Бунин стих догорел апрельский светлый вечер анализ стихотворения

Обновлено: 05.11.2024

Цель: выработать чуткое отношение к родной природе, к чувствам человека, повторение теории литературы: лирика, лирическое “Я” поэта, действующее лицо, тропы (эпитет, олицетворение), звуковые повторы.

Задачи: обучение работе с поэтическим текстом;обучение навыкам исследовательской работы;

формирование умения внимательно относиться к слову;

воспитание любви к родной природе, чувства прекрасного

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: портрет И.А.Бунина;
репродукции картин И.И.Левитана «Весна. Большая Вода».запись музыкальных фрагментов композиции “Апрель”, раздаточный материал, учебник литературы для 7кл. (автор-составитель Г.С.Меркин).

Теория литературы :

темы и мотивы в лирическом произведении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Организация класса.

Актуализация знаний.

Слово учителя.

- Особое место лирических произведений о природе в поэтическом наследии И.А.Бунина.

-Ещё в 1901 г. Горький писал Валерию Брюсову: « С благодарностью извещаю, что получил прекрасную книжку стихов Бунина, коего считаю первым поэтом наших дней». А ещё раньше ( в 1899 г.) Горький в письме Бунину, отметив в его стихах «огромное чутьё природы», восклицает: «Миленький мой, это и есть самая чистая поэзия!»

А мне бы хотелось добавить, что поэзия Бунина не только чистая, но она и самая «звёздная». В его наследии (около 1200 стихотворений) переливается великолепное созвездие ночных, сумеречных стихов, наполненных тишиной и таинственным мерцанием. Никто из русских поэтов не дал столь разнообразного описания ночей Земли и звёздного неба.

Нелегко объяснить, чем вызвана эта неизменная привязанность поэта к ночи, к звёздам,- особым ли возвышенно-меланхолическим состоянием души, предчувствием ли статуса взлетающей поэзии, или просто тою необыкновенною зоркостью, о которой сам Бунин писал в «Жизни Арсеньева»: «…зрение у меня было такое, что я видел все 7 звёзд в Плеядах».

Справка . Летней ночью перед рассветом на востоке над горизонтом поднимается маленькая, тесная группа звезд – Плеяды.

В народе её называют Стожары. Обычно в этой группе видно 6 звёзд, но зоркиё глаз видит от семи до одиннадцати звёзд, а в телескоп их можно насчитать более сотни. В телескопе они видны как бриллиантовая пыль.

Открытие новых знаний.

-Сегодня мы познакомимся с одним из «звёздных» стихотворений «Догорел апрельский светлый вечер…»

-На сегодняшнем уроке у вас будет возможность поработать в соавторстве с Буниным. У кого-то возникнут поэтические образы и выльются в собственные стихотворения о весне, кто-то напишет миниатюру в прозе, а кто-то сделает акварельные наброски.

Чтение стихотворения «Догорел апрельский светлый вечер…» (аудиозапись)

- Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лег.
Спят грачи; далекий шум потока
В темноте таинственно заглох.

Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозем,
И струится чище над полями
Звездный свет в молчании ночном.

По лощинам, звезды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая,
Осторожно тянутся гурьбой.

А весна в зазеленевшей роще
Ждет зари, дыханье затая,
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в темные поля.

Вопрос: Скажите, похожа ли картина, нарисованная Буниным, на апрельский пейзаж Левитана?

Ответ: Да. Но поменялось освещение. Время суток в стихотворении – ночь.

Вопрос: Какие светила дают свет?

Ответ: Звезды. И ямы светят отраженным светом.

Вопрос: Каков предметный ряд, создающий образ апрельской ночи?

Ответ: Сумрак холодный, шум потока заглох в темноте , звезды светят, ночное молчание, осторожно летят журавли в ночи, чернозем (значение корня тоже создает ощущение темноты.)

Вопрос: Ночью все предметы имеют одинаково черный силуэт. Почему же мы видим цветную картину?

Ответ-вывод: Бунин дает в стихотворении два параллельных световых плана, а именно, весенний день и весеннюю ночь.

Вопрос: Какими художественными средствами Бунин передает краски весеннего дня?

Ответ: Словами. Тропами.

Учитель: В сравнении со стихотворением “Родина”, где Бунин рисует зимний пейзаж с помощью большого количества цветовых эпитетов-оттенков (молочно-белый, мертвенно-свинцовый и др.), в анализируемом стихотворении меньше эпитетов. Найдите их.

Ответ: Для изображения красок весны Бунин использует следующие эпитеты: светлый вечер и др.

Учитель : Вместо цветовых эпитетов Бунин подбирает цветовые существительные чернозем (очень плодородная земля, в отличие от песчаной почвы), зеленя (почки, ростки).

Вопрос: Как Бунин передает весеннее состояние природы? Что с ней происходит? Это даст нам ответ на вопрос о том, почему в народно-поэтическом сознании весна – это зарождение новой жизни. Для этого надо выстроить определенный образный ряд.

Ответ: Образный ряд: светлый вечер (день удлинился), зеленя (прорастают новые ростки на полях), (обновленный) молодой чернозем, зазеленевшая роща ( новые листики), чище струится свет (и воздух чист ), шум потока и ямы с водой (много воды, реки вышли из берегов), прилетели весенние птицы – грачи , возвращаются журавли .

Учитель: Бунину удалось передать также и ощущения – бодрящий (пробуждающий к жизни) холод весенней ночи.

Вопрос: Найдите эпитеты отражающие эти ощущения.

Ответ: Холодный сумрак, озябший чернозем, струится чище звездный свет (тоже создается ощущение холода, так как звезды – это холодные светила).

Учитель: Чувствуем ли мы весенние запахи: приятно-резкие, возбуждающие?

Ответ: Свежее пахнет зеленями чернозем.

Учитель: Звуки весны Бунин передает с помощью специального поэтического приема звукописи.

Вопрос: Какими способами могут передаваться звуки в поэтической речи?

Ответ: С помощью аллитерации, повторения согласных звуков ( шум потока заглох, шорох деревьев), и описания звука (журавли тянутся , окликая друг друга (курлыканье)).

Учитель: Еще одна особенность бунинской лирики – ее повествовательность, эпичность (“перепутал прозу и поэзию”).

Вопрос: Мы помним отличительные особенности эпоса и лирики. В чем они?

Ответ: Проза сюжетна. Это рассказ о жизни героя (случае из жизни). Прозаическое произведение имеет особую повествовательную композицию. Лирика – выражение чувств поэта, писателя. Она не имеет сюжета.

Учитель: Попробуйте пересказать стихотворение Бунина, используя знакомую вам схему (сначала…, потом…, наконец…). Слова какой части речи могут вам помочь?

Ответ: Глаголы. Они являются отличительным признаком повествования.

Работа над композицией стихотворения:

Вступление. Догорел вечер, сумрак лег, грачи уснули (природа спит – глаголы покоя).

Завязка. Шум потока заглох (резко, внезапно) таинственно (что-то должно произойти в природе).

Основное действие. Кульминация . (Используются глаголы движения.) Пахнет, будоражит запахом чернозем, свет струится , ямы светят (не спят), журавли летят, перекликаясь. Непрекращающееся движение и звуки апрельской ночи приводят к развязке, торопят наступление весны.

Развязка. Заключение. Весна не спит, ждет зари, дыханье затая, чутко внемлет, зорко смотрит. Утром она вступит в свои права.

Учитель: Каков лирический герой Бунина? Его лирическое “Я”?

Ответ: У Бунина , скорее, персонаж, действующее лицо – это природа, а лирическое “Я” (чувства самого поэта) спрятано в подтексте.

Контроль знаний учащихся.

Работа со статьей учебника «В мире художественного слова И.А.Бунина»

Давайте ответим на 2 вопрос на стр.78. По каким художественным деталям вы можете определить, что поэт говорит о русской природе?

-Сегодня мы с вами выяснили, что для Бунина она сливается воедино с образом родины, России.

Читайте также: