Как называется вокальный цикл модеста петровича мусоргского на его собственные стихи

Обновлено: 04.11.2024

Модест Петрович Мусоргский «Детская»

Мусоргский «Детская»

«Детская» - так великий русский композитор Мусоргский назвал вокальный цикл, в котором ярко отобразил эпизоды из жизни юного поколения. Эти лирические страницы творчества Модеста Петровича написаны не для начинающих музыкантов, и они совершенно не предназначены для педагогических целей. Несмотря на то, что повествование в композициях ведётся от лица ребёнка, они все рассчитаны на взрослых исполнителей. В цикле, состоящем из семи вокальных миниатюр, маэстро с большим чувством и искренностью воплотил прекрасные воспоминания из далёкого детства, проведённого в деревне, а так же впечатления от наблюдений за жизнью своих маленьких друзей. В песнях сборника Мусоргский звуками музыки талантливо нарисовал и весёлые, и грустные образы, но все они наполнены большой любовью к детям.

Историю создания «Детской» Мусоргского и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

История создания

Личная жизнь Мусоргского сложилась так, что он никогда не был женат, вёл холостяцкую жизнь и соответственно не имел детей, хотя безмерно их любил. Однако у композитора были приятели и родственники, которые не были обделены семейным счастьем. Встречи с их детьми доставляли Модесту Петровичу много удовольствия и радостных моментов. Он уделял своим юным друзьям много внимания, рассказывал интересные истории, но самое главное всегда разговаривал с ними на равных. Дети, в свою очередь сразу чувствовавшие искренность и теплоту отношения к ним, с нетерпением ждали очередного визита дяди Моди.

Модест Петрович Мусоргский

Вот такое приятное для композитора общение и натолкнуло его весной 1868 года на мысль о сочинении вокального цикла, посвящённого детям. Идея Мусоргского заключалась не в том, чтобы написать небольшие детские песенки - ему захотелось создать поэтические вокальные миниатюры, которые бы раскрывали внутренний мир ребёнка с его чувствами, радостями и огорчениями. Композитор сразу поставил перед собой задачу, что не только музыку, но и тексты к своим вокальным сценкам он тоже сочинит сам. Долго не раздумывая, Мусоргский приступил к осуществлению своего замысла и первая композиция, открывающая цикл, под названием «С няней» вскоре была написана, 26 апреля 1868 года. Первым делом Модест Петрович решил показать своё новое творение Даргомыжскому , которого именовал «великим учителем музыкальной правды» и чьё авторитетное мнение было для него весьма ценным. Александр Сергеевич, прослушав миниатюру, искренне одобрил начинание молодого композитора и рекомендовал ему обязательно его продолжить.

Через полгода Даргомыжского не стало, а Модест Петрович, как дань памяти великому композитору, первую миниатюру своего цикла посвятил именно ему. Необходимо отметить, что Мусоргский в то время был занят ещё одним важным сочинением: именно в 1868 году он начал работать над оперой «Борис Годунов» . В связи с этим про вокальный цикл композитор на некоторое время забыл, а вернулся к нему лишь через два года. В 1970 году он написал ещё четыре миниатюры: «В углу», «Жук», «С куклой» и «На сон грядущий», а композиции, завершающие сборник: «Кот Матрос» и «На палочке», были созданы только в 1872 году. Через год вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского «Детская» в красивом художественном оформлении, к которому приложил руку сам Илья Репин, был напечатан в музыкальном издательстве Василия Бесселя и сразу был признан не только любителями музыки, но и критиками.

первое издание «Детской» Мусоргского
ноты «Детской» Мусоргского

Мусоргский
Даргомыжский

Интересные факты

  • Когда вокальный цикл «Детская» Модеста Петровича Мусоргского вышел из печати, глава издательства Василий Бессель отправил его Ференцу Листу. Великий венгерский маэстро, познакомившись с миниатюрами Мусоргского заявил, что полюбил композитора сочинившего эти произведения и обязательно ему посвятит свою миниатюру.
  • Из семи композиций входящих в сборник шесть отмечены посвящением
  1. «С няней» - великому русскому композитору А. Даргомыжскому.
  2. «В углу» - талантливому художнику В. Гартману, картины которого вдохновили Модеста Петровича на создание «Картинок с выставки».
  3. «Жук» - В. В. Стасову, ставшему идейным вдохновителем «Могучей кучки».
  4. «С куклой» - близким родственникам композитора Анастасии и Георгию Мусоргским.
  5. «На сон грядущий» - крестнику Алексанлру Кюи.
  6. «Поехал на палочке» — Поликсене и Дмитрию Стасовым (родственники В.В. Стасова).
  7. «Кот Матрос» не посвящён никому.
  • Мусоргский предполагал, что вокальный сборник «Детская» будет включать не семь пьес, а гораздо больше, однако успел написать ещё всего лишь две композиции: «Сон ребенка» и «Ссора двух детей».
  • Вокальный цикл «Детская» весьма заинтересовал словацкого композитора и дирижёра Питера Брейнера. В 2012 году вместе Новозеландским симфоническим оркестром он записал оркестровую версию произведения Мусоргского.

Содержание

Вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского включает в себя семь разнохарактерных миниатюр, в которых композитор невероятно точно и с большой любовью отображает жизнь и раскрывает внутренний мир ребёнка.

«С няней». В первой миниатюре композитор отразил свои детские впечатления от сказок когда-то рассказанных ему няней. Содержание пьесы таково: ребёнок поначалу хотел послушать страшную историю про ужасного буку, пожирающего непослушливых детей, но затем всё-таки решил, что весёлая сказка про хромоногого царя и царицу, которая всё время чихала, будет гораздо интересней. Музыка композиции очень выразительна, её мелодическая линия, поддерживаемая красочным аккомпанементом, весьма пластична и с обаятельной реалистичностью передаёт речь ребенка.

Мусоргский «С няней»

«В углу». В композиции описывается сценка, в которой старенькая нянюшка ругает мальчика Мишеньку, напроказничавшего и испортившего её вязание. Прогневанная няня ставит проказника в угол и немного успокаивается. Далее начинается оправдательная речь малыша, обиженного как он считает несправедливыми упрёками: ведь во всём виноват котёнок. Однако няня неумолима и тогда Мишенька начинает капризничать: старую няню ругать и дразнить, а себя хвалить. Музыка пьесы весьма выразительно передаёт все интонации и рассерженной няни и обиженного ребёнка.

«Жук». В пьесе малыш рассказывает своей няне о загадочной истории, произошедшей с жуком. Мальчик строил домик из лучинок и вдруг появился огромный страшный жук. Испугавшийся ребёнок притаился, а жук взлетел и ударил его в височек. Малыш притаился и закрыл глазки, но когда открыл их, то увидел, что жук лежит на спинке и даже усами не шевелит. Что же с ним случилось? Эмоциональная музыка композиции правдиво передаёт взволнованный тон ребёнка, рассказывающего историю, поразившую его воображение.

Мусоргский Детская «Жук»

«С куклой». У этой миниатюры есть ещё одно название – «Колыбельная». Девочка, подражая своей нянюшке, поёт кукле с именем Тяпа колыбельную песню, рассказывающую об удивительном волшебном острове. В этой композиции, как и принято в колыбельных, мелодическая линия монотонно-усыпляющая, но здесь она иногда прерывается невыдержанным восклицанием о том, что кукле пора спать.

«На сон грядущий». Девочка перед сном с усердием читает молитву, поначалу старательно упоминая близких и дальних родственников, но когда она доходит до имён своих многочисленных друзей, перечисляет их торопясь, забывая, что молитву нужно читать не спеша.

Мусоргский Детская «На сон грядущий»

«Кот Матрос». В данной композиции девочка рассказывает своей матушке о том, как она наказала коварного кота, который забрался на клетку, чтобы поймать и съесть сидевшего в ней снегиря. Мелодическая линия пьесы очень выразительна, но на фоне пульсирующего ритма она звучит весьма взволнованно.

«Поехал на палочке». Композитор рисует забавную сценку: малыш на своём воображаемом коне лихо скачет в соседнюю деревню. По дороге он встретил своего дружка Васю и пригласил его в гости. Вдруг малыш неожиданно споткнулся и ушиб ногу. На плач приходит мама и успокаивает своё любимое дитя.

Вокальный цикл «Детская» - это поистине уникальное произведение, созданное гениальным художником. Только настоящий мастер мог так тонко прочувствовать трепетность детской души и настолько искренне и поэтично её отобразить. Миниатюрами искренне восхищался знаменитый французский композитор Клод Дебюсси , а выдающийся русский критик В.В. Стасов сравнил их с нитью из жемчугов и бриллиантов.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

«Детская» Мусоргского

Читайте также: