Различие между двумя важнейшими категориями очень простое мы занимаем статус но играем роль

Обновлено: 19.09.2024

На примере роли ученика школы проиллюстрируйте два ролевых ожидания (формальное и неформальное) и две санкции (формальную и неформальную).

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение.

Некоторые статусы даны от рождения. Такие статусы называются приписанными (предписанными).

Наоборот, достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа — после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остаётся навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.

Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями‚ мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.

Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными — например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.

Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.

(Н. Смелзер) Задание 17 № 9796

Что автор называет социальным статусом? Какие три вида социальных статусов он выделил?

Должны быть даны ответы на два вопроса:

1) ответ на первый вопрос:

— социальная позиция, связанная с определёнными правами и обязанностями;

2) ответ на второй вопрос:

— предписанный, достигнутый и статусы, сочетающие предписанные и достигнутые элементы.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.12 Социальная роль Задания Д22 C3 № 9797

Как, по мнению автора, связаны социальный статус и социальные роли? Как происходит усвоение социальных ролей? Каково место социального контроля в этом процессе? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— каждый статус включает в себя ряд ролей;

2) ответ на второй вопрос:

— роли усваиваются в процессе социализации;

3) ответ на третий вопрос:

— он является индикатором того, насколько выполнение роли соответствует социальным ожиданиям.

4) дано объяснение понятию, например:

— социализация — процесс усвоение индивидом социокультурного опыта, норм, моделей поведения, ценностей, что обеспечивает его успешную интеграцию в общество, формирование его мировоззрения.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.12 Социальная роль Задание 20 № 9799

Предположите, от чего зависит выбор человеком своего главного статуса. Используя текст и факты общественной жизни, выскажите два предположения и кратко поясните каждое из них.

В правильном ответе должны быть высказаны предположения и даны пояснения, например:

1) выбор главного статуса может зависеть от жизненных обстоятельств непреодолимой силы (например, женщина стала матерью, и этот статус стал для неё главным, так как она жизненно необходима своему ребёнку);

2) выбор главного статуса может быть обусловлен жизненными целями человека (например, человек стремится найти престижную работу и сделать карьеру, & потому сначала статус студента, а потом сотрудника организации является для него главным).

Могут быть высказаны другие предположения, даны другие пояснения

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.12 Социальная роль

В правильном ответе должны быть приведены примеры:

1) формальных ролевых ожиданий от ученика: администрация школы и учителя ожидают, что ученик не будет опаздывать на занятия, будет носить школьную форму, соблюдать дисциплину на уроках, выполнять домашние задания;

2) неформальных ролевых ожиданий от ученика: одноклассники рассчитывают, что ученик будет надёжным другом или просто приятным собеседником, партнёром по играм;

3) формальных санкций по отношению к ученику: учащийся получил пятерку за хороший ответ по истории;

4) неформальных санкций по отношению к ученику: ученик получил замечание от учителя, после того как начал переговариваться с соседом по парте во время урока.

По каждой позиции могут быть приведены другие примеры

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.12 Социальная роль Задание 8 № 10236

Выберите верные суждения о социальных ролях и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Cоциальная роль — это общественная оценка значимости того положения, которое человек занимает в социальной структуре.

2) Cоциальная роль всегда отражает место человека в общественной иерархии.

3) Cоциальная роль предполагает следование ожидаемой модели поведения.

4) Cоциальная роль является неотъемлемым атрибутом социального статуса.

5) Один человек, как правило, имеет сразу несколько социальных ролей.

Социальный статус —социальное положение человека в обществе. Социальная роль является неотъемлемым атрибутом социального статуса. Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный статус. Ролевой конфликт — конфликт, обусловленный противоречиями между различными ролями или компонентами ролей одного или нескольких человек.

1) Cоциальная роль — это общественная оценка значимости того положения, которое человек занимает в социальной структуре — нет, неверно.

2) Cоциальная роль всегда отражает место человека в общественной иерархии — нет, неверно.

3) Cоциальная роль предполагает следование ожидаемой модели поведения — да, верно.

4) Cоциальная роль является неотъемлемым атрибутом социального статуса — да, верно.

5) Один человек, как правило, имеет сразу несколько социальных ролей — да, верно.

Ответ: 345 Раздел кодификатора ФИПИ: 3.12 Социальная роль Задания Д2 № 13817

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.

Социальная роль; наёмный работник; предприниматель; сын; гражданин.

Ответ: социальная роль.

Ответ: социальнаяроль Раздел кодификатора ФИПИ: 3.12 Социальная роль Задания Д22 C3 № 2646

Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная норма».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

Задание 17 № 2645

Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указано связующее звено между статусом и ролью:

2) раскрыт характер связи статуса и роли, например:

— занятие определённого положения (статуса) предполагает определённое поведение (человек ведёт себя должным образом).

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию. Раздел кодификатора ФИПИ: 3.12 Социальная роль Задание 19 № 2647

Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) три функции одежды как социального символа:

(Функции могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) два примера, допустим:

— переход по соображениям комфорта от одежды из синтетических тканей к вещам из натурального материала;

— сейчас одежда из хлопка или льна воспринимается как символ достатка, тогда как полвека назад таким символом была одежда из синтетики;

— одежда многих женщин-мусульманок призвана продемонстрировать образ женщины, следующей строгим нормам шариата, выполняющей все принятые в обществе правила приличия;

— демонстрационную функцию выполняет любая форменная одежда: военных, полицейских и др. Она позволяет выделять людей данной группы, а также в ряде случаев отражает социальное положение (форма майора отличается от формы генерала).

Могут быть приведены другие уместные примеры

Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию., Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по обществознанию. Раздел кодификатора ФИПИ: 3.12 Социальная роль Задание 20 № 2648

Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, — с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) положение текста:

— чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается;

(Положение текста может быть приведено в иной, близкой по смыслу форме.)

2) аргументы, например:

— человек, занимающий высокий социальный статус, обладает правом принимать решения, касающиеся других людей (принимать на работу и уволить с неё, предложить на рассмотрение законопроект или наложить вето на имеющийся проект и т. п.);

— на людей высокого социального статуса, возлагается, как правило, широкий круг обязанностей с учётом их прав и возможностей (в случае чрезвычайной ситуации именно глава предприятия должен принять решения и организовать работу по устранению отрицательных последствий; капитан судна в случае угрозы гибели корабля должен покинуть его последним).

Могут быть приведены другие аргументы

Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию. Раздел кодификатора ФИПИ: 3.12 Социальная роль

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) два условия закрепления ожидаемого ролевого поведения в качестве социальной нормы:

— ожидания формально выражены;

— они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, ритуалах.

2) механизм поддержания ролевого поведения, например:

— за правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

3) Объяснен смысл понятия, например:

— социальная норма — общеобязательное правило поведение, регулирующее отношения между социальными субъектами, устанавливающее допустимые границы деятельности.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию. Раздел кодификатора ФИПИ: 3.12 Социальная роль Задание 17 № 9965

Назовите рассмотренные автором первостепенные стимулы социальной мобильности. Почему, по его мнению, также важен такой фактор, как изменения в относительном «объёме» слоёв?

Социальная мобильность существует в обществе, разделённом на классы и страты. Люди группируются на основе социальных различий или, прямо говоря, неравенства. Но этот же процесс предполагает и возможность перемещения людей через эти разделяющие границы…

Социальное неравенство, разное отношение к обладанию экономическими ресурсами, разная степень общественного престижа и политической власти — первостепенные стимулы или, соответственно, препятствия (при их негативной характеристике) для перемещения человека из одного слоя в другой. Важен также такой зависящий от обстановки фактор, как изменения в относительном «объёме» слоёв.

Происходящие изменения в мобильности необходимо каким-то образом связывать c изменениями в соотношении слоёв. На современном этапе самый низкий слой уменьшается, так как уровень образования всё время повышается.

Интересна и значительна роль семьи в классовом, стратифицированном обществе. Семью обычно считали такой социальной единицей, через которую индивид находит своё место в классовой структуре. Если ребёнок осваивает профессию родителей, он остаётся в общественном классе, к которому он принадлежит вместе с родителями, и наследственная профессия семьи, с одной стороны освобождая его от многих проблем, с другой стороны, начинает ограничивать его мобильность в классовой структуре. Во всех обществах мобильность ограничивалась, так сказать, «социальным наследованием». В традиционном аграрном обществе именно традиции и наследование играли центральную роль. Если же семья не может передать следующему поколению имущество, она старается максимизировать социальные возможности своих детей. В этом случае необходимой предпосылкой для продвижения по социальной лестнице, т.е. социальной мобильности, является образование. Особенно семьи среднего класса ищут наиболее перспективные и прагматические профессии для своих детей и соответствующее этим профессиям образование‚ стараются внушить им идею о преуспевающем человеке, добившемся всего своим трудом, и разными другими путями повышают социальную мобильность и жизнестойкость своих детей. Такой демографический фактор, как уменьшение количества детей в семье, также повышает социальные возможности уже имеющихся детей.

Люди высокого социального статуса, даже в том случае, если не ставят своей специальной целью повышение социальной мобильности детей, непроизвольно способствуют этому своим образом жизни, тем уровнем культуры, в которой воспитываются дети, а также через свои позиционные и ценностные модели. Люди, лишённые в детстве такой привилегии, должны позже в своей жизни усвоить культурные ценности, характеризующие тот образ жизни, на который они претендуют.

Современные индустриальные общества — «открыты», в них много мобильности, и статус индивида зависит больше от его собственных способностей и достижений, чем от его контактов и протекции.

На основе текста приведите любое авторское определение социальной роли и укажите ее отличительную черту.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социальные роли — термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции.

Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. (. ) Статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину мира. (. )

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.

В связке понятий «статус-роль» ведущее место принадлежит первому. Именно поэтому в литературе встречается выражение «статусная роль», но никогда не попадается «ролевой статус».

Термин «роль» позаимствован из театральной сферы, где он призван был под¬черкнуть различие между актером и исполняемой партией. Множество известных актеров пробовало себя в роли Гамлета подобно тому, как множество выпускников медицинского института становятся врачами.

Люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. Они подчиняются тому, что все считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик — это определенная роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы знаем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. В целом все учителя или продавцы ведут себя сходным образом.

(. ) «Весь мир — театр, все люди в нем — актеры, и каждый не одну играет роль», — сказал великий Шекспир. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене великое множество ролей. Мы все — сыновья и дочери, мужья и жены, подчиненные и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители, специалисты и т.д. Причем весь этот репертуар живет внутри нас одновременно, и каждая следующая роль включается по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. В каких-то из этих ролей нам приходится находиться более длительное время, в каких-то — относительно незначительное; с какими-то из ролей мы справляемся без труда, другие едва выносимы для нас.

Люди выполняют в обществе множество социальных ролей. Их отличительная черта заключается в том, что роль отца или учителя остается той же самой, если поменяются люди, выполняющие эти роли. Именно таким способом достигаются предсказуемость и порядок в обществе.

Как, по мнению автора, соотносятся понятия «социальная роль» и «социальный статус»? Укажите два выделенных автором аспекта. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальный статус».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социальные роли — термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции.

Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. (. ) Статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину мира. (. )

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.

В связке понятий «статус-роль» ведущее место принадлежит первому. Именно поэтому в литературе встречается выражение «статусная роль», но никогда не попадается «ролевой статус».

Термин «роль» позаимствован из театральной сферы, где он призван был под¬черкнуть различие между актером и исполняемой партией. Множество известных актеров пробовало себя в роли Гамлета подобно тому, как множество выпускников медицинского института становятся врачами.

Люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. Они подчиняются тому, что все считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик — это определенная роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы знаем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. В целом все учителя или продавцы ведут себя сходным образом.

(. ) «Весь мир — театр, все люди в нем — актеры, и каждый не одну играет роль», — сказал великий Шекспир. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене великое множество ролей. Мы все — сыновья и дочери, мужья и жены, подчиненные и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители, специалисты и т.д. Причем весь этот репертуар живет внутри нас одновременно, и каждая следующая роль включается по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. В каких-то из этих ролей нам приходится находиться более длительное время, в каких-то — относительно незначительное; с какими-то из ролей мы справляемся без труда, другие едва выносимы для нас.

Люди выполняют в обществе множество социальных ролей. Их отличительная черта заключается в том, что роль отца или учителя остается той же самой, если поменяются люди, выполняющие эти роли. Именно таким способом достигаются предсказуемость и порядок в обществе.

Читайте также: