Бритвы ссср стихи труд вача
Обновлено: 22.11.2024
Материальный мир непрерывно обновляется. Это один из основных признаков современной жизни. На смену отслужившим свой срок вещам приходят новые – технологичные и брендовые, как сейчас принято говорить. Старые вещи уходят в небытие и пылятся на чердаках. Иногда, они попадают в руки коллекционеров или просто энтузиастов и обретают новую жизнь и смысл, отличный от изначального утилитарного. Эти вещи несут в себе уже некую философию, стиль, бросают вызов всеобщему ходу времени.
Зачем мы сегодня заговорили об этом? Изучение материального мира дает понимание, что за каждой вещью стоит, чья то творческая энергия, талант, упорство и здоровый авантюризм. Именно поэтому, в цивилизованном мире принято бережно хранить и изучать творения рук прежних поколений. Создаются технические музей, на это тратятся огромные деньги. Ощущается связь времен через вещи. А мы, как мне кажется, выпали из всеобщего хода времени. Не единожды ломая, начинали строить новую жизнь. Предприняли попытку построить общество всеобщего равенства и равных возможностей. Дали людям надежду и потом сами от нее отказались. В связи с этим, автором задуман цикл статей о предметах ушедшей эпохи - «советской цивилизации», которую попытаемся изучить через повседневную жизнь и мир вещей.
Не так давно, перебирая шкафы, наткнулся на старую дедовскую «опаску». Взял лупу и внимательно рассмотрел тронутое налетом ржавчины лезвие. «Экстра» 1953 год, клеймо московского завода «СТИЗ». Черная удобная пластиковая ручка. Потрогал лезвие – острое, не смотря на «годы консервации». Вспомнилась картинка из далекого советского детства.
По субботам мы с дедом обязательно ходили в баню. Это был еженедельный ритуал. Долго стояли в очереди. Томительное ожидание, скрашивалось многочисленными рассказами-байками про то «как раней было». Вот и наша очередь. Предбанник с множеством деревянных шкафчиков. Ключ у банщика. Огромные каменные лавки, цинковые «шайки», пар, толкотня у парилки и душа. Одним словом, не зевай. После парилки и веника, неспешно шли в предбанник. Дед вытирался, надевал белоснежное хрустящее нательное белье. Доставал из сумки бритвенные принадлежности, мыло и помазок. Намыливал лицо и неспешно начинал бриться. Казалось, что время для него останавливалось. Так он был поглощён своим занятием. Бритву правил на ремне заранее. Брился дед в несколько заходов, долго. Как не старался, а бывало, что и порежется. Нахмурит брови, возьмет кусочек газеты и «прилепит» к ранке. Достанет из сумки флакон одеколона «Шипр». Выльет на ладони и потом давай похлопывать себя по щекам и фыркать. Мужское такое занятие. Потом будет обязательно буфет. Там пиво с воблой, а мне сметанник с томатным соком. Было это давно, еще в той стране, которая называлась СССР.
Странное дело, но некоторые вещи, казалось бы, напрочь вышедшие из повседневного обихода, вдруг магическим образом обретают новую жизнь. Такая метаморфоза происходит и с опасной бритвой. Еще вчера всеми забытая, прочно обосновавшаяся на «барахолках» или в лучшем случае в коробке коллекционера, она сегодня обрела новую жизнь. В чем секрет? А не в том ли, что слово бритва ассоциируется со словом клинок, острая, опасная. Значит, истинно мужская вещь. Бритва требует ухода, неспешности, можно сказать ритуальности . Она красива в своей простоте линий, мужественна, изыскана и таинственна. Да, да. Я не оговорился. Бритва хранит в себе секрет обработки и закалки металла. И не случайно, показателем мастерства кузнеца в Европе считалось изготовление хорошей бритвы. А бритва ведет свою историю со второй половины восемнадцатого века. В Шеффилде Великобритания и Золингене Германия находились центры по производству опасных бритв. В Германии до сих пор работает фирма «Dovo» по производству опасных бритв. Наконец, многие мужчины обратили свое внимание на бритву, так как руки истосковались по мужской работе. Заточить бритву, еще та премудрость. Появился интерес к восстановлению старых бритв. Возрождается мода и на салонное опасное бритье.
Все это подвигло автора к поиску информации о предмете. Материалов о производстве опасной бритвы в СССР оказалось мало. Есть неплохие тематические сайты и форумы. Кое - что можно почерпнуть именно там. Из уст в уста, как говориться. Предметом изучения стала опасная бритва в СССР: начало промышленного производства, заводы, марки бритв, бритье и все что с ним связано. Автор не претендует на полноту охвата темы. Однако, посчитал не лишним оставить в материале некоторые технические подробности, которые рассчитаны на коллекционеров и любителей опасного бритья.
Итак, удивительно, но факт, что до середины 1930 года в СССР промышленного, т.е. серийного производства опасных бритв не существовало. Потребность в опасных бритвах миллионы «бородатых мужчин» Российской империи, а затем и СССР удовлетворяли за счет дорого импорта, кустарного производства и входившего в моду безопасного бритья. Американской фирмой «Gillette» в 1904 году был запатентован и начал массово производиться станок для безопасного бритья. Миллионы безопасных бритв поступили в армию союзников во время Первой мировой. У русских солдат станок не нашел широкого применения по причине элементарного отсутствия зеркал и его относительной дороговизны. Нужно было постоянно пополнять запас сменных лезвий.
Вернулись с фронтов Германской войны миллионы солдат. В качестве трофеев они несли в своих заплечных мешках опасные бритвы. Такую вот трофейную бритву принес и мой дед, только уже с другой войны. Бритва послужила и моему отцу до 1962 года, когда он - комсорг школы и спортсмен, получив в Печах звание сержанта, был зачислен в только что созданный отдельный полк морской пехоты. « Брила мягко и чисто, правда, какой марки была, за давностью лет и не упомнишь».
Кустарные артели, так автору попадались старые бритвы с клеймами «Сковятинской » и «Кондратьевской артели», выпускали бритвы различного качества . Марка стали и сам процесс производства всегда держались в строжайшем секрете. То же самое касалось и импортных бритв. В 30-ых. годах ученые Ленинградского института металлов и Московского института стали изучали свойства клинков импортных и отечественных бритв. Было изучено более 20 - ти образцов бритв ведущих мировых производителей.
Бритва в процессе работы подвергается огромным нагрузкам. Так, ученые установили, что в среднем площадь лица мужчины составляет около 250 см квадратных. За один проход бритва срезает около 25000 волос, а таких прохода должно быть два.
Таким образом, хорошая бритва должна отвечать двум основным показателям: устойчивостью к постоянным нагрузка и быть быстро и легко затачиваемой. Из трех типов бритв: 1) Люкс – очень жесткие, устойчивые к нагрузкам, 2) достаточно жесткие , но поддающиеся легкой правке, 3) мягкие, могущие работать только с применением для заточки специальных паст, ученой комиссией был выбран второй тип бритв для массового производства. Производство бритв типа Люкс требует высококачественной дорогой легированной стали, которая отличается повышенной хрупкостью и требует профессиональной заточки. Исходя из данных показателей, можно констатировать, что в массовом производстве в СССР были недорогие бритвы среднего класса.
Бритвы различаются по ширине лезвия от 10 мм до 26 мм. Форма бритвы не играет принципиальной роли. Длинна клинка бритвы колеблется от 65 до 85 мм.
Самым важным моментом при выборе бритвы является форма выточки поперечного сечения. Это главный показатель качества бритвы. По данным немецкой фирмы «Близнецы» выточка полотна бритвы может иметь 14 основных форм от грубого клина к почти пределу тонкости жала.
Если проводить заточку только одного жала, то изменяется угол резания, что резко ухудшает бреющее качество. Все бритвы с формой поперечного сечения, имеющей очертания по вогнутым кривым, допускают заточку и правку бритв наиболее совершенным и легким способом. При заточке бритвы данной формы стачиваются только жало лезвия и грани обушка, вся боковая поверхность остается неизменной. Однако, создание выточки таких форм требует наличия высококачественных сталей и особой закалки и отпуска, а также тщательной механической обработки полотна.
Жало хорошо отточенной бритвы настолько тонко, что прикосновение к нему не только ручки, но даже пальцев понижает его первоначальную остроту. Правка бритвы на оселках производится в ручную. Самая трудоемкая операция – заточка. Она занимала около 17% рабочего времени. За рубежом правка бритвы занимает 30% времени. Отсюда и качество.
Каких либо точных, объективных способов определения остроты и стойкости бритв в 40-50 гг не существовало. Изначально была предпринята попытка использовать прибор японского исследователя холодного оружия Хонда. Основной принцип испытаний остроты бритв на приборе заключается в том, что бритва, закрепленная в аппарате, при постоянном давлении не нее равном 1,5 кг разрезает стопку стандартных бумажных полосок. Первоначальная острота бритвы характеризуется числом, равным числу стандартных бумажных полосок, прорез за одно движение под нагрузкой вперед и назад с общей длинной пути 4 см. Стойкость определяется количеством резов, которые выдерживает бритва до снижения ее первоначальной остроты на 50 %. Однако, данный способ проверки остроты бритв был признан несовершенным. Бритвы стали проверять методом срезания волоса. При проверке остроты использовались волосы блондинок, ввиду большой их тонины и мягкости. Самый современный способ проверки остроты – оптический.
Специалисты утверждают, что наиболее удобна бритва, у которой полотно имеет тонкие радиусные выемки. Такая бритва почти не требует точки, а только правка. Напомним, что бритвы в СССР выпускались из стали ХО5 на двух заводах: «Труд Вача» Нижегородская область и Заводе стальных изделий в Москве.
С середины 50-ых годов был введен ГОСТ 7126 на производство опасных бритв. В Москве «СТИЗ» выпускал бритвы следующих марок: Москва, Спорт, Спартак, Узкая, Экстра, Новая, Двухзаковная, Прима, Недельная (комплект из семи бритв).
Завод Труд выпускал бритвы следующих марок: Ока, Кама, Гравюра, Подарок, Чайка, Яхта, Весна. Считалось, что бритвы завода Труд более качественные. Среди коллекционеров и любителей бытует мнение, что более качественные бритвы выпускались до начала 60-ых годов. Далее процент заводского брака возрос. К однозаковным бритвам относились следующие марки : Спорт, Прима, Спартак, СТИЗ-9, Москва, Ока, Чайка, Яхта, Весна, Новая. К двухзаковным бритвам -СТИЗ-7, Волга, Кама, Гравюра, Подарок, Недельная.
Приведем в данном материале народные способы определения качества бритвы – на звонкость и выдыханием пара на клинок . Если пар исчезал с поверхности клинка быстро, то бритва считалась качественной. Но, необходимо заметить, что этот показатель говорил о качестве полировки полотна лезвия, а не о качестве самой бритвы.
В советские времена парикмахеры рекомендовали для жесткой бороды использовать узкую бритву с шириной полотна 1,5 см, для средней бороды подойдет бритва 1,65, для мягких волос - все остальные. Для жестких волос старые парикмахеры рекомендовали бритвы марок Москва и Двухзаковная. Считается, что широкой бритвой, так называемой «лопатой» лучше брить голову, а узкой «змейкой» удобнее брить лицо. Правя бритву на ремне, парикмахер приговаривал: «Что ремень служит для разглаживания жала бритвы, чтобы оно не было «грубо-острым» и не раздражало кожу». Мужчины, как правило, брились через день. В деревне бритье было приурочено к банному дню. Нагрузка на хорошего парикмахера была серьезной от 30-45 человек за смену. Здесь требовалась твердая рука и острый глаз. «Выпивох» на такую работу не брали. Брили как мужчины, так и женщины. Хорошая трофейная или заводская бритва высоко ценилась. Считалась дорогим и престижным подарком.
Необходимо отметить, что до середины 50-ых годов опасная бритва считалась холодным оружием. Это было и есть грозное оружие. Ее ношение влекло уголовную ответственность.Позже данная норма была исключена из уголовного законодательства.
Из «Правил для посетителей парикмастерских» от 1944 гг «В верхней одежде и галошах посетители в рабочий (операционный) зал не допускаются.
С середины 70-х годов производство бритв пошло на спад. Затем, где то в начале 80-ых и вовсе прекратилось. Большое количество произведенного товара скопилось на складах. До сих пор можно встретить информацию, что через розничную сеть продаются бритвы выпуска 60-ых годов. На смену бритве пришли безопасные станки, которые в свою очередь были вытеснены одноразовыми станками. Прогресс не стоит на месте.
С уходом опасных бритв из широкого обихода, утрачивается и мастерство заточки бритв. Нужно сказать, что сейчас мода на опасное бритье вновь возвращается. Спрос энтузиастов и коллекционеров удовлетворяется за счет старых запасов, которые перекочевали из дальних углов на прилавки антикварных и специализированных магазинов. Очень чутко отреагировали китайские производители и стали массово производить недорогие образцы бритв. Немецкая фирма «Dovo», пережив сложные времена, расширяет производство продукции.
Старая и надежная «опаска» жива. Она завоевывает сердца мужчин по всему миру. Ведь это не одноразовый, бездушно-штампованная станок, а вещь, в которую вложил часть своей энергии мастер. В ней присутствует элемент эстетики. При хорошем уходе бритва прослужит нескольким поколениям семьи. Берешь в руки старую дедовскую «опаску» и теплее становиться на душе. Колесо времени продолжает свой ход.
Все мы с вами читали великолепный роман Ивана Ефремова "Лезвие бритвы". Хочется закончить материал словами великого писателя:"Красота - это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между сторонами всякого явления. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким - лезвием бритвы".
При написании материала автор использовал следующую литературу:
1. Помельцов С.В. Производство опасных и безопасных бритв , М. 1939 г.
2. Мейтарджяну Х.А. Стрижка и бритье М. 1958 г.
3. Архангельский Н.А. Справочник товароведа промышленных товаров. М. 1955 г.
Читайте также: