Власть индивида основанной на занимаемом им положении общественном статусе или должности
Обновлено: 14.11.2024
Степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов называется
Авторитет — 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.; 2) внутреннее признание окружающими за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности.
1. только ед. Общепризнанное значение, влияние. Пользоваться вполне заслуженным авторитетом. Иметь авторитет. Приобрести авторитет.
2. Лицо, пользующееся авторитетом (в 1 знач.). Этот ученый - авторитет в своей области.
Политическая наука: Словарь-справочник
авторитет(от лат. auctoritas власть, влияние)
в широком смысле - общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком: одна из форм осуществления власти; тип власти, при котором люди с готовностью подчиняются приказам, поскольку считают осуществление власти легитимным. М. Вебер различал легально-рациональный, традиционный и харизматический авторитет. Легально-рациональный авторитет предполагает подчинение формальным правилам, которые были установлены посредством общепризнанных процедур. Следование традиционному авторитету предполагает принятие правил, которые воплощают обычаи и древнюю практику. В случае харизматического авторитета приказам подчиняются потому, что последователи верят в экстраординарные качества своего лидера. Всякий режим, который пользуется минимальной общественной поддержкой, имеет, с точки зрения М. Вебера, некоторые основы легитимности, даже если этот режим в значительной мере полагается на силу.
Этимологический Словарь Русского Языка
авторитетЛатинское – auctoritas (влияние, власть).
В русском языке слово «авторитет» стало известным с начала XVIII в., а широко употребительным – с начала XIX. Первоначально оно использовалось в форме «ауторитет», которая указывает на европейское заимствование, скорее всего – через немецкое посредство.
Слово восходит к латинскому auctoritas от auctoritaris – «суждение», «совет» и позже – «влияние, власть». Латинское auctoritas – образование от auctor – «автор, творец» Родственными являются:
Католическая Энциклопедия
авторитет(от лат. auctoritas — право, власть) — общепризнанная значимость определенного лица, обществ. института или к.-л. текста, основанная на нравственных достоинствах, знаниях и т.п. Обычно различают эпистемический А. (А. знатока) и деонтический А. (А. начальника). Первый касается знаний, второй — действий. «В первом случае некто является для меня А., когда я убежден, что он знает данную область лучше меня и что он говорит правду. Некто является для меня деонтическим А., когда я убежден, что смогу достичь цели, к которой стремлюсь, только выполняя его указания» (Ю.М. Бохеньский, Сто суеверий). В богословии понятие А. рассматривается в связи с проблемой спасения и относится прежде всего к Богу, явившему Свою волю в Откровении и засвидетельствовавшему истинность Откровения чудесами и пророчествами. Следует различать А. Божественный и производный от него А. церковный.
Божественный А. Относительно значения Божественного А. со времен апологетов в христ. мысли сложились две позиции: Тертуллиан, Киприан Карфагенский, Августин, Дунс Скот подчеркивали роль воли в принятии верой авторитетности слова Божия; с другой стороны, Климент Александрийский, Ориген, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский придерживались точки зрения, в соответствии с которой следует согласовать и приспособить друг к другу требования разума и А. Откровения, а необходимость такого приспособления (аккомодация) проистекает из постулата тождественности порядка творения и спасения. Антропоцентризм нового времени привел к кризису понятия А. в европ. мысли (Декарт, Кант), что породило, с одной стороны, отрицание Божественного А. в рационализме, а с другой (как реакция на рационализм) — радикальную критику разума в фидеизме. Отцы I Ватиканского собора, принимая фундаментальную открытость человека для веры, сформулировали догм. определение о возможности познания Бога человеч. разумом (DH 3004), в то же время подчеркнув значение веры как послушания А. открывающего Себя Бога (DH 3008).
Церковный А. Руководимая Св. Духом, Церковь обладает эпистемическим А. в вопросах веры (безошибочность) и деонтическим А. в том, что касается сферы управления (каноническое право). Роль авторитетных свидетелей жизни, смерти и воскресения Господа исполняли прежде всего двенадцать апостолов, а после их смерти — преемники апостолов, епископы. В апост. времена сложилась иерархия авторитетных свидетелей воскресения Христа, во главе которой находился Петр (см. Лк 24, 34; 1 Кор 15, 5; Деян 2, 14; Ин 21, 15). А. двенадцати апостолов основывался на полученной от Христа миссии учить, назидать и создавать Церковь (Мк 16, 15). После смерти апостолов иерархия церковного А. епископских кафедр зависела от уровня авторитетности епископов, основавших ту или иную Церковь; при этом первенство А. принадлежало преемникам ап. Петра на Римской кафедре. В результате преемственности авторитетного свидетельства в Церкви сформировалось Предание — сокровищница Откровения Божия, на основе которого возник канон Св. Писания, являющийся А. также и для Предания. С течением времени церк. А. приобрели также сочинения Отцов Церкви, постановления Вселенских соборов и литург. традиции.
Лит-ра: Бохеньский Ю.М. Сто суеверий. М., 1993, с. 15–18; О’Коллинз Дж. Фундаментальная теология / Пер. Н. Вакуленко. СПб., 1993, с. 251–288; Kasper W. Die Methoden in Dogmatik. MЯ., 1967; NapiЧrkowski S.C. Teologia: Zagadnienia wstępne. Katowice, 1986; Lang A. Loci theologici // LThK 4, 1110–12; Scholtissek K., HЯnermann P. // LThK 1, 1299–1301.
Антропологический толковый словарь
авторитет(от лат. auctoritas власть, влияние) - в зависимости от контекста:
1) человек, мнение которого пользуется широким признанием (например: "В.В. Бунак был очень авторитетным ученым");
2) общепризнанное значение, влияние ("его авторитет высок").
Педагогический терминологический словарь
авторитет(лат. auctoritas - значение, влияние, власть)
добровольно принимаемое индивидом влияние к.-л. лица, осн. на признании его достоинств. Выражается в способности носителя А. управлять мыслями и настроениями других людей, не прибегая к принуждению. Первыми А. для любого человека выступают родители, с которыми связан первый опыт социального взаимодействия, общения и которые выступают для ребёнка носителями объективных преимуществ практически во всех областях жизнедеятельности. Беспрекословное подчинение ребёнка родителям порождает типичную педагогическую ошибку: родители утверждаются во мнении, что сама по себе их позиция выступает основой и гарантией их А., для поддержания которого не требуется дополнительных усилий. Однако по мере взросления ребёнок обретает всё большую самостоятельность и родители могут сохранить свой А. лишь в том случае, если его основой всё более выступает не просто родительская позиция, а объективные достоинства, которые ребёнок способен оценить.
С поступлением ребёнка в школу учитель приобретает для него даже больший А., чем родители. Это означает не утрату родителями своего влияния на ребёнка, а его естественное разделение между ведущими институтами социализации - семьёй и школой. Для младших школьников А. учителя, как правило, определяется его ролью. Подростки начинают критически относиться к А. учителя. Они признают за учителем право принимать ответственные решения в ситуациях учебной деятельности, однако доверие к учителю с их стороны авансируется в меньшей степени, чем в младшем возрасте. У старшеклассников происходит дальнейшее усиление личностной избирательности за счёт уменьшения ориентации на А.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 10-11)
категория социальной психологии, обозначающая:
1. власть индивида, основанная на занимаемом им положении, общественном статусе или должности;
2. признание за индивидом права на принятие решения в условиях совместной деятельности. В этом случае индивид может не обладать властью, но пользоваться всеобщим уважением, доверием, обусловленным его идеальной представленностью в сознании других и значимостью преобразований, которые он осуществил своей деятельностью.
(Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 307)
Криминалистическая энциклопедия
авторитет(нем. Autorimt, от лат. autoritas — власть, влияние, сила, достоинство)
1) влияние, к-рым пользуется группа или индивид в различных сферах жизни, основанное на признании ихопыта, знаний, др. качеств;
2) признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях; 3) в криминалистике преступник, заслуживающий безусловного доверия др. преступников, признанный главарь преступной группы (жаргон). В местах заключения в этом качестве обычно выступают «воры в законе».
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
авторитетЗаконная или признанная власть, а также добродетель, позволяющая эту власть осуществлять. Авторитет – право приказывать другим людям и искусство заставлять их слушаться приказов.
см. Апелляция к авторитету
Историко-этимологический словарь латинских заимствований
авторитет1) Общепризнанное значение, влияние;
2) лицо, пользующееся признанием.
► лат. auctoritas, род.п. auctoritatis «власть, положение». Заимств. из нем. Auktorität «влияние, власть, сила» (Шан., I, 36-37).
Впервые фиксируется в Сл.Кург. (381). Морфологические варианты ауторита и авторита, характеризующие период вхождения этого латинизма, свидетельствуют также о вероятности итальянского источника заимствования. Впрочем, эти варианты не оказались продуктивными.
║ Авторитетный . Образовано при помощи суф. -н- (СА 1891, I, 10).
║ Авторитетно . Образовано от основы прил. при помощи суф. -о. Употребляется со второй трети XIX в. (КБАС), фиксируется у Ушак. (I, 11).
║ Авторитетность . Мотивировано прил., образовано с помощью суф. -ость- (Cл.Ушак., I, 11).
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
авторитет1. Влияние, значение кого-, чего-н. в обществе, у людей.
* Авторитет русской науки. Пользоваться авторитетом у одноклассников. *
2. Человек, обладающий влиянием, признанием.
* Большой авторитет в науке. *
Вестминстерский словарь теологических терминов
авторитет♦ ( ENG authority)
власть или право, требующие веры, действия и послушания.
Тезаурус русской деловой лексики
авторитет1. Syn: вес, престиж, авторитетность
2. Syn: специалист
Ant: профан, дилетант
Энциклопедический словарь
авторитет(от лат. auctoritas - власть, влияние), в широком смысле - общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком - одна из форм осуществления власти.
Словарь Ожегова
авторитетАВТОРИТЕТ, а, м.
1. Общепризнанное значение, влияние, общее уважение. А. учёного. Пользоваться авторитетом. Завоевать а. Уронить свой а. (потерять).
2. Лицо, пользующееся влиянием, признанием. Крупный а. в науке. Верить авторитетам.
АВТОРИТЕТ — значение или влияние лица, письменного источника и т.п., которое находит нужным постоянно учитывать какой то человек или определенная группа. В зависимости от того, о какой области идет речь, можно говорить об А. филос. религиозном, научном и т.д … Философская энциклопедия
авторитет — а, м. autorité f. 1. един. юр. Повеление, распоряжение. Сл. 18. Ведомость о действе флота гишпанского .. без сумнительно достоверна, понеже печатается она авторитетом гишпанского секретаря и из секретарской канцелярии исходит. Кантемир Рел. 1 28 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
авторитет — (от лат. autoritas влияние, власть) 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе (см. статус социальный) и т. д.; 2) признание за индивидом права на … Большая психологическая энциклопедия
авторитет — АВТОРИТЕТ, авторитетность, вес, влияние, положение, престиж, царь, устар. кредит АВТОРИТЕТНЫЙ, признанный, разг. весомый АВТОРИТЕТНО, разг. весомо … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Авторитет — Авторитет ♦ Autorité Законная или признанная власть, а также добродетель, позволяющая эту власть осуществлять. Авторитет – право приказывать другим людям и искусство заставлять их слушаться приказов. см. Апелляция к авторитету … Философский словарь Спонвиля
* * *
[от лат. autoritas — влияние, власть] — 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.; 2) внутреннее признание окружающими за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности. В первом значении понятие «авторитет» в социальной психологии нередко соотносится с представлением о власти и с ролью руководителя. В этом смысле определенным авторитетом обладает любой индивид, который легко добивается от партнеров по взаимодействию и общению подчинения и мнение которого воспринимается ими как подлежащее немедленному и беспрекословному исполнению. Но сам по себе факт послушания в условиях ролевого давления не гарантирует от того, что в ситуации ослабленного контроля поведение индивида качественно не изменится. При этом падение ролевого статуса носителя властного авторитета нередко приводит к принципиальному снижению степени его влияния, т. к. основой последнего являлась именно и только его формально-статусная позиция. Подобный тип влияния в социальной психологии определяется как «авторитет власти». Во втором значении авторитет может и не совпадать с властью — им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими официальными полномочиями, но обладающий, несмотря на это, подлинной «властью авторитета». Обязательной составляющей такого собственно личностного авторитета является высокая ценность индивида для окружающих и как источника значимой для них информации, и как позитивно референтного лица, чье мнение рассматривается в качестве важного ориентира, необходимого для обоснованного принятия решения. Степень социального влияния конкретного лица резко возрастает, если происходит интеграция ролевого и личностного авторитета. Отношения авторитетности — качественно более высокая ступень развития межличностной значимости, чем собственно референтные отношения. Авторитетному лицу авансируется доверие, его мнение признается изначально верным, воспринимается как прямое руководство к действию, а успех ожидается и предвидится. Такие отношения являют собой пример ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубоко эмоциональную окраску. Авторитет такого индивида обусловлен его «идеальной» представленностью в сознании других и значимостью для этих других тех преобразований, которые он осуществил своей деятельностью в интеллектуальной и эмоциональной сферах личности окружающих. Авторитет того или иного лица может признаваться не только в той области, в которой он был изначально завоеван. Возможен процесс «иррадиации авторитета», т. е. переноса его на те сферы жизнедеятельности, где право данной личности на авторитетное влияние не проверялось. В том же случае, когда индивид признается авторитетным лишь в одной из сфер жизнедеятельности и не выступает в качестве такового в других, в социальной психологии принято говорить о «спецификации авторитета». При этом спецификация авторитета в реально функционирующих малых группах наиболее ярко проявляется в условиях многоплановой групповой деятельности, а иррадиация авторитета — в условиях жестко структурированной групповой монодеятельности, что нередко приводит к высокой степени персонализированности элиты в сознании деперсонализированной основной части членов общности. Авторитет является одним из трех факторов (наряду с аттракцией и властными полномочиями), характеризующих основания межличностной значимости «другого» и для отдельной личности, и для группы в целом.
Проблематика авторитета и отношений авторитетности уже целый ряд десятилетий является традиционной в рамках социальной психологии. Так, например, классический эксперимент по исследованию авторитета как фактора социального влияния провел еще в 1963 г. американский психолог С. Милграм. Испытуемому объясняли, что целью исследования, в котором ему предстоит принять участие, является поиск методов улучшения памяти. По словам представительного и строгого экспериментатора, облаченного в белый халат и окруженного сложными лабораторными приборами, уже доказано положительное влияние на память такого метода, как поощрение. Целью же данного эксперимента является изучение влияния наказания. Для этого испытуемый вместе с другим случайно выбранным добровольцем должен, прежде всего, вытянуть жребий, который рассудит, кто будет исполнять роль «учителя», а кто «ученика». «Ученик» должен постараться максимально точно запомнить пары слов из длинного списка, после чего «учитель» в случайном порядке начинает зачитывать первые слова в парах. Задача «ученика» — правильно дополнить каждую из пар. Все это выглядело бы вполне банальной и скучной процедурой, если бы не одна деталь: за каждый неверный ответ «ученик» получает удар током. При этом сила разряда увеличивается с каждым неверным ответом. Функцию «палача» выполняет «учитель». Для этого в его распоряжении имеется электрогенератор, и он имеет возможность варьировать напряжение от 15 до 450 вольт. Надписи на приборе сообщают о степени воздействия силы разряда на человеческий организм. Так, например, напряжение в 15—60 вольт вызывает «легкий шок», а в 375—420 вольт — «жестокий шок», опасный для жизни. Перед началом исследования, экспериментатор показывает испытуемому, играющему роль «учителя», как правильно обращаться с прибором и в доказательство того, что все работает, «угощает» последнего легким разрядом в 75 вольт. Согласно инструкции экспериментатора, «учитель» должен увеличивать напряжение на 15 вольт при каждом неверном ответе ученика.
С. Милграм, разработавший и реально осуществивший целую серию экспериментов подобного рода, не был привлечен к уголовной ответственности: вся эта жуткая сцена была «постановочной» от начала до конца. Реальным испытуемым был только один человек и именно ему неизменно доставалась роль «учителя». Вторым «испытуемым», которому всегда выпадал незавидный жребий «ученика», был ассистент экспериментатора. Естественно, никакого электрического разряда при включении тумблера электрогенератора «учителем» «ученик» не получал.
Подлинной целью эксперимента было выяснение того, насколько далеко готова пойти та или иная личность в своей готовности подчиниться авторитету исследователя. При этом, как отмечал С. Милграм, «первоначальная процедура не предполагала обратной связи от жертвы. Мы полагали, что вербальные и цифровые обозначения на контрольной панели электрогенератора станут достаточно мощным противовесом давлению экспериментатора. Однако этого не случилось. При отсутствии протестов со стороны участника практически все испытуемые, подчиняясь требованию экспериментатора, беспечно нажимали рычаги, словно не видя надписей под ними: “Очень высокое напряжение” и “Опасно для жизни”. . Необходимо было ввести какую-то дополнительную силу, которая укрепляла бы сопротивление испытуемого приказам экспериментатора. . Такой силой стали протесты жертвы. Сначала это были протесты в форме слабых возражений, однако, этого оказалось недостаточно для того, чтобы уравновесить силу давления экспериментатора. Поэтому мы решили, что протесты жертвы должны быть более резкими и настойчивыми. К нашему ужасу, даже самые отчаянные протесты жертвы не помешали некоторым испытуемым применить к ней самое суровое наказание»1.
В ходе дальнейших экспериментов было показано, что свыше 60% испытуемых, следуя указаниям экспериментатора, увеличивали силу тока вплоть до максимального значения в 450 вольт, несмотря на отчаянные крики жертвы и даже пугающую тишину, наступавшую после рубежа в 370 вольт.
То, что в данном случае речь идет именно о подчинении авторитету роли подтвердили результаты модифицированной исследовательской процедуры. Так, в одном из вариантов эксперимента, «исследователь велел Учителю остановиться, в то время как жертва храбро настаивала на том, чтобы Учитель продолжал. Результат говорит сам за себя: 100% испытуемых отказались выдать хоть один дополнительный электрический разряд, когда этого требовал всего лишь такой же испытуемый как они. В другом случае исследователь и второй испытуемый менялись ролями таким образом, что привязанным к креслу оказывался экспериментатор, а второй испытуемый приказывал Учителю продолжать (при этом исследователь бурно протестовал). И вновь ни один испытуемый не прикоснулся к кнопке»2.
В экспериментах С. Милграма мы сталкиваемся с поразительными результатами воздействия на личность «авторитета власти» и «власти авторитета» в их совокупности. Экспериментальная ситуация сознательно структурирована таким образом, что всячески подчеркивается ролевой статус экспериментатора. При этом как на формально-рефлексивном уровне он прямо и официально представляется в качестве руководителя эксперимента, так и на уровне многочисленных невербальных сигналов, адресованных скорее подсознанию испытуемого (уверенный тон, белый лабораторный халат, папка в руках — и все это на фоне сложного оборудования непонятного назначения). Вместе с тем совершенно очевидно, что в рассматриваемой ситуации реальный властный ресурс собственно ролевой позиции экспериментатора явно недостаточен для того, чтобы подвигнуть массу людей на жестокие и, более того, несущие прямую угрозу для жизни действия в отношении беззащитного человека. В экспериментах С. Милграма на «авторитет власти», продуцируемый ролью организатора и руководителя эксперимента, накладывался гораздо менее формализованный (хотя, по-видимому, в большинстве случаев, и деперсонализированный) авторитет, связанный с «идеально» представленным в сознании испытуемых образом ученого как лица заслуженного и высококомпетентного в соответствующей области, «знающего что делает» и к тому же преследующего социально значимые, «прогрессивные» цели. Подобное наложение порождает своего рода резонансный эффект в плане роста влияния авторитета, что и наблюдалось в описанных экспериментах.
По мнению С. Милграма, резонансный эффект такого рода может привести к тяжелым последствиям: «Я видел как достойные люди, подчиняясь требованиям авторитетного лица, с ошеломляющим постоянством совершают бессердечные, жестокие поступки. . Если в нашем исследовании некий экспериментатор смог подчинить себе взрослых людей, заставив их подвергнуть болезненным ударам тока пятидесятилетнего человека вопреки его протестам, то на какие же поступки может толкнуть граждан правительство, которое обладает куда большим авторитетом и огромными властными полномочиями?»1. При всей актуальности и справедливости данного замечания, описанный резонансный эффект может иметь большое значение для достижения и позитивных целей. По сути дела, интеграция «власти авторитета» и «авторитета власти» является важным условием эффективности лидерства в любой сфере человеческой деятельности.
В рамках своей профессиональной деятельности практический социальный психолог, сталкиваясь с феноменом авторитета, должен рассматривать подобную систему отношений в реально функционирующем сообществе как существенный ресурс реализации принятой им программы психологического сопровождения данной конкретной группы, а не только как характеристику особенностей межличностных отношений в ней. В зависимости от уровня социально-психологического развития группы, ее композиционных показателей, специфики совместных действий ее членов практический социальный психолог именно через авторитетное лицо способен наиболее эффективно решать стоящие перед ним профессиональные задачи, избегая при этом применения, как правило, малопродуктивного приема воздействия, что называется, «в лоб».
* * *
признание, уважение человека со стороны окружающих людей; способность данного человека оказывать влияние на других людей демократическими методами, служить образцом для подражания, источником Идей, норм и социальных форм поведения.
(от лат. autoritas – власть, влияние) – 1) общепризнанное неформаль ное влияние какой-либо личности (группы людей, организации) на окружающих через устоявшуюся систему социально-психических отношений; 2) высокий статус личности в группе, коллективе.
* * *
(от лат. autoritas – влияние, власть). 1. Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. п. В данном случае А. соотносится с представлением о власти. 2. Признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности. В этом значении А. может и не совпадать с властью – им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими полномочиями, но являющийся своего рода нравственным эталоном и в силу этого обладающий высокой степенью референтности для окружающих. А. играет большую роль в социальных конфликтах. Во-первых, в конфликтном взаимодействии индивид, обладающий А., имеет больше шансов на поддержку окружающими своей позиции, даже если справедливость и обоснованность его требований не очевидна. Во-вторых, поддержка одного из оппонентов лицом или группой, обладающих А., заметно повышает его ранг и, соответственно, шансы на победу. В-третьих, обладание медиатором А. является необходимым условием успеха его посреднической деятельности. Напр., третейский судья должен обладать высоким А.
- 1. Влияние, влиятельность индивида, основанные на занимаемом им положении, должности, статусе и пр. В этом значении в психологии социальной понятие нередко соотносится с представлением о власти. 2. Признание за индивидом права на принятие решения в условиях деятельности совместной. В этом значении понятие может не совпадать с властью: авторитетом может пользоваться человек, не наделенный соответственными полномочиями, но служащий своего рода нравственным эталоном и потому обладающий высокой степенью референтности для окружающих. такого индивида обусловлен его идеальной представленностью в глазах других и значимостью его деятельности.
Психологический словарь
Значение «Авторитет»:
Слова близкие по значению
- Во многих направлениях схоластики вера авторитетна по отношению к естественному разуму, теология - к философии, а духовная власть - к светской. Возвышение авторитета - реакция на расщепление веры и культуры в западном христианстве, определившееся к IX в., с целью с целью предотвращения их раскола. Но он все же состоялся в эпоху Возрождения. Святоотеческий идеал философии на Востоке настаивал на метанойе и преображении разума благодатью в Церкви, и тогда уже нет нужды во внешнем авторитете веры. Но и на Востоке все же остается нужда в авторитете всей Церкви в вопросах правильного понимания богооткровенной истины. В ХХ в. больше говорят о внутреннем характере авторитета веры, Церкви и Откровения - в духовном опыте личности, опыте их безусловной убедительности для сердца и разума благодаря встрече со Христом.
- англ. authority, democratic; нем. Autoritat, demokratische. Статус и влияние руководства, возникающие на основе участия членов группы в выработке норм и правил, направленных на достижение соглашения об общей для всей группы цели, ради к-рой осуществляется руководство, а также методах ее претворения в жизнь.
- англ. authority, legal; нем. Autoritat, legale. Авторитет, поддерживаемый системой формальных законов, в отличие от авторитета традиционного и авторитета харизматического.
- англ. authority, personal; нем. Autoritat, personliche. Авторитет, приобретенный в силу личных качеств, знаний, опыта.
- англ. authority, informal; нем. Autoritat, informelle. Авторитет, сложившийся независимо от места в иерархии руководства и официального признания со стороны более высоких инстанций в данной организационной структуре.
Франц. AUTORITE DE. L&ECRITURE., англ. AUTHORITY OF WRITING, нем. AUTORITAT DES SСHREIBENS. Познавательный релятивизм деконструктивистов заставляет их с особым вниманием относиться к проблеме «авторитета письма», так как «письмо» в виде текстов любой исторической эпохи является для них единственной конкретной данностью, с которой они имеют дело. «Авторитет» характеризуется ими как специфическая власть языка художественного произведения, способного своими внутренними, чисто риторическими средствами создавать самодовлеющий «мир дискурса». Этот «авторитет» текста, не соотнесенный с действительностью, обосновывается исключительно «интертекстуально», т. е. авторитетом других текстов; иначе говоря, авторитет письма возникает благодаря имеющимся в тексте ссылкам и аллюзиям на другие тексты, уже приобретшие свой «авторитет» в данной культурной среде, воспринимающей их как источник безусловных и неоспоримых аксиом. В конечном счете, «авторитет» отождествляется с риторикой (риторичность литературного языка), посредством которой автор любого анализируемого текста и создает специфическую «власть письма» над сознанием читателя. Однако эта власть крайне относительна, и любой писатель, ощущая ее относительность, все время испытывает, как пишет Э. Сейд, чувство смущения, раздражения, досады, вызванное «осознанием собственной двусмысленности, ограниченности царством вымысла и письма» (Said:1965. с. 84). Р. Флорес посвятил этой проблеме целую книгу — «Риторика сомнительного авторитета: Деконструктивное прочтение самовопрошающих повествований от св. Августина до Фолкнера» (Flares: 1984). Р. Сальдивар и многие деконструктивисты, отстаивая идею авторитета письма, в значительной степени повторяют доводы Ницше, стремясь доказать относительность любой «истины» и пытаясь заменить понятие истины понятием авторитета. Суть аргументации сводится к следующему. Бесконечное множество и разнообразие природных феноменов было редуцировано до общих представлений при помощи «тропов сходства» — отождествления разных предметов на основании общего для них признака. Необходимость социальной коммуникации якобы сама создает ситуацию, когда два различных объекта метафорически обозначаются одним именем. Со временем многократное употребление метафоры приводит тому, что она воспринимается буквально и таким образом становится общепризнанной «истиной». Тот же самый процесс (когда метафорическое трактуется буквально и переносный смысл воспринимается как прямой) создает и понятия «причинность», «тождество», «воля» и «действие»; побеждает не истина, но наиболее повторяемая и авторитетная метафора.
- признанное влияние лица и организации на политическую власть.
- англ. authority, professional; нем. Autoritat, professionelle. Авторитет, приобретенный на основе квалификации и компетентности.
- англ. authority, positional; нем. Autoritat, dienstliche. Авторитет, приобретенный в силу занимаемой должности в бюрократической или формальной организации.
- англ. authority, traditional; нем. Autoritat, traditionale. Авторитет, основанный на передаче исторически сложившихся и воспринимаемых как естественные и нерушимые нормы и ценности, в отличие от авторитета легального и авторитета харизматического.
- англ. authority, formal; нем. Autoritat, formale. Авторитет личности или организации, основанный на кодифицированной системе норм или узаконенный правовой системой. См. АВТОРИТЕТ ЛЕГАЛЬНЫЙ, АВТОРИТЕТ НЕФОРМАЛЬНЫЙ.
- англ. authority, functional; нем. Autoritat, funktionale. Авторитет ограниченной, специализированной сферы деятельности. См. АВТОРИТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. Аторитет харизматический
- англ. authority, charismatic; нем. Autoritat, charismatische. Авторитет, возникающий на основе исключительно личных качеств лидера и его способности внушать веру в особый, часто сверхъестественный характер собственной миссии. См. ХАРИЗМА.
АВТОРИТЕТ [лат. auctoritas — власть, влияние] — понятие этики, означающее общепризнанное влияние какого- либо лица или организации в различных сферах общественной жизни.
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 7.
АВТОРИТЕТ (нем. Autoritat от лат. auctorilas — власть, влияние) — 1) общепризнанное значение, весомость, влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, престиж, опирающиеся на известность, репутацию, осведомленность, знания; 2) лицо, пользующееся признанием, известностью, влиянием в определенной области знаний, деятельности.
Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 12.
Авторитет (Василенко, 1996)
АВТОРИТЕТ - практически во всех религиях мира имеются догматы веры и священные тексты, принимаемые в качестве бесспорно обязательных, а также лица и инстанции, чьи решения надлежит исполнять. В тех же религиях и духовных движениях, где невелика степень внешней организованности, авторитетными становятся харизматические лидеры, люди с большим духовным опытом. Появление авторитета неизбежно в общинах, объединяющих лиц с различной степенью духовной развитости: те, кому больше открылось на их духовном пути, способны и должны вести за собой тех, у кого меньше опыта.
Авторитет (Кондаков, 2007)
АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas — власть, влияние). Влияние и общее признание, которыми индивид пользуется в той или иной социальной группе в силу своих личностных или интеллектуальных качеств, таких как высокая нравственность, воля, опыт, смекалка, харизма. Как показано в ряде эмпирических исследований, наиболее значимы для организации процесса общения и взаимодействия людей в коллективе такие коммуникативные качества личности, как общительность, сдержанность, доброжелательность, уважительность, доверительность
Авторитет социально-политический
АВТОРИТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ - в широком смысле общепризнанное влияние липа или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. В узком — одна из форм осуществления власти, с помощью которой обеспечивается контроль за действиями людей и их согласование. Авторитет — комплексное интегральное качество его субъекта (носителя авторитета). Он обусловлен признанием со стороны других лиц и ограниченностью возможностей рациональной оценки и обоснования ими возникающих альтернатив.
Авторитет (НФЭ, 2010)
АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas – суждение, совет, власть, образец) – в истории философии этическое понятие, означающее признанное влияние какого-либо лица или писания на жизнь других, тесно связанное с понятием средневекового авторства. Принцип креационизма, лежащий в основе христианского мировидения, предполагал автора бытия. Им считался Бог, возвестивший о созданном им мире в Священном писании, или Библии, которая была, таким образом, книгой-авторитетом.
Авторитет (БСЭ, 1969)
АВТОРИТЕТ (нем. Autoritat, от лат. auctoritas - власть, влияние), в широком смысле - общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица или организации в различных сферах общественной жизни (например, воспитание, наука), основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте (авторитет родителей, врачей и т. д.); в более узком значении - одна из форм осуществления власти. Часто говорят об авторитете закона, какого-либо правила, социальной нормы, что обозначает признание их необходимости большинством людей, на которых распространяется их действие.
Читайте также: