Квалификация магистр и его научный статус

Обновлено: 13.11.2024

1. Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

2. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

3. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Что такое «бакалавр», «магистр», «специалист»?

Бакала́вр (англ. bachelor's degree) — академическая степень или квалификация, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования. Завершённое высшее образование в странах, которые участвуют в Болонском процессе (в т. ч. РФ).

Бакалавриа́т — высшее образование, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра.

Диплом бакалавра при поступлении на работу дает право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование.

Диплом бакалавра дает также право продолжить обучение в магистратуре на местах, финансируемых из средств федерального бюджета.

Диплом бакалавра является документом, которым подтверждается завершение высшего образования.

В России этот уровень подготовки введён в 1996 году. Нормативный срок обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» — не менее чем 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии. Степень «бакалавр» в России — это высшее образование. Лица со степенью бакалавра могут быть также допущены к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук.

После 31 декабря 2010 года квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских высших учебных заведений.

Маги́стр (от лат. magister — наставник, учитель) — академическая степень, квалификация (в некоторых странах — учёная степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры.

Магистрату́ра (в некоторых странах называется мастерат) — уровень высшего образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному направлению.

Степень «магистра» предусматривает более глубокое освоение теории по выбранному профилю и подготовку студента к научно-исследовательской деятельности по выбранному направлению.

В Северной Америке и Европейском союзе большинство выпускников высших учебных заведений после бакалавриата не продолжают обучение в магистратуре, потому что бакалавриат является подтверждением полноценного высшего образования.

Продолжают обучение в магистратуре чаще студенты, которые планируют заниматься научными исследованиями или педагогической деятельностью в вузе.

Специалист (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения.

Нормативный срок программы подготовки для получения степени «специалист» в России — не менее пяти лет. Квалификация присваивается по результатам защиты дипломного проекта или дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в магистратуру и аспирантуру.

Уровни высшего образования: откуда они пришли?

Введение новых образовательных стандартов связано с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе. В 2003 году Россия ратифицировала Болонскую конвенцию - соглашение о том, что дипломы о высшем образовании, полученные в стране-участнице конвенции, будут признаваться во всех других странах-участницах. Такие стандарты в образовании приняты более чем в 50 государствах, в первую очередь - европейских. Для Европы двухступенчатая система высшего образования является традиционной, обучение по программе бакалавриата там длится 3-4 года, по программе магистратуры - 1-3 года. И то, и другое считается полноценным высшим образованием. При желании студенты-бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре, а могут и не продолжать, а сразу пойти устраиваться на работу.

В России существуют следующие уровни высшего образования:

  1. высшее образование, подтверждаемое присвоением степеней «бакалавр» и «магистр»
  2. квалификация «дипломированный специалист».

Можно сказать, что новая система называется двухуровневой условно, поскольку в нее вписывается и «старая» одноуровневая система подготовки специалистов. Последняя не была отменена, так как она необходима в медицинских, военных и технических вузах. Предусмотрены следующие сроки получения образования:

  • не менее 4 лет для бакалавра,
  • не менее 5 лет для дипломированного специалиста,
  • не менее 6 лет для магистра.

Поступить учиться на специалиста и бакалавра можно по результатам ЕГЭ или олимпиад, включённых в официальный перечень Минобрнауки России. Степень бакалавра студент приобретает после освоения базовой образовательной программы. Ему выдается полноценный диплом об общем высшем образовании. После пяти лет обучения специалисту также выдается диплом, но уже не об общем высшем образовании, а по выбранной специальности. Магистр - эксперт в определенной научной области. Диплом магистра может получить как бакалавр, так и специалист. Чтобы продолжить обучение в магистратуре, бакалавр должен поступить туда, сдав экзамены по профильным предметам. При этом бакалавр может пойти в магистратуру как в своем вузе, так и в любом другом. И специалист, и магистр могут дальше поступить в аспирантуру. Разница между специалистом и магистром заключается в том, что первого готовят для практической работы в отрасли по выбранному направлению, а второго - для научной работы. Программа подготовки магистра включает в себя программу подготовки бакалавра плюс два года специализированной подготовки, в том числе практику, которая предполагает научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность.

Высшее образование в Российской Федерации подразделяется на две ступени: бакалавриат и магистратура. Статус магистратуры в сегодняшнем образовании имеет двойной смысл. С одной стороны, системный процесс повышения квалификации специалистов и бакалавров. А с другой стороны – это квалификация выпускников ВУЗа.

При очной форме обучения магистерскую программу осваивают за два года. Присвоение квалификации происходит в результате диссертации, что дает право поступления в аспирантуру.

В магистратуре студенты более глубоко изучают ту или иную специальность. Программа образования построена так, что она готовит будущих магистров к профессиональной или научно – практической деятельности.


Начиная с первого семестра, к студентам закрепляют научного руководителя из преподавателей докторского и кандидатского состава. В будущем такое сотрудничество поможет с успехом защитить магистерскую диссертацию.

В магистратуру могут поступить те, кто имеет диплом специалиста или бакалавра. Сейчас структура образования такова, что не обязательно идти в магистратуру по той же специальности, по которой обучение проходило в бакалавриате.

Для поступления в магистратуру, необходима сдача единого экзамена по обучаемой специализации. Обучаться в магистратуре можно на очной или заочной форме. Во многих учебных заведениях существует дистанционная форма обучения.

Студентам, проходящим магистерское обучение, предоставляются ряд льгот:

отсрочка от армии;

проездные билеты по льготным ценам.

Кто такой магистрант и магистр

Часто возникает вопрос кто такой магистрант? А магистр? Есть ли между ними разница? Отличия в понятиях очевидны.

Магистр – человек, проучившийся в магистратуре и получивший квалификацию в результате ее окончания.

Магистрант – человек, который не получил квалификацию, а лишь находится в процессе обучения.

Для более глубокого понимания значения слов необходимо обратиться к латыни. Окончание - ант и -ент дословно переводятся как – «находящийся в процессе». К примеру, студент – человек, который получает образование. Или практикант – человек находящийся на практике.

А магистр уже отучился, получив документ об образовании.

Магистрант это студент или нет

Магистранты, проходящие обучение, являются студентами. Но не все из них имеют высшее образование. К примеру, если человек учится на магистра после специалитета, то высшее образование у него уже есть. Но он все равно студент.

Если же человек окончил бакалавриат, то высшего образования у него нет. Так как бакалавриат имеет степень неоконченного высшего образования. Но после магистратуры следующей ступенью в образовании считается аспирантура. Там уже обучающиеся являются младшими научными сотрудниками, а не студентами.

Как правильно писать: магистрант или магистрантка в отношении женщин

Как же правильно писать и произносить по отношению к женскому полу: магистрант и магистрантка? По правилам русского языка писать и произносить необходимо – магистрант. Это слово только мужского рода. Впрочем, так же как и студент.

В современной России система образования построена так, что человек, обучаясь в ВУЗе, может получить как степень бакалавра (неоконченное высшее образование), так и диплом квалифицированного специалиста (степень магистра). Причем, обучаясь в магистратуре, можно получить еще одну специальность, а значит, получить два документа о профессиональном образовании.

В России с VIII века степень магистра считалась ученой. Первые обладатели степени – четыре ученика М.В. Ломоносова, названные магистрами философии. К концу IXX века из триады кандидат-магистр-доктор исключают кандидатскую степень, оставляя двухуровневую структуру: магистр-доктор. Чтобы получить звание требовалось сдать магистерский экзамен и защитить диссертацию. Какие изменения произошли с тех времен и по-прежнему ли магистр – это ученая степень? Так это или нет, узнаете из нашей статьи.

Что такое ученая степень

Под ученой степенью понимают квалификационную ступень, присуждаемую научным деятелям за проделанную научно-исследовательскую работу на определенных отрезках их академической деятельности. Присваивая наименование ученой степени, обязательно прописывается отрасль науки, в которой проводилось исследование и указывается специальность. Чтобы получить допуск к защите кандидатской диссертации претендент сдает экзамены по следующим дисциплинам:

Основные идеи диссертации должны быть опубликованы в рецензируемых научных журналах. Только после этого кандидат допускается к защите, венцом которой будет степень кандидата наук или присуждение ученой степени доктора.

Ученые степени в порядке возрастания

Научные степени магистра, бакалавра или доктора, которые присваиваются в области науки, в разных странах отличаются не только по названиям и степени квалификации, но и порядку их присуждения. Некоторые страны объединились в этом направлении, придя к единой системе, устанавливающей конкретные требования к каждой из ученых степеней. Несколько стран-участниц Болонского процесса, а также Англия и Соединенные Штаты Америки, по каждой отрасли знаний ведут ранжирование ученых степеней в следующем порядке:

степень магистра – М.S., от английского Master of Science;

В данном случае под «философией» понимают не конкретную дисциплину, а всю науку. Первые две степени относятся к вузовскому образованию, третья – к послевузовскому.

В Российской Федерации применяют ранжирование, принятое в 1934 году, тогда еще Советским Союзом. Получить ученую степень в нашей стране, можно только пройдя послевузовское обучение. В РФ присуждают две ученые степени:

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.09.2013 N 842 (ред. от 01.10.2018) "О порядке присуждения ученых степеней" (вместе с "Положением о присуждении ученых степеней"), чтобы получить степень кандидата или доктора наук, претендент обязан написать и защитить диссертацию, соблюдая последовательность: сначала кандидатскую, затем докторскую. Причем, это могут быть разные отрасли, так кандидат наук, имеющий степень по математике, может защищать докторскую по экономике. С 01.09.2017 г. более 20 столичных и региональных ВУЗов, а также несколько научных организаций имеют право самостоятельно присуждать ученую степень.

Что такое магистратура

С 2011 года российские учебные заведения высшего профессионального образования перешли на двухуровневую систему обучения:

Первый уровень – бакалавриат, с четырех годичным сроком обучения, защитой дипломной работы и присвоением квалификации (степени) бакалавра.

Второй – магистратура, время обучения длится два года, после защиты диссертации выпускнику присваивают магистерскую степень.

Вторая ступень не считается получением второго высшего образования. Но получить степень магистра возможно только на базе высшего образования, это может быть бакалавриат или специалитет.

В отличие от прежней системы образования, когда студент, поступивший в ВУЗ, по окончанию получал диплом специалиста определенной сферы, нынешняя система предполагает выбор. Получив степень бакалавра, ее обладатель может продолжить углубленное изучение полученной специальности либо освоить новую, на базе имеющихся знаний. Для этого кандидат сдает вступительный экзамен, по результатам которого принимается решение о его зачислении в ряды обучающихся. По окончанию учебы и защите дипломной работы, выпускнику вручают диплом с указанием степени «магистра», являющейся в некоторых странах ученой степенью.

Чем бакалавриат отличается от магистратуры

Поступление на бакалавриат проходит на базе среднего образования, в магистратуру – только при наличии высшего. Это последовательность определяет, какая степень является выше: бакалавр или магистр. Поскольку бакалавриат – это первая ступень в получении высшего образования, следовательно, степень бакалавра ниже, чем магистра. Обучаясь первые четыре года, учащийся получает фундаментальные знания и базовые навыки, которые можно применить в своей профессиональной деятельности, либо развить при изучении узконаправленной специализации, будучи студентом магистратуры. Несмотря на то, что обе ступени образования считают высшими, продолжить обучение в аспирантуре можно только после окончания магистратуры, имея квалификацию (или степень) магистра.

Кто может получить степень магистра

В соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации, пройдя первую стадию получения высшего образования, специалист со степенью бакалавра может продолжить обучение в магистратуре. Выпускники учебных заведений, проходившие подготовку по специальностям до 2011 года и имеющие дипломы о высшем образовании, также могут повысить свою квалификацию или выбрать новое направление для обучения, став магистрантами.


Как поступить в магистратуру

По существующим негласным правилам, преимущество при поступлении в магистратуру имеют бакалавры – выпускники этого же ВУЗа. Подать заявление в приемную комиссию можно сразу после получения диплома. В отличие от второго высшего образования, которое является платным, обучение в магистратуре считается следующим этапом в получении высшего образования и поэтому здесь возможно пополнять знания и на бюджетных местах.

Независимо от того, поступает ли абитуриент в магистратуру своего ВУЗа или выбрал для продолжения обучения другую специализацию и другое образовательное учреждение, ему необходимо сдать вступительный экзамен.

Прежние заслуги не берутся во внимание, зачисление проводят по результатам вступительной работы.

Некоторые ВУЗы поддерживают успешных учащихся и по итогам сессии могут перевести с платной основы на бюджет. Еще один плюс для обучающихся в магистратуре молодых людей – это отсрочка от армии еще на два года. Получение академической степени магистра открывает доступ к профессиональным занятиям научно-исследовательской работой, также магистры могут вести педагогическую деятельность.

Итак, понятие «степень магистра» – это ученая степень или нет? Чтобы дать правильный ответ, нужно понимать, в какой стране получено образование. Для выпускников российских ВУЗов диплом магистра – это прохождение высшей академической ступени, после которой возможно продолжение научно-исследовательской деятельности в аспирантуре и подготовка к написанию научной диссертации.

Магистратура — это часть высшего образования, его второй уровень. Раньше высшее образование было «сплошным»: 5 лет — и вы дипломированный специалист.

С 2011 года Россия перешла на болонскую систему: 4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

Если коротко, магистратура — это:

  • возможность продлить студенчество ещё на два года;
  • возможность получить ещё одну профессию/квалификацию, либо углубить знания и улучшить подготовку по уже полученной профессии.

И, если пройдёте по конкурсу, то учиться сможете за счёт государственного бюджета, поскольку магистратура не считается вторым высшим, это продолжение первого высшего образования.

Важно! На бюджетные места магистратуры могут претендовать только 1) бакалавры и 2) дипломированные специалисты, поступившие на специалитет до начала действия двухуровневой системы «бакалавриат — магистратура».

Чем отличаются бакалавры от магистров?

Бакалавриат — это первый, базовый уровень высшего образования, магистратура — второй (особый случай — современный специалитет, который начинается как первый уровень, при этом выпускник-специалист котируется как выпускник-магистр). Помимо того, что магистратура — это более системный подход к выбранной сфере деятельности, это ещё и другие карьерные перспективы. Уже существуют должности, для которых достаточно диплома бакалавра, и должности, на которые назначат только специалиста или магистра.

В качестве примера приведём минимальный уровень профессионального образования, наличие которого необходимо кандидату, претендующему на занятие должности гражданской службы.

Категория и группа должностей гражданской службы*

Уровень профессионального образования

Высшее образование — специалитет, магистратура

Категория «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей

Высшее образование — бакалавриат

Среднее профессиональное образование

*Источник: «Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим» (Министерство труда и социальной защиты РФ, 2015).

Как учат магистров?

Магистерские образовательные программы предусматривают более глубокое освоение теории и практическую подготовку студента к научно-исследовательской или профессиональной деятельности. Руководят магистерскими программами преподаватели высшей квалификации — доктора наук. С первого семестра к каждому магистранту прикрепляется руководитель из числа докторов или кандидатов наук. Магистрант выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. Также в процессе обучения магистры приобретают педагогические компетенции — в отличие от бакалавров, магистры могут преподавать в вузах.

Кто может поступить в магистратуру?

Приём в магистратуру проводится по заявлениям лиц, имеющих высшее профессиональное образование (диплом бакалавра, диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, диплом специалиста или диплом магистра), по результатам комплексного экзамена по направлению подготовки (устно).

При этом совершенно не обязательно, чтобы ваше первое образование специалиста или бакалавра было связано с направлением подготовки магистратуры. Вы можете получить квалификацию, отличную от вашей первой, например, диплом магистра по направлению «Лингвистика» после бакалавриата или специалитета в ИТ-сфере.

Как поступить в магистратуру?

Для поступления в магистратуру достаточно успешно сдать комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки (устно). Минимальный балл для участия в конкурсе — от 50 до 60 в зависимости от программы.

Обучение в магистратуре возможно по очной или заочной формам обучения (на направлениях «Реклама и связи с общественностью» и «Лингвистика» — по очной и очно-заочной).

Студентам-магистрантам (очной формы) предоставляются все права студентов-бакалавров: стипендия (на бюджетной основе), место в общежитии, льготные проездные, отсрочка от армии и так далее.

Магистратура — это часть высшего образования, его второй уровень. Раньше высшее образование было «сплошным»: 5 лет — и вы дипломированный специалист.

С 2011 года Россия перешла на Болонскую систему образования: 4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

Если коротко, магистратура — это:

  • возможность продлить студенчество ещё на два года;
  • возможность получить ещё одну профессию/квалификацию, либо углубить знания и улучшить подготовку по уже полученной профессии.

И, если пройдёте по конкурсу, то учиться сможете за счёт государственного бюджета, поскольку магистратура не считается вторым высшим, это продолжение первого высшего образования.

На бюджетные места магистратуры могут претендовать
  1. бакалавры
  2. дипломированные специалисты, поступившие на специалитет до начала действия двухуровневой системы «бакалавриат — магистратура»

Чем отличаются бакалавры от магистров?

Бакалавриат — это первый, базовый уровень высшего образования, магистратура — второй (особый случай — современный специалитет, который начинается как первый уровень, при этом выпускник-специалист котируется как выпускник-магистр). Помимо того, что магистратура — это более системный подход к выбранной сфере деятельности, это ещё и другие карьерные перспективы. Уже существуют должности, для которых достаточно диплома бакалавра, и должности, на которые назначат только специалиста или магистра.

В качестве примера приведём минимальный уровень профессионального образования, наличие которого необходимо кандидату, претендующему на занятие должности гражданской службы.

  • Категория «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
  • Категория «помощники (советники)» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
  • Категория «специалисты» высшей, главной и ведущей групп должностей
  • Категория «специалисты» старшей групп должностей
  • Категория «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей
  • Категория «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей
Как учат магистров?

Магистерские образовательные программы предусматривают более глубокое освоение теории и практическую подготовку студента к научно-исследовательской или профессиональной деятельности.

Руководят магистерскими программами преподаватели высшей квалификации — доктора наук. С первого семестра к каждому магистранту прикрепляется руководитель из числа докторов или кандидатов наук. Магистрант выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию.

Также в процессе обучения магистры приобретают педагогические компетенции — в отличие от бакалавров, магистры могут преподавать в вузах.

Кто может поступить в магистратуру?

Приём в магистратуру проводится по заявлениям лиц, имеющих высшее профессиональное образование (диплом бакалавра, диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, диплом специалиста или диплом магистра), по результатам комплексного экзамена по направлению подготовки.

При этом совершенно не обязательно, чтобы ваше первое образование специалиста или бакалавра было связано с направлением подготовки магистратуры. Вы можете получить квалификацию, отличную от вашей первой, например, диплом магистра по направлению «Лингвистика» после бакалавриата или специалитета в ИТ-сфере.

Как поступить в магистратуру?

Для поступления в магистратуру достаточно успешно сдать комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки (устно). Минимальный балл для участия в конкурсе — от 50 до 60 в зависимости от программы.

Обучение в магистратуре возможно по очной или заочной формам обучения (на направлениях «Реклама и связи с общественностью» и «Лингвистика» — по очной и очно-заочной).

Студентам-магистрантам (очной формы) предоставляются все права студентов-бакалавров: стипендия (на бюджетной основе), место в общежитии, льготные проездные, отсрочка от армии и так далее.

Бакалавриат, специалитет и магистратура являются уровнями профессионального высшего образования, отличающимися по содержанию и продолжительности обучения. Для освоения программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры - высшее образование. В дальнейшем бакалавр может продолжить обучение и получить степень магистра.

Бакалавриат, специалитет и магистратура как уровни профессионального высшего образования

В настоящее время в РФ установлены, в частности, следующие уровни профессионального высшего образования (п. п. 2, 3 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

При этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Прием на обучение осуществляется отдельно по каждой из этих программ (пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

К освоению указанных программ допускаются лица, имеющие соответствующее образование. Так, для программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры - высшее образование любого уровня (ч. 2, 3 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

Особенности специалитета, бакалавриата и магистратуры

Специалитет - это привычная для РФ система образования. Специалистов готовят для профессиональной деятельности в отдельной отрасли. Срок получения первого высшего образования составляет, как правило, пять лет. Однако многие вузы перешли на болонскую (двухуровневую) систему образования, что предполагает подготовку и выпуск бакалавров и магистров.

Лицо, намеренное получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему образования, поступает на бакалавриат. При условии успешного прохождения итоговой аттестации ему присваивается квалификация "бакалавр" и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).

Бакалавры могут продолжить обучение и получить степень магистра. При этом необязательно поступать в магистратуру в том же вузе. Прием на обучение по программам магистратуры осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Условно степень бакалавра можно охарактеризовать как базовое высшее образование, а степень магистра - как дальнейшую специализацию (ч. 3, 5, 6 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

В отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).

Существенное отличие между бакалавром, специалистом и магистром заключается в продолжительности обучения, которая устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами. Как правило, для получения диплома специалиста обучаются пять лет, диплома бакалавра - четыре года, диплома магистра - два года (ч. 4 ст. 11 Закона N 273-ФЗ; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1173; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 N 943; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.08.2015 N 827).

Связанные вопросы

"Электронный журнал "Азбука права", актуально на 29.06.2021

Другие материалы журнала "Азбука права" ищите в системе КонсультантПлюс.

О необходимости менять саму аспирантуру и отношение к ней говорили давно. В 2020 году число аспирантов снизилось вдвое, а из этого количества всего 9% защитили диссертацию. Всего сейчас в России, как рассказал ТАСС президент РАН Александр Сергеев, 75 тыс. кандидатов и около 25 тыс. докторов наук. Прогнозируемые цифры поступающих в аспирантуру в 2021 году по некоторым направлениям пока относительны. Согласно свежему исследованию, опубликованному МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ, 17,6% опрошенных выпускников бакалавриата планируют учиться и в магистратуре, и в аспирантуре, но это число может измениться, не в последнюю очередь — из-за грядущих нововведений.

Руководитель Департамента подготовки кадров высшей квалификации Сибирского федерального университета Ольга Григорьева так описала ожидаемые перемены:

«Во-первых, отменяются образовательные стандарты, ФГОСы: вместо них будут разработаны федеральные государственные требования.

Во-вторых, меняются условия предзащиты. У нас была государственная итоговая аттестация, сейчас будет просто итоговая аттестация. Но появляется обязательное условие, чтобы она оформлялась в виде предзащиты. То есть процедура итоговой аттестации должна быть изменена, чтобы аспирант мог получить заключение по своей диссертации. Уже собирается не госкомиссия, а большое количество экспертов по данной специальности. Диссертация рассматривается полностью и дается заключение о выполнении диссертационной работы — именно с ним аспирант должен будет пойти на защиту в диссертационный совет. То есть степень готовности диссертации должна быть очень высокой. <. >

Нужно будет изменять и учебные, и индивидуальные планы, и общую траекторию, возможно, даже обеспечивать перевод на индивидуальную траекторию».

Что изменилось

1. Федеральные государственные требования вместо ФГОСов

Сентябрь 2021 года обещает быть важной отправной точкой для всех поступающих в этом учебном году в аспирантуру — именно на этот срок приходится ряд важнейших изменений системы последнего этапа высшего образования в России. Едва ли не ведущее влияние на работу студентов, преподавателей, методистов и администраторов вузов оказывает переход от ФГОСов к Федеральным государственным требованиям (ФГТ). Эта мера была отражена в Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ. Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Евгений Терентьев рассказал, в чем принципиальная разница между ФГОСами и ФГТ: «ФГТ — это требования к структуре и к условиям организации образовательной программы, но не к ее результатам. Во ФГОСах это очень жестко было прописано, практически не оставалось места для маневров, выстраивания индивидуальных траекторий, адаптированных под задачи каждого конкретного аспиранта».

Как подчеркнула проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве России Екатерина Каменева, от самого содержания Федеральных государственных требований зависит почти вся система аспирантуры:

«Влияние изменений на организацию обучения в аспирантуре во многом зависит, чем будут отличаться (и будут ли) ФГТ от ФГОСов. Сейчас нельзя сказать ничего определенного, поскольку еще нет утвержденных ФГТ. В любом случае надо понимать, что аспирантура (является ли она третьим уровнем образования или нет) должна заканчиваться защитой научного исследования — диссертации — и присвоением выпускнику аспирантуры ученой степени. Без такого финала обучение в аспирантуре не имеет никакого смысла».

Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Евгений Терентьев выразил уверенность, что ФГТ помогут настраивать в образовательных программах индивидуальные маршруты для каждого аспиранта:

«Я видел проект ФГТ, на данный момент он предполагает возможность перегруппировки образовательной нагрузки между разными блоками, это очень правильный шаг. У аспирантов индивидуальные потребности в развитии: кому-то больше времени нужно уделить практике, кому-то — обучению в рамках образовательных курсов для наращивания компетенций».

Также эксперт рассказал о своих ожиданиях от системы ФГТ и о том, какое воздействие отказ от жестких госстандартов окажет на систему аспирантуры:

«Тот факт, что мы двигаемся в сторону большей автономии, большей гибкости в возможностях кастомизации образовательной программы под нужды и запросы каждого аспиранта, является правильным шагом. Это может повысить эффективность образовательной подготовки. Но необходимо сделать и следующий шаг, чтобы этими возможностями грамотно воспользовались образовательные организации и спроектировали свои программы так, чтобы они помогали повысить успешность каждого конкретного аспиранта».

«Пока мы констатируем снижение числа аспирантов. В 2010 году их было 157 тыс. человек, в 2019 году — 84 тыс. человек. Доля окончивших аспирантуру защитой диссертации в 2019 году составила 10%, а в 2020 году — 9%», — отметил президент РАН Александр Сергеев.

2. Отмена госаккредитации

Следующим важным шагом в трансформации аспирантуры и адъюнктуры стали изменения в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, которые правительство опубликовало 7 июля. Они вывели аспирантуру из системы государственной аккредитации. Евгений Терентьев положительно оценил эти действия, которые, по его мнению, пойдут на пользу всем акторам образования:

«Вся процедура госаккредитации будет заменена процедурой лицензирования. Это не значит, что образовательные программы не будут никак контролироваться, но мы ожидаем, что бюрократии будет меньше. Это хорошо, потому что позволит организациям сосредоточиться на содержании самих программ».

3. Аттестация в виде предзащиты

Выход из системы госаккредитации позволяет наладить в аспирантуре более простой и эффективный способ конечной проверки знаний. Вместо привычной итоговой аттестации, форма которой также проходила тщательный контроль со стороны чиновников (тестовые задания, устные экзамены по билетам, дополнительные письменные работы и так далее), аспирантов, поступивших в 2021 году, будет ждать аттестация в виде предзащиты.

Терентьев из ВШЭ заявил о большой эффективности подобной практики:

«Новая система ведет за собой модернизацию итоговой аттестации аспирантов через сближение процедур аттестации и предзащиты. Это выгодно для аспирантов, потому что у них сокращается число аттестационных процедур — а их сейчас слишком много. Это кандидатский, итоговая аттестация, предзащита, обсуждение диссертационного совета, потом защита. Мы ожидаем, что «схлопнется» минимум одно звено в этой системе, потому что требования к итоговой аттестации будут синхронизированы с требованиями к предзащите. Процесс будет более осмысленным, полезным».

«Мы видим целеустремленность молодых людей: уже сегодня почти пятая часть намерены поступать и в аспирантуру, а, значит, не разочаровались в выборе профессии», — говорит Борис Пайкин, председатель комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.

4. Диссертационные советы можно проводить онлайн

Наконец, Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования РФ опубликовала на своем сайте ряд важных изменений в Положении о диссертационном совете. В первую очередь, формат заседаний было предложено изменить с учетом пандемии COVID-19 — документ детально регламентирует смешанный режим их проведения. Изменения предполагают трансляцию в Интернете всех заседаний при защитах. Доля «дистанционщиков» в совете не может превышать половину. При этом председательствующий, ученый секретарь и соискатель обязаны присутствовать на совете в обычном, очном режиме. Смешанный формат при этом не влияет на голосование — оно в любом случае остается тайным. Изменения вступают в силу частично 1 августа, частично — 1 сентября 2021 года. Евгений Терентьев поделился опытом дистанционного проведения диссертационного совета и оценил жизнеспособность инициативы проводить его в смешанной форме и после окончания пандемии:

«ВШЭ наряду с еще несколькими вузами продолжила, несмотря на пандемию, проводить заседания диссертационного совета и защиты в онлайн-режиме, процесс проведения защит никак не остановился. Я не вижу принципиальных проблем в онлайн-диссовете, многие даже обрадовались этому, так как онлайн дал новые возможности для участия. У нас на ряде защит присутствовали эксперты из самых разных часовых поясов: от Калининграда до американского Стэнфорда и Беркли. Это существенно повысило уровень дискуссий на обсуждении работ. Этот формат можно использовать безотносительно пандемии».

5. Диссовет станет доступнее и вузам, и ученым

Меры, описанные в Положении о диссертационном совете, коснулись и его состава — необходимый минимум был снижен с 19 до 11 человек, из которых минимум пять, а не семь, должны являться докторами наук, причем по специальности — не менее четырех человек (а не пять, как было ранее). Кворум достигается в присутствии 2/3 членов совета — независимо от формы участия. Та же доля остается и для решения о присуждении ученой степени. Евгений Терентьев подчеркнул, что такие послабления позволяют более эффективно оценивать работы аспирантов.

«Появилась большая гибкость в отношении квалификационных требований к членам диссовета. В частности, сейчас можно будет более активно вовлекать в работу специалистов со степенями кандидата наук или PhD. Это обоснованный шаг: у нас много активных, энергичных, публикующихся молодых ученых, которые еще не получили докторскую, но безусловно уже являются лидерами в своих областях, могут квалифицированно давать обратную связь, выступать в качестве оппонентов, рецензентов».

На пути к Аспирантуре 4.0

Евгений Терентьев оценил все ожидаемые в сентябре 2021 года изменения в системе аспирантуры достаточно высоко. По его мнению, все перемены направлены на большую эффективность результатов труда аспирантов.

«В последние десять лет наблюдается сокращение числа диссоветов, а вместе с ним — показателей эффективности аспирантуры, потому что многие организации ведут подготовку по специальностям, по которым у них нет диссовета. А это значит, что человеку нужно не просто завершить программу аспирантуры, но и найти диссовет, обсудить с ним все требования, приехать туда, провести там предзащиту, защиту и так далее. Все это препятствовало тому, чтобы аспиранты защищались в срок. Когда мы предоставляем большую гибкость с точки зрения формирования диссоветов, мы повышаем шансы организаций на формирование собственных диссоветов либо сетевых, в сотрудничестве с другими университетами и научными организациями».

Магистратура – дополнительные два года к вузовскому образованию, престижная ученая степень и более глубокие знания по специальности. Что представляет собой степень магистра в современной России?

Маргарита Стогний // Автор Обновлено 27 января 2020

По умолчанию стандартное обучение в университете (в среднем, в течение 4-5 лет) выполняется по программе бакалавриата или специалитета. В России эти термины редко используются в обычной жизни – чаще вместо них применяется название полученной профессии. И бакалавриат, и специалитет относятся к категории базовой подготовки в рамках системы высшего образования. А за углубленную программу обучения по специальности отвечает магистратура. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Тест на профориентацию Узнай, какие профессии тебе подходят и какие личные качества этому способствуют и мешают.

История появления магистратуры

Появление степени магистра в России связано с Болонским процессом, который направлен на создание однотипных систем высшего образования в разных странах. В 1999-ом году была подписана Болонская декларация, к которой, по состоянию на сегодняшний день, присоединились 48 стран (Россия сделала это в 2003-ем году). Процесс обобщения образовательных систем разных государств направлен на то, чтобы ученые степени, полученные специалистами в различных точках земного шара, были сопоставимыми и открывали широкие возможности для трудоустройства, сотрудничества, ведения научной деятельности.

Магистр – ученая степень или нет в России?

Несмотря на то, что формально в нашей стране применяется болонская система высшего образования, некоторые отличительные особенности по сравнению с другими государствами в ней есть.

Так, во многих европейских странах и в США выделяют три основных уровня ученых степеней:

  1. Бакалавр (в России эту степень можно получить в рамках программы бакалавриата или специалитета, то есть получив степень бакалавра или специалиста).
  2. Магистр.
  3. Доктор философии (в некоторых странах эта степень присваивается вне зависимости от изучаемой науки, в других она конкретизируется, например, «доктор медицины»).

В нашей стране первые две степени похожи (то есть магистр – это тоже ученая степень), а третья включает в себя два подэтапа. Так, сначала магистр должен стать кандидатом наук, а потом – доктором наук. Это две степени в рамках послевузовской системы образования, и степень доктора наук считается высшей. Соискание степени кандидата наук предполагает окончание аспирантуры и написание кандидатской диссертации, а степени доктора наук – докторской диссертации.

Прохождение аспирантуры в нашей стране гораздо менее популярно, чем магистратуры. И даже выпускники, окончившие аспирантуру, далеко не всегда защищают кандидатские диссертации.

При этом не стоит путать понятие «ученая степень», рассмотренное только что, и понятие «ученое звание», хоть они и взаимосвязаны. Ученое звание описывает определенный этап академической карьеры специалиста в научной, научно-исследовательской организации, либо в высшем образовательном учреждении. Сейчас в России присваиваются два ученых звания: «доцент» и «профессор». Как правило, для получения звания доцента нужно быть кандидатом наук и иметь профильный стаж научной работы. Для получения звания профессора нужно быть доктором наук и иметь определенный стаж (в том числе, в звании доцента).

Также не стоит путать ученое звание «доцент» с одноименной преподавательской должностью в вузах.

Любые другие статусы («ассистент», «научный сотрудник» и тому подобные) не являются учеными званиями.

Как поступить в магистратуру?

Итак, мы разобрались, является ли магистр ученой степенью в России. Обучение в магистратуре длится 2-2.5 года, пройти его можно только после окончания программы бакалавриата или специалитета, то есть с уже имеющимся высшим образованием. Как и базовое высшее образование, оно может предоставляться на бюджетной или коммерческой основе (магистранты, обучающиеся на бюджете, получают стипендию). Основные документы, которые понадобятся для поступления, следующие:

  • Паспорт резидента РФ.
  • Диплом о высшем образовании.
  • Заявление на поступление, которое заполняется непосредственно в вузе.

Проходить магистратуру можно как в своем вузе (в котором была получена степень бакалавра или специалиста), так и в другом.

Читайте также: