Иосифу волоцкому в диспуте о статусе церкви и характере ее власти оппонировал

Обновлено: 19.09.2024

Сегодня в соцсетях, средствах массовой информации, в прессе с завидной регулярностью появляются статьи, посвящённые материальному положению Русской Православной Церкви. Вопрос о том, для чего церкви деньги и нужны ли они ей вообще неоднократно вставал в Российской истории.

Наследники Сергия Радонежского

Впервые со всей остротой эта проблема в Русской Церкви обозначилась пять веков назад, когда на Соборе 1503 года столкнулись две противоположные позиции последователей святого Сергия Радонежского, удивительным образом сочетавшего в себе активность с созерцательностью.

Сторонники настоятеля заволжской Сорской пустыни Нила (Майкова) тяготели к идеалу раннехристианской общины, где основой была общая собственность и обязательность труда для каждого человека. Их условно именовали «нестяжателями». Другой позиции придерживался лидер «стяжателей» Иосиф Волоцкий, полагавший, что церковь должна представлять собой крепкий в организационном и финансовом отношении организм.

Андрей Шишкин «Перед службой» Андрей Шишкин «Перед службой»

Нил Сорский

Нил Сорский принадлежал к дворянскому роду Майковых, основателем которого был Андрей Майко, один из видных служилых людей. Будущий святой родился в 1433 году в Москве и в Крещении был наречён Николаем. Он был весьма образованным для своего времени человеком, и занимался переписыванием книг. Приблизительно в середине 1450-х годов Николай принял постриг с именем Нил в знаменитом Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь молодой человек продолжил заниматься книжным ремеслом, а, кроме того, был приобщён к решению хозяйственных вопросов.

Примерно через четверть века вместе с товарищами он совершил продолжительное паломничество на Святую Землю, в Царьград и на Афон, где досконально изучил вопросы организации монашеской жизни. Возвратившись на родину, Нил основал скит неподалёку от Кириллова монастыря, который впоследствии превратилась в Нило-Сорскую пустынь. Он стал последовательным противником не только личной собственности у монашествующих, но и монастырский владений вообще.

Икона «Св. Нил Сорский» Икона «Св. Нил Сорский»

Иосиф Волоцкий

Иосиф Волоцкий (Иван Санин) родился в дворянской семье в 1439 году. В двадцатилетнем возрасте принял постриг, и восемнадцать лет провел в богатом Боровском монастыре под руководством игумена Пафнутия, чьё место он занял после кончины настоятеля. Через некоторое время основал свой Иосифо-Волоколамский монастырь. Предварительно он под видом трудника побывал во многих обителях, посвятив этому год, а затем лучшее черты воплотил у себя.

В Волоцком монастыре существовал общежительный устав, здесь требовалось строжайшее выполнение обрядовых установлений, отсутствовала всякая личная собственность – даже одежда и пища были обобществлены. Несмотря на суровость порядков, здесь охотно принимали постриг бояре и торговые люди, что способствовало приращению богатств обители, и уже через шесть лет была построена большая каменная Успенская церковь, которую расписал известный иконописец Дионисий.

Икона «Св. Иосиф Волоцкий» Икона «Св. Иосиф Волоцкий»

Собор 1503 года

В отличие от Нила (Майкова), идеалом которого была небольшая группа молитвенников, объединённых вокруг духовника на основании братской любви, монастырь Иосифа (Санина) представлял собой дисциплинированный отряд духовных воинов, которые борются с грехом под руководством игумена. Сосредоточение материальных богатств в монастыре Иосиф Волоцкий не считал пороком, полагая, что при условии соблюдения личной монашеской аскезы, они способствуют укреплению авторитета церкви.

Открытый спор представителей двух течений произошёл на Соборе 1503 года. И первые, и вторые сходились в осуждении личного стяжательства в церковной среде. Вместе с тем, «нестяжатели» призывали монастыри отказаться от всякого имущества и земель, передать их в государственную казну.

Сторонники «стяжателей» отстаивали право на монастырскую собственность, аргументируя тем, что богатая церковь может выполнять в обществе благотворительные функции, а также, при необходимости, поддерживать государственную власть. В сущности, Иосиф Волоцкий был человеком государственного мышления, который полагал, что всю российскую экономику полезно организовать по церковно-монашескому образцу.

Итоги спора

Спор между сторонниками Иосифа Волоцкого и Нила Сорского вылился, в сущности, в обсуждение проблемы о том, какой должна быть церковь по отношению к государству. И первый, и второй, выдвигали идеальные модели.

«Нестяжатели» видели её исключительно молитвенной, непричастной никаким земным целям. Они полагали, что только такая церковь может иметь авторитет у всех слоёв общества и вести Россию вперёд, к высоким идеалам.

«Стяжатели» представляли церковную организацию, крепко стоящей на ногах, обладающей значительной собственностью, и потому не зависящей от власти. В такой церкви сочетается молитвенный настрой с несением послушания. В конечном итоге, она может стать станет духовно-образующей силой России.

Иосиф Волоцкий (Санин) утверждал, что монастыри должны иметь земли и крестьян.
Что у монастырей должно быть большое крепкое хозяйство.
Нил Сорский (Майский) возражал ему и считал, что монахи должны кормиться трудами рук своих. Государь тогда принял сторону Иосифа Волоцкого.
Православная Церковь со временем канонизировала обоих игуменов.
А время показало, что оба они были правы и должны быть разные типы монастырей.
Монастырь Иосифа Волоцкого в селе Теряеве во время голода кормил по нескольку тысяч человек в день.
У них также были разногласия по поводу отношения к еретикам. Нил Сорский считал, что надо быть мягче к заблудшим.

Остальные ответы

ПРАВОславные - стяжатели ("жидовствующие"="иосифляне") или НЕстяжатели? Что стяжать дОлжно?
Разница:
- в интерпретации заповеди ". и будете в поте лица СВОЕГО хлеб ВАШ насущный есть";
- пастырь и паства, цель и средство. Пастух это тот кто ведёт стадо безопасными тропами или стрижёт овец;
- церковь - убежище сирых или функция услуги провайдера;
- в неизбежном конфликте интересов правителей и управляемых церковь на чьей стороне или она сама третья сторона противоречия;
.

Религиозность – многие философы рассматривали человека, общество, государство, Вселенную как через отношение к Богу.

Нравственность – проблемы добра и зла, справедливости проходят красной нитью сквозь все темы, развиваемые русскими философами.

Практичность – русская философия редко уходила в создание теоретических, абстрактных конструкций. Часто модели, создаваемые русскими философами, имеют непосредственное отношение к аспектам повседневной жизни человека.

Доступность – многие русские философы при изложении своих идей обходились без специфических философских терминов. Кроме того, часть философского наследия представлена в литературной форме (например, работы Ф.М.Достоевского, некоторые труды В.С.Соловьева).

Во всех областях философии — гносеология, логика, этика, эстетика и история философии — велись исследования в России.

Специфические проблемы русской философии

Пути развития России – на что должно ориентироваться наше государство в перспективе – на собственные традиции или на европейские.

Проблемы власти – размышления по поводу специфического отношения народа к монарху, сформулированное в выражении «Царь – батюшка», место которого затем занимают представители Советской власти.

Проблемы социальной справедливости – рассматривается возможность равномерного распределения экономических и социальных благ.

Проблема человека – размышление над традиционной для философии темой – роль и место человека в мире.

Проблемы морали и нравственности – в русской философии часто добро, справедливость – несправедливость представлены в своем диалектическом единстве. Человек показан как вечно сомневающийся, размышляющий нал тем, какую сторону принять. Эта мысль ярко выражена Ф.М.Достоевским в романе «Братья Карамазовы»: «Здесь Бог с Дьяволом борются, а поле битвы – сердца людей».

Проблемы творчества – поиск источников творческого процесса не столько в индивидуальном плане (технология творчества конкретного человека), сколько в онтологическом (начало и статус творческой свободы в мире).

Важным аспектом для русской философии является соотношение:

1. веры и разума;

2. здравого смысла и интуиции;

3. философии и теологии;

4. идеала аскетического и мирского.

Этапы русской философии:

1. 10 – 17 вв. – зарождение русской философии.

2. Славянофильство и западничество

4. Религиозная философия

5. Русский марксизм

6. Философская в советской и постсоветской России.

Тема I. Формирование русской философии

Цель семинарского занятия: Выделить и рассмотреть этапы становления русской предфилософии в контексте славянской мифологической культуры, а также киевского и московского периода развития мировоззрения на Руси.

Основные понятия: менталитет, патриотизм, язычество, византизм, иконопись, мифология, вольнодумство, юродство, двоеверие, старообрядчество, раскол, аскетизм, исихазм, апокрифы, ереси, стригольники, «Домострой», теократия, историософия, славяно-греко-латинская академия.

План семинара

1. Мифологическая предфилософская картина Древней Руси.

2. Предфилософская мифологическая культура славянских племен на Руси.

3. Киевский период развития философии. Принятие христианства.

4. Философские и социальные проблемы Киевской Руси: «Повесть временных лет», «Изборник 1076 года», «Толковая Палея», «Пчела», «Диоптра», «Слово о законе и благодати», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово Даниила Заточника».

5. Философская мысль в России московского периода. Теория монаха Филофея: «Москва – третий Рим».

6. Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Максим Грек.

7. Религиозные ереси и вольнодумство на Руси: Федор Курицын, Феодосий Косой, Семеон Полоцкий, Андрей Белобоцкий, Юрий Крижанич.

8. Церковный раскол и старообрядчество. Патриарх Никон и протопоп Аввакум.

В ходе семинара необходимо определить и вскрыть особенности формирования русского мировоззрения на различных этапах исторического формирования Руси: а) предфилософский, мифологический, б) славянский, в) киевский, г) московский, д) петровский. Определить истоки формирования философских идей на древнерусской почве: 1) греческая патристика; 2) учения византийских богословов VI – VIII вв.; 3) кирилло-мефодиевская традиция IX в.; 4) светская литература XI в.; 5) традиция невских митрополитов X – XI вв.; 6) традиция аллегорического рационализма XII в.

Рассмотреть еретические учения: языческая оппозиция и общехристианские ереси, арианство, богомильство, стригольничество, антитринитарии, которые подготовили борьбу основных двух направлений: (Иосиф Волоцкий) иосифлян и (Нил Сорский) нестяжателей.

Необходимо в ряде религиозных еретических направлений (Феодосий Косой, Федор Курицын, Андрей Болобоцкий …) увидеть основу вольнодумства, дуализма.

Рассмотрите образование в Русской Православной Церкви раскола, выделение старообрядчества с многоликими сектантскими объединениями, ставшими в оппозицию к Русскому государству петровских преобразований.

Обратите внимание на то, что политическая ориентация церкви на государственную политику всегда была определяющей.

Тесты, вопросы, проблемные задания.

1. Центральная категория в «Поучении» В. Мономаха:

А) покаяние Б) милосердие В) добродетель Г) правда

2. Кто автор цитаты: «И подобало благодати и истине воссиять над новым народом … И сберегется и то и другое»:

А) Феодосий Печерский Б) Илларион В) Мономах Г) Никон

3. В молении Даниила Заточника мудрость человека рассматривается:

А) мудрость правителя Б) мудрость обычного человека

В) мудрость мыслителя Г) мудрость богослова

4. «Знание вещей божественных и человеческих, насколько может приблизиться человек к Богу, которое учит человека делами своими быть по образу и подобию сотворившего его», утверждал:

А) Илларион Б) Мономах В) Кирилл Философ Г) Иван Грозный

5. Иосифу Волоцкому, в диспуте о статусе церкви и характере её власти, оппонировал:

А) Никон Б) Симеон Полоцкий В) Сильвестр Медведев Г) Нил Сорский

6. Автор доктрины «Москва – третий Рим»:

А) Илларион Б) Мономах В) Филофей Г) Никон

7. Древнерусский мыслитель, изложивший в своем труде этический кодекс поведения - ………

8. Оппонентом Ивана Грозного в споре о характере царской власти был:

А) Максим Грек Б) Нил Сорский

В) Симеон Полоцкий Г) Андрей Курбский

9. Первый руководитель Славяно-греко-латинской академии:

А) Софроний Лихуда Б) Петр Могила

В) Симеон Полоцкий Г) Андрей Курбский

10. «Слово о законе и Благодати» – произведение …

а) Владимира Соловьева, в) Григория Сковороды,

б) Владимира Мономаха, г) митрополита Илариона.

1. Когда зародились первые философские идеи на Руси?

2. Как пришло на Русь христианство: через крестьянство, город, князей? Силой власти? Или добровольно? В чем культурно-историческое значение крещения Руси?

3. В чем специфика проблематики первого периода русской философии?

4. Смысл столкновения «нестяжателей» (заволжские старцы, Нил Сорский) и «иосифлян» (Иосиф Волоцкий). Кто победил в этом столкновении и почему?

5. Нил Сорский был сторонником «святой Руси» или теократии?

6. В чем видел мессианское призвание Москвы Филофей?

7. Какие причины у старообрядчества?

8. В чем суть концепции царской власти Ивана Грозного?

9. В чем заключается роль Киево-Могилянской академии в развитии русской мысли?

10. Ушло ли язычество из русской культуры? Что такое «двоеверие», в чем оно проявляется?

2*. В чем культурно-историческое значение крещения Руси?

3. В чем специфика проблематики первого периода русской философии?

4. Нил Сорский был сторонником «святой Руси» или теократии?

5. В чем видел мессианское призвание Москвы Филофей?

6. Какие причины у старообрядчества?

7*. В чем суть концепции царской власти Ивана Грозного?

Задание №2. Решите упражнение

1. Кому принадлежит текст? Какой период и какой процесс в русской истории отражает? Обоснуйте свое мнение.

«Даже от вышней и от всемогущей, всё в себе содержащей десницы божьей, которой цари царствуют и которой великие славятся и могучие возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольного государя великого князя, православного владыки всех, браздодержателя святых божьих престолов, святой вселенской соборной апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ее Успения, который вместо римского и константинопольского владык воссиял. Ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова-града, церковные двери внуки агорян секирами и оскордами рассекли. И вот теперь третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится.

Так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь. И следует тебе, царь, это блюсти со страхом божьим, убойся Бога, давшего тебе это, не надейся на золото, и богатство, и славу: все это здесь собирается и здесь, на земле остается <…>.

И если хорошо урядишь свое царство – будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать».

2. Какие понятия и идеи не могли быть в «Поучении Владимира Мономаха». Найдите их.

«Азъ худый дъдомъ своимъ Изяславом, благословленымъ, славнымъ, наречный въ крещении Василий, русьскымь именемь Володимиръ, отцемь възлюбленымь и матерью своею Мьномахы.

<…> и хрестьяных людий дъля, колико бо сблюдъ по милости своей и по отни молитвъ от всъх бъдъ! Съдя на дровнях, помыслих в души своей и похвалих бога, иже мя сихъ дневъ гръшнаго допровади. Да дьти мои, или инъ кто, слышавъ сю грамотицю, не посмъйтеся, но ему же люба дътий моихъ, а приметь е в сердце свое, и не лънитися начнеть тако же и тружатися.

Первое, бога дьля и душа своея, страх имьйте божий в сердци своемь и милостыню творя с осмотрением – достойному дай, а недостойного прочь гони яко вредного, то бо есть начатокъ всякому добру.

Всего же паче убогых не забывайте, но елико могуще по силъ кормите, и придайте сироть, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте силным погубити человъка. Ни права, ни крива не убивайте, ни повельвайте убити его. Аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакоя же хрестьяны.

Рьчь молвяче, и лихо и добро, не кленитеся богомь, ни хреститеся, нъту бо ти нужа никоея же. Аще ли вы будете кресть целовати к братьи или г кому, а ли управивъше сердце свое, на нем же можете устояти, тоже цьлуй-те, и цъловавше блюдъте, да не, приступни, погубите душъ своеъ. Епископы, и попы и игумены. с любовью взимайте от них благословленье, и не устраняйтеся от них, и по силъ любите и набдите, да приимете от них молитву. от бога. Но помятуйте, что и епископов есть нужды и с осмотрением толкуйте немного бо вред от того может быть. Паче всего гордости не имъйте в сердци и въ умъ, но рцьм: смертни есмы, днесь живи, а заутра в гробъ; се все, что ны еси вдалъ, не наше, но твое, поручил ны еси на мало дний».

Задание №3. Найдите правильный ответ и обоснуйте его:

1. Центральная категория в «Поучении» В. Мономаха:

2. Кто автор цитаты: «И подобало благодати и истине воссиять над новым народом … И сберегется и то и другое»:

А) Феодосий Печерский

3. В молении Даниила Заточника мудрость человека рассматривается:

А) мудрость правителя

Б) мудрость обычного человека

В) мудрость мыслителя

Г) мудрость богослова

4. «Знание вещей божественных и человеческих, насколько может приблизиться человек к Богу, которое учит человека делами своими быть по образу и подобию сотворившего его», утверждал:

В) Кирилл Философ

5. Первый древнерусский философ …….

6. Иосифу Волоцкому, в диспуте о статусе церкви и характере её власти, оппонировал:

Б) Симеон Полоцкий

В) Сильвестр Медведев

7. Автор доктрины «Москва – третий Рим»:

8. Древнерусский мыслитель, изложивший в своем труде этический кодекс поведения ………

9. Оппонентом Ивана Грозного в споре о характере царской власти был:

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петрик Нина Николаевна

Статья посвящена принципам и их роли в формировании отечественной государственности взаимоотношений между светской и духовной властью. Автор обращается к концепции взаимоотношений духовной и светской власти Иосифа Волоцкого, который, как и другие православные мыслители, придерживался идеи божественного происхождения верховной государственной власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Петрик Нина Николаевна

Симфония церкви и государства в политико-правовых взглядах Иосифа Волоцкого Симфония властей в период правления Ивана IV Грозного Философская доктрина самодержавной власти преподобного Иосифа Волоцкого Иосиф Волоцкий: апологет или критик самодержавной власти великого князя? Начало дальнейшего (к 500-летию со дня кончины св. Прп. Иосифа Волоцкого) i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHURCH AND STATE SYMPHONY IN POLITICAL AND LEGAL VIEWS OF JOSEPH VOLOTSKY

A major role in the formation of national statehood played principles of relations between the temporal and spiritual power. Successor of the Byzantine tradition in Russia was one of the brightest representatives of the clergy abbot Joseph of Volokolamsk. The basis of his conception of the relationship of the spiritual and secular authorities were put certain principles. Like other Orthodox thinkers Joseph of Volokolamsk adhered to the idea of the divine origin of the supreme state power

Текст научной работы на тему «Симфония церкви и государства в политико-правовых взглядах Иосифа Волоцкого»

УДК 340.15 ББК 67.0

СИМФОНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДАХ ИОСИФА ВОЛОЦКОГО

Статья посвящена принципам и их роли в формировании отечественной государственности, развитии взаимоотношений между светской и духовной властью. Автор обращается к концепции симфонии духовной и светской власти И. Волоцкого, который, как и другие православные мыслители, придерживался идеи божественного происхождения верховной государственной власти.

Ключевые слова: история правовых и государственных идей, политико-правовые ценности, симфония духовной и светской власти, церковь.

THE CHURCH AND STATE SYMPHONY IN POLITICAL AND LEGAL VIEWS

OF JOSEPH VOLOTSK Y

A major role in the formation of national statehood played principles of relations between the temporal and spiritual power. Successor of the Byzantine tradition in Russia was one of the brightest representatives of the clergy abbot Joseph of Volokolamsk. The basis of his conception of the relationship of the spiritual and secular authorities were put certain principles. Like other Orthodox thinkers Joseph of Volokolamsk adhered to the idea of the divine origin of the supreme state power.

Keywords: history of legal and governmental ideas, political and legal values, symphony spiritual and temporal power, Church.

Большой вклад в формирование самодержавной модели монархии внес известный церковный деятель Иосиф Волоцкий (1440-1515), который, как справедливо отмечается в научной литературе, входит в число выдающихся идеологов Русской православной церкви (далее - Церковь). Его политико-правовые взгляды сформировали модель внутренней организации Церкви, место последней в политической системе Московии, ее взаимоотношения с государственной властью стали основой официальной политической идеологии русского общества ХУ1-ХУП веков.

На земских соборах государь правил посредством взаимодействия различных сословий, среди которых были служилые люди, бояре, духовенство, купцы (посадские люди) и даже крестьяне, не находящиеся в кабальной зависимости. При этом государь осуществлял примирение в вопросах управления обществом и реализации интересов разных сословий в едином направлении: всеобщем преображении душ и спасении в единой Церкви. Например, икона «Церковь воинствующая», находящаяся в Кремле с XVI века, изображает духовную жизнь Московского царства. Глава государства (царь) находится в начале огромного военного обоза, в котором идут самые разные люди: военачальники, бояре, служилые, крестьяне и так далее, к единой цели - к Царствию

Божию. При этом каждый выполняет свою роль: и монарх, который находится в начале обоза, и последний крестьянин - все они друг от друга зависят, их отношения иные, нежели просто отношения царя и подданных.

Один из самых известных богословских трактатов «Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих» посвящен разоблачению «ереси жидовствующих», так как с 1493 года и до конца своей жизни Иосиф вел бескомпромиссную борьбу с еретическим движением. В пространной редакции «Просветителя», составленной в 1510-1511 годы, помимо «Сказания», содержится 16 «Слов», каждое из которых представляет собой отдельную главу.

Несмотря на религиозно-церковную стилистику, произведение церковного иерарха имело огромное политическое и правовое значение, определявшееся двумя моментами: во-первых, отношением государства к еретикам; во-вторых, вопросом об их наказании. Иосиф Волоцкий полагал, что эффективная борьба с «ересью жи-довствующих» и разрешение конфликтов по поводу статуса его монастыря невозможны без участия государства. Это обстоятельство продиктовало мыслителю необходимость рассмотреть сущность и функции великокняжеской власти, обязанности главы государства, соотно-

шение и взаимодействие духовной и светской власти в нем [1, с. 123].

Иосиф Волоцкий видел в «ереси жидовствую-щих» угрозу для государства. Дело в том, что от состояния церковной жизни, от нравственного фундамента государства в России зависело его существование и развитие. Согласно «Просветителю» ересь была привезена на Русь из Литовского княжества «жидовином Схарией», который приехал в Новгород в 1470 году в составе свиты литовского князя Михаила Олельковича. Суть ереси заключается в отрицании богочеловече-ской природы Иисуса Христа. Схария совместно с двумя другими иудеями Иосифом Шмойло-Скарявеем и Моисей Ханушем увлек в ересь священнослужителей Дионисия и Алексия, которые распространяли ее идеи среди новгородцев. Впервые с момента принятия Русью христианства в русском обществе зародилось еретическое движение.

По существу, «ересь жидовствующих» представляла собой отрицание христианства в целом. «Се ныне уже прииде отступление: отступиша убо мнози от православныя и непорочныя христовы веры и жидовствуют втайне. Иже преже ниже слухом слышася, ныне и в домех, и на путех, и на тръжищих иноци и мирьстии и вси сомнятся, вси о вере пытают, и не от пророк, ни от апостол, ниже от святых отець, но от еретиков и от оступников христовых, и от проклятых на соборе, от протопоповых детей, и его зятя, и от учеников, и с ними дружаться, и пиют и ядять, учятся от них жидов-ству, и от самого того сатанина сосуда и дияволо-ва, митрополита, не выходят и спят у него. Поистине приде отступление: отступиша бо человеци от истинны и от правды, отступиша братолюбиа ит нищелюбиа, отступиша целомудриа и чистоты» [2, с. 44], - такую оценку давал нравственно-религиозному состоянию общества Иосиф Волоц-кий в послании Нифонту Суздальскому.

Его борьба с ересью началась с объяснения опасности этого учения государю Ивану III, после чего исход ее зависел от решительности великого князя. Однако необходимо было теоретическое, идеологическое обоснование права государя вмешиваться в религиозные дискуссии и наказывать отступивших от истинной веры. Идеал сотрудничества государства и церкви был сформулирован Иосифом в посланиях к великим князьям Ивану Ш и Василию Ш, в которых богослов пытался объяснить им соответствующие вызовам времени воззрения на их власть, ее сущность, функции и т. п. [3, с. 121-220].

При этом не стоит доверять распространенным советской пропагандой мифам, упрощаю-

В основу его концепции взаимоотношений духовной и светской власти были положены следующие принципы:

1) как и другие православные мыслители, Иосиф Волоцкий придерживался идеи божественного происхождения верховной государственной власти. От Бога цари принимают скипетр царствия и получают в управление государство. «Сего ради слышите, Царие и Князи, и разумейте, - восклицал Иосиф, - яко от Бога дана бысть держава вам. Вас бо Бог в Себе место избра на земли и на Свой престол вознес посади, милость и живот положи у вас» [6, с. 23]. При этом он отмечал, что сам носитель Богом данной царской власти остается подобным другим людям: «Царь убо естеством подобен есть всем человеком, вла-стию же подобен есть Вышнему Богу» [6, с. 45];

2) монах предлагал отделять представление о власти как о Божественном установлении от факта ее реализации определенным лицом - главой государства. Властитель выполняет Божественное предназначение, оставаясь при этом простым человеком, допускающим, как и все люди на земле, ошибки, которые способны погубить не только его самого, но и весь народ, «ибо за государское прегрешение Бог всю землю казнит» [6, с. 44];

3) власть царя может быть отвергнута в том случае, если ее носитель личные страсти не подчиняет основной задаче употребления власти -обеспечению наибольшего количества благ наибольшему числу подданных. При этом главное благо - Царство небесное, спасение душ подданных. Здесь мы видим гипотетическую возможность обсуждать, критиковать личность и действия монарха как верховного правителя в случае

«уклонения его в ересь и корысть». По его мнению, Бог, посадив государя всей Русской земли на царский престол, и суд, и милость, и власть, и попечение передавал ему. Указывая на необходимость демонстрировать властям покорность и послушание («вздавати властем покорение и послушание»), Иосиф Волоцкий в то же время отмечал, что следует поклоняться им и служить телом, а не душою, и воздавать им царскую честь, а не божественную («подобае тем поклонятися и служити телесне, а не душевне, и вздавати им црьскую честь, а не божественную») [6, с. 24];

4) И. Волоцкий обосновывал теорию о превосходстве духовной власти над светской, так как главная цель государства - защита церкви. Этот принцип понимания разницы между христианским государством и государством - разбойничьей шайкой известен еще со времен Августина Блаженного [7, с. 122]. По сути, он утверждал известное положение о симфонии - союзе властей, в котором светская власть обязана помогать Церкви, преследовать ее врагов-еретиков и не покушаться на церковные владения, а Церковь, в свою очередь, должна поддерживать силой проповеди, своего авторитета правомерную княжескую власть, но в этом союзе главенствующая роль отводится Церкви [8, с. 198]. Теория совмещения властей находит у него здесь весьма интересную и оригинальную реализацию. Божественная воля является источником не только власти, но и всякого законодательства [9, с. 57];

5) в своих воззрениях Волоцкий опирался на византийскую историю. В частности, он писал в «Просветителе»: «Если святые отцы, бывшие на вселенских и поместных соборах и наставляемые Святым и животворящим Духом, расположили Божественные правила и законы, и слова святых отцов, и святые заповеди, которые от уст самого Господа, то сами же святые отцы соединили в древности со всем этим и гражданские законы» [6, с. 143]. Единство божественных заповедей и правовых норм государства для него, как и для любого другого христианина, незыблемо. В качестве примера Иосиф приводил «Номоканон», где переплелись по Божьему промыслу божественные правила с заповедями господними, изложенными святыми отцами, а также с самими гражданскими законами;

6) пределы осуществления верховной государственной власти в русском обществе мыслились Иосифом Волоцким не столько правовыми, сколько религиозно-нравственными. Более того, царь является защитником правды, нравственного начала в жизни государства. Бог воздвигает царя с правдой на престол, поэтому «царь есть Божий

слуга», поставленный для служения Богу и людям. «Вам же подобает, - пишет он, - приемши от Вышняго повеления правления человеческого рода, Православным Государем Царем и Князем не токмо о своих пещися и своего точию жития правити, но и все обладаемое от треволнения спасти и соблюдати стадо его от волков невредимо, и боятися серпа небеснаго и не давати воля зло-творящим человеком, иже душу с телом погубляю-щим, скверные, глаголю, и злочестивые еретики» [6, с. 45]. «Да не будете волцы в пастырей место стаду Христову, и предадите стада Христова зверем на расхищение, еже есть июдеем и еллином, и еретиком, и отступником, и всем неверным. Подобает Царем и Князем всяко тщание о благочестии имети и сущих под ним от треволнения спасати душевнаго и телеснаго» [6, с. 44];

7) исходя из того, что царь есть хранитель православно-нравственных устоев общества, защитник его от всякого вреда, а значит, и от разлагающего воздействия еретиков, государственная власть обязана поступать так же, как с убийцами - губителями тела, а именно казнить их. В отдельной главе «Просветителя» «Слово против ереси новгородских еретиков, утверждающих, что не следует осуждать ни еретика, ни вероотступника» богослов утверждает, что еретика и вероотступника не только осуждать, но и проклинать следует, а царям, князьям и судьям надлежит отправлять их в заточение и подвергать жестоким казням [6, с. 244]. Таким образом, и в данном случае Иосиф Волоцкий возлагал на государственную власть задачу духовного благочестия. В отличие от Церкви, орудиями которой служат мирные наставления, молитва, любовь, и если кроткие наставления не имеют действия, а явный, дерзостный соблазн угрожает церкви и государству, «тогда не Митрополит, не Духовенство, но Государь может справедливым образом казнить еретиков. Сия пристойность была соблюдена: их осудили, как сказано в летописях, по градскому закону» [10, с. 126]. Однако, согласно Н. М. Карамзину, великий князь так и не решился казнить еретиков. Иосиф Волоцкий был не таким кровожадным, как его принято изображать. «Преподобные и богоносные отцы наши, свя-щенноначальники и пастыри предавали еретиков и отступников смерти и лютым казням не оружием, но молитвой и силой, данной им от Бога. Если же какого-нибудь еретика или отступника следовало казнить, они не делали этого сами, но поручали это благочестивым православным царям, поставленным для наказания злодеев, по апостольскому писанию и по свидетельству священных правил, согласно граждан-

ским законам, которые преподобные и богонос-ные отцы наши связали и соединили со священными правилами» [6, с. 123].

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует учесть, что идеал светской власти у И. Волоцкого менялся в ходе его жизни, но основные убеждения оставались прежними. В начале своей богословской деятельности Иосиф выступал противником великокняжеской власти, защищая при этом принцип невмешательства правителя в быт и устройство монастырей. Несмотря на то, что светская власть имеет божественное начало и человек является носителем этой власти, «царь властвует над телом подвластного, а нетленная душа недоступна царским велениям». Власть незыблема, если заботится о подданных и соблюдает Божьи заповеди.

В дальнейшем борьба с еретиками продиктовала необходимость Иосифу Волоцкому доказать величие самодержца и безоговорочное подчинение его власти. Он подчеркивает Божественность самодержца, пишет о том, что подчинение ему угодно Богу, так как царь является персонификацией Божественного миропорядка и осуществляет Божественный промысел. «Праведный же царь или князь, - заявлял Иосиф, - ангельский и святительский имать чин, аще сохранит закон и суд и правду, и не обинется лица сильнаго на суде, ниже приимет мзды, ни уповает на неправду, и на восхищение не желает».

Как и в Византии, царь служит правде и милости. «Аще то сердце немилость покажет к человеком, ихже ради Христос кровь Свою из-лия, - пишет Иосиф, - скоро и страшно при-иде на того испытание и ярость Господня на нем неисцельна» [6, с. 77].

Завершая краткий обзор взглядов Иосифа Волоцкого, укажем на следующие строки из написанного им «Похвального слова Великому Князю Василию»: «Уже к тому да не сетуем, уже к тому да не стужаем Божией славе, уже к тому

да мятемся мыслию глаголя: кто потом удержит хоругви Русского Царствия, кто да соблюдет православных исполнение, кто поборет на безумныя, кто да уставит языческое стремление, кто да посрамит еретическое гнилословие, кто да управит исконное в отечестве его любопренное и гордын-ное о благородстве мятежное шатание» [6, с. 46]. В этой цитате мы видим упование мыслителя на царя - надежду и фундамент русского благочестия и государства.

1. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России. М., 2003.

2. Казакова Н. А., Лурье И. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века. М.-Л., 1955.

3. Алексеев А. И. О «Просветителе» и посланиях преподобного Иосифа Волоцкого // Вестник церковной истории. 2008. № 2 (10).

4. Овчинников А. И., Овчинникова С. П., Андрейченко А. С. Православное вероучение и консервативная философия права: в 2-х ч. // Философия права. 2007. № 1. Ч. I.

5. История политических и правовых учений / под ред. О. Э. Лейста. М., 2006.

6. Волоцкий И. Просветитель. М., 1994.

7. Блаженный Августин. Творения. О граде Божьем. СПб., 1998.

8. Кожинов В. История Руси и русского слова: опыт беспристрастного исследования. М., 1999.

9. Овчинников А. И., Овчинникова С. П., Андрейченко А. С. Православное вероучение и консервативная философия права: в 2-х ч. // Философия права. 2007. № 2. Ч. 2.

10. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 2-х кн. М., 1989. Кн. 2.

УДК 316 : 1 ББК 60.5

СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО В АЛЬТЕРНАТИВАХ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В статье рассмотрены особенности проявления случайности в динамических системах. Показана роль данной категории в исследовании моделирования сценариев будущего. Альтернативность развития исторического процесса исследована автором в контексте процесса самоорганизации.

Ключевые слова: случайность, альтернативность, темпоральность, исторические трансформации социума, сценарии будущего, саморазвивающиеся системы, динамические категории.

Читайте также: