Анализ стиха пушкина ангел

Обновлено: 04.11.2024

Шедевр мировой лирики, стихотворение «Ангел» было написано Пушкиным в 1827 году, после возвращения из Михайловской ссылки.

Это стихотворение явилось символом духовного возрождения поэта, в душе которого отбушевали молодые страсти, остыла горечь разочарования.

«Ангела» следует читать в тандеме со стихотворением «Демон», которое вышло из-под пера поэта в 1823 году, став своеобразным гимном разуверению и скепсису. Спустя 4 года для Пушкина настало время вернуться к свету и вновь обрести чистоту веры.

Причиной духовного перерождения становится любовь.

Ей же посвящены такие стихи как «Талисман», «Сожжённое письмо» и многие другие жемчужины его любовной лирики. Есть мнение, что ее же чертами поэт наделил свою любимую героиню Татьяну Ларину.

К моменту написания «Ангела» их одесский роман остался в прошлом, но воспоминания о любимой женщине по-прежнему наполняют душу поэта трепетом священного восторга.

2. Литературное направление

Тема стихотворения, образный ряд и проблематика соответствуют традициям романтизма. «Ангел» сочетает традиционные романтические контрасты: земное и небесное, злое и доброе, временное и вечное.

3. Род

Пушкин оживляет древний сюжет противоборства Добра и Зла теплотой человеческого чувства, делая его одинаково близким каждому читателю.

4. Жанр

По жанру стихотворение тяготеет к элегии. Оно наполнено настроением задумчивой печали.

Но, как в стихотворении «На холмах Грузии…», печаль поэта светла. Она пронизана утверждением бытия.

5. Проблематика

Проблематика стихотворения: столкновение Добра и Зла.

6. Тематика

Тема противоборства добрых и злых сил разрешается у Пушкина «бескровно». Зло укрощается любовью.

Тема победы созидания над отрицанием торжественным аккордом начинает новый период пушкинского творчества, исполненный веры в человека и Создателя.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что даже абсолютное зло бессильно против божественной любви.

Образ небесной чистоты и кроткой нежности трогает сердце демона, который признаётся, что не всё он в мире ненавидел. При этом ангел не обращается к демону, не увещевает его, но одним своим появлением в мгновение рассеивает мрак всепоглощающего отрицания.

8. Пафос

Пафос стихотворения состоит в победе добрых сил над злыми. Это духовное открытие, выношенное в собственном сердце, Пушкин преподносит миру как поэтическое откровение.

9. Система образов

Образы ангела и демона живые и человечные. Они лишены книжной абстрактности, хотя поэт и не прорисовывает их подробно.

Мы видим лишь действия персонажей: ангел только «главой поникшею сиял», а демон «над адской бездною летал», «на духа чистого взирал», «жар невольный умиленья впервые смутно познавал…».

Ангел статичен, демон – беспокоен.

Ангел уже сам по себе совершенен, а демон жалок в своей невозможности приблизиться к этому состоянию. Но отблеск ангельского сияния на миг делает прекрасным и его: через двойное отрицание демон всё же признаёт, что был чужд не всему на свете.

Гордость, главная черта его разрушительной натуры, на минуту сломлена и преодолена.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – ангел и демон – олицетворяют две противоборствующие мировые силы. Дух отрицанья взирает «на духа чистого» и не находит сил ненавидеть его.

Эта аллегория легко переносится на мир людей, среди которых есть циники и скептики, из-за собственной гордости ненавидящие весь мир.

В минуты встреч с существами более чистыми и кроткими такие души чувствуют свою неправоту перед Богом, смущаются и познают «жар невольный умиленья». Так Господь касается самых окаменевших сердец животворящей силой любви.

11. Лирический герой

Лирический герой элегии – демон.

Стихотворение написано не от первого лица, но ясно, что происходящее показано через восприятие именно этого персонажа.

Он «мрачный, мятежный». Когда-то демон был ангелом, но возгордился и получил наказание за свою гордыню. Теперь у демона нет приюта, но он по-прежнему смотрит в сторону духовной отчизны.

Там, «в дверях эдема», демон видит ангела и чувствует смутное умиленье, которое заставляет его сделать важное признанье: «У Бога есть кое-что стоящее, не всё достойно ненависти и отрицания».

12. Сюжет

Сюжет стихотворения укладывается в одно предложение.

Мрачный дух злобы любуется Божьим ангелом и проникается его красотой, понимая, что бессилен против чистоты и света, исходящих от этого нездешнего существа.

Так в сознании демона, олицетворяющего погрязшее в сомнениях современное человечество, запечатлевается образ божественной любви, побеждающей одиночество и мрак отчаянья.

13. Композиция

Стихотворение имеет линейную композицию.

Текст состоит из 3-х строф.

  • В первой строфе рассказывается о двух противоположных существах, находящихся в раю и в аду (завязка).
  • Во второй происходит момент их встречи (развитие действия).
  • В третьей демон признаётся в том, что чистота ангела глубоко растрогала его (развязка). Это признание становится итоговым выводом стихотворения.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Женские и мужские рифмы чередуются.

Способ рифмовки – перекрёстный (АБАБ).

Интересно, что из 6 пар рифм, 4 пары – глагольные. Считается, что глагольная рифма портит стих, но пушкинский шедевр доказывает обратное. Строгость и простота формы лишь оттеняет богатство содержания.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения словно передают музыку небесных сфер.

Ассонансы с «а», «о», «э» наполняют пространство воздухом, бесконечно расширяют его, создавая уникальную атмосферу иного бытия с его особыми законами, существующими вне времени.

Аллитерации с сонорами в описании ангела и повторы согласного «р» при характеристике демона подчёркивают контрастность этих образов.

Стихотворение состоит всего из трёх предложений. В первом есть противительный союз «а», речь идёт о противопоставлении персонажей.

Второе предложение описывает их сближение, неслучайно в нём присутствует соединительный союз «и».

Лексика стихотворения проста, несмотря на то, что она относится к высокому стилю. В пояснении нуждаются лишь слова «эдем» и «рек». Первое является синонимом понятия «рай», второе означает «сказал, произнёс».

16. Средства художественной выразительности

Основное средство выразительности – антитеза. Дух добра противопоставлен духу злобы. Их портреты контрастны.

Обилие глаголов передаёт динамику душевного движения демона, его молниеносную реакцию на встречу с ангелом.

17. Значение произведения

Данное произведение проливает свет на глобальные перемены, произошедшие в сознании Пушкина за годы ссылки.

Поэт навсегда отходит от молодого скептицизма, державшегося на доводах холодного рассудка, и возвращается в область интуитивного чувствования, в котором находит спасительную отраду.

18. Актуальность

Жизнь полна отрицанья и сомненья, и среди нас всё больше умных насмешливых «демонов».

Тогда и ему придётся признаться, что в мире много прекрасного. Актуальность пушкинского стихотворения состоит в том, что духовная борьба никогда не кончается. Битва за каждую человеческую душу совершается ежесекундно.

19. Моё отношение

Стихотворение «Ангел» пленяет своей красотой. Оно очаровало меня с первого же прочтения.

Музыкальное, гармоничное и очень светлое, это произведение рассказывает совсем короткую историю об ангеле и демоне, которые не поссорились, а встали рядом.

Демон даже заговорил с ангелом, залюбовавшись его красотой. Кротость и смирение победили гордость и злобу. Меня глубоко потрясла эта величественная картина.

20. Чему учит

Стихотворение «Ангел» учит нас вере, надежде и терпению. Если мы не будем впадать в гнев и творить злое, нам будет легче увидеть божественную красоту мира.

Читайте также: