Статус азербайджанского языка в иране

Обновлено: 19.09.2024

Насчет происхождения в смысле генетики - это надо смотреть.

По языку они разные, иранцы говорят на индоевропейском языке, азербайджанцы - на тюркском.

По языкам разные, иранцы ближе к европейцам, азеры - азиаты. Нет, вот армяне и иранцы можно сказать да ( но разная религия и время происхождения ( армяне раньше появились )) , а азербайджанцы и турки мо средней азии прибыли, ну посуди сам : армяне были 4 тыс лет назад иранцы примерно 3 а турки появились к 9 -10 веку нашей эры Разные конечно, но в Иране много азербайджацев живет. Иранцы - персы, говорят на фарси, азербайджанцы - тюрки, говорят на азербайджанском диалекте турецкого. Иранцы - граждане Ирана. Среди них есть персы, азербайджанцы, и даже пуштуны

Азербайджанцы - по языку и культуре ближе к тюркам. То есть собственно язык азери - относится именно к тюркской группе.

Иранцы же (если говорить о потомках персов) - в большей степени сохранили гены, культуру и язык своих индо-европейских предков (да и Ислам в Иране привился не везде: религия огнепоклонников исчезла не полностью; а значит - и религия не у всех иранцев едина с азербайджанцами) .

И, хотя метисация шла и до сих пор идёт, но иранцы и азербайджанцы - два разных народа. Их отдалённое сравнимо даже не с русскими и украинцами - а с русскими и татарами: метисация - есть, взаимовлияние языков - есть; а вот "разветвления от общего предка" - извините, нет. То есть почти у каждого татарина обязательно в предках был славянин, а почти у каждого русского - тюрк; но это не "разветвление" - а именно перемешивание.
С азербайджанцами и иранцами - ситуация почти такая же (особенно если учесть, что Иран - тоже населён не только потомками персов).

Эльхан Алескеров: Включение азербайджанского языка в школьную программу в Иране – это историческое событие

Начало преподавания в иранских школах азербайджанского языка - это историческое событие для иранских азербайджанцев. Как передает Day.Az, об этом заявил сегодня в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" глава экспертного совета Baku Network Эльхан Алескеров, комментируя введение в школьную программу в провинции Восточный Азербайджан дисциплины "азербайджанский язык".

В первую очередь Эльхан Алескеров напомнил о значимости азербайджанцев в персидской истории и современном Иране. "Азербайджанцы в Иране - это одна из основополагающих, государствообразующих народностей. Азербайджанцы сыграли большую роль в истории как Персии, так и современного Ирана, начиная со Средних веков. Известно, что в Персии периодически находились у власти тюркские и тюркоговорящие династии, такие как Каджары и Сефевиды. История иранского шиизма начиналась в Ардебиле, азербайджанском городе, где по настоящее время проживают азербайджанцы. То есть связь азербайджанцев с Ираном имеет глубокие корни", - сказал он.

Глава экспертного совета Baku Network также указал, что в революционном Иране предпринимались определенные попытки защиты азербайджанского языка. "В разные периоды после Исламской революции иранские деятели говорили, что азербайджанский язык должен преподаваться в школах и в вузах, хотя до практики эти идеи не доходили. Неоднократно вопрос об азербайджанском языке в парламенте Ирана поднимали азербайджанские депутаты из провинций Восточный Азербайджан и Западный Азербайджан. Также в Иране какое-то время издавались газеты и журналы на азербайджанском языке", - сообщил Эльхан Алескеров.

"И все же долгое время у азербайджанцев не было никакой возможности обучаться на родном языке, в стране они находились на второстепенных ролях - даже несмотря на то, что верховный лидер, аятолла Али Хаменеи является азербайджанцем. Поэтому решение иранского руководства ввести преподавание азербайджанского языка в школах имеет очень важное значение. Я думаю, что оно было принято в силу того, что Иран хочет совершенствовать внутриполитическую палитру, придавая большее значение азербайджанскому населению республики", - заявил дипломат.

Также введение азербайджанского языка в школьную программу может быть и внешнеполитическим жестом Тегерана. "Появление школ с азербайджанским языком усилит культурные связи Ирана с Азербайджаном, тем более что преподавание азербайджанского будет хотя бы частично полагаться на научные труды, разработанные и опубликованные в Баку. Общее количество часов, выделенных на азербайджанских язык, пока невелико - всего 60 в год, - но само по себе это политическое и гуманитарное решение очень позитивное", - подчеркнул глава экспертного совета Baku Network.

"Это будет способствовать дальнейшей стабильности в Иране и укреплению внутриконфессионального, межэтнического баланса. Когда мы говорим об иранских азербайджанцах, речь идет о десятках миллионов граждан, которые живут в рамках иранских законов и соблюдают их. При этом в республике нет такого национализма, как в некоторых других государствах, поскольку население объединено исламскими ценностями и исламским видением этнического разнообразия. В связи с этим никаких препятствий для обучения азербайджанцев национальному языку никогда не было, и мы можем только приветствовать тот факт, что оно наконец начнется", - заключил Эльхан Алескеров.

Отметим, что Конституция Ирана разрешает преподавание национальных языков и литератур в школах, однако до сих пор азербайджанский язык никогда не включался в школьные программы даже тех иранских провинций, что преимущественно населены азербайджанцами.

Интересно, что в Иране далеко не все идентифицируют азербайджанцев именно как азербайджанцев. Иногда можно услышать, что это тюрки. А так как слово тюрки в персидском, как и в русском, похоже на турки, то кое-кто думает, что это и вовсе один народа.
Другая часть населения, которая все же знает, что эти самые тюрки являются азербайджанцами скорее всего огадывается, что их язык в Иране не значительно отличается от того, на чем говорят в султанате династии Алиевых:-). То есть, если азербайджанцы из двух государств встретятся, то они поймут друг-друга. Другой вопрос, что в самом Иране существует несколько диалектов азербайджанского (как и персидского, кстати. Почти в каждом крупном городе свой диалект). Однако, эти различия не являются критическими для понимания и говорения. Однако персы этот язык не поймут совершенно.
Добавлю еще про другую тему немного, если вам интересна и вы, вдруг, с этим не знакомы. Разница между иранскими азербайджанцами ((на персидском это ایران آذربایجانلیلاری (Iran azerbaijanlilari)) и простыми азербайджанцами примерно такая же, как между русскими и поляками. Тут дело не только в том, что одни более религиозны, другие менее, но и даже в некоторых культурных особенностях.
Сам Хаменени, кстати, (нынешний лидер - рахбар - Ирана) азербайджанец.
И еще один прикол - некоторые иранские исследователи утверждали, что азербайджанский- диалект персидского. Но это уже из области всему в угоду политики из серии "славяничи основали Берлин". Хотя нужно признать, что в иранский азербайджанский язык безусловно пришли слова, фразы из персидского. Там, правда, есть и немалое влияние арабского. Но больше всего этот язык все же похож на турецкий. И зная язык помидорного султана Аль Пердогани вы легко и быстро выучите язык Аль Алияли:-).
P/s

Приводить разницу между диалектами не могу, потому что, увы, не владею азербайджанским.

В Азербайджане самый криминальный ,приоритетный хулиганский город это Гянджа , тоесть Гянджинцы . Гордые с давних. Читать дальше

Ответить

Показать ещё 1 комментарий

Комментировать ответ… Комментировать…

Ещё 2 ответа

71 год. Научный работник. История, этнография, физика, астрономия, космос.

Проблемы должны быть. Но на удивление они очень незначительны. В самой АР имеются диалектные различия. Сильно выделяется Щекинский диалект. А вот теперь насчёт говоров. Тебризский говор близок Ордубадскому. А вот Игдырский говор, что в Турции. близок к Нахичеванскому.Говор азербайджанцев, что были изгнаны из Араратской долины Армении был близок к. Читать далее

Азербайджанцы тюркский народ из огузкой подгруппы. Ближайшие родственники турки анатолийские, Туркмены и много несколько малочисленных народов: крымские татары. гагаузы и пр. Этногенез этого народа начался в X-XI веках на территории на севере от Дербента и на юге до Ирака Иранского, на востоке от Каспийского моря.Ардебиль,Зенджан и на востоке до Тифлиса,Эрзерума, Вана. В этногенезе приняли участие азерийске иранские племена северной Мидии, племена Кавказской Албании , семитские племена ( арабы,евреи, асирийцы), различные ираноязычные племена востока Азербайджана( не путать с татами), различные тюркские племена гуннов, кипчаков и огузов-канглы. Весь этот этнический котёл в качестве цементирующего раствора спаяли тюрки-огузы. т.н. туркманы. Они начали переселяться в массовом порядке в начале Х века и максимум переселений пришёлся на Сельджукское завоевание. Тюрки огузы в данной Ойкумене создали с местным населением Ксению(добрососедское сожительство этносов разной культуры) Первоначально тюркский язык стал франкой-лингвой для данной ойкумены. Западные ориенталисты описывают следующий процесс этнической динамики. В то время как военная верхушка огузов иранизировалась, в низах происходил процесс отюречивания. После начала упадка Сельджукской империи начались образования феодальных государств. И срединих широкое распространение получили атабекства- различные высокопоставленные чиновники получающие права опекунства над слабми сельджукскими правителями. Одним из самых знаменитых атабекств было Великое Атабекство Азербайджана с династией Эльдегизов. Вот это государство и заложила те границы этногенеза тюркского азербайджанского народа.

В дальнейшем эта Ойкумена пережила несколько волн завоеваний и. разумеется представители тюркских племён завоевателей ассимилируясь принимали участие в этногенезе. После краха тимуридов здесь образовывались государственные образования кочевых племён Гара-гоюнлу и Аг-гоюнлу и на смену им пришло государство Сефевидов.Основотель государства Шах Исмаил I ввёл тюркскийй азербайджанский язык в диван. Ранее по традиции в диванах всех постарабских государств. в т.ч. и монгольских использовался фарси. Это был прецедент и это произошло на сто лет раньше, чем это было принято в ОИ. Шах Исмаил I вёл дипломатическую переписку со своим злейшим врагом Султаном Селимом I на тюркском аз-ком языке. Копии этой переписки сохранились в исторических архивах Турции. Селим сам был поэтом и писал стихи на фарси. Ответы его Исмаилу I переводили грамотеи из его канцелярии. Сами турецкие исследователи указывают, что тюркский язык ответных писем желал много лучшего.

После династии Сефевидов воцарились ненадолго Афшары, после Афшаров был незначительно короткий период правителей. которые не принимали шахского титула. Они были из курдов. Затем воцарилась династия Гаджаров. Это продолжалось до 1920 года. когда пришёл к власти Реза Пехлеви. Все эти государства управлялись азербайджанскими династиями и государства носили самоназвание по царствующей династии. На западе же был принят термин Персия.

После смерти Надир шаха Афшара эта империя распалась на отдельные ханства. Каджарам удалось объединить все ханства южнее Аракса, за исключением ханства Хойского под своей властью. На севере же остались независимые аз. ханства. Российская экспансия в начале XIX века в результате двух войн с Гаджарами получили все северные ханства под свою юрисдикцию, ханство Хойское отошло Гаджарам. Таким образом основные азербайджанонаселённых территорий оказались под юрисдикцией Ирана. Ныне в Иране проживает примерно 35 млн азербайджанцев и примерно 5 млн родственных им туркман.

президенты Азербайджана и Ирана (карта взято из открытых источников) президенты Азербайджана и Ирана (карта взято из открытых источников)

Азербайджанцы относятся к алтайской языковой семье, тюркской группы. В то время как соседние иранцы относятся к иранской языковой группе. И тут может возникнуть вопрос, а что общего между тюркоязычными Азербайджаном и ираноязычным Ираном? А между двумя этими странами много, среди них:

1) Религия . Сегодня в Азербайджане и Турции идёт политика под лозунгом: один народ - два государства , что подразумевает союз двух тюркских народов – азербайджанцев и турок. Однако, несмотря на схожесть языка, турки и азербайджанцы относятся к различным исламским течениям, если первые являются суннитами, то вторые – шиитами. Что насчет иранцев, то они также как и азербайджанцы являются мусульманами-шиитами. Таким образом, по культуре и вере, азербайджанцы ближе к иранцам, чем к Туркам.

карта расселения суннитов и шиитов по странам мира (карта взято из открытых источников) карта расселения суннитов и шиитов по странам мира (карта взято из открытых источников)

2) Народы . Вопреки распространенному среди русских стереотипу, азербайджанцы проживают не только Азербайджане (здесь их проживает около 10 млн. человек), но и в соседнем Иране (30 млн. человек), где их в 3 раза по численности больше, чем в самом Азербайджане. Иранский Азербайджан – это историческая область азербайджанцев, которая включает в себя трёх современные провинции Ардебиль , Восточный Азербайджан и Западный Азербайджан .

карта расселения азербайджанцев по странам (карта взята из открытых источников и обработана автором) карта расселения азербайджанцев по странам (карта взята из открытых источников и обработана автором)

До Гюлистанского (1813) и Туркманчайского (1828) договоров азербайджанцы проживали вместе с иранцами в едином Персидском государстве. Но в начале 19 века персы проиграли русским две войны, потому им пришлось отдать свои северные провинции России , где проживали этнически азербайджанцы.

Как мы видим, исходя из этих трёх пунктов, у многих может возникнуть мысль, а не имеют ли современные азербайджанцы общее этническое происхождение?

карты Азербайджана и Ирана (изображение взято из открытых источников) карты Азербайджана и Ирана (изображение взято из открытых источников)

На этот не простой вопрос нам помогут две научные дисциплины – этнология, генетика и антропология.

Позиция этнологов

Так согласно российскому этнологу Виктору Шнирельману этногенез азербайджанцев сформировался в 6 веке н.э., когда часть кавказских албанцев стала попадать в языковое и культурное влияние ираноязычного государства Сасанидов. Начиная с Арабского Халифата население Кавказской Албании, стало исламизироваться, а уже в 13-14 веке в результате Монгольского нашествия произошла тюркизация ираноязычных племен в результате которой, и сформировался азербайджанский народ .

На сегодняшний день генофонд азербайджанцев изучен очень слабо. Так материнская линия хромосомы азербайджанцев близка к армянам и иранцам и отличается от остальных европейских и тюркских народов. Если мы рассмотрим мужскую наследственность, то у азербайджанцев преобладают гаплогруппы J1-M267, J2-M172 (от 20 до 60 %) и G (18 %), что опять же характерно для переднеазиатского населения, к которому относятся кавказские народы.

гаплогруппы азербайджанцев (карта взято из открытых источников) гаплогруппы азербайджанцев (карта взято из открытых источников)

Антропология

Большая часть этнических азербайджанцев относится к каспийскому антропологическому подтипу европейской расы. К этому подтипу также относятся народы Дагестана (кумыки, цахуры, лезгины), талыши, курды. Получается, что и антропологической точке зрения азербайджанцы ближе к иранцам и кавказцам, чем к туркам.

Вывод. Современные азербайджанцы являются смешанным народом, этногенез которых сформировался в результате слиянии кавказцев и иранцев. А свой язык азербайджанцы получили в результате тюркизации восточного Кавказа в период монголо-татарского нашествия.

Список используемых источников:

  • Волкова Н. Г. Этнические процессы в Закавказье в XIX-XX вв.// Кавказский этнографический сборник. — М.: Изд-во АН СССР, 1969. — Т.4.— С.18.
  • Иван Насидзе, Тамара Саркисян, Азер Керимов. Проверка гипотез о замене языка на Кавказе: данные по Y-хромосоме 2012 год.

Многие россияне не знают о том, что подавляющее большинство азербайджанцев проживают не в самом Азербайджана, а в соседнем Иране. О том, как один азербайджанский народ оказался разделенным между двумя государствами и сможет ли он объединиться, мы сегодня с вами и поговорим.

Сегодня в мире насчитывается около 35 млн. азербайджанцев , которые относятся к алтайской языковой семье, тюркской группы. Самое интересное так это то, что подавляющее большинство азербайджанцев проживает не в самом Азербайджане ( 10,1 млн. чел .), а в Иране , где их насчитывается более 15 – 30 млн. человек (около 30% от всего населения Ирана). Но как так получилось, что в соседнем Иране азербайджанцев проживает больше, чем в самом Азербайджане?

Карта района проживания азербайджанцев. В соседнем Иране азербайджанцев проживает в 3 раза больше, чем в самом Азербайджане (изображение взято из открытых источников) Карта района проживания азербайджанцев. В соседнем Иране азербайджанцев проживает в 3 раза больше, чем в самом Азербайджане (изображение взято из открытых источников) кстати в разработке Туркманчайского договора принимал русский дипломат и писатель А. С. Грибоедов. Но в 1829 году в результате бунта персидских фанатиков Грибоедов трагически умирает (изображение из открытых источников) кстати в разработке Туркманчайского договора принимал русский дипломат и писатель А. С. Грибоедов. Но в 1829 году в результате бунта персидских фанатиков Грибоедов трагически умирает (изображение из открытых источников)

В течение двухсот лет некогда единый народ оказался разделенным не только между двумя государствами, но и двумя цивилизациями. Так Северный или Кавказский Азербайджан испытывал на себе влияние русской христианской цивилизации. В советский период Азербайджан и во все стал светской республикой, что отразилось на менталитете азербайджанского общества, который больше имел схожести с турецким, чем с иранским. После распада СССР теперь уже независимый Азербайджан пытался укрепить союз с соседним Ираном, однако эта политика не имела успеха по многим объективным и субъективным причинам.

республика Азербайджан на современной карте (изображение взято из открытых источников) республика Азербайджан на современной карте (изображение взято из открытых источников)

Дело в том, что после падения династии Каджаров в Иране в 1925 году установилась династия Пахлеви , которая стал проводить паниранизма и персидского национализма. Проще говоря, в Иране стали притеснять азербайджанцев, стали запрещать им говорить на родном языке и пытались полностью иранизовать тюркский народ . Причиной этому был страх сепаратизма и поглощению иранского Южного Азербайджана с советским Азербайджаном . И эти опасения не были беспочвенными, так как СССР всячески пропагандировал прокоммунистические идеи, в результате которых в иранском Азербайджане начались национально-освободительные движения. Но все попытки советского руководства по объединению Южного Азербайджана с Кавказским оказались безупречными, так как после окончания Второй Мировой войны правительство Ирана лишь ужесточила политику дискриминации к иранским азербайджанцам. В 1979 году в Иране произошла исламская революция, новое правительство стало проводить более мягкую политику к иранским азербайджанцам, тем более что немала часть религиозных революционеров имели тюркское происхождение. Все это в итоге привело к тому, что в 1980-х годах начались возрождаться новые национально-освободительные движения в иранском Южном Азербайджане.

карта Южного Азербайджана (изображение взято из открытых источников) карта Южного Азербайджана (изображение взято из открытых источников)

В 1991 году сепаратистская организация Южного Азербайджана (САМАН) достигла своего пика, начались массовые движения и акции в защиту прав азербайджанцев, их языка и культуры. Надо признать, что и первое правительство Азербайджана во главе с президентом Эльчубеем поддерживало идею с объединением Южного Азербайджана с независимым Азербайджаном. Однако в 1993 году к власти в Азербайджанской республике приходит Гейдар Алиев , которые не стал портить отношения с Ираном, и взял полный курс на экономическую и военную интеграцию с Турцией. В свою очередь в Иране стали «закручивать гайки» по отношению к лидерам азербайджанских сепаратистов. Иранское руководство не стало помогать азербайджанским беженцам во время первой войны в Нагорном Карабахе, а в армяно-азербайджанском конфликте полностью поддерживало стороны Армении.

В настоящее время Иранское руководство по-прежнему продолжает борьбу с азербайджанским сепаратизмом, и держит полный контроль на ирано-азербайджанской границе. Особенно напряженными стали моменты осенью 2020 года, когда вновь вспыхнул новый конфликт в Нагорном Карабахе , так как иранцы боятся, что внешняя политика Турции и Азербайджан, приведут к распространению турецкого пантюркизма на Южный Азербайджан.

президент Ирана Хасана Роухани (изображение взято из открытых источников) президент Ирана Хасана Роухани (изображение взято из открытых источников)

Таким образом вопрос об объединении Кавказского и Южного Азербайджана в ближайшем будущем вряд ли возможен. Поскольку воссоединение азербайджанцев угрожает территориальной целостности Иранского государства. Да и к тому же разделенный азербайджанский народ за последние 200 лет стал сильно отличаться по менталитету. Так жителям светского Азербайджана будет проще понять турок, чем иранских азербайджанцев. В то время как большинство иранских азербайджанцев предпочтет жить с персами в едином религиозном Иране.

Список используемой литературы:

  • Жигалина О. И. Этносоциальная эволюция иранского общества. — М.: «Восточная литература» РАН, 1996.— 264с.
  • Сумбатзаде А. С. Азербайджанцы, этногенез и формирование народа.— «Элм», 1990.— С. 247—248.—ISBN 5806601773, 9785806601774.

Иранские азербайджанцы в подавляющем большинстве являются искренними патриотами своей родины. Они никогда не призывали к автономии, считают себя частью общего шиитского пространства, пытаются влиять на политику Тегерана, а не стремятся к получению независимости. Тем не менее, по политическим причинам переписи населения в Иране обычно обходят стороной национальную и языковую принадлежность. Для того, чтобы не было причин менять сложившуюся ситуацию, в которой персидская культура является господствующей.

Поэтому на вопрос, кого в этой стране больше, персов или азербайджанцев, нет однозначного ответа. Но мы попробуем разобраться.

Исконным населением исторического региона Азербайджан, в пределах которого расположено соответствующее независимое государство и одноименная провинция Ирана, являлись племена кавказских албанов и иранские народы, близкие персам. Но эта земля претерпела глубокую этническую и лингвистическую трансформацию после прихода тюрок.

Несмотря на то, что первые тюркские племена проникли сюда еще в эпоху войн арабов с Хазарским каганатом, их планомерное переселение на эту территорию началось только в эпоху сельджукской экспансии в 11-м веке. Основными причинами их появления здесь в большом количестве были подходящее место для кочевничества, а также войны на западной границе исламской территории. В то время основными противниками была Византийская империя и союзные ей армянские и грузинские государства.

В дальнейшем, когда их усилиями мир ислама сильно продвинулся на запад, здесь пролегла граница между шиизмом и суннизмом, а на уровне государств началось соперничество между Османской империей и державой Сефевидов. В 1500-м году первый с древних времен шах Ирана Исмаил Сефеви поселил в Азербайджане племена кызылбашей, которые ушли из Турции из-за своих религиозных предпочтений. Впоследствии тюрки Азербайджана в большом количестве переселялись на восток, чтобы защищать границу от нападений узбеков.

Поскольку Ирану приходилось противостоять суннитам по всему периметру своих границ, здесь сложился эффективный цивилизационный союз тюрок и персов, который никогда не имел проблем с прочностью. В 20-м веке местные азербайджанцы стали одними из основателей иранского национализма, который делал акцент на религии и уравнивал все народы страны.

Они не стремились к независимости даже когда в ходе советской оккупации 1940-х годов с помощью Красной армии была создана непризнанная Демократическая республика Азербайджан, которая обратно влилась в состав Ирана после вывода советских войск. И даже после распада СССР и создания независимого азербайджанского государства не было никаких призывов к объединению.

Так что, иранские азербайджанцы верны своей родине и видят себя в составе единого Ирана.

Но сколько их все же по численности?

Всемирный справочник ЦРУ, книга, которую американская разведка составляет для собственного правительства, заявляет, что в настоящее время в Иране живет 61 % персов и 16 % азербайджанцев. В основном, этот расклад получен по языковому принципу.

Однако, одно из официальных иранских исследований, где принимался во внимание язык матерей, которые обращались за получением свидетельства о рождении на своих детей, дает немного другие факты: 46,2 % персов и 20,6 % азербайджанцев.

Но на деле ситуация может быть другой. Поскольку иранские азербайджанцы сильно ассимилированы и часто не владеют тюркским языком, в стране может быть до половины граждан с азербайджанскими корнями. Аналогом может быть юг России, где все жители в той или иной степени имеют русско-украинское происхождение, но относят себя обычно только к русскому народу.

Так или иначе, вопрос о сепаратизме тут совсем не стоит и проблем и интеграцией в Иране нет.


Иранский Азербайджан включает три северо-западные иранские провинции: Западный Азербайджан , Восточный Азербайджан и Ардебиль . Некоторые авторы также включают Зенджан в этот список, некоторые в географическом смысле, другие - только в культурном (из-за преобладания там азербайджанского тюркского населения). В регионе в основном проживают азербайджанцы , меньшинства составляют курды , армяне , таты , талыши , ассирийцы и персы .

Иранский Азербайджан - это земля, которая изначально и исторически называлась Азербайджаном; Азербайджанская Республика, населенная азербайджанцами, присвоила название соседнему населенному азербайджанцами региону Ирана в 20 веке. Исторический Азербайджан в древности назывался Атропатен, а в доисламское средневековье - Атурпатакан ( Адурбадаган ). Некоторые люди называют Иранский Азербайджан Южным (или Южным) Азербайджаном, а Азербайджанскую Республику - Северным Азербайджаном, хотя другие считают, что эти термины являются ирредентистскими и политически мотивированными.

После военных поражений от рук Российской империи , Каджарская Персия уступила все свои территории на Северном Кавказе и Закавказье России по Гюлистанскому договору 1813 года и Туркменчайскому договору 1828 года. Территории к югу от реки Аракс , который составлял регион, исторически известный как Азербайджан, стал новой северо-западной границей Персидской империи, а затем Ирана. Территории к северу от реки Аракс, которые не были известны под названием Азербайджан во время их захвата Россией, были поглощены Российской империей, переименованы в Азербайджанскую Демократическую Республику во время недолгой независимости страны с 1918 по 1920 год, включены в Советский Союз в качестве Азербайджанской Советской Социалистической Республики и, наконец, стала независимой Азербайджанской Республикой после распада Советского Союза.

СОДЕРЖАНИЕ

Этимология и использование

Само название Азербайджан происходит от Атропата , персидского сатрапа (правителя) Медеи в империи Ахеменидов , который правил регионом, находящимся в современном иранском Азербайджане, под названием Атропатене . Считается, что имя Атропат происходит от древнеперсидских корней, означающих «защищенный огнем». Это имя также упоминается в авестийском Frawardin Yasht: âterepâtahe ashaonô fravashîm ýazamaide, что дословно переводится как: «Мы поклоняемся Фраваши святого Атаре-пата». Согласно Энциклопедии Ислама : «В среднеперсидском названии провинции назывались Āturpātākān, старше новым персидская Ādharbādhagān (آذربادگان / آذرآبادگان), Ādharbāyagān, в настоящее время Āzerbāydjān / Āzarbāydjān, греческий Атропатену (̓Ατροπατήνη), византийский греческий Adravigánon ( Αδραβιγάνων), армянский Атрпатакан , сирийский Adhorbāyghān ». Название Атропат на среднеперсидском языке было преобразовано в Адхарбад и связано с зороастризмом. Знаменитый зороастрийский священник по имени Адарбад Махраспандан хорошо известен своими советами. Азербайджан из-за его многочисленных храмов огня также упоминается в различных исторических источниках как место, где родился пророк Зороастр, хотя современные ученые еще не пришли к соглашению о месте его рождения.

С Каджаром Иран был вынужден уступить Имперской России свои кавказские территории к северу от реки Аракс (то есть современные Грузия , Дагестан , Армения и Азербайджанская Республика ) в течение 19 века в соответствии с договорами Гулистана. (1813 г.) и Туркменчай (1828 г.) огромное количество земли было безвозвратно потеряно. После распада Российской империи в 1917 году, а также недолговечной Закавказской Демократической Федеративной Республики в 1918 году ведущее правительство Мусават приняло название «Азербайджан» для вновь созданной Азербайджанской Демократической Республики , провозглашенной 27 мая. 1918 год, по политическим причинам, хотя название «Азербайджан» всегда использовалось для обозначения прилегающего региона современного северо-западного Ирана . Таким образом, до 1918 года, когда режим Мусават решил назвать новое независимое государство Азербайджаном, это обозначение использовалось исключительно для обозначения иранской провинции Азербайджана.

История

Основная статья: История Ирана


Положение Каспийского моря и Азербайджана на левой стороне карты в 10 веке. Оригинальная карта находится в ūrat al-'Arḍ (صورة الارض; «Лицо Земли») Ибн Хаукал (977) Бейрут), страница 419.


Старая карта Азербайджана и соседних с ним регионов, изображенная Ибн Хаукалом в 1145 году нашей эры.


Книга Рожера , нарисованный Мухаммад аль-Идриси для Рожера II Сицилии в 1154 году Азербайджан в юго - западу от Каспийского моря. Юг ближе к вершине.

Доисламский период

Самое древнее царство, известное в Иранском Азербайджане, - это царство Манеи , правившего регионом к юго-востоку от озера Урмия, сосредоточенным вокруг современного Саккеза . Маннеанцы были конфедерацией иранских и неиранских групп. По словам профессора Задока:

маловероятно, что в Манеа было этнолингвистическое единство. Как и другие народы Иранского нагорья , маннеанцы подвергались все возрастающему иранскому (то есть индоевропейскому) проникновению.

Маннеи были завоеваны и поглощены иранским народом по имени Матиени, страна называлась Матиене , а озеро Урмия - озером Матиан. Позже Матиена была завоевана мидянами и стала сатрапией мидийской империи, а затем суб-сатрапией мидийской сатрапии Персидской империи.

Согласно Британской энциклопедии , мидяне были:

Индоевропейские народы, связанные с персами, которые проникли на северо-восток Ирана, вероятно, еще в 17 веке до нашей эры и поселились на плато, которое стало известно как Мидия.

После того, как Александр Великий завоевал Персию , он назначил (328 г. до н.э.) правителем персидского генерала Атропата , который в конечном итоге основал независимую династию. Область, которая стала известна как Атропатен или Медиа Атропатен (в честь Атропатов), вызвала много споров. В веке до нашей эры 2, она была освобождена от Селевкидов господства Митридата I из Аршакидской династии , а впоследствии была провинция империя Сасанидов из Ардашира I . При Сасанидах Азербайджаном правил марзубан , и к концу периода он принадлежал семье Фарроха Хормизд .

Большая часть региона была завоевана Королевством Армения . Большая часть региона составляла часть исторической Армении . Части исторической Армении в пределах современного Азербайджана включают; Нор Ширакан , Васпуракан и Пайтакаран . Васпуракан, большая часть которого находилась на территории современного иранского Азербайджана, считается колыбелью армянской цивилизации.

26 мая 451 года нашей эры произошла очень важная битва, которая окажется чрезвычайно важной в истории Армении . На Аварайрской равнине , на территории современного Чурса (современная провинция Западный Азербайджан ), армянская армия под командованием Вардана Мамиконяна столкнулась с сасанидской Персией. Хотя персы одержали победу на самом поле битвы, битва оказалась важной стратегической победой для армян, поскольку Аварайр проложил путь к Нварсакскому договору (484 г. н.э.), который подтвердил право Армении свободно исповедовать христианство.

Ираклий , византийский император , ненадолго удерживал этот регион в 7 веке, пока не был заключен мир с Сасанидами. После исламского завоевания Ирана , арабские завоеватели переделаны большинство своих людей к исламу и сделали его часть халифата .

Исламский период

Сасанидский и ранний исламский период

Во время арабского вторжения в Иране , то Spahbed Ирана был Роста Фаррокхзад , сын Фаррух Ормизд , который был сыном Vinduyih , дядя Хосров I и брата сасанидского узурпатором Вистахм . Сам Рустам родился в Азербайджане и вел сасанидское войско в бой. Он также упоминается в Шахнаме .

Сасанидская армия потерпела поражение в битве при аль-Кадисии, и Ростам Фаррохзад вместе со многими другими сасанидскими ветеранами был убит. В 642 году Пируз Хосров , один из выживших сасанидов во время битвы при Аль-Кадисии, сражался против мусульман в Нахаванде , который был воротами в провинции Азербайджана, Армении и Кавказской Албании . Битва была ожесточенной, но сасанидские войска проиграли битву. Это открыло двери для мусульман в Азербайджан. Затем мусульмане вторглись в Азербайджан и захватили Исфандияра , сына Фаррухзада . Затем Исфандияр пообещал за свою жизнь, что согласится сдать свои владения в Азербайджане и помочь мусульманам победить его брата Бахрама. Затем Бахрам потерпел поражение и подал иск о мире. Был составлен пакт, согласно которому Азербайджан сдавался халифу Умару на обычных условиях выплаты ежегодной джизьи .

Мусульмане поселились в Азербайджане, как и во многих частях Ирана. По словам иранского азербайджанского историка Ахмада Касрави , в Азербайджане поселилось больше мусульман по сравнению с другими провинциями из-за обильных и плодородных пастбищ. Местные восстания против халифата были обычным явлением, и самым известным из них было движение персидских хуррамов .

Аббасиды и сельджуки

Карта Адхарбайджана в 9 веке

После восстания Бабака Хоррамдина , зороастрийца неомаздакитского происхождения, хватка халифата Аббасидов над Азербайджаном ослабла, что позволило родным династиям подняться в Азербайджане. Азербайджан был захвачен курдским Дайсамом и Салларидом Марзубаном , последний объединил его с Арраном , Ширваном и большей частью Восточной Армении . После конфронтации с местным дайламским и курдским населением, которые уже установили свои собственные династии и эмираты в разных частях Азербайджана, сельджуки доминировали в регионе в XI и начале XII веков, после чего началась языковая тюркизация коренного иранского населения. В 1136 году Азербайджан перешел к Атабакан-е-Азербайджан и Атабакан-е-Мараге. Позже он был захвачен хорезмшахом Джалал ад-дином, который держал Азербайджан до наступления монгольских нашествий.

В первые годы 13 века значительная часть Азербайджана была завоевана Грузинским королевством во главе с Тамар Великой . Под командованием братьев Закария и Иване Мхаргрдзели грузины захватили Ардебиль и Тебриз в 1208 году, а Казвин и Хой - в 1210 году.

Монголы и туркмены

В монголы под Хулагу - хан установил свой капитал в Maragheh . В книге « Сафина-йи Тебриз» описывается общее состояние Тебриза в период Ильханидов . После завоевания Тимуром в 14 веке Тебриз стал важной провинциальной столицей империи Тимуридов . Позже Тебриз стал столицей империи Кара-Коюнлу .

Сефевиды, Афшары и Каджары и потеря прилегающих кавказских территорий

Основные статьи: сефевид , афшариды , династии Каджаров и ханства Кавказа Смотрите также: Русско-персидские войны , Гюлистанский договор и Туркменчайский договор

Именно из Ардебиля (древней Артавиллы) возникла династия Сефевидов, чтобы обновить государство Персии и утвердить шиизм в качестве официальной религии Ирана. Примерно в то же время население того, что сейчас является Азербайджаном и Ираном, было обращено в шиизм , и обе нации остаются единственными странами в мире со значительным шиитским большинством, причем Иран имеет самое большое шиитское население в процентном отношении, с Азербайджанской Республикой. имея второе по величине шиитское население в процентном отношении.

После 1502 года Азербайджан стал главным оплотом и военной базой Сефевидов. Это была главная провинция, из которой различные иранские империи контролировали свои кавказские провинции, вплоть до Дагестана в начале 19 века. Между тем, между 1514 и 1603 годами османы иногда оккупировали Тебриз и другие части провинции во время своих многочисленных войн со своими идеологическими и политическими противниками Сефевидов. Контроль Сефевидов был восстановлен шахом Аббасом, но во время афганского вторжения (1722–178) османы отбили Азербайджан и другие западные провинции Ирана, пока Надир-шах не изгнал их. В начале правления Карим-хана Занда , Азад-хан-афганец безуспешно восстал в Азербайджане, а позже курды-думбули из Хоя и другие племенные вожди правили различными частями территории. Однако Азад-хан был побежден Ираклием II . С приходом каджаров Азербайджан стал традиционной резиденцией наследников. Даже до тех пор Азербайджан оставался главной территорией, откуда высокопоставленные губернаторы контролировали различные территории и ханства Кавказа, в то время как основная власть оставалась в Тегеране .

Хотя первый каджарский иранский правитель Ага Мохаммад Хан отвоевал Кавказ и весь Иран в нескольких стремительных кампаниях, таких как жестокое повторное подчинение Грузии в 1795 году, Иран в конечном итоге безвозвратно потерял весь Кавказский регион в пользу соседней имперской России. в течение 19 века, что оказало решающее влияние на регион современного Иранского Азербайджана. Вскоре после завоевания Грузии Ага Мохаммад Шах был убит во время подготовки второй экспедиции в 1797 году в Шушу . Восстановление иранской гегемонии над Грузией длилось недолго; в 1799 году русские вошли в Тбилиси , что ознаменовало начало конца иранских владений на Кавказе, включая современные Грузию , Армению , Азербайджанскую Республику и Дагестан, благодаря русско-персидским войнам 19 века. .

Территория к северу от реки Аракс , которая включала территорию современной Азербайджанской республики, восточную Грузию, Дагестан и Армению, была иранской территорией до тех пор, пока не была оккупирована Россией в 19 веке.

На протяжении XIX века Иран уступил России регионы, которые веками входили в состав Ирана. К концу 19 века граница между Ираном и Россией была установлена ​​южнее, по реке Арас , которая в настоящее время является границей между Ираном и Арменией - Азербайджаном.

Впоследствии русские были очень влиятельны в Северном Иране , включая Азербайджан (как Северный Иран упал в России сферу влияния на протяжении десятилетий). После 1905 года представители Азербайджана были очень активны в иранской конституционной революции в результате этого российского влияния.

Современная эпоха

См. Также: Вторжение русских в Тебриз, 1911 г . ; Персидский поход (Первая мировая война) ; и Народное Правительство Азербайджана

Российская (царская) армия оккупировала Иранский Азербайджан в 1909 году, а затем в 1912–1914 и 1915–1918 годах, затем османские войска в 1914–1915 и 1918–1919 годах; Большевистские силы оккупировали Иранский Азербайджан и другие части Ирана в 1920–1921 годах, а советские войска оккупировали Иранский Азербайджан в 1941 году, создав очень недолговечное автономное, поддерживаемое Советским Союзом государство с ноября 1945 по ноябрь 1946 года, которое было распущено после воссоединения Иранский Азербайджан с Ираном в ноябре того же года. Период примерно от последней крупной русско-персидской войны до этой даты является так называемым периодом сильного русского влияния в Иране. Весь Северный Иран, включая Иранский Азербайджан, Гилян, Мазандаран, Казвин и многие другие места вплоть до Исфахана, попал в сферу влияния России. Русские армии были размещены во многих районах иранского Азербайджана, были основаны русские школы, и многие русские поселились в этом регионе, но меньше, чем в Гиляне и Мазандаране . Кроме того, в Азербайджане наблюдался большой приток так называемых белых эмигрантов , бежавших в Иран после большевистской революции в России. История Ирана, особенно его новейшая история, доказала, что азербайджанский народ является одним из самых патриотичных народов Ирана. Иранский национализм частично является продуктом азербайджанской интеллигенции. Провинции Азербайджана играли важную роль в культурной и экономической жизни Ирана как в эпоху Пехлеви, так и во время иранской конституционной и исламской революции.

Памятники

Иранские провинции Азербайджана, как западные, так и восточные, обладают большим количеством памятников всех периодов истории.

География

Иранский Азербайджан обычно считается северо-западной частью Ирана, включающей провинции Восточный Азербайджан , Западный Азербайджан и Ардебиль . Граничит с Азербайджанской Республикой , Арменией, Турцией и Ираком. В районе 17 рек и два озера. Хлопок, орехи, текстиль, чай, машины и электрическое оборудование - основные отрасли промышленности. Северный альпийский регион, включающий озеро Урмия , гористый, с глубокими долинами и плодородными низменностями.

Регион ограничен на севере Арменией и Азербайджанской Республикой, на западе - с озером Урмия и курдскими районами Ирана, а на востоке - с Гиляном .

Читайте также: