Анализ стиха поэт и толпа
Обновлено: 22.11.2024
Значение поэта в обществе всегда глубоко волновало Александра Сергеевича Пушкина. Этому непростому вопросу он посвятил свое стихотворение «Поэт и толпа». Предлагаем краткий анализ «Поэт и толпа» по плану, который будет полезным при подготовке к уроку литературы в 10 классе.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт и толпа.
История создания – Стихотворение написано в 1828 году.
Тема стихотворения – Роль творца в истории своей страны.
Композиция – Произведение имеет форму диалога и состоит из четырёх условных частей.
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с чередованием парной, перекрёстной и кольцевой рифмовок.
Метафоры – «червь земли», «хладные скопцы».
Олицетворения – «душа вкушает хладный сон».
Сравнения – «душе противны вы, как гробы», «как ветер, песнь его свободна».
История создания
20-е годы XIX столетия стали настоящим испытанием для Александра Сергеевича. Он долгое время находился в ссылке, приобрёл славу опального поэта и постоянно подвергался нападкам цензуры.
Невозможность вести полноценную жизнь и спокойно творить усугублялась чувством вины перед друзьями-декабристами. Пушкин всячески поддерживал декабристское движение, и его провал он переживал крайне болезненно.
Александр Сергеевич всё чаще стал задаваться вопросом о том, какова же истинная роль поэта в социуме. Он осознавал, что с помощью творчества можно изменить сознание людей, а вместе с тем – и весь мир.
Отражением его мыслей и душевных переживаний стало стихотворение «Поэт и толпа», которое он написал в 1828 году. Изначально стихотворение называлось «Чернь», однако оно было переименовано поэтом в 1836 году при подготовке второго издания.
Центральная тема произведения – роль поэта в истории, его влияние на общество. Поэт обеспокоен полным отсутствием понимания между представителями двух противоположных лагерей: теми, кто « рождён для вдохновения» и теми, кто видит в искусстве только личную выгоду.
Поэт вдохновенно декламирует своё произведение, а толпа лишь удивлённо переглядывается, не понимая, для чего он это делает. Лирический герой, чьим прототипом является сам Пушкин, обвиняет чернь в том, что оно не в состоянии по достоинству оценить искусство, и ценит лишь материальные блага, которые насыщают тело, но не душу.
В ответ « чернь » настойчиво требует, чтобы поэт приносил пользу народу своим творчеством. Однако лирический герой уверен, что два лагеря – истинные ценители искусства и те, кто не видит в нём смысла – никогда не придут к обоюдному пониманию. Он всем сердцем презирает чернь, погрязшую в пороках, злобе и глупости, и не видит смысла в том, чтобы тратить свои силы на их просвещение.
Также Пушкин открывает ещё одну насущную проблему своего времени – желание большинства поэтов писать не ради чистого искусства, а для получения материальной выгоды. Продажность собратьев по перу угнетает автора, поскольку написанные на заказ произведения часто имеют красивую форму без глубокого содержания. Обыватели же гораздо больше ценят внешний лоск, нежели наполненность поэзии.
Истинное призвание настоящего поэта Пушкин видит в том, чтобы творить, невзирая на все жизненные трудности и проблемы.
Композиция
Произведение написано в виде диалога между настоящим поэтом (лирический герой) и толпой (« чернь »).
Стихотворение условно можно разделить на четыре части.В первой части показано непонимание и негативная реакция непросвещённой толпы на творчество поэта. Ей невдомёк, для чего нужна поэзия, какая от неё реальная польза.
Во второй части поэт упрекает « чернь » в том, что она беспокоится лишь о собственной корысти.
В третьей части « чернь » наступает на поэта, требуя ощутимой пользы от его творчества, уроков, которые помогут избавиться от пороков.
В финальной части произведения лирический герой, прекрасно понимая, что всё равно не сможет достучаться до сердец бездушной толпы, отказывается удовлетворить эти требования. Тем самым он проводит границу между людьми искусства и обывательской « чернью ».
Ни одна из сторон не хочет прийти к компромиссу. Конфликт неразрешим, и продолжение диалога не представляется возможным.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с чередованием парной, перекрёстной и кольцевой рифмовок.
Произведение написано в жанре лирического стихотворения, поскольку в нём отражены мысли и чувства, глубоко волнующие лирического героя.
Средства выразительности
В своем произведении Александр Сергеевич использует широкий спектр средств художественной выразительности. Среди них метафоры (« червь земли», «хладные скопцы »), эпитеты (« вдохновенная», «рассеянная», «надменный», «непосвящённый »), олицетворения (« душа вкушает хладный сон »), сравнения (« душе противны вы, как гробы», «как ветер, песнь его свободна »).
Читайте также: