Анализ стиха фета весенний дождь
Обновлено: 25.12.2024
Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию подробный анализ стихотворения «Весенний дождь» по плану, который предоставит возможность более детально разобраться в особенностях поэтического метода А. А. Фета.
История создания
А. А. Фет написал стихотворение «Весенний дождь» в 1857 году, а напечатано оно было двумя годами позднее – в 1859 году в журнале «Русское слово».
Поэт к моменту написания уже являлся зрелым и признанным мастером пейзажной лирики. Основой для его нового текста послужили наблюдения за природой и размышления о гармонии окружающего мира. Автор любуется предгрозовым пейзажем и предлагает читателю вместе с ним погрузиться в едва уловимую, но живо переданную в стихотворении атмосферу начинающегося весеннего дождя.
Основными темами лирики А. А. Фета являются природа, любовь и творчество, объединенные для поэта общим понятием красоты и гармонии. Умение заметить мельчайшие детали и изменения в окружающей природе, почувствовать ее настроение и перенести это настроение в свои тексты прославили А. И. Фета как автора необыкновенно тонкой и живой пейзажной лирики, красоту которой можно оценить при чтении «Весеннего дождя».
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Весенний дождь» можно отнести к жанру пейзажной зарисовки. В нем поэт в очередной раз доказывает свой талант видеть мельчайшие изменения окружающего мира и живо изображать увиденное в поэтическом слове. Перед читателем разворачивается картина замершей в ожидании весеннего дождя природы.
Текст являет собой пример так называемой «чистой лирики»: поэт создает самоценный пейзаж и приглашает вместе с ним насладиться красотой природы, ощутить ее очарование.
Размер стихотворения «Весенний дождь» – четырехстопный ямб с пиррихием, а строки соединены перекрестной рифмовкой. Благодаря этому лирический текст А. А. Фета приобретает плавное звучание, наиболее точно передающее атмосферу предвкушения живительного дождя.
Композиция
Стихотворение «Весенний дождь» сравнительно небольшое по объему, оно состоит из трех строф-четверостиший, в которых постепенно раскрывается представшая перед лирическим героем картина.
- В первой строке А. А. Фет изображает, как обыкновенный солнечный день постепенно готовится к надвигающемуся дождю. Солнце еще блещет, но свет этот пробивается лишь «в разрывы облак», воробей привычно купается в песке, но при этом уже «трепещет», готовится к перемене погоды.
- Изменения становятся заметнее, когда поэт переводит взгляд к горизонту, где «от неба до земли, качаясь, движется завеса», то есть дождь уже вступил в свои права, покрыв «золотой пылью» опушку леса.
- Наконец, в третьей строфе мы видим, как герой и природа благодарно встречают весенний дождь. Его первые капли врываются в пейзаж вместе с запахом душистого меда, а свежая листва радостно принимает долгожданную влагу.
Образы и символы
Центральным образом стихотворения А. А. Фета становится образ весеннего дождя. Интересно, что в самом тексте поэт мастерски обходится без слова «дождь»: от горизонта движется «завеса», «что-то» подошло к саду и барабанит по листьям. Можно предположить, что таким образом А. А. Фет приглашает по-новому, свежим взглядом посмотреть на знакомое явление. Не просто увидеть потемневшее небо и капли дождя, но почувствовать, как меняется все в природе, какие запахи и звуки врываются в жизнь вместе с подступающей стихией.
Еще один образ текста – сам лирический герой. Он не высказывает своих оценок и рассуждений, но мы видим опушку леса и сад именно его глазами. Как и автор стихотворения, которому он близок, герой способен замечать и изображать в слове мельчайшие детали окружающего мира, будь то купающийся в пыли воробей или «золотая пыль» над опушкой леса.
Темы и проблемы
Основная тема стихотворения «Весенний дождь» отражена в его названии – это природа. Весенний дождь, такой долгожданный для природы и приятный для души лирического героя. Дождь появляется в лирическом тексте постепенно: сначала автор изображает сгустившиеся тучи, трепещущих перед дождем птиц, темную завесу на горизонте и только затем «замечает» первые капли. Говоря о дожде «кто-то к саду подошел», поэт делает «оживляет» дождь и делает его полноценным действующим лицом картины.
Использование многочисленных глаголов позволяет А. А. Фету показать динамику подготовки природы к весеннему дождю: солнце «блещет», «трепещет» в пыли воробей, «качаясь, движется» завеса, капли «брызнули», наконец, «подошел» и «барабанит» по листьям сам долгожданный гость.
Основная идея
Весь текст проникнут радостным настроением предвкушения перемен, окрашен в светлые спокойные тона. Автор описывает начало дождя и предшествующие ему едва уловимые изменения природного мира как одно из проявлений гармоничного течения жизни и, в то же время, как случайно подсмотренное маленькое чудо. В самом привычном явлении А. Фету удается увидеть необыкновенную красоту и силу, и поэт с радостью делится своим открытием с читателем. Таков смысл стихотворения «Весенний дождь».
Средства выразительности
Нарисовать живую и образную картину светлого весеннего дня А. И. Фету помогает использование средств выразительности.
- В тексте всего несколько эпитетов, но каждый из них создает яркий образ, добавляет выразительный акцент к общему пейзажу: «золотая пыль», «душистый мед», «свежие листья». Эти образы помогают не только увидеть, но и почувствовать запахи и ощущения, разлитые в воздухе перед наступлением дождя.
- Для описания самого дождя поэт выбирает олицетворение: «Что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит». Автор одновременно заявляет дождь центральным героем всего действия и демонстрирует, что каждая сила в природе – живая. Дождь как долгожданный гость стучится в дверь встречающей его весенней природы, обещая свежесть и обновление.
- Задать всему описанию умиротворенный и светлый настрой А. И. Фету удается с помощью выбранного размера и мастерского создания звукового рисунка текста, в том числе использования ассонансов «о» и «е».
В стихотворении «Весенний дождь» у А. И. Фета получилось создать легкую и живую зарисовку начала весеннего дождя. Способность чувствовать гармонию окружающего мира и замечать происходящие в природе изменения позволили поэту в своем лирическом тексте не только точно изобразить сам пейзаж, но и дать читателю почувствовать атмосферу предстоящего обновления, сконцентрированную в пробивающихся из-за туч лучах света, трепете животного мира и разлитых в воздухе запахах.
Читайте также: