Анализ стих пушкина свободы сеятель пустынный
Обновлено: 04.11.2024
Стихотворение А. С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный» – попытка осмыслить проблему русского народа XIX века в библейском контексте. Произведение отражает разочарование автора в романтических идеалах. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Свободы сеятель пустынный» по плану, который пригодится на уроке литературы в 10 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Свободы сеятель пустынный.
История создания – Стихи были написаны в 1823 году во время пребывания поэта в Южной ссылке, опубликованы после смерти Пушкина.
Тема стихотворения – порабощение народа.
Композиция – Анализируемое стихотворение имеет форму монолога лирического героя. По содержанию текст делится на две части: рассказ о тщетной попытке получить плоды «живительного семени », обращение героя к народам. Формально стихотворение разделено на две строфы (шести- и семистишия).
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ и кольцевая АВВА
Метафоры – «свободы сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич».
Эпитеты – «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».
История создания
История создания стихотворения связана с революционными событиями в Западной Европе и личными жизненными перипетиями А. Пушкина. Произведение было написано в 1823 г., когда Александр Сергеевич пребывал в Южной ссылке. Он на протяжении 4 лет находился под строгим присмотром, и это угнетало поэта. Он считал такой распорядок унижением.
Масла в огонь подливали революционные события в Западной Европе, где люди боролись за свои права. Русский народ же отвергал такой путь к свободе, предпочитая оставаться в ярме. Своё отношение к такой позиции Пушкин выразил в анализируемом стихотворении. При жизни поэта его не публиковали, так как мастер пера поднял очень острую проблему.
В литературе XIX века проблема порабощения народа имела широкий резонанс в литературе. Мало таких произведений допускалось цензурой к публикации, но писателей это не останавливало. Эта тема развивается и в строках анализируемого стихотворения. Начинается оно эпиграфом, взятым из Библии. Чтобы донести свои идеи до читателя, Александр Сергеевич интерпретировал притчу про сеятеля, который засевал разные почвы. В благодатной зерна прорастали, а те, которые попали в неблагоприятные условия, гибли.
Произведение написано от первого лица, что позволяет читателю приблизиться к сеятелю, понять его переживания и выводы. В эпицентре стихотворения лирический герой (это и есть сеятель), который рассказывает, как засевал поле семенами. Не зря лирический герой называет себя « сеятелем пустынным »: так он намекает, что кроме него ещё никто не пытался засеять « порабощённые бразды » семенами свободы. К сожалению, его труд не дал плодов. Герой считает, что попусту потратил время.
Он очень разочаровался, когда увидел, что его усилия не привели ни к чему. Из-за этого из уст сеятеля вылетают резкие гневные слова. Мирные народы он называет пасущимися стадами, которые обрекли на рабскую жизнь не только себя, но и потомков.
Образы, созданные Пушкиным, символичные. Так, сеятель – человек с высокими помыслами, готовый вести людей к справедливости и свободе. Семена – это его идеи. Фразу «Я вышел рано, до звезды» тоже нельзя воспринимать дословно. Она означает, что человек начал свой путь в то время, когда его позиция ещё не стала популярной.
Композиция
Композиция простая. Это монолог сеятеля, который автор делит на две части по смыслу: рассказ сеятеля о своём тщетном труде и его резкое обращение к порабощённым народам. Формальная организация стихотворения соответствует смысловой: две строфы (семи- и шестистишие), границы которых совпадают с содержательными частями. Таким образом, поэт выделяет каждую ключевую мысль стихотворения.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. А. Пушкин использует два вида рифмовок: большинство строк соединены перекрёстной АВАВ, некоторые – кольцевой рифмой. В стихотворении есть и мужские, и женские рифмы.
Жанр произведения – элегия. Стихотворение представляет собой грустные размышления философского характера.
Средства выразительности
Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору интерпретировать сюжет из Библии.
Преобладают в тексте метафоры: «свободы сеятель пустынный», «порабощённые бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич». В наборе метафор много традиционных образов: сеятель, семена, стада . Эпитеты придают мыслям завершенность: « рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».
Речь сеятеля эмоциональная, поэтому значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллитерация, например, «с», «ч», «з»: «Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы?».
Читайте также: