Участие в медиации представителей сторон и их статус

Обновлено: 19.09.2024

Медиация означает «посредничество» и происходит от английского слова «mediate» (посредничать, осуществлять посредническую деятельность). Медиация является альтернативным внесудебным способом урегулирования спора с участием независимого посредника – медиатора. До 2010 года фактическая посредническая деятельность регулировалась договорами об оказании юридических услуг, а могла и вообще строиться на устных договоренностях. При этом медиатор (в то время он еще так не назывался) сильно рисковал: не было никаких гарантий, что его предложения «решить вопрос» не будет расценено как вымогательство или шантаж. Ведь все еще были свежи воспоминания о лихих «решалах» из 90-х, и такая реакция даже на вполне мирное и безобидное предложение просто поговорить не выглядела странной, а, более того, могла рассматриваться как нормальная мера предосторожности. Ситуация в корне поменялась с принятием Федерального закона от 27.07.2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который легализовал посредничество при разрешении споров. С этого момента стороны конфликта получили возможность законного оформления привлечения посредника для разрешения спора, без использования различных квази-инструментов.

В каких случаях может помочь медиация?

Медиация применяется в отношении широкого круга споров: наследственные, жилищные, арбитражные, семейные, трудовые и т.д. Имеются перспективы использования процедуры медиации для решения вопросов, связанных с привлечением к субсидиарной ответственности, хотя в соответствии с законодательством медиация не применима к банкротным правоотношениям.

Значение и роль медиации гораздо шире, чем простое урегулирование спора. Медиация может являться составной частью комплекса консультационных услуг бизнесу, направленных на решение актуальных проблем предприятия. Медиатор сможет подсказать на основании своего профессионального и житейского опыта наилучший вариант действий, поможет выработать и реализовать антикризисные мероприятия, найти альтернативные и нестандартные пути выхода из ситуации. Профессиональный медиатор поможет оценить текущее финансово-экономическое состояние предприятия и содействовать проведению процедур due diligence. Закон о медиации позволяет реализовывать медиатору не узкую роль примирителя, а исполнять функцию бизнес-советника и консультанта в отношениях с третьими лицами.

Новые возможности института медиации особенно ярко раскрылись в период пандемии 2020 года. В это время практически все государственные учреждения, в том числе суды, перешли на удаленный формат работы с гражданами, что, конечно же, не способствует обеспечению полноценного доступа к правосудию. Для подачи исков требуется направление документов по почте или с применением электронных каналов связи. Не у всех лиц, чьи права были нарушены, имеется такая возможность. Поэтому задействование профессионального медиатора позволит успешно преодолеть те издержки ограничительных мер, которые препятствуют полноценному обращению в суд за юрисдикционной защитой.

Стороны могут оформить свои отношения по поводу применения медиации различными способами. Так, в основной договор между сторонами можно включить медиативную оговорку. По этой оговорке стороны обязуются разрешать возникающие между ними споры с привлечением медиатора. Также не запрещено оформлять медиативную оговорку отдельным письменным документом. Затем стороны заключают соглашение о проведении процедуры медиации. В этом документе прописывается порядок взаимоотношений сторон по поводу разрешения спора с участием медиатора. Только после подписания этого соглашения начинается процедура медиации. И, наконец, принятые по результатам медиации договоренности оформляются медиативным соглашением, подписываемым сторонами и медиатором.

Как проводится процедура медиации?

Процедура медиации может быть инициирована любой стороной отношений. Нет запрета на применение медиации в случае уже начавшегося судебного разбирательства в государственном суде. Медиаторами могут быть любые дееспособные физические лица, кроме государственных и муниципальных служащих. Иные формальные требования к кандидатурам медиаторов в законодательстве отсутствуют. Главное, чтобы они устраивали обе стороны, вызывали доверие и были независимыми. В соглашении о проведении процедуры медиации стороны могут установить отдельные правила и процедуры, связанные с выбором медиатора. Если проведение процедуры медиации поручено организации, оказывающей такие услуги, то порядок выбора медиатора может быть установлен в действующих в указанной организации правилах. Естественно, общение медиатора со сторонами спора осуществляется в строгом соответствии с принятыми в конкретном регионе ограничениями, направленными на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции.

Кто может быть медиатором и как сделать правильный выбор?

Отдельно стоит отметить, что, как и при выборе исполнителя услуг в других сферах, следует учитывать дифференциацию медиаторов. Они могут быть непрофессиональными, оказывающими услуги время от времени, в свободное от основной работы время. Ждать высокого качества услуг от такого медиатора не приходится, особенно в спорах между предпринимателями. Но на рынке представлены и профессионалы – организации или частные лица. Само собой, такие медиаторы продемонстрируют совершенно иной подход к делу, позволяющий быстро и качественно урегулировать конфликт. Весомым преимуществом профессионалов является наличие дополнительной гарантии высокого качества оказываемых ими услуг в виде членства в соответствующей саморегулируемой организации, которая всегда найдет управу на «зарвавшегося» члена.

В чем отличие медиации от судебного разбирательства?

Процедура медиации является сравнительно новой для российского бизнеса. Помимо медиации споры в сфере предпринимательской деятельности разрешаются также в третейских судах. Для выбора альтернативного способа разрешения конфликта, важно установить основные отличия между медиацией и третейским разбирательством.

Первое отличие – перечень рассматриваемых дел. Медиация может применяться даже для урегулирования семейных и трудовых споров. Третейские же суды созданы только для разрешения конфликтов между предпринимателями.

Второе отличие – результат процедуры. Третейское разбирательство завершается вынесением решения суда, в котором судьей делается вывод о том, кто прав, и кто виноват. Медиация же не предполагает, что какое-либо третье независимое лицо на основании изучения обстоятельств дела может делать выводы и заключения. Медиатор – не судья, он только содействует сторонам найти компромиссный вариант решения спора.

Третье отличие – специфика принудительного исполнения. Если сторона не исполняет решение третейского суда, то вторая сторона может обратиться в государственный суд для получения исполнительного листа. Когда не исполняется соглашение сторон, оформленное после процедуры медиации, то у потерпевшей стороны нет никакой возможности принудить контрагента к исполнению взятого обязательства. Исключением являются случаи, когда такое соглашение удостоверено нотариально.

Четвертое отличие – степень свободы сторон. При медиации у сторон сравнительно больше возможностей по определению хода самой процедуры и выбору медиатора. В третейском же суде процедура более формализована.

Если все же сомневаетесь насчет вариантов урегулирования конфликта, то в этой связи как никогда актуальна мысль, пришедшая в обиход из единоборств: лучшая драка – это драка, которая не состоялась. Уклонение от конфликта – не есть признак слабости, а признак взвешенной рассудительности практичного разумного человека. Ввязаться в бой (а судебные тяжбы – это практически всегда острое противостояние сторон с неминуемыми потерями) может каждый, но никто не может гарантировать того, что в результате «войны» обе стороны останутся живыми и невредимыми. Сама неопределенность исхода суда, даже при кажущейся 100% перспективе успеха, генетически претит современному бизнесу, который уже давно не полагается на неясные и интуитивные выводы и рекомендации, а действует по тщательно продуманному плану. Задорная воинственность могла бы быть простительна молодому безусому юнцу, подогреваемому мимолетным зарядом молодости, но степенному руководителю собственного предприятия поспешность в принятии решений, от которых зависят судьбы сотен его работников, вовсе противопоказана.

В чем преимущества медиации?

Если же конфликта не избежать, то вовсе не обязательно пускаться во все тяжкие, рассылая исковые заявления по судам различных уровней. Может быть, степень разногласий не столь велика, чтобы сразу ввязываться в многомесячные судебные тяжбы, с неумолимостью высасывающие денежные средства компании, порой в неприличных объемах. И в такой ситуации медиация является не самым плохим вариантом. Ведь зачастую стороны конфликта, ослепленные праведным гневом или иными чувствами, попросту не замечают корня проблемы, хотя разрешение спора лежит на поверхности. Тут требуется профессиональный взвешенный взгляд со стороны. Вот почему в законодательстве говорится о том, что медиатор обязательно должен быть независимым лицом. В независимости кроется залог эффективности процедуры. Бывает, что после первого раунда медиации стороны с удивлением узнают о том, что спорить то было и не о чем, насколько мизерной была суть проблемы.

Стороны отношений ведь не так часто вступают в конфликтные ситуации с другими людьми, для большинства возникновение любого непонимания или противодействия со стороны третьих лиц воспринимается неадекватно остро, хотя объективно проблема и выеденного яйца не стоит. Но подчас именно объективности и беспристрастности не хватает для примирения сторон. Этот недостающий элемент «паззла» представлен фигурой медиатора. Также не следует забывать о собственной физической безопасности: в зданиях судов, несмотря на принятые ограничительные меры, все равно остается большой поток посетителей (участники процессов, судебные приставы, работники аппарата и т.д.), вследствие чего существенно повышается риск заражения респираторными и иными вирусными инфекциями. Указанная же проблема не является актуальной для медиаторов, условия работы которых с эпидемиологической точки зрения более благоприятные.

А как же третейское разбирательство, спросите Вы? Да, действительно, третейские суды также вносят свою лепту в разгрузку государственной судебной системы от вала дел. Но надо при этом понимать, что третейский суд может подойти далеко не всем. Во-первых, нецелесообразно идти в третейский суд по малозначимым поводам, когда проблема может быть решена в ходе медиации. Во-вторых, не все споры могут быть решены в третейском суде. Тут даже речь идет не о юридических ограничениях, а о личных пожеланиях сторон. Для третейского суда по сравнению с медиацией характерна большая формализованность процесса, на стороны давит сам авторитет судебной инстанции. Третейский суд остается все равно судебным органом, полем для процессуального противоборства. В таких условиях сторонам сложнее найти компромисс, прийти к соглашению, так как суд в любом случае воспринимается как властный субъект, к нему меньше доверия по сравнению с фигурой медиатора. В-третьих, для принудительного исполнения решения третейского суда все равно требуется санкция со стороны государства.

Механизм третейского разбирательства может быть рекомендован в тех случаях, когда вообще отсутствуют общие точки соприкосновения и варианты компромисса между сторонами. В то же время, если стороны абсолютно уверены в том, что разногласия носят неразрешимый и принципиальный характер, медиация также может быть полезна. Каждой битве, как известно, предшествует разведка. В ходе медиации стороны, находясь в сравнительно комфортных условиях, охотнее «раскрываются», приводят свое видение ситуации, выдвигают требования. Впоследствии позиция стороны может быть завуалирована юридической терминологией, но ценным для общей стратегии последующего поведения в суде является понимание истинной подоплеки и желаний процессуального оппонента.

Перспективы института медиации

Институт и практика медиации постоянно развиваются. Закон о медиации достаточно многогранен и предоставляет сторонам конфликта большое «поле» для маневра. Стоит ожидать дальнейшего совершенствования законодательства о медиации в целях раскрытия всего потенциала медиативных процедур. Например, профессиональным сообществом уже ведется обсуждение возможности участия медиаторов в банкротных процедурах для урегулирования претензий кредиторов к контролирующим должника лицам в рамках субсидиарной ответственности. И это далеко не предел возможностей медиации. В свете пандемии коронавирусной инфекции на повестку дня встает вопрос о проведении медиации в режиме «онлайн». Поэтому полагаем, что медиативные процедуры относятся к одним из перспективных направлений развития и совершенствования бизнес-среды в Российской Федерации, интерес к ним будет только расти. Поэтому мы на постоянной основе ведем мониторинг ключевых трендов развития медиации, чтобы в своей практической деятельности использовать современные инструменты разрешения споров, позволяющие бизнесу экономить время и деньги, достигая при этом оптимальных результатов.

Исследуются особенности организации и проведения процедуры медиации , в которой помимо сторон спора участвуют представители,являющиеся, как правило, профессиональными юристами. Основываясь на собственном опыте, автор описывает формы участия представителей сторон в организации и проведении процедуры медиации . Отмечаются сложности, возникающие в ходе проведения процедуры медиации с участием представителей сторон , обусловленные отсутствием у последних действительной заинтересованности в достижении выгодного для их клиентов соглашения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васёва Юлия Николаевна

Понятие и значение медиации Правовые проблемы соотношения и реализации статуса адвоката и медиатора Медиация как способ разрешения конфликтов Особенности медиации в семейных отношениях Эффективность процедуры медиации в трудовых отношениях i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль представителей сторон в процедуре медиации: из опыта медиатора»

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

РОЛЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТОРОН В ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ: ИЗ ОПЫТА МЕДИАТОРА

ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА ВАСЕВА

Магистр частного права, медиатор Центра медиации Уральского государственного юридического университета, старший преподаватель кафедры гражданского права УрГЮУ,

Исследуются особенности организации и проведения процедуры медиации, в которой помимо сторон спора участвуют представители, являющиеся, как правило, профессиональными юристами. Основываясь на собственном опыте, автор описывает формы участия представителей сторон в организации и проведении процедуры медиации. Отмечаются сложности, возникающие в ходе проведения процедуры медиации с участием представителей сторон, обусловленные отсутствием у последних действительной заинтересованности в достижении выгодного для их клиентов соглашения.

Ключевые слова: медиация, медиатор, стороны, представители сторон, взаимодействие, формы участия, сотрудничество

Роль представителей сторон в процедуре медиации трудно переоценить. Зачастую стороны именно от собственных представителей узнают о своем законном праве урегулировать спор посредством обращения к медиации и обо всех возможностях, которые предоставляются им как участникам данной процедуры1. Особенно приятно, когда представители сторон, уже имеющие положительный опыт обращения к процедуре медиации, «приводят» в наш Центр своих очередных доверителей, изначально грамотно настроенных на конструктивный диалог и достижение положительных результатов в ходе медиации.

Нередко представители сторон, действительно заинтересованные в налаживании диалога, являются своеобразным сдерживающим барьером, не позволяющим сторонам перейти к открытой конфронтации, способной свести на нет все ранее достигнутые договоренности или конструктивный характер начавшегося диалога. Так, представители напоминают своим доверителям о принятых последними еще в ходе пред-

Key words: médiation, mediator, parties, lawyers, interaction, coopération, forms of participation, cooperation

варительной консультации правилах проведения процедуры медиации (в том числе об использовании исключительно корректных выражений и недопустимости взаимных оскорблений и нецензурной брани2), о необходимости избегать излишних проявлений эмоций, в частности откровенно провокационных высказываний и жестов, контролировать себя, как бы тяжело это ни было.

Представители сторон - как правило, профессиональные, имеющие высшее юридическое образование, - в ходе индивидуальных консультаций вне медиационных сессий разъясняют своим доверителям правовое значение совершения или, напротив, воздержания от совершения последними тех или иных юридических действий, а равно перспективы дальнейшего судебного разбирательства в случае недостижения доверителями соглашения в ходе медиации. Благодаря этому доверители начинают формулировать новые (ранее не обсуждавшиеся) предложения, а также придерживаться более здравого, трезвого подхода к оценке направленных противоположной стороной предложений.

ТЕМА НОМЕРА: МЕДИАЦИЯ

В случае заключения сторонами медиативного и / или мирового соглашения представители сторон участвуют в разработке и согласовании текстов соответствующих документов3, к содержанию которых закон предъявляет ряд требований. Некоторые представители продолжают юридическое сопровождение своих доверителей на стадии исполнения медиативного и / или мирового соглашения и информируют меня4 о надлежащем исполнении сторонами принятых на себя обязательств5.

Вместе с тем в описанной мною «бочке меда» есть «ложка дегтя», которая существенно осложняет работу и препятствует достижению сторонами взаимоприемлемых соглашений даже при наличии объективных предпосылок для этого.

К сожалению, не все граждане, случайно или постоянно представительствующие от имени и в интересах других лиц, имеют высшее юридическое образование и / или знают о существовании медиации и о ее преимуществах по сравнению с судебным разбирательством. Некоторые представители, даже владеющие соответствующей информацией, но не имеющие собственного положительного опыта участия в данной процедуре (либо обладающие обрывочными или противоречивыми сведениями о медиации), крайне настороженно относятся к предложению другой стороны или рекомендации суда прибегнуть к данной процедуре, внушая эти настороженность и недоверие своим клиентам. Часть клиентов сохраняет подобный скептический настрой в течение всей процедуры. Разумеется, в такой ситуации я (в ходе предварительной консультации) уделяю особое внимание разъяснению преимуществ процедуры медиации по сравнению с судебным разбирательством, краткому обзору положительного опыта, накопленного нашим Центром, и стараюсь максимально подробно и четко отвечать на многочисленные вопросы сторон, направленные, как правило, на поиск «подвоха» или «подводных камней»6.

Однако и профессиональные представители, понимающие сущность и преимущества процедуры медиации и свою роль в ней, далеко не всегда содействуют налаживанию конструктивного диалога между сторонами. Такое практически равнодушное отношение к исходу медиации вызвано рядом причин. Приведу некоторые из них.

Во-первых, участие в процедуре медиации дополнительно не оплачивается доверителем (фиксированная плата за ведение дела в суде или за результат внесена еще до начала судебного разбирательства, в ходе которого стороны и прибегли к процедуре медиации) или не поощряется

иным образом7. Кроме того, подобная деятельность является неожиданной для представителя частью трудовых обязанностей, вынуждающей выезжать из офиса в течение рабочего дня, отвлекаться от выполнения иных поручений работодателя, а главное - делать то, что представитель никогда не умел и не хотел делать - участвовать в конструктивных переговорах, а не в договорной работе или в судебном заседании8.

Во-вторых, некоторые представители, к сожалению, рассматривают медиатора как соперника, особенно в тех случаях, когда представитель ведет дела своего доверителя довольно долго, но недостаточно успешно, а в ходе процедуры медиации становится очевидной возможность урегулировать спор в кратчайшие сроки. То есть медиатор способен быстро и без видимых (по мнению сторон и их представителей) усилий достичь той цели, которую, возможно, не удалось достичь представителю за гораздо более долгое время, несмотря на его усилия (подготовка и подача процессуальных документов, участие в судебных заседаниях, работа с судебными приставами и т. д.). Очевидно, что такое субъективное ощущение соперничества может привести к формальному исполнению представителем своих обязанностей и, как следствие, осложнить достижение приемлемого или даже выгодного для его клиента соглашения.

В-третьих, представители сторон нередко рассматривают процедуру медиации и медиатора (как главное действующее лицо в ней) как навязанное судом зло, которого трудно избежать и которое может привести к утрате (неполучению) будущих гонораров, гарантированных при дальнейшем продолжении судебного разбирательства. Так, осознавая что процедура медиации направлена на полное исчерпание спора на взаимоприемлемых условиях и, как следствие, прекращение всех уже возбужденных судебных разбирательств и / или исполнительных производств, некоторые представители сторон в действительности не заинтересованы в скором ее исходе, влекущем, как следствие, прекращение оказания ими юридических услуг и соответственно их оплату клиентами. Безусловно, такая неблагоприятная экономическая перспектива не способствует надлежащему исполнению обязанностей представителями, истинной целью работы которых является в первую очередь собственное обогащение, а не удовлетворение потребности их доверителей в квалифицированной юридической помощи.

По моему глубокому убеждению, медиаторы и представители сторон ни в коем случае не являются соперниками, соревнующимися

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

в профессиональных компетенциях. А равно медиаторы не должны рассматриваться представителями сторон как препятствия для формирования и укрепления их (представителей) положительной деловой репутации или для получения дохода от профессиональной деятельности. Считаю, что наиболее успешной формой взаимодействия медиатора и представителей сторон является сотрудничество, в ходе которого усилия их всех направлены на достижение единой цели - полного исчерпания конфликта на взаимоприемлемых условиях.

1 В частности, участники медиации могут самостоятельно принимать все решения, определяющие дальнейшую судьбу спора, могут выйти за пределы исковых требований (если спор уже рассматривается в суде) и обсудить любые вопросы, вытекающие из спорной ситуации, а также достигать соглашения, принципиально иного по содержанию в сравнении с первоначальными требованиями и т. д.

2 Стороной одной медиации по поводу раздела совместно нажитого имущества был мужчина средних лет, для которого нецензурная брань являлась нормой речи. Потребовались значительные усилия - как мои, так и его представителя - для выстраивания коммуникации без использования соответствующих слов и выражений.

3 К сожалению, крайне редко представители уже имеют опыт разработки и согласования медиативных соглашений, но, к счастью, большинство представителей, с которыми я работала, выразили желание приобрести данный опыт и проявили заинтересованность в получении образцов медиативных соглашений для дальнейшей их доработки (или полностью самостоятельной подготовки медиативного соглашения «с чистого листа») в соответствии с достигнутыми их доверителями договоренностями.

4 Информирование производится в целях накопления и последующего анализа статистики исполнения медиативных соглашений, заключенных в нашем Центре.

5 Подробнее о роли представителей в процедуре медиации см.: Ковач К. Медиация: краткий курс / пер. с англ. М., 2013; Калашникова С. И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. М., 2011; Комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» / отв. ред. С. К. Загайнова, В. В. Ярков. М., 2012; Бёш А. Представитель в медиации // Коммерческая медиации: теория и практика: сб. ст. / под ред. С. К. Загайновой, В. О. Аболонина. М., 2012.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Подробнее о порядке организации и проведения информационных встреч см., например: Загайнова С. К. Практика медиации в России: основные сложности и пути их преодоления // Медиация в современной правовой практике: возможности и перспективы: материалы круглого стола в рамках VI Пермского конгресса ученых-юристов (16-17 октября 2015 г.) / под общ. ред. С. И. Реутова, Л. А. Соболевой. Пермь, 2015.

7 Так, представитель одной из сторон в споре о разделе совместно нажитого имущества (без участия которой проведение процедуры было невозможно ввиду внезапного отсутствия ее доверителя в России) отказывалась встречаться в пятницу, мотивируя это занятием в фитнес-клубе. Представитель пояснила, что пропуск занятия ей «никто не компенсирует», а встретиться можно и на следующей неделе.

8 Компания (ответчик по делу) направила для участия в процедуре медиации своего представителя - начинающего юрисконсульта, изначально не владевшего информацией о медиации и всем своим видом демонстрировавшего, насколько вынужденно его присутствие в ходе данной процедуры и насколько ему безразличен ее исход. С ним было крайне трудно согласовать время для очередной встречи ввиду его занятости в процессах, он, не имея права самостоятельно принимать решения, забывал информировать свое руководство о некоторых важных организационных моментах и деталях предложений другой стороны и т. д. При этом в случае отказа другой стороны от продолжения процедуры медиации его доверитель (работодатель) безусловно проиграл бы спор и ему пришлось бы выплачивать истцу-потребителю значительную сумму, что представитель, будучи юристом, прекрасно понимал.

О функционировании Арбитражного суда Республики Коми в условиях режима повышенной готовности.

Напоминаем, что деятельность Арбитражного суда Республики Коми в период распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и условиям режима повышенной готовности, введенного в Республике Коми, включая правила социального дистанцирования и использования средств индивидуальной защиты органов дыхания.

21.09.2021

Поздравляем с Днём образования арбитражной системы России!

17.09.2021

Арбитражный суд Республики Коми объявляет конкурс на включение в кадровый резерв по должностям федеральной государственной гражданской службы

- «помощник судьи» (ведущая группа должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории «помощники (советники)»; - «секретарь судебного заседания» отдела обеспечения судопроизводства(старшая группа должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории «специалисты»); - «ведущий специалист» отдела материально-технического обеспечения (старшая группа должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории «специалисты»).

Медиация и её преимущества перед судебным разбирательством.

Конфликты с деловыми партнерами, организациями, членами семьи, работодателями или представителями власти необязательно доводить до суда. Их можно урегулировать с помощью примирительных процедур.

Один из альтернативных внесудебных способов урегулирования споров, в котором участвует посредник - медиация. Такой способ урегулирования спора позволяет конфликтующим сторонам придти к решению, которое устроит каждого.

Применяется медиация для урегулирования гражданских, административных, трудовых и семейных споров.

Преимущества медиации перед судебным разбирательством:

  1. процедура медиации проводится исключительно по волеизъявлению сторон, тогда как судебный процесс всегда инициируется вопреки воле одной из сторон;
  2. процедура медиации – конфиденциальна и исключает репутационные риски. Судебный процесс же носит публичный характер;
  3. процедура медиации – ускоренная и неформальная, стороны сами определяют в каком порядке и в какие сроки готовы урегулировать возникшее разногласие. Судебный процесс длительный и подчинен процессуальным правилам;
  4. стороны выбирают медиатора, тогда как судья назначается;
  5. в медиации во внимание принимаются интересы сторон, в судебном разбирательстве - доказательства и правовые позиции;
  6. стороны медиации самостоятельно определяют порядок несения расходов на ее проведение, тогда как судебные расходы несет проигравшая сторона;
  7. в медиации, в отличие от судебного разбирательства, нет проигравших, поскольку медиативное соглашение принимается с учетом интересов участников;
  8. медиативное соглашение, подписанное по результатам проведения медиации, имеет характер гражданско-правовой сделки и исполняется сторонами добровольно, тогда как решение суда подлежит принудительному исполнению и фактически исполняется не всегда;
  9. участники медиации сохраняют партнерские отношения, тогда как в ходе судебного разбирательства конфликт обостряется, перспектива взаимных отношений снижается.

Федеральным законодателем предусмотрена правовая гарантия исполнения медиативных соглашений путем придания им силы исполнительного документа при его нотариальном удостоверении.

Применение медиации и иных способов внесудебного примирения снижает конфликтность, укрепляет социальные и деловые связи, способствует становлению и развитию партнерских отношений.

За 10 лет существования, с момента вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (в ред. от 26.07.2019) институт медиации набирает все большую востребованность среди участников судебного процесса.

Подробнее о примирительных процедурах и о лицах, осуществляющих деятельность по медиации, можно узнать на сайте Арбитражного суда Республики Коми в разделе «Примирительные процедуры. Медиация».

Стороны могут примириться на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта, заключив мировое соглашение или применяя другие примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации. При этом частью 1 статьи 138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора.

Арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора, руководствуясь при этом интересами сторон и задачами судопроизводства в арбитражных судах.

Примирение сторон осуществляется на основе принципов добровольности, сотрудничества, равноправия и конфиденциальности.

Стороны пользуются равными правами на выбор примирительной процедуры, определение условий ее проведения, а также кандидатуры посредника, в том числе медиатора, судебного примирителя. По указанным вопросам сторонами может быть заключено соглашение.

Примирение сторон возможно на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта.

Преимущества использования примирительных процедур:

  1. ЭФФЕКТИВНО: договоренности, достигнутые сторонами в процессе проведения примирительных процедур, исполняются гораздо чаще, чем судебные решения.
  2. ЭКОНОМИЧНО: использование примирительных процедур не влечет необходимость несения судебных расходов; в случае заключения сторонами мирового соглашения возвращается 50% госпошлины.
  3. БЫСТРО: при желании можно урегулировать спор буквально за несколько часов.
  4. СОХРАНЕНИЕ ДЕЛОВЫХ СВЯЗЕЙ: в случае примирения деловые отношения сторон не только сохранятся, но и станут еще крепче.
  5. ЗАЩИТА «СЛАБОЙ» СТОРОНЫ, которая не всегда имеет возможность привлечь для защиты своих интересов высококвалифицированных юристов.
  6. ВСЕ В РУКАХ СТОРОН: используя примирительные процедуры, стороны самостоятельно приходят к устраивающему их результату примирения, в отличие от судебного разбирательства, где решение принимается судом.
  7. КОНФИДЕНЦИАЛЬНО: примирительные процедуры характеризуются отсутствием публичности, что позволяет избежать разглашения конфиденциальной информации.
  8. ОРИЕНТАЦИЯ НА ИНТЕРЕСЫ СТОРОН: использование примирительных процедур позволяет удовлетворить действительные интересы сторон.
  9. ВЫБОР ПОСРЕДНИКА (МЕДИАТОРА): при использовании некоторых примирительных процедур стороны вправе самостоятельно выбрать лицо, содействующее урегулированию спора, что вызывает доверие сторон к такому лицу и укрепляет авторитет результата примирения.
  10. КОМФОРТ, ДОВЕРИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО: отсутствие необходимых элементов процессуальной формы и судебной атрибутики создает психологический комфорт для участников спора, атмосферу доверия и сотрудничества.

Споры могут быть урегулированы путем проведения переговоров, посредничества, в том числе: медиации, судебного примирения, или использования других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.

Переговоры - вид примирительной процедуры, посредством которой стороны урегулируют возникшие разногласия непосредственно или при содействии своих доверенных лиц без привлечения независимой третьей стороны. В итоге стороны самостоятельно урегулируют конфликт.

Переговоры - одно из наиболее простых, распространенных, эффективных и доступных средств урегулирования конфликтов, в том числе в сфере экономики, поскольку переговоры не влекут дополнительных расходов, для их проведения не требуется какое-либо официальное разрешение, они не представляют риска для сторон и направлены
на конструктивное обсуждение предмета спора.

Переговоры могут проходить в устной и в письменной формах.

Медиация - процедура урегулирования конфликта, в которой участвуют равноправные субъекты спора на основе добровольного согласия и сотрудничества, а также нейтральное и независимое лицо (медиатор), содействующее сторонам в урегулировании конфликта
и достижении ими взаимовыгодного соглашения.

Для использования примирительных процедур в арбитражном процессе необходимо обратиться к судье с письменным ходатайством об объявлении перерыва в судебном заседании (проведение переговоров) или об отложении судебного разбирательства (проведение переговоров или процедуры медиации).

В целях проведения процедуры медиации могут быть привлечены как конкретные медиаторы, так и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, одним из основных видов деятельности которых является деятельность по организации проведения процедуры медиации (п. 4 ст. 2 Закона о медиации).

В процессе поиска медиатора, практикующего в конкретном регионе России, можно использовать любые доступные источники информации, начиная от рекомендаций и заканчивая поисковыми системами и специализированными сайтами в сети Интернет.

Также можно обратиться в организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, которая может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации (ч. 3 ст. 9 Закона о медиации).

Судебное примирение.

Федеральным законом от 26.07.2019 №197-ФЗ в арбитражном процессе расширился список примирительных процедур – добавилась такая процедура, как судебное примирение.

Стороны вправе урегулировать спор путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение).

Судебное примирение осуществляется на основе принципов независимости, беспристрастности и добросовестности судебного примирителя.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года № 1 «Об утверждении списка судебных примирителей» судебными примирителями утверждены судьи Седьмого арбитражного апелляционного суда, пребывающие в отставке: Жданова Людмила Ивановна, Нагишева Ольга Борисовна, Терехина Ирина Ивановна.

Судебный примиритель участвует в процедуре судебного примирения с учетом положений Арбитражного процессуального кодекса РФ и законодательства о статусе судей в Российской Федерации.

Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда.

В целях соотнесения и сближения позиций сторон по делу и выявления дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного также на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться
с материалами дела с согласия арбитражного суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.

Судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.

Судья вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в четырнадцать календарных дней.

Порядок и условия оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей, определяются Правительством Российской Федерации.

Результатом примирительных процедур могут стать:

- по делам, возникающим из гражданских правоотношений:

  • заключение мирового соглашения (ст.ст. 139 - 142 АПК РФ);
  • отказ от иска (ч. 2 ст. 49 АПК РФ);
  • признание иска (ч. 3 ст. 49 АПК РФ);
  • признание фактических обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ);
  • заключение соглашения о признании обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ).

- по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений:

  • заключение соглашения (гл. 15, ст. 190 АПК РФ);
  • отказ от требований (ч. 2 ст. 49 АПК РФ);
  • признание требований (ч. 3 ст. 49 АПК РФ);
  • признание фактических обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ);
  • заключение соглашения о признании обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ).

В случае примирения (при заключении мирового соглашения, отказа от иска, его признании и др.) предусмотрена возможность возврата государственной пошлины:

- 70% от суммы уплаченной госпошлины - до принятия решения судом первой инстанции;

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) стороны - желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона;

2) процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;

3) медиатор, медиаторы - независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора;

4) организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, - юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных настоящим Федеральным законом действий;

5) соглашение о применении процедуры медиации - соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;

6) соглашение о проведении процедуры медиации - соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами;

7) медиативное соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

ГПК РФ Статья 153.5. Медиация

(введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ)

1. Стороны вправе урегулировать спор путем проведения процедуры медиации в порядке, установленном настоящим Кодексом и федеральным законом.

2. В случае заявления сторонами соответствующего ходатайства суд откладывает судебное разбирательство на основании части первой статьи 169 настоящего Кодекса.

Читайте также: