Анализ стиха по горам две хмурых тучи

Обновлено: 25.12.2024

Творчество Якова Петровича Полонского неразрывно связано с природой родного края, которая служила источником вдохновения для поэта. Одним из ярких образцов его пейзажной лирики является стихотворение «По горам две хмурых тучи», в котором во всей красе описана природная стихия. При помощи краткого анализа «По горам две хмурых тучи» по плану ученики 6 класса смогут подготовиться к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением По горам две хмурых тучи.

История создания – Стихотворение написано в 1859 году.

Тема стихотворения – Динамическое противостояние природных стихий, которое находит своё отражение во взаимоотношениях между людьми.

Композиция – Произведение можно назвать лиро-эпическим, поскольку оно имеет сюжет: ярко выраженную завязку (блуждание по небу туч), кульминацию (ожесточённое противостояние туч и удар грома) и развязку (успокоение).

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Хорей с применением перекрестной рифмовки.

Олицетворения – «эхо засмеялось», «скала вздохнула», «тучи ссорятся».

История создания

Будучи выходцем из обедневшего дворянского семейства, Яков Петрович с юных лет был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Он поступил в московский университет на юридический факультет, чтобы в будущем стать чиновником. Однако в душе он всегда был поэтом.

Стихией Полонского был чистый лиризм, навеянный произведениями Пушкина и Лермонтова. Неудивительно, что многие стихи Якова Петровича впоследствии были положены на музыку – настолько лирично и мелодично они были написаны.

К таким произведениям относится и стихотворение «По горам две хмурых тучи», написанное поэтом в 1859 году и ставшее достойным образцом его пейзажной лирики. Стихотворение, в котором описано противостояние двух грозовых туч, часто сравнивают с другим лирическим произведением – знаменитым «Утёсом» Михаила Юрьевича Лермонтова.

Главная тема – ожесточённое соперничество разыгравшихся природных стихий. Блуждавшие по вечернему небу две грозовые тучи находят приют на одинокой скале. Однако ни одна из них не собирается уступать место другой, и между ними разгорается противостояние с молнией и громом. И лишь умоляющий стон скалы заставляет тучи прекратить вражду и успокоиться.

Эти яркие образы не указывают на конкретный источник, и за противостоянием туч можно разглядеть конфликтные ситуации, столь распространённые в любом обществе. Можно с лёгкостью представить себе двух братьев, которые отчаянно соперничают друг с другом за внимание любящей матери. Или же взрослых мужчин, которые пытаются завоевать благосклонность прекрасной дамы.

Когда же виновница конфликта устаёт от соперничества, она просит враждующие стороны умерить свой пыл и примириться друг с другом. Таким образом, Якову Петровичу удалось в аллегорической форме ярко и красочно передать картину человеческого непонимания.

Своим произведением он хотел донести главную мысль, согласно которой вражда и агрессия не способны зажечь ответную любовь, лишь усмирение собственной гордыни и амбиций помогут обрести взаимопонимание.

Композиция

Данное стихотворение представляет собой цельное стихотворение, которое не делится на условные составляющие. Композиция имеет cюжет: чётко выраженную завязку, кульминацию и развязку.

В завязке произведения автор показывает медленное блуждание по вечернему небу двух грозовых туч, которые одновременно находят удобное пристанище на ночь – высокую скалу.

Однако тучи не желают уступить друг другу место, и между ними завязывается серьёзное противостояние, которое завершается кульминационным моментом – громом и «яркой молнии ударом».

Вот только скала не выдерживает этих баталий и «стоном жалобно» усмиряет разбушевавшиеся тучи, которые уже не смеют возобновить свой конфликт. Они успокаиваются и мирно располагаются у подножия приютившей их скалы. Такова развязка этого произведения.

Стихотворный размер – хорей с перекрестной рифмовкой, в последних четырёх стихах рифмовка кольцевая. Стихотворение формально не делится на строфы.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, здесь важно эмоциональное начало.

Средства выразительности

Для того, чтобы читатель смог в полной мере представить себе картину, описанную в произведении, поэт использовал широкий спектр средств художественной выразительности.

Насладиться динамикой пейзажа, услышать звуки яростной грозы помогают многочисленные глаголы движения ( «сошлись», «блуждали», «не уступили», «огласились» и пр.). Раскаты грома как нельзя лучше передаются при помощи аллитерации – использовании определённых звуков, в данном случае это ра, ро, ру, ры, ре, ри.

Также поэт использует красочные эпитеты (« знойным», «жалобно», «яркой ») и олицетворения (« эхо засмеялось», «скала вздохнула», «тучи ссорятся »).

Читайте также: