней.
Виртуозная гитарная техника, игра на гуслях и скифской арфе, уникальный голос, удивительная мелодия, идеальный вкус — всё это Елена Фролова.

Откровение Елены Фроловой требует доверия слушателя, интимности, серьезного диалога между артисткой и публикой, поэтому понятна ее любовь к залам с «душой» и слушателям с «живыми глазами». При этом слушатель может не принадлежать к русскому культурному кругу, волшебство и очарование песен свободно пересекает языковые границы. Они — в лучшем смысле — эсперанто неподдельной человеческой выразительности.
Dr. Hannelore Umbreit (Германия)

Народная песня, русский духовный стих
Этника и фольклор являются едва ли не самыми главными источниками жанра современной камерной песни, в котором работает Елена Фролова.
Гусли — древнейший музыкальный инструмент. По одной из версий, название его происходит от древнего русского слова «гусла» (что означает струна или тетива лука). В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному: псалтерион, цитра, псалтирь, кокле, — да и внешне эти инструменты — разные, хотя восходят к одному прародителю.
Когда появились первые гусли на Руси — неизвестно, но уже в Х веке древние русичи играли на этом инструменте. Гусли, как правило, поющий делал себе сам, под свой голос и свою руку; они имели совершенно разнообразные формы, которые со временем утвердились в три или четыре основных разновидностей гуслей: шлемовидные, крыловидные, позже — столовидные и клавишные.
Сегодня интерес к этому уникальному инструменту переживает период возрождения. Даже в музыкальных школах, училищах и консерваториях появились классы обучения игры на гуслях (им дан статус серьезного академического инструмента, на гуслях играют всё: от народных наигрышей до Вивальди и сложнейших современных композиций), продолжается и развивается народная музыкальная традиция игры.
На этом диске под аккомпанемент гуслей звучит вместе с авторскими композициями и народными обрядовыми песнями и русский духовный стих. Это самобытный жанр народного музыкального и поэтического творчества. Сюжеты этих песен составляли ветхозаветные и евангельские события и персонажи, рассказы о первых мучениках-христианах, русских святых, о грешных и праведных. Пожалуй, одни из самых потрясающих — это стихи о страшном суде и смерти (момент расставании души с телом).Чаще всего их распевали нищие, паломники, переходя в поисках приюта и хлеба от дома к дому, из селения в селение, от монастыря к монастырю. Странников на Руси всегда было много: одни исполняли обет, данный перед иконой в минуты смертельной болезни или опасности, другие просто нищебродили. Но встречались среди них и профессиональные бродячие певцы, называвшиеся лирниками. Существовали даже целые школы, передававшие эту традицию, ставшую искусством, из поколение в поколение. Традиция эта прервалась только совсем недавно — в 50-е годы. Прервалась, чтобы появиться вновь в устах не лирников и не калик перехожих, а исполнителей народной песни.
Одной из таких исполнительниц стала Елена Фролова. Ее пение — не совсем традиционное исполнение народных песен. Это новое осмысление древних традиций человеком, выросшим в современном городе, получившим современное образование и воспитание. Это попытка прикоснуться к древнему источнику своей душой и своим голосом, ощутить потерянный вкус слова и звука, который был ведом далеким предкам, родившим эти стихи и песни.

Поэзия Серебряного века
Еленой Фроловой создана богатейшая коллекция песен на стихи поэтов Серебряного века: Марины Цветаевой, Александра Блока, Анны Ахматовой, Андрея Белого, Осипа Мандельштама, Софии Парнок, Сергея Есенина, Михаила Кузмина, Арсения Тарковского.

Я слышу теперь знакомые строки Цветаевой, Мандельштама, Бродского и многих других любимых поэтов через мир Лены Фроловой.
Светлана Алексиевич, писатель (Белоруссия)

Слушая эти песни, понимаешь странную вещь — Серебряный век в России не был естественным образом закончен и завершён. Насильственно прерванный страшными социальными катаклизмами прошлого века, вот уже почти сто лет, наперекор житейской логике и здравому смыслу, он стремится продолжиться — вспыш­ками судеб, диалогами родственных голосов, окликающих друг друга поверх временных барьеров.
Песни Елены Фроловой — это одна из самых пронзительных попыток Серебряного века заговорить с нами, отвлечь нас от суеты, заставить вспомнить о том, что и в сегодняшнем мире — наперекор всему — существуют музыка, поэзия, душа.
Роман Кабаков, филолог (Берлин)

Она соединяет в некий союз три самостоятельные стихии — голос, мелодию и стихи. Помимо голоса и таланта, Елена обладает редким даром чувствовать заложенную в голосе энергию. И даже, как мне видится, способна осознать импульс, побудивший поэта написать то или иное стихотворение.
Елена Камбурова, народная артистка России, лауреат Государственной премии (Москва)

Простоволосая душа,
В котором веке ты очнулась?
К какому празднику спеша,
На зов небес не оглянулась?
Елена Фролова

Читайте также: