Анализ стиха пушкина ангел
Обновлено: 04.11.2024
Шедевр мировой лирики, стихотворение «Ангел» было написано Пушкиным в 1827 году, после возвращения из Михайловской ссылки.
Это стихотворение явилось символом духовного возрождения поэта, в душе которого отбушевали молодые страсти, остыла горечь разочарования.
«Ангела» следует читать в тандеме со стихотворением «Демон», которое вышло из-под пера поэта в 1823 году, став своеобразным гимном разуверению и скепсису. Спустя 4 года для Пушкина настало время вернуться к свету и вновь обрести чистоту веры.
Причиной духовного перерождения становится любовь.
Ей же посвящены такие стихи как «Талисман», «Сожжённое письмо» и многие другие жемчужины его любовной лирики. Есть мнение, что ее же чертами поэт наделил свою любимую героиню Татьяну Ларину.
К моменту написания «Ангела» их одесский роман остался в прошлом, но воспоминания о любимой женщине по-прежнему наполняют душу поэта трепетом священного восторга.
2. Литературное направление
Тема стихотворения, образный ряд и проблематика соответствуют традициям романтизма. «Ангел» сочетает традиционные романтические контрасты: земное и небесное, злое и доброе, временное и вечное.
3. Род
Пушкин оживляет древний сюжет противоборства Добра и Зла теплотой человеческого чувства, делая его одинаково близким каждому читателю.
4. Жанр
По жанру стихотворение тяготеет к элегии. Оно наполнено настроением задумчивой печали.
Но, как в стихотворении «На холмах Грузии…», печаль поэта светла. Она пронизана утверждением бытия.
5. Проблематика
Проблематика стихотворения: столкновение Добра и Зла.
6. Тематика
Тема противоборства добрых и злых сил разрешается у Пушкина «бескровно». Зло укрощается любовью.
Тема победы созидания над отрицанием торжественным аккордом начинает новый период пушкинского творчества, исполненный веры в человека и Создателя.
7. Идея
Идея произведения состоит в том, что даже абсолютное зло бессильно против божественной любви.
Образ небесной чистоты и кроткой нежности трогает сердце демона, который признаётся, что не всё он в мире ненавидел. При этом ангел не обращается к демону, не увещевает его, но одним своим появлением в мгновение рассеивает мрак всепоглощающего отрицания.
8. Пафос
Пафос стихотворения состоит в победе добрых сил над злыми. Это духовное открытие, выношенное в собственном сердце, Пушкин преподносит миру как поэтическое откровение.
9. Система образов
Образы ангела и демона живые и человечные. Они лишены книжной абстрактности, хотя поэт и не прорисовывает их подробно.
Мы видим лишь действия персонажей: ангел только «главой поникшею сиял», а демон «над адской бездною летал», «на духа чистого взирал», «жар невольный умиленья впервые смутно познавал…».
Ангел статичен, демон – беспокоен.
Ангел уже сам по себе совершенен, а демон жалок в своей невозможности приблизиться к этому состоянию. Но отблеск ангельского сияния на миг делает прекрасным и его: через двойное отрицание демон всё же признаёт, что был чужд не всему на свете.
Гордость, главная черта его разрушительной натуры, на минуту сломлена и преодолена.
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи стихотворения – ангел и демон – олицетворяют две противоборствующие мировые силы. Дух отрицанья взирает «на духа чистого» и не находит сил ненавидеть его.
Эта аллегория легко переносится на мир людей, среди которых есть циники и скептики, из-за собственной гордости ненавидящие весь мир.
В минуты встреч с существами более чистыми и кроткими такие души чувствуют свою неправоту перед Богом, смущаются и познают «жар невольный умиленья». Так Господь касается самых окаменевших сердец животворящей силой любви.
11. Лирический герой
Лирический герой элегии – демон.
Стихотворение написано не от первого лица, но ясно, что происходящее показано через восприятие именно этого персонажа.
Он «мрачный, мятежный». Когда-то демон был ангелом, но возгордился и получил наказание за свою гордыню. Теперь у демона нет приюта, но он по-прежнему смотрит в сторону духовной отчизны.
Там, «в дверях эдема», демон видит ангела и чувствует смутное умиленье, которое заставляет его сделать важное признанье: «У Бога есть кое-что стоящее, не всё достойно ненависти и отрицания».
12. Сюжет
Сюжет стихотворения укладывается в одно предложение.
Мрачный дух злобы любуется Божьим ангелом и проникается его красотой, понимая, что бессилен против чистоты и света, исходящих от этого нездешнего существа.
Так в сознании демона, олицетворяющего погрязшее в сомнениях современное человечество, запечатлевается образ божественной любви, побеждающей одиночество и мрак отчаянья.
13. Композиция
Стихотворение имеет линейную композицию.
Текст состоит из 3-х строф.
- В первой строфе рассказывается о двух противоположных существах, находящихся в раю и в аду (завязка).
- Во второй происходит момент их встречи (развитие действия).
- В третьей демон признаётся в том, что чистота ангела глубоко растрогала его (развязка). Это признание становится итоговым выводом стихотворения.
14. Художественное своеобразие произведения
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.
Женские и мужские рифмы чередуются.
Способ рифмовки – перекрёстный (АБАБ).
Интересно, что из 6 пар рифм, 4 пары – глагольные. Считается, что глагольная рифма портит стих, но пушкинский шедевр доказывает обратное. Строгость и простота формы лишь оттеняет богатство содержания.
15. Художественное своеобразие произведения
Звукопись стихотворения словно передают музыку небесных сфер.
Ассонансы с «а», «о», «э» наполняют пространство воздухом, бесконечно расширяют его, создавая уникальную атмосферу иного бытия с его особыми законами, существующими вне времени.
Аллитерации с сонорами в описании ангела и повторы согласного «р» при характеристике демона подчёркивают контрастность этих образов.
Стихотворение состоит всего из трёх предложений. В первом есть противительный союз «а», речь идёт о противопоставлении персонажей.
Второе предложение описывает их сближение, неслучайно в нём присутствует соединительный союз «и».
Лексика стихотворения проста, несмотря на то, что она относится к высокому стилю. В пояснении нуждаются лишь слова «эдем» и «рек». Первое является синонимом понятия «рай», второе означает «сказал, произнёс».
16. Средства художественной выразительности
Основное средство выразительности – антитеза. Дух добра противопоставлен духу злобы. Их портреты контрастны.
Обилие глаголов передаёт динамику душевного движения демона, его молниеносную реакцию на встречу с ангелом.
17. Значение произведения
Данное произведение проливает свет на глобальные перемены, произошедшие в сознании Пушкина за годы ссылки.
Поэт навсегда отходит от молодого скептицизма, державшегося на доводах холодного рассудка, и возвращается в область интуитивного чувствования, в котором находит спасительную отраду.
18. Актуальность
Жизнь полна отрицанья и сомненья, и среди нас всё больше умных насмешливых «демонов».
Тогда и ему придётся признаться, что в мире много прекрасного. Актуальность пушкинского стихотворения состоит в том, что духовная борьба никогда не кончается. Битва за каждую человеческую душу совершается ежесекундно.
19. Моё отношение
Стихотворение «Ангел» пленяет своей красотой. Оно очаровало меня с первого же прочтения.
Музыкальное, гармоничное и очень светлое, это произведение рассказывает совсем короткую историю об ангеле и демоне, которые не поссорились, а встали рядом.
Демон даже заговорил с ангелом, залюбовавшись его красотой. Кротость и смирение победили гордость и злобу. Меня глубоко потрясла эта величественная картина.
20. Чему учит
Стихотворение «Ангел» учит нас вере, надежде и терпению. Если мы не будем впадать в гнев и творить злое, нам будет легче увидеть божественную красоту мира.
Читайте также: