10 автор сборника стихов оян казах
Обновлено: 25.12.2024
Миржакып Дулатов (1885 - 1935), (Mirjaqip Dulatuli, Mir Yakup Dulatov - in russian), (Kазах: Міржа;ып Дулат;лы), казахский поэт, писатель, один из лидеров правительства "Алаш-Орды" и национально-освободительного движения Казахстана. Также известен под псевдонимами Мадияр и Аргын.
На фото 1917 года слева направо: А.Байтурсынов, А. Бокейханов и М.Дулатов (руководители "Алаш-Орды").
Миржакип Дулатулы родился 25 ноября 1885 года в ауле Сарыкопа под Кустанаем. Происхождением из рода Аргын Среднего жуза. Мальчик рано лишился матери Демеш, она умерла, когда ему было всего два года, а отец Дулат умер, когда мальчику было 12 лет. Миржакип закончил начальную школу в ауле и сумел в 1897 году поступить в русско-казахское педагогическое училище, которое закончил в 1902 году, став сельским учителем.
В 1904 году произошло событие, изменившее всю его жизнь. В Каркаралы он встретился с Ахметом Байтурсыновым и Алиханом Букейхановым. Под влиянием этих двух лидеров нарождающегося казахского реформистского национального движения он приобрёл антиколониальное, анти-российское мировоззрение.
В 1907 году он едет в Санкт-Петербург на Всероссийский сьезд кадетов делегатом от казахской партии конституционных демократов. В Петербурге он создаёт журнал "Серке" и в его единственном выпуске публикует поэму "Жастарга" (Молодёжи). Он также пишет статью "Бiздiн максатымыз" (Наши цели) для второго номера журнала, который так и не вышел в свет.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Решением от 3 июля 1907 года казахи были лишены права участия в Государственной Думе России, чем в корне подрывалась самая возможность самоуправления. В статье "Закон от 3 июля и казахи" Дулатов подверг критике это решение, как несправедливое. Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может.
Политическое кредо Дулатова четко определилось, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник "Оян, казак!" (Проснись, казах!) под псевдонимом Аргын:
"Kоzindi ash, oyan, qazaq, koter basty,
Otkizbej qarangyda beker jasty.
Jer ketti, din nasharlap, xal haram bop,
Qazagym, endi jatu jaramas-ty".
Книжка была немедленно конфискована. Он сумел переиздать её в 1911 году и вернулся в Тургай. В промежутке Миржакип опубликовал свою дебютную повесть "Бахытсыз Жамал" (Несчастная Жамал) в 1910 году. История угнетенной казахской женщины стала первым произведением прозы в современной казахской литературе.
Одновременно Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национального движения. Из-за своих публикаций он попадает под наблюдение полиции и в поле зрения царской охранки. Попав в черный список, он долго не может устроиться на работу в городе. А в 1911 году арестован в Семипалатинске и проводит полтора года в заключении.
После освобождения, Дулат-улы начинает регулярно печататься в журнале "Айкап" и газете "Казах", которую он основал в 1913 году с А. Байтурсыновым, тоже только вышедшим из семипалатинской тюрьмы, и депутатом Госдумы I созыва А.Букейхановым, пока она не была закрыта осенью 1918 года правительством Керенского. В своих поэмах и статьях он критикует социально-экономическое и политическое положение казахского народа под гнетом имперской администрации. В 1913 году он публикует поэму "Азамат" (Гражданин).
В 1914 году тюрколог В.В.Гордлевский в качестве видных представителей казахской литературы выбрал Абая Кунанбаева и Мир-Якуба Дулатова для "Восточного сборника в честь 70-летия известного востоковеда, академика А.И. Веселовского".
В 1916 году он, а также А.Байтурсынов и А.Букейханов выступили против царского указа о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Миржакип стал тогда создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим.
Летом 1917 года Миржакип Дулатов становится одним из организаторов Первого всекиргизского сьезда в Оренбурге, где фактически оформляется первая казахская политическая партия "Алаш". Тогда же Миржакип, приветствуя, назвал делегата сьезда от Семипалатинской области известного ученого, путешественника Григория Николаевича Потанина, прекрасно говорившего на казахском языке, «нашим сибирским особопочитаемым аксакалом». И уже в декабре 1917 года после Октябрьского переворота в метрополии снова в Оренбурге собирается Второй общекиргизский сьезд, который провозглашает Киргизскую (Казахскую) автономию в России меньшевиков. Дулатов становится членом правительства "Алаш-Орда" вместе с его руководителями Букейхановым и Байтурсыновым.
Вплоть до мая 1919 года "Алаш-Орда" пыталась вести переговоры как с красными, так и с белыми. Но её не признавали ни те, ни другие. Верховный правитель России адмирал Колчак отказался от переговоров, а пришедшие к власти большевики упразднили Автономию "Алаш-Орды" в феврале 1920 года. Её лидеры были амнистированы, и, хотя вошли в местные органы управления, постоянно находились под наблюдением НКВД.
Дулатов вернулся к издательской и педагогической деятельности и с 1922 по 1928 год жил в Оренбурге. В 1928 году Миржакып резко выступил против отмены арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы "государственном статусе" казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии, но 29 декабря 1928 года был арестован по обвинению в казахском национализме.
В тюрьме в Кзыл-Орде в соседних камерах с ним сидели Жусипбек Аймауытов и опять, как и в царское время, Ахмет Байтурсынов. На допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в "национализме", Миржакип пояснил: "Мы хотим, чтобы наше отчество принадлежало нам". Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: "Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует". Ему дали расстрел, но потом заменили на 10 лет лагерей.
Он отсидел в Бутырской тюрьме два года, затем был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения. Там его узнал учёный и священник Флоренский, имя Миржакипа уже было в "Литературной энциклопедии", и устроил его фельдшером, спасая от тяжелых работ. Мустафа Шокай пытался устроить Дулатову побег из Соловков, когда туда зашло торговое судно из Франции, но арестант отказался, боясь за судьбу семьи. И 5 октября 1935 года Дулатов был расстрелян в лагере.
Его дочь Гульнар, врач по профессии, много сделала для сохранения литературного наследия отца и его реабилитации.
Дулатов был посмертно реабилитирован в 1988 году. Он был признан пионером современной казахской литературы и одним из лидеров национально-освободительного движения.
Ежегодно Союзом писателей Казахстана присуждается литературная премия им. М.Дулатова.
С 2003 года Кустанайский инженерно-экономический университет носит его имя.
В 2005 году в Казахском национальном университете им. Аль Фараби в Алма-Ате был открыт памятный барельеф основателям казахской журналистики и печати Алихану Бокейханову, Ахмету Байтурсынову и Миржакипу Дулатову.
Его именем названы улицы в Астане, Алма-Ате, Кустанае и других городах Казахстана.
Oyan! Qazaq!, 1909
Baqitsiz Jamal, 1910
Azamat, 1913
Terme, 1915
Esep Kurali, 1922
Kiyragat Kitabi, 1924
*"Оян, казак", Алматы, Алтын Орда, 1991.
*Миржакып Дулатулы. Шыгармалары (Сочинения в 2 томах), Алматы, Жазушы, 1991.
*Миржакип Дулатулы. Сочинения в 5 томах, Алматы, 2002-2003.
*Tomohiko Uyama, The Geography of Civilizations: Chapter 3-A Spatial Analysis of the Kazakh Intelligentsia's Activities, From the Mid-Nineteenth to the Early Twentieth Century.
*Asur Ozdemir, Kazak Turklerinin Buyuk Edibi, Mirjakip Dulatuli, Bilim ve K;lt;r Dergisi (bilig-3/Fall, Istanbul,1996)
Читайте также: