Влияние индивидуума основанное на занимаемом им положении должности статусе и т д
Обновлено: 14.11.2024
2. Как проявляется использование экономических методов управления в целях индивидуальной мотивации трудовой деятельности рабочих?
3. Когда исследователи начали заниматься теорией человеческого капитала?
Понятие авторитета, власти и лидерства
Авторитет (от лат. «auctoritas» — власть, влияние) — влияние индивидуума, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.; признание за индивидуумом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.
В общем смысле власть — это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия. Власть есть право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, которое он занимает в организационной структуре. Власть, если ее рассматривать с этой точки зрения, имеет межличностный характер и не имеет ничего общего с конкретным человеком, занимающим его положение. Напротив, авторитет в большей степени персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния на других людей. Таким образом, авторитет — это прямой результат воздействия личности человека.
Лидер (от англ, «leader» — ведущий) — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Рассмотрим более подробно понятия «власть», «авторитет» и «лидерство».
Власть руководителя может принимать разнообразные формы. Так, по классификации Френча и Рейвена она имеет пять основных форм:
1) власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать так, что помешает удовлетворению какой-то насущной потребности или вообще может причинить какие-то другие неприятности;
2) власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие;
3) экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность;
4) эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.
5) вера исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания и его долг заключается в подчинении им.
Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого менеджер может заставить подчиненных выполнить работу, но и они же служат средствами, которые могут быть использованы неформальным лидером, обладающим авторитетом, чтобы помешать достижению целей организации.
Способы влияния на подчиненных могут быть эмоциональными (заражение, подражание) и рассудочными (внушение, убеждение, просьбы, угрозы, подкупы, приказ). Важнейшим фактором личного влияния является авторитет.
Авторитет — это заслуженное доверие, которым руководитель пользуется у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета: официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус), и реальный, заключающийся в фактическом влиянии, реальном доверии и уважении (субъективный статус).
Забота об авторитете руководителя — не только его личное дело, но и высшего руководства, и руководителя одного уровня, и особенно подчиненных, которые призваны его укреплять, оберегать и повышать. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность.
Правильное формирование и укрепление авторитета менеджера способствует и управлению конфликтами и стрессами.
Лидером обычно считают человека, высокая степень значимости которого признается большинством членов группы при решении их общей задачи. Феномен лидерства возникает в проблемных ситуациях, с которыми сталкивается группа в своей деятельности.
Основные функции, которые выполняют лидеры в процессе регулирования поведения группы: установка и поддержание норм ее поведения и мотивирование последнего в соответствии с установленными нормами. Кроме этого, осуществляет еще ряд основных функций:
1) координатора группового поведения (распределяет роли, обязанности, задания);
2) контролера поведения каждого члена группы (наблюдает за исполнением порученных ролей, обязанностей, заданий);
3) планировщика действий и средств, при помощи которых группа достигает своих целей (эта функция может включать в себя определение как краткосрочных, так и долгосрочных планов групповой деятельности);
4) политика (устанавливает дополнительные цели и основные линии группового поведения, помимо формально-организационных целей, которые и определяют границы первичного трудового коллектива; лидер-политик может предложить и такие цели, как соревнование с другим коллективом, освоение новой техники, овладение смежными профессиями);
5) эксперта (почти во всех случаях, когда члены группы зависят от Человека, технические знания и квалификация которого необходимы Для осуществления групповых целей, вокруг этого лица происходит Поляризация власти, которую он может использовать для укрепления своей роли лидера);
6)представителя группы (представляет всех членов группы, их коллективный разум, интересы, волю, желания и т.д.);
7)арбитра (выступает как судья, прокурор, защитник и утешитель, мотивируя поведение членов группы, использует неформальные социальные санкции, т.е. приемы, при помощи которых люди, знающие близко друг друга, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми, кто не оправдывает их надежд);
8)примера (служит эталоном, моделью поведения для остальных членов группы, т.е. наглядно показывает, кем они должны быть и что делать, при этом особое место в сознании людей занимают лидеры референтных групп);
9) символа группы (это характерно для групп с высокой степенью сплоченности членов, которые стремятся не только к внутренним, но и к чисто внешним отличиям от остальных индивидуумов;
члены таких групп прибегают к определенным знакам отличия в
одежде и поведении — галстукам, нашивкам, значкам, ритуалам
приветствия; их лидеры начинают выполнять функции символов;
их имена присваивают всему движению и косвенно его участникам,
в мире бизнеса владельцы фирм сами осуществляют такую символизацию, религиозные течения и секты носят имена своих основателей и т.п.);
10)носителя ответственности (освобождает членов группы от индивидуальной ответственности за личные решения и действия);
11)«отца» (истинный лидер — это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности, отеческая роль во многом объясняет ту почти беспредельную власть, которую иногда приобретают лидеры при определенных условиях); в Японии, эта функция является самой важной и всеобъемлющей, особенно для низовых руководителей;
12)носителя групповой вины (действительно, негативный эмоциональный лидер в том случае, когда группа выйдет из проблемной ситуации, окажется объектом нападок и обвинений; это происходит и в
тех случаях, когда группа утратит иллюзии относительно действительных целей и личности своего лидера).
Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Такой характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и питающих ее источников. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
Соотношение понятий «лидер» и «менеджер»
Природа лидерства может быть понята лучше, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и питающие ее источники. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения •«начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями <илидер — последователь».
Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной степени свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером.
Лидер и менеджер отличаются по многим позициям (табл. 12.1). Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.
________ – процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий человеку понимание реальности и ориентацию в ситуации.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
___________ – преобразование передаваемой информации с помощью символов в послание или сигнал, который может быть передан.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
Рисковая _______ представляет собой событие, обусловленное причинами и факторами риска, которое может привести к негативным или позитивным последствиям (например, отсутствие финансирования организации со стороны дебиторской компании).
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
_______ каналы коммуникаций - каналы, которые определены, установлены руководством.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
__________ риск - нерегулярный риск, вызываемый исключительно редкими событиями и форс-мажорными обстоятельствами, риск, реализующийся с очень низкой вероятностью (например, разрушение собственности в результате падения метеорита).
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
________ персонала – использование внешних факторов воздействия, заставляющих сотрудника работать более эффективно и повышать свою производительность труда.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
_______ – понятие, характеризующее такой тип отношений, когда последствия некоторого явления, события, действия или процесса оказываются неблагоприятными для данного объекта.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
Установите соответствие:
Теория справедливости (равенства)
исходит из того, что поведение людей определяется не только потребностями, а также зависит от ожиданий человека
Теория Портера-Лоулера
(ее называют также теорией справедливости или комплексной теорией) включает основные положения теории ожиданий и теории справедливости
Теория ожидания.
основывается на утверждении, что люди субъективно оценивают соотношение между затраченными усилиями и полученным вознаграждением и сравнивают это соотношение с показателями других людей, выполнявших такую же работу
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
___________ деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от: пользования имуществом; продажи товаров; выполнения работ; оказания услуг.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
__________ риск-менеджмента - совокупность внутренних и внешних факторов (условий), в рамках которых осуществляется управление рисками.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
_________ — отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
________ – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
__________ рисками — логический и систематический процесс, который можно применять для выбора пути дальнейшего совершенствования деятельности, повышения эффективности бизнеса.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
___________ – наемный специалист, занятый профессиональной управленческой деятельностью в аппарате управления организации, обладающий специальными компетенциями и наделенный для этого властными полномочиями.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
________ — влияние индивидуума, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.; признание за индивидуумом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
Риск -_________ (управление рисками) — процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
_________ – перевод символов отправителя в мысли получателя.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
Установите соответствие:
Анализ рисков
определить, где, когда, почему и как рисковые ситуации могут помешать или благоприятствовать достижению запланированных результатов (целей).
Оценка рисков
разработка и внедрение экономически целесообразных стратегий и планов мероприятий, цель которых — увеличение потенциальной выгоды и сокращение потенциальных издержек, возникающих впоследствии рисковых ситуаций.
Принятие и реализация рискового решения
сравнение уровня риска с ранее установленными критериями; в соответствии с полученными данными и параметрами модели риск-менеджмента – определение баланса между потенциальными выгодами и негативными последствиями.
Идентификация рисков
определить последствия и вероятность возникновения риска, а также причины и факторы возникновения рисковых ситуаций, выявить и оценить имеющиеся инструменты (модели и методы) контроля рисков.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
________ конфликта – то, что становится объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон, предметом споров, борьбы и переговоров участников взаимодействия.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
_________ риск – возможность неожиданной или незапланированной потери без альтернативы возможного выигрыша; этот класс риска – сфера страхования и управления риском.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
________ – ситуация, при которой полностью или частично отсутствует информация о вероятных будущих событиях.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
Менеджмент ________ — управление коммерческой деятельностью, хозяйственными организациями.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
Коммуникационная _______ – соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе людей с помощью информационных потоков.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
_______ – возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной или какой-либо другой деятельности.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
Коммуникационный _________ – обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
________ – внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
__________ – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
__________ риск - регулярный риск, внутренне присущий данному объекту и (или) ситуации, а также основанный на природных или социальных закономерностях (в частности, риски автомобильных аварий или градобитие посевов).
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
_________ конфликтом – целенаправленное воздействие на конфликтную ситуацию с целью минимизации или полного устранения причин конфликта, или коррекция поведения ее участников.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
В передовых фирмах принуждение уступает место убеждению, строгий контроль — доверию, подчинение — ___________.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название ___________ лидерства
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
_________ риска — условия, в которых проявляются причины риска, обусловливающие появление рисковых ситуаций.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
__________ – принятый образец восприятия, интерпретации информации, основанный на предшествующем социальном опыте.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
________ - отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.
Получить ответ
Менеджмент (СП) (курс 1)
3699.02.01;ТТА.01;1
Установите соответствие между понятиями и их определениями:
Авторитарный стиль руководства
руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе целей организации
Степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов называется
Авторитет — 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.; 2) внутреннее признание окружающими за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности.
АВТОРИТЕТ — значение или влияние лица, письменного источника и т.п., которое находит нужным постоянно учитывать какой то человек или определенная группа. В зависимости от того, о какой области идет речь, можно говорить об А. филос. религиозном, научном и т.д … Философская энциклопедия
авторитет — а, м. autorité f. 1. един. юр. Повеление, распоряжение. Сл. 18. Ведомость о действе флота гишпанского .. без сумнительно достоверна, понеже печатается она авторитетом гишпанского секретаря и из секретарской канцелярии исходит. Кантемир Рел. 1 28 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
авторитет — (от лат. autoritas влияние, власть) 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе (см. статус социальный) и т. д.; 2) признание за индивидом права на … Большая психологическая энциклопедия
авторитет — АВТОРИТЕТ, авторитетность, вес, влияние, положение, престиж, царь, устар. кредит АВТОРИТЕТНЫЙ, признанный, разг. весомый АВТОРИТЕТНО, разг. весомо … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Авторитет — Авторитет ♦ Autorité Законная или признанная власть, а также добродетель, позволяющая эту власть осуществлять. Авторитет – право приказывать другим людям и искусство заставлять их слушаться приказов. см. Апелляция к авторитету … Философский словарь Спонвиля
* * *
[от лат. autoritas — влияние, власть] — 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.; 2) внутреннее признание окружающими за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности. В первом значении понятие «авторитет» в социальной психологии нередко соотносится с представлением о власти и с ролью руководителя. В этом смысле определенным авторитетом обладает любой индивид, который легко добивается от партнеров по взаимодействию и общению подчинения и мнение которого воспринимается ими как подлежащее немедленному и беспрекословному исполнению. Но сам по себе факт послушания в условиях ролевого давления не гарантирует от того, что в ситуации ослабленного контроля поведение индивида качественно не изменится. При этом падение ролевого статуса носителя властного авторитета нередко приводит к принципиальному снижению степени его влияния, т. к. основой последнего являлась именно и только его формально-статусная позиция. Подобный тип влияния в социальной психологии определяется как «авторитет власти». Во втором значении авторитет может и не совпадать с властью — им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими официальными полномочиями, но обладающий, несмотря на это, подлинной «властью авторитета». Обязательной составляющей такого собственно личностного авторитета является высокая ценность индивида для окружающих и как источника значимой для них информации, и как позитивно референтного лица, чье мнение рассматривается в качестве важного ориентира, необходимого для обоснованного принятия решения. Степень социального влияния конкретного лица резко возрастает, если происходит интеграция ролевого и личностного авторитета. Отношения авторитетности — качественно более высокая ступень развития межличностной значимости, чем собственно референтные отношения. Авторитетному лицу авансируется доверие, его мнение признается изначально верным, воспринимается как прямое руководство к действию, а успех ожидается и предвидится. Такие отношения являют собой пример ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубоко эмоциональную окраску. Авторитет такого индивида обусловлен его «идеальной» представленностью в сознании других и значимостью для этих других тех преобразований, которые он осуществил своей деятельностью в интеллектуальной и эмоциональной сферах личности окружающих. Авторитет того или иного лица может признаваться не только в той области, в которой он был изначально завоеван. Возможен процесс «иррадиации авторитета», т. е. переноса его на те сферы жизнедеятельности, где право данной личности на авторитетное влияние не проверялось. В том же случае, когда индивид признается авторитетным лишь в одной из сфер жизнедеятельности и не выступает в качестве такового в других, в социальной психологии принято говорить о «спецификации авторитета». При этом спецификация авторитета в реально функционирующих малых группах наиболее ярко проявляется в условиях многоплановой групповой деятельности, а иррадиация авторитета — в условиях жестко структурированной групповой монодеятельности, что нередко приводит к высокой степени персонализированности элиты в сознании деперсонализированной основной части членов общности. Авторитет является одним из трех факторов (наряду с аттракцией и властными полномочиями), характеризующих основания межличностной значимости «другого» и для отдельной личности, и для группы в целом.
Проблематика авторитета и отношений авторитетности уже целый ряд десятилетий является традиционной в рамках социальной психологии. Так, например, классический эксперимент по исследованию авторитета как фактора социального влияния провел еще в 1963 г. американский психолог С. Милграм. Испытуемому объясняли, что целью исследования, в котором ему предстоит принять участие, является поиск методов улучшения памяти. По словам представительного и строгого экспериментатора, облаченного в белый халат и окруженного сложными лабораторными приборами, уже доказано положительное влияние на память такого метода, как поощрение. Целью же данного эксперимента является изучение влияния наказания. Для этого испытуемый вместе с другим случайно выбранным добровольцем должен, прежде всего, вытянуть жребий, который рассудит, кто будет исполнять роль «учителя», а кто «ученика». «Ученик» должен постараться максимально точно запомнить пары слов из длинного списка, после чего «учитель» в случайном порядке начинает зачитывать первые слова в парах. Задача «ученика» — правильно дополнить каждую из пар. Все это выглядело бы вполне банальной и скучной процедурой, если бы не одна деталь: за каждый неверный ответ «ученик» получает удар током. При этом сила разряда увеличивается с каждым неверным ответом. Функцию «палача» выполняет «учитель». Для этого в его распоряжении имеется электрогенератор, и он имеет возможность варьировать напряжение от 15 до 450 вольт. Надписи на приборе сообщают о степени воздействия силы разряда на человеческий организм. Так, например, напряжение в 15—60 вольт вызывает «легкий шок», а в 375—420 вольт — «жестокий шок», опасный для жизни. Перед началом исследования, экспериментатор показывает испытуемому, играющему роль «учителя», как правильно обращаться с прибором и в доказательство того, что все работает, «угощает» последнего легким разрядом в 75 вольт. Согласно инструкции экспериментатора, «учитель» должен увеличивать напряжение на 15 вольт при каждом неверном ответе ученика.
С. Милграм, разработавший и реально осуществивший целую серию экспериментов подобного рода, не был привлечен к уголовной ответственности: вся эта жуткая сцена была «постановочной» от начала до конца. Реальным испытуемым был только один человек и именно ему неизменно доставалась роль «учителя». Вторым «испытуемым», которому всегда выпадал незавидный жребий «ученика», был ассистент экспериментатора. Естественно, никакого электрического разряда при включении тумблера электрогенератора «учителем» «ученик» не получал.
Подлинной целью эксперимента было выяснение того, насколько далеко готова пойти та или иная личность в своей готовности подчиниться авторитету исследователя. При этом, как отмечал С. Милграм, «первоначальная процедура не предполагала обратной связи от жертвы. Мы полагали, что вербальные и цифровые обозначения на контрольной панели электрогенератора станут достаточно мощным противовесом давлению экспериментатора. Однако этого не случилось. При отсутствии протестов со стороны участника практически все испытуемые, подчиняясь требованию экспериментатора, беспечно нажимали рычаги, словно не видя надписей под ними: “Очень высокое напряжение” и “Опасно для жизни”. . Необходимо было ввести какую-то дополнительную силу, которая укрепляла бы сопротивление испытуемого приказам экспериментатора. . Такой силой стали протесты жертвы. Сначала это были протесты в форме слабых возражений, однако, этого оказалось недостаточно для того, чтобы уравновесить силу давления экспериментатора. Поэтому мы решили, что протесты жертвы должны быть более резкими и настойчивыми. К нашему ужасу, даже самые отчаянные протесты жертвы не помешали некоторым испытуемым применить к ней самое суровое наказание»1.
В ходе дальнейших экспериментов было показано, что свыше 60% испытуемых, следуя указаниям экспериментатора, увеличивали силу тока вплоть до максимального значения в 450 вольт, несмотря на отчаянные крики жертвы и даже пугающую тишину, наступавшую после рубежа в 370 вольт.
То, что в данном случае речь идет именно о подчинении авторитету роли подтвердили результаты модифицированной исследовательской процедуры. Так, в одном из вариантов эксперимента, «исследователь велел Учителю остановиться, в то время как жертва храбро настаивала на том, чтобы Учитель продолжал. Результат говорит сам за себя: 100% испытуемых отказались выдать хоть один дополнительный электрический разряд, когда этого требовал всего лишь такой же испытуемый как они. В другом случае исследователь и второй испытуемый менялись ролями таким образом, что привязанным к креслу оказывался экспериментатор, а второй испытуемый приказывал Учителю продолжать (при этом исследователь бурно протестовал). И вновь ни один испытуемый не прикоснулся к кнопке»2.
В экспериментах С. Милграма мы сталкиваемся с поразительными результатами воздействия на личность «авторитета власти» и «власти авторитета» в их совокупности. Экспериментальная ситуация сознательно структурирована таким образом, что всячески подчеркивается ролевой статус экспериментатора. При этом как на формально-рефлексивном уровне он прямо и официально представляется в качестве руководителя эксперимента, так и на уровне многочисленных невербальных сигналов, адресованных скорее подсознанию испытуемого (уверенный тон, белый лабораторный халат, папка в руках — и все это на фоне сложного оборудования непонятного назначения). Вместе с тем совершенно очевидно, что в рассматриваемой ситуации реальный властный ресурс собственно ролевой позиции экспериментатора явно недостаточен для того, чтобы подвигнуть массу людей на жестокие и, более того, несущие прямую угрозу для жизни действия в отношении беззащитного человека. В экспериментах С. Милграма на «авторитет власти», продуцируемый ролью организатора и руководителя эксперимента, накладывался гораздо менее формализованный (хотя, по-видимому, в большинстве случаев, и деперсонализированный) авторитет, связанный с «идеально» представленным в сознании испытуемых образом ученого как лица заслуженного и высококомпетентного в соответствующей области, «знающего что делает» и к тому же преследующего социально значимые, «прогрессивные» цели. Подобное наложение порождает своего рода резонансный эффект в плане роста влияния авторитета, что и наблюдалось в описанных экспериментах.
По мнению С. Милграма, резонансный эффект такого рода может привести к тяжелым последствиям: «Я видел как достойные люди, подчиняясь требованиям авторитетного лица, с ошеломляющим постоянством совершают бессердечные, жестокие поступки. . Если в нашем исследовании некий экспериментатор смог подчинить себе взрослых людей, заставив их подвергнуть болезненным ударам тока пятидесятилетнего человека вопреки его протестам, то на какие же поступки может толкнуть граждан правительство, которое обладает куда большим авторитетом и огромными властными полномочиями?»1. При всей актуальности и справедливости данного замечания, описанный резонансный эффект может иметь большое значение для достижения и позитивных целей. По сути дела, интеграция «власти авторитета» и «авторитета власти» является важным условием эффективности лидерства в любой сфере человеческой деятельности.
В рамках своей профессиональной деятельности практический социальный психолог, сталкиваясь с феноменом авторитета, должен рассматривать подобную систему отношений в реально функционирующем сообществе как существенный ресурс реализации принятой им программы психологического сопровождения данной конкретной группы, а не только как характеристику особенностей межличностных отношений в ней. В зависимости от уровня социально-психологического развития группы, ее композиционных показателей, специфики совместных действий ее членов практический социальный психолог именно через авторитетное лицо способен наиболее эффективно решать стоящие перед ним профессиональные задачи, избегая при этом применения, как правило, малопродуктивного приема воздействия, что называется, «в лоб».
* * *
признание, уважение человека со стороны окружающих людей; способность данного человека оказывать влияние на других людей демократическими методами, служить образцом для подражания, источником Идей, норм и социальных форм поведения.
(от лат. autoritas – власть, влияние) – 1) общепризнанное неформаль ное влияние какой-либо личности (группы людей, организации) на окружающих через устоявшуюся систему социально-психических отношений; 2) высокий статус личности в группе, коллективе.
* * *
(от лат. autoritas – влияние, власть). 1. Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. п. В данном случае А. соотносится с представлением о власти. 2. Признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности. В этом значении А. может и не совпадать с властью – им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими полномочиями, но являющийся своего рода нравственным эталоном и в силу этого обладающий высокой степенью референтности для окружающих. А. играет большую роль в социальных конфликтах. Во-первых, в конфликтном взаимодействии индивид, обладающий А., имеет больше шансов на поддержку окружающими своей позиции, даже если справедливость и обоснованность его требований не очевидна. Во-вторых, поддержка одного из оппонентов лицом или группой, обладающих А., заметно повышает его ранг и, соответственно, шансы на победу. В-третьих, обладание медиатором А. является необходимым условием успеха его посреднической деятельности. Напр., третейский судья должен обладать высоким А.
Авторитет заключается в признании за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в обществе, их значимости для человечества, для того или иного объекта, сферы социальной жизни, науки, и базирующемся на этом ненасильственном влиянии его носителя на тот или иной объект, обуславливающем определенную исторически изменяющуюся форму подчинения действий и мыслей людей положениям и нормам, вытекающим из установок субъекта [1] .
В отличие от принуждения, базирующегося на реальном или символическом насилии, влияние авторитета основано на добровольном подчинении. Обязательным условием является легитимность источника авторитета. В соответствии с концепцией М. Вебера, авторитет может освящаться тремя источниками:
- Традиция (авторитет церкви);
- Рационально обоснованная законность;
- Аффективная законность, основанная на харизме лидера.
Содержание
В России и странах бывшего СССР
В Викисловаре есть статья «авторитет»Примечания
- ↑ Ефремов И. И. Функции и роль авторитета как феномена социальной жизни. Философия и общество. Выпуск №1(38)/2005. С. 38 [1]
- ↑Тема II. Тюремная субкультура(2)
- ↑Авторитетный предприниматель
- ↑Черт подбирает куски своей красной свитки
- ↑КОРРУПЦИЯ В АППАРАТЕ ГУБЕРНАТОРА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ КОЖЕМЯКО
- ↑Последний антигерой боевика
- ↑Разные политкорректности
- ↑Словарь от А до О (1/3)
Ссылки
См. также
Источник
- Общество
- Социальные роли
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы:Полезное
Смотреть что такое "Авторитет" в других словарях:
АВТОРИТЕТ — значение или влияние лица, письменного источника и т.п., которое находит нужным постоянно учитывать какой то человек или определенная группа. В зависимости от того, о какой области идет речь, можно говорить об А. филос. религиозном, научном и т.д … Философская энциклопедия
авторитет — а, м. autorité f. 1. един. юр. Повеление, распоряжение. Сл. 18. Ведомость о действе флота гишпанского .. без сумнительно достоверна, понеже печатается она авторитетом гишпанского секретаря и из секретарской канцелярии исходит. Кантемир Рел. 1 28 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
авторитет — (от лат. autoritas влияние, власть) 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе (см. статус социальный) и т. д.; 2) признание за индивидом права на … Большая психологическая энциклопедия
авторитет — АВТОРИТЕТ, авторитетность, вес, влияние, положение, престиж, царь, устар. кредит АВТОРИТЕТНЫЙ, признанный, разг. весомый АВТОРИТЕТНО, разг. весомо … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Авторитет — Авторитет ♦ Autorité Законная или признанная власть, а также добродетель, позволяющая эту власть осуществлять. Авторитет – право приказывать другим людям и искусство заставлять их слушаться приказов. см. Апелляция к авторитету … Философский словарь Спонвиля
Авторитет (от лат. «auctoritas» — власть, влияние) — влияние индивидуума, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.; признание за индивидуумом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности. В первом значении понятие «авторитет» в социальной психологии нередко соотносится с представленной властью. Во втором значении оно может и не совпадать с отождествлением власти, им может пользоваться индивидуум, не наделенный соответствующими полномочиями, но являющийся своего рода нравственным эталоном и в силу этого обладающий высокой степенью референтности для окружающих. Референтность (от лат. referens — сообщающий) — отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц.
В общем смысле власть — это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия. Власть есть право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, которое он занимает в организационной структуре. Власть, если ее рассматривать с этой точки зрения, имеет межличностный характер и не имеет ничего общего с конкретным человеком, занимающим его положение. Напротив, авторитет в большей степени персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния на других людей. Таким образом, авторитет — это прямой результат воздействия личности человека.
Лидер (от англ, «leader» — ведущий) — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Рассмотрим более подробно понятия «власть», «авторитет» и «лидерство».
Власть руководителя может принимать разнообразные формы. Так, по классификации Френча и Рейвена она имеет пять основных форм.
Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого менеджер может заставить подчиненных выполнить работу, но и они же служат средствами, которые могут быть использованы неформальным лидером, обладающим авторитетом, чтобы помешать достижению целей организации.
В американском менеджменте различные формы власти в хозяйственных корпорациях рассматриваются в более широком контексте — это власть принуждения, наказания, вознаграждения, закона, примера, знания, авторитета и личного обаяния. С некоторой долей условности принято считать, что первые четыре формы власти закреплены в системе за формальным, или официальным, руководителем, а четыре остальные — за неформальным лидером коллектива.
Менеджер имеет власть над подчиненными, однако в некоторых ситуациях и подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них по таким вопросам, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях и т.п. Отсюда следует, что менеджер должен понимать и учитывать тот факт, что поскольку подчиненные тоже часто обладают властью, то использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать свою собственную власть. Поэтому следует поддерживать разумный баланс власти, которой должно быть достаточно для достижения целей организации, но которая не должна вызывать у подчиненных отрицательных реакций.
Способы влияния на подчиненных могут быть эмоциональными (заражение, подражание) и рассудочными (внушение, убеждение, просьбы, угрозы, подкупы, приказ). Важнейшим фактором личного влияния является авторитет.
Авторитет — это заслуженное доверие, которым руководитель пользуется у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям. Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета: официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус), и реальный, заключающийся в фактическом влиянии, реальном доверии и уважении (субъективный статус).
Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, положительно влияет на них.
Забота об авторитете руководителя — не только его личное дело, но и высшего руководства, и руководителя одного уровня, и особенно подчиненных, которые призваны его укреплять, оберегать и повышать. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность.
Укрепляя авторитет, менеджеру необходимо следить за тем, чтобы он не подавлял им, не сковывал инициативу подчиненных. Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху, в результате появляется мнимый, или ложный, авторитет (псевдоавторитет).
Правильное формирование и укрепление авторитета менеджера способствует и управлению конфликтами и стрессами.
Лидером обычно считают человека, высокая степень значимости которого признается большинством членов группы при решении их общей задачи. Феномен лидерства возникает в проблемных ситуациях, с которыми сталкивается группа в своей деятельности [7, с. 86—94].
10)Основные функции, которые выполняют лидеры в процессе регулирования поведения группы: установка и поддержание норм ее поведения и мотивирование последнего в соответствии с установленными нормами.
Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Такой характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и питающих ее источников. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
Соотношение понятий «лидер» и «менеджер»
Природа лидерства может быть понята лучше, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и питающие ее источники. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер — последователь».
Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной степени свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером.
Лидер и менеджер отличаются по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.
Случилось мне сказать ребенку слово "авторитет", на что последовал вопрос - что это значит? Конечно посоветовала открыть словарь по Далю.. Ан нет такого там.. вопрос ребенок слово словарь даль авторитет
4 года Ответы Шрек БолотныйАвторитет (нем. Autorität, от лат. auctoritas — «власть, влияние») — в общем смысле: значение и основанная на значении или с ним соединённая власть; в узком — влияние умственное, побуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели. Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.
Авторитет заключается в признании за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в обществе, их значимости для человечества, для того или иного объекта, сферы социальной жизни, науки, и базирующемся на этом ненасильственном влиянии его носителя на тот или иной объект, обуславливающем определенную исторически изменяющуюся форму подчинения действий и мыслей людей положениям и нормам, вытекающим из установок субъекта.
Стареет , стареет дружище Даль )))
Читайте также: