Следователь как участник уголовного судопроизводства его статус и компетенция

Обновлено: 18.09.2024

  • Глава 5. Суд (ст. 29 - 36)
    • Статья 29. Полномочия суда
    • Статья 30. Состав суда
    • Статья 31. Подсудность уголовных дел
    • Статья 32. Территориальная подсудность уголовного дела
    • Статья 33. Определение подсудности при соединении уголовных дел
    • Статья 34. Передача уголовного дела по подсудности
    • Статья 35. Изменение территориальной подсудности уголовного дела
    • Статья 36. Недопустимость споров о подсудности
    • Статья 37. Прокурор
    • Статья 38. Следователь
    • Статья 39. Руководитель следственного органа
    • Статья 40. Орган дознания
    • Статья 40.1. Начальник подразделения дознания
    • Статья 40.2. Начальник органа дознания
    • Статья 41. Дознаватель
    • Статья 42. Потерпевший
    • Статья 43. Частный обвинитель
    • Статья 44. Гражданский истец
    • Статья 45. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя
    • Статья 46. Подозреваемый
    • Статья 47. Обвиняемый
    • Статья 48. Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого
    • Статья 49. Защитник
    • Статья 50. Приглашение, назначение и замена защитника, оплата его труда
    • Статья 51. Обязательное участие защитника
    • Статья 52. Отказ от защитника
    • Статья 53. Полномочия защитника
    • Статья 54. Гражданский ответчик
    • Статья 55. Представитель гражданского ответчика
    • Статья 56. Свидетель
    • Статья 56.1. Лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве
    • Статья 57. Эксперт
    • Статья 58. Специалист
    • Статья 59. Переводчик
    • Статья 60. Понятой
    • Статья 61. Обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу
    • Статья 62. Недопустимость участия в производстве по уголовному делу лиц, подлежащих отводу
    • Статья 63. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении уголовного дела
    • Статья 64. Заявление об отводе судьи
    • Статья 65. Порядок рассмотрения заявления об отводе судьи
    • Статья 66. Отвод прокурора
    • Статья 67. Отвод следователя, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя
    • Статья 68. Отвод помощника судьи, секретаря судебного заседания
    • Статья 69. Отвод переводчика
    • Статья 70. Отвод эксперта
    • Статья 71. Отвод специалиста
    • Статья 72. Обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика

    << Статья 28.1.
    Прекращение уголовного преследования в связи с возмещением ущерба

    Глава 5. >>
    Суд (ст. 29 - 36)
    Содержание
    Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)
    Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

    © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

    2. Следователь уполномочен:

    1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

    2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

    3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

    4) давать органу дознания в случаях и порядке , установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

    5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

    (пп. 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции )

    6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

    3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

    1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

    2. Следователь уполномочен:

    1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

    2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

    3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

    4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

    5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

    6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

    3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

    Статья 37 Статья 38 Статья 39 Постоянная ссылка на документ URL документа [ скопировать ] <a href=" "> </a> HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ] [url= ] [/url] BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ] в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]

    Комментарий к ст. 38 УПК РФ

    1. Говоря о субъектах производства предварительного следствия, российский законодатель использует два разных термина: органы предварительного следствия (ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 37 и др. УПК) и следователь. Но если понятие органа предварительного следствия в законе только упоминается, но прямо не раскрывается, то следователь определяется как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (п. 41 ст. 5, ч. 1 ст. 38 УПК). В отличие от ранее действовавшего процессуального закона (ст. 125 УПК РСФСР) УПК РФ не именует следователя органом предварительного расследования, называя его просто должностным лицом. Это значит, что полномочия следователя ограничены в пользу органа предварительного следствия (следственного органа или следственного подразделения), представляемого его руководителем.

    2. Основные права и обязанности, образующие процессуальный статус следователя, таковы:

    2) возбуждать уголовное дело и (или) передавать его руководителю СО для направления по подследственности (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 146);

    3) отказывать в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148);

    4) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности (п. 2 ч. 2 комментируемой статьи). В ст. 149 УПК, где речь идет о направлении уголовного дела после его возбуждения, не говорится о вынесении следователем специального решения о принятии дела к своему производству, однако по смыслу ч. 1 ст. 156 в постановлении о возбуждении дела следователь, дознаватель указывает о принятии им уголовного дела к своему производству;

    5) заявлять самоотвод при наличии обстоятельств, исключающих его участие в производстве по делу (ст. 62);

    6) самостоятельно направлять ход расследования. Закон не дает прямого ответа на вопрос, что понимать под направлением хода расследования или направлением расследования. См. об этом коммент. к ст. 39;

    7) принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения или согласия руководителя СО (п. 3 ч. 2 ст. 38);

    8) возбуждать перед судом с согласия руководителя СО ходатайство об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (ч. 1 ст. 165);

    9) задерживать лицо по подозрению в совершении преступления (ст. 91);

    10) в пределах своих полномочий избирать обвиняемому или подозреваемому меру пресечения (ст. 97);

    11) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества, меры к неразглашению данных предварительного расследования (ст. ст. 160, 161);

    12) составлять протокол о неисполнении участниками производства по делу своих процессуальных обязанностей и направлять его в суд для наложения на нарушителя денежного взыскания (ст. 118);

    13) давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164, 210).

    Полномочия следователя в отношении поручений органу дознания являются более широкими, чем аналогичные полномочия прокурора. Так, согласно п. 4 ч. 2 ст. 37 прокурор вправе давать дознавателю (но не органу дознания в целом) письменные указания лишь о направлении расследования и производстве процессуальных действий. В то же время следователь может поручать органу дознания производство не только процессуальных действий, но и оперативно-розыскных мероприятий;

    14) самостоятельно принимать решения о выделении из уголовного дела в отдельное производство другого уголовного дела (ст. 154), а также материалов, содержащих сведения о новом преступлении, не связанном с расследуемым (ст. 155);

    15) рассматривать ходатайства участников предварительного следствия с вынесением постановления в случае отказа (ст. 159);

    16) привлекать лицо в качестве обвиняемого и предъявлять ему обвинение в порядке, предусмотренном главой 23 УПК;

    17) приостанавливать и возобновлять предварительное следствие (глава 28);

    18) прекращать уголовное дело по основаниям ст. ст. 24 - 28 и др.;

    19) представить свои письменные возражения руководителю СО при несогласии с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (ч. 3 ст. 38);

    20) обжаловать с согласия руководителя СО в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

    21) обжаловать указания руководителя СО, за исключением предусмотренных ч. 4 ст. 39, руководителю вышестоящего СО. При этом следователь вправе до принятия решения руководителем вышестоящего СО приостанавливать исполнение указаний, если они касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения (ч. 3 ст. 39). См. коммент. к ст. 39;

    22) оканчивать предварительное следствие и направлять уголовное дело с обвинительным заключением прокурору в порядке, предусмотренном главой 30 УПК;

    23) вносить запрос о производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства процессуальных действий на территории иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности (ч. 1 ст. 453).

    3. В отношении следователя применяется особый порядок возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого (ст. 448).

    Следователь как сторона обвинения в уголовном судопроизводстве

    Замечание 1

    Следователь — это сотрудник правоохранительных органов, который является должностным лицом, уполномоченным проводить предварительное уголовное расследование и выполнять другие полномочия, предусмотренные УК.

    Законом предусмотрены следующие обязанности следователя:

    • раскрытие преступления;
    • установление преступных лиц;
    • выявление всех обстоятельств противоправных действий.

    Все полномочия следователя реализуются в рамках уголовно-процессуальных отношений, которые возникают между самим следователем и другими участниками уголовного дела (обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим, прокурором, начальником следственного отдела, органом дознания и др.). Следователь несет полную ответственность за все решения, принятые относительно производства следственных действий за их своевременное проведение в рамках закона. Таким образом, следователь имеет право самостоятельно направлять следствие в то или иное русло, осуществлять различные следственные действия на свое усмотрение, устанавливать порядок их проведения, а также принимать решения о движении дела и др.

    Функции следователя как участника уголовного судопроизводства

    Основными обязанностями следователя как независимого участника судопроизводства являются: объективное, беспристрастное исследование всех обстоятельств дела; сбор доказательств преступного деяния того или иного лица; правильная оценка полученной информации, формулирование вывода.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Определение 1

    Вывод —это результат расследования, на основании которого дело направляют прокурору, а затем в суд, или прекращают за отсутствием преступления.

    В соответствии с УПК, полномочия следователей разделяются по принадлежности к тому или иному подразделению:

    • следователи Следственного комитета РФ расследуют опасные преступления;
    • следователи МВД РФ расследуют все виды преступлений;
    • следователи органов ФСБ, органов по контролю за оборотом психотропных веществ, наркотических средств, расследуют дела, относящиеся к их компетенции.

    Уголовный Процессуальный Кодекс позволяет всем следователям, не зависимо от их ведомственной принадлежности, иметь одинаковые процессуальные полномочия и процессуальную самостоятельность для осуществления функций обвинения, не зависящие от ведомственной принадлежности. Стоит отметить, что компетенция следователя имеет разграничения в зависимости от специфики предмета расследования и квалификации преступного деяния. К обязанностям следователя относятся расследование и квалификация правонарушения, установление причиненного ущерба, выявление всех, способствовавших совершению преступления, обстоятельств.

    Следователь наделен правами:

    • возбуждать уголовные дела (п. 1 ст. 146 УПК);
    • квалифицировать преступления для определения направления подследственности (п. 2 ч. 2 ст. 38 УПК);
    • определять направление расследования, на свое усмотрение применять различные следственные, процессуальные действия, исключая случаи, требующие специального решения.

    Согласно уголовно процессуальному закону, в процессе расследования следователь взаимодействует с работниками органов дознания. Взаимодействие следователя с органами дознания производится исключительно в соответствии с инструкциями, предусмотренными УПК, на основании чего следователь имеет право поручить органу дознания провести определенные оперативно розыскные мероприятия или следственные действия, выдать постановление об исполнении задержания, приводе, об аресте, и других процессуальных действиях (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). Все постановления о взаимодействии следователя с органами дознания выдаются в письменной форме.

    Следователь не может давать органам дознания право привлекать лица в качестве обвиняемого (ч. 1 ст. 171 УПК), осуществлять допрос участников уголовного процесса (ч. 1 ст. 173 УПК), назначать экспертизы (ч. 1 ст. 195 УПК) и т.п.

    Обязанности следователя в уголовном процессе

    На следователе лежит ответственность за законность своих действий и решений. В соответствии со ст. 6 УПК, следователь также обязан соблюдать права всех участников уголовного процесса. Следователь выступает гарантом защиты прав и законных интересов потерпевших лиц.

    • учесть все особенности преступления, принятого в производство дела, и производить объективное расследование;
    • определить обстоятельства и предмет доказывания, собрать и проверить правдивость всех доказательств;
    • определить лиц, совершивших преступные деяния и привлечь их в качестве обвиняемых, установить невиновность неосновательно попавших под подозрение лиц;
    • способствовать устранению обстоятельств, которые способствовали совершению преступлений.

    Для эффективного осуществления своих обязанностей следователь наделен рядом правомочий:

    • вызывать свидетелей и обеспечивать их явку, а также потерпевших, экспертов, и других участников уголовного процесса;
    • производить допрос, выемку, обыск, наложение ареста на имущество и др.;
    • осуществлять задержание;
    • выдавать поручения и указания органам дознания;
    • поручать руководителям органов, уполномоченных ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» производство оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым им уголовным делам.
    Замечание 2

    Деятельность следователя представляет собой систему процессуальных действий по сбору, проверке и оценке доказательств, необходимых для разрешения дела.

    Функции следователя как участника уголовного судопроизводства

    Замечание 1

    Следователь – это один из наиболее значимых участников досудебного производства, осуществляющий предварительное следствие. Его действия и решения управляют ходом предварительного следствия, дальнейшим движением дела (пункт 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Следователь занимается собиранием и исследованием всех необходимых доказательств (обвинительных и оправдательных) и проверкой всех версий (обвинения и защиты).

    В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Уголовно-процессуальное право подробнее , на следователей Следственного комитета РФ По данной теме мы уже выполнили отчёт по практике Практика в Следственном комитете РФ подробнее возлагается расследование опасных и тяжких преступлений, при этом значительное количество следователей сосредоточено в следственных органах МВД РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Министерство внутренних дел РФ подробнее , которые расследуют большую часть преступлений. Следователи входят в состав органов ФСБ, органов по контролю за оборотом психотропных веществ, наркотических средств, они расследуют дела, относящиеся к их компетенции. Согласно ст. 38 УПК, все следователи имеют для осуществления функции обвинения одинаковые процессуальные полномочия и процессуальную самостоятельность, не зависящие от ведомственной принадлежности.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Полномочия следователя

    Согласно со ст. 5 УПК следователь обладает следующими полномочиями:

    Если требования прокурора об устранении нарушений федеральных законов, допущенных при предварительном следствии, вызывают несогласие, обязанность следователя - представление своих письменных возражений руководителю следственного органа, информирующего об этом прокурора.

    Права следователя

    В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 38 УПК, следователь имеет право на самостоятельное возбуждение уголовных дел.

    Следователь принимается возбужденное им уголовное дело к своему производству и осуществляет его расследование. В законе предусмотрены случаи, когда он имеет право передавать возбужденное им дело руководителю следственного органа с целью направления его по подследственности, а у руководителя следственного органа есть право передавать ему уголовное дело, которое возбуждено другим следственным органом для расследования.

    Следователь обязан самостоятельно направлять ход расследования, определять, какие следственные и иные процессуальные действия необходимо совершить, сроки проведения и последовательность процессуальных действий.

    Для определения обстоятельств дела следователь имеет такие права:

    • право вызова любого лица для допроса в качестве свидетеля, а также в качестве эксперта для дачи заключения;
    • право произвести осмотр, обыск, освидетельствование, следственные эксперименты;
    • право на назначение экспертизы и других предусмотренных законом следственных действий;
    • право потребовать от учреждений, предприятий и организаций, должностных лиц и граждан представить предметы и документы, производства ревизии;
    • право самостоятельно принимать необходимые процессуальные решения по делу;
    • право на осуществление задержания подозреваемого, на применение мер пресечения или иных мер процессуального принуждения, на привлечение лица в качестве обвиняемого, на признание лица потерпевшим, гражданским истцом и ответчиком, на приостановление следствия, на прекращение дела или направление его через прокурора в суд.

    Ответственность следователя

    Следователь обязан нести ответственность за законность своих действий и качество проведенного следствия, последующих решений. Согласно ст. 6 УПК, в обязанности следователя входит соблюдение прав всех участников процесса. Следователем должны гарантироваться защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Успешно выполненная следователем функция обвинения обеспечивается процессуальной самостоятельностью.

    Гарантией качественного расследования являются права руководителя следственного органа или прокурора на (ст. 37, 39, 221 УПК):

    • выявление недостатков следствия в установленном законом порядке;
    • подачу процессуальных указаний по делу;
    • отмену решений следователя;
    • возвращение следователю дела для производства доследования.

    Руководитель следственного органа дает следователю указания в письменном виде, после чего следователь в обязательном порядке обязан их исполнить. Следователь имеет право на обжалование данных указаний руководителю вышестоящего следственного органа, однако, согласно с общим правилом, это не приостанавливает их исполнения.

    Если прокурор требует устранить нарушения федерального законодательства, допущенные в ходе предварительного следствия, следователь имеет право выразить несогласие. Однако в данном случае, согласно ч. 3 ст. 38 УПК, оспаривание указаний прокурора он может осуществить, представив письменное возражение руководителю следственного органа, который обязан известить об этом прокурора.

    Перед современной Россией стоит нерешенный вопрос о статусе следователя в системе правоохранительных органов. Во время разделения Прокуратуры и Следственного комитета в 2011 году было объявлено, что теперь следователи действительно станут независимыми и, соответственно, смогут объективно и всесторонне расследовать уголовные дела, без давления постороннего органа. Действительно, следователь должен быть независимым, так как он фактически является центральной фигурой уголовного процесса, ведь именно следственный работник должен воссоздать картину совершенного преступления, собрать обвинительные и оправдательные доказательства, обличить виновных и отсеять невиновных. Но стали ли следователи по-настоящему независимыми после реформы 2011 года? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в этой статье.

    Статус следователя до реформ Наполеона

    Обратимся к истории. Для начала стоит разобраться, каким был следователь до революционных изменений, которые были введены после Великой Французской Революции во время правления Наполеона Бонапарта. Уголовный процесс того времени можно описать следующей фразой: «всякий судья есть одновременно генеральный прокурор», на которого при этом возлагались и функции защиты, по крайней мере в теоретической плоскости.

    Иначе говоря, все основные уголовно-процессуальные функции — обвинения, защиты и разрешения дела — были сосредоточены в руках судьи-следователя (ни о каких сторонах речи и не шло). Такую систему уголовного процесса называли инквизиционной, а во главе угла стояли тайность, письменность и несостязательность. Также в это время применялась формальная теория доказательств, что подразумевало под собой деление доказательств на явные, несовершенные, а также на полудоказательства. Это означало, что судья-следователь «слагал» доказательства и выносил решение по уголовному делу. Отсюда же и пошли знаменитые формулы testis unus testis nullus (один свидетель — не свидетель) или confessio est regina probatiorum (признание — царица доказательств). В ряде случаев судья-следователь даже получал право на пытки.

    Как мы видим, до событий 1791 г. во Франции, следователь выполнял все функции, которые ныне выполняет судья, прокурор и защитник, что, конечно, ставило под сомнение его объективность.

    Статус следователя после реформы 1864 года в России

    У многих слово «инквизиция» ассоциируется с пытками, кострами и прочими не гуманными явлениями, хотя в действительности данная система уголовного процесса подарила нам ряд выдающихся юридических конструкций, как, например, учение о следственном действии или конструкция favor defensionis (благоприятствования защите). В связи с этим, после французской буржуазной революцией, перед французами встанет вопрос: что делать дальше? Как конструировать уголовный процесс? Создатели самого первого уголовно-процессуального кодекса столкнулись с дилеммой: как совместить достижения Великой французской революции с многовековыми традициями французского инквизиционного процесса. В результате и появилась так называемая смешанная система, которую стоит признать наиболее разработанной и совершенной (даже на сегодняшний день). Основная идея данной системы заключается в том, чтобы подчинить предварительное расследование инквизиционным началам (тайность, письменность и несостязательность), а судебное разбирательство — началам обвинительно-состязательным (гласность, устность и состязательность), найдя разумный компромисс между двумя моделями. Произошел отказ от теории формальных доказательств и переход к свободной оценке доказательств судьей по внутреннему убеждению (более подробно — здесь).

    Эту же систему, одной из первой в Европе, и восприняла Россия, где был разработан Устав уголовного судопроизводства 1864 г. Вот как вспоминал это событие Анатолий Федорович Кони, который является одной из наиболее значимых фигур российской юриспруденции:

    Им (казанскому обществу, прим.ред.) было неведомо и непонятно то восторженное настроение, с которым молодые судебные деятели приступали к святому делу реформы, когда интересовала каждая мелочь, когда волна солидарного одушевления делала всякую работу приятной и когда поэтому, говоря словами поэта, “каждый гвоздик вбивался с любовью”.

    Одним важнейших достижений Устава является передача компетенции по производству предварительного следствия от полиции суду, в лице специального судебного следователя, входившего в состав судебного ведомства. Если же говорить о такой фигуре, как дознаватель, то это подчиненный прокурору (следователю) чиновник (чаще всего сотрудник полиции, то есть он относится к административным органам), задачей которого является сбор материалов для принятия прокурором (следователем) решения о передаче материалов о возможном преступлении судебной власти.

    Таким образом, следователь в России получил реальную независимость, став частью судебного корпуса. Конечно, за судебным следователем осуществлялся прокурорский надзор, но его независимость в действительности никак не ограничивалась, скорее наоборот, такой надзор являлся дополнительной гарантией защиты прав обвиняемого, а также это было оказанием помощи защитнику.

    Следователь в СССР

    После октябрьской революции 1917 года произошли существенные изменения в правовой системе страны, это не могло не коснуться уголовного процесса и, в частности, статуса следователя. Уже Декрет “о суде” от 24 ноября 1917 г. официально упразднил все судебные учреждения «старого режима» (судебных следователей, окружные суды, судебные палаты, Правительствующий Сенат), институты прокурорского надзора и адвокатуры, а также приостановил деятельность мировых судей, предполагая их преобразование в местные суды. Более подробный Декрет “о суде” № 2 от 22 февраля 1918 г., содержавший уже некоторые очертания нового уголовного процесса, уточнил, что Судебные уставы 1864 г. продолжают применяться при рассмотрении уголовных дел, но лишь в той мере, в какой они «не отменены декретами» советской власти и «не противоречат правосознанию трудящихся классов» (п. 8). Следует иметь в виду, что в первые годы советской власти были созданы две параллельные системы судов: общие суды, о нормативной базе деятельности которых речь шла выше, и особые суды в виде революционных трибуналов, рассматривавших дела о наиболее опасных, с точки зрения советской власти, преступлениях, характеризовавшихся в качестве «контрреволюционных».

    Предварительное расследование в 1920-ых годах сильно изменилось: если в начале десятилетия следователи еще оставались при судах, то уже к концу 20-х следственный аппарат оказался в составе прокуратуре. Именно в этот период начала формироваться советская конструкция несудебного «прокурорского» предварительного следствия, стирающая грань между следствием и дознанием, где следователь утрачивал независимость, а центральную роль играл уже прокурор. Таким образом, следователь, вплоть до 2011 года оставался прокурорским работником.

    Современный следователь

    Итак, мы определили, что наиболее эффективной является концепция судебного следователя. Теперь стоит проанализировать статус современного работника следственного аппарата.

    Так, в соответствии с п. 41 ст. 5 УПК РФ, «следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу». Одним из наиболее спорных решений законодателя является то, что следователь, в соответствии с п. 47, 55 ст. 5 УПК РФ, является стороной обвинения. При этом, УПК РФ в ряде случаев обязывает следователя осуществлять действия, которые точно нельзя назвать обвинительными, к примеру, он обязан собирать не только обвинительные доказательства, но и доказательства об обстоятельствах, исключающих преступность и наказуемость деяния (оправдательные доказательства), что вытекает из ст. 73, 85 и 86 УПК РФ. Конституционный Суд, в одном из своих решений, обоснованно обращает внимание на особый процессуальный статус следователя (а также дознавателя и прокурора). Особенность этого статуса заключается в том, что он позволяет перечисленным участникам осуществлять действия по защите прав обвиняемого и подозреваемого, выходящие за рамки возложенной на них функции уголовного преследования. При этом, следует учитывать, что в рамках предварительного расследования сторон нет в принципе, они появляются только во время судебного разбирательства, поэтому императивное отнесение следователя к стороне обвинения не выглядит логичным решением и не соответствует действительности.

    Если же обратиться к вопросу декларируемой самостоятельности следователя, то даже в процессуальном смысле это не так. В УПК РФ есть фигура руководителя следственного органа, который проверяет и одобряет все действия подчиненных ему следователей. При этом, следователя также контролирует прокурор и суд. В теории уголовного процесса есть концепция, в соответствии с которой для реализации независимости следователя ему нужно дать статус специального судьи, которого может контролировать только вышестоящий суд (такой подход до сих пор актуален во Франции).

    Заключение

    Как видно из вышеизложенного, на данный момент ситуация со статусом следователя в России является неразрешенной, находящейся в промежуточном состоянии. Законодатель должен четко решить вопрос о том, какова процессуальная природа того, что закон называет предварительным следствием: это классическая судебная деятельность, либо не менее классическое прокурорское дознание? В современной России, как видно, полномочия следователя и дознавателя во многом аналогичны при некотором различии в объеме «процессуальной несамостоятельности». Бо́льшая самостоятельность следователя проявляется в том, что решения прокурора для дознавателя — обязательны, а следователь, через руководителя следственного органа, может не выполнять распоряжения прокурора (т.е. по факту разницы нет). Причина такого положения дел — в уже упомянутой реформе судоустройства конца 20-х — начала 30-х годов прошлого века, которой сопутствовал отход от традиционной концепции судебного следствия. В результате российский дознаватель обрел целый ряд явно несвойственных ему полномочий, его функции деформировались, а полицейская составляющая уголовного процесса усилилась. Хочется закончить еще одной цитатой А.Ф. Кони:

    По мере удаления от события человеческая мысль незаметно для самой себя переходит от шаткого “так могло быть” к определенному “так должно было быть” и к положительному «так было.

    В средствах массовой информации, художественной литературе и сценариях кинофильмов довольно часто путают понятия современного оперуполномоченного и следователя. В этом нет ничего удивительного. Обоих редко увидишь в милицейской форме, оба раскрывают преступления и допрашивают участников уголовного процесса, оба заполняют процессуальные документы. Тем не менее, между ними есть очень существенная разница. Оперуполномоченный уголовного розыска имеет специальное звание, например, капитан полиции, а следователь имеет другое специальное звание, например, капитан, но уже юстиции. Слово “юстиция” латинского происхождения, в переводе означает “справедливость”, “законность”. Этот термин обозначает всю совокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосудия.

    Оперуполномоченный уголовного розыска относится к органам дознания, а следователь - к органам предварительного следствия. Он начинает свою работу, т. е. предварительное следствие, после возбуждения уголовного дела. С этого момента он становится главной и центральной фигурой в процессе сбора доказательств, достаточных для передачи уголовного дела в суд, а также стремится максимально выявить все эпизоды преступной деятельности обвиняемых. Когда мы слышим, что следователь побежал ловить преступника, не верьте, это чистый вымысел. Следователь никуда не бегает, у него просто на это нет времени. Оперуполномоченный же и представители других служб полиции выполняют поручения следователя и являются основными помощниками в расследовании уголовных дел. А по так называемым «глухарям», где лица, совершившие преступление не установлены, от сотрудников уголовного розыска и от их мастерства зависит насколько быстро будут изобличены лица, совершившие преступление. С этой целью уголовный розыск, проявляя инициативу, самостоятельно собирает доказательства по делу.

    Статья 38 УПК РФ гласит: следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа. Следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производства отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Такие поручения следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными.

    Следователь вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 91 УПК РФ. Следователь в пределах предоставляемых ему полномочий в соответствии со ст. 97 УПК РФ вправе избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый скроется от предварительного следствия и суда, может продолжить заниматься преступной деятельностью, может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

    В соответствии со ст. 158 УПК РФ следователь, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

    Для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

    Профессия следователя не из легких. Помимо высшего юридического образования она требует усидчивости, выносливости, терпения, умения грамотно и четко формулировать вопросы, выводы, вытекающие из показаний участников уголовного процесса. Это не просто профессия, это призвание, т. к. здесь необходимы интуиция, жизненный опыт, аналитическое мышление.

    Не по всем уголовным делам предварительное следствие проводят следователи органов внутренних дел Российской Федерации. Статья 151 УПК РФ обозначает, какие статьи уголовного кодекса подследственны ОВД, Следственному комитету, федеральной службе безопасности РФ и органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Это очень важно соблюдать, чтобы избежать нарушения прав граждан. Чтобы не утруждать читателя перечислением подведомственных следователям полиции дел, приведем лишь некоторые примеры преступлений, по которым дела производство предварительного следствия проводят следователи ОВД , это разбойные нападения, хищение предметов, имеющих особую ценность, изготовление или сбыт поддельных денег, квалифицированные кражи, грабежи, мошенничества, - все то, что на слуху у людей, - расследует полиция, причем, именно следователь территориального отдела внутренних дел, за некоторыми исключениями, определенными нормами УПК РФ.

    Читайте также: